Как построить стартап на неликвидных товарах
В очередном выпуске “Ценной инфы” я поговорил с человеком, который в неполные 30 лет успел побывать на вершине успеха, и потерять весь бизнес полностью. История предпринимателя из Беларуси, который не собирается сдаваться.
Успехи и провалы
Свой первый бизнес я открыл в 19 лет. Это была небольшая кафе-пекарня в Минске. Она существует до сих пор, хотя я давно её уже продал. Новый владелец сохранил название – пекарня Buvette.
Можно сказать, что в бизнес я попал случайно. В моей семье случилась трагедия, умер отец, и на мне остались две семьи – мама с младшим братом, и моя жена, которая уже была беременной. А мне 19 лет, и никаких перспектив с работой.
Я бросился в бизнес, ни о чём не думая. Подвернулась пекарня, туда и пошёл. Моей целью было прокормить две семьи. За пять лет я превратил одну пекарню в семь, открыл бары “Чердак”, “Крыша”, ресторан “Бо-Бо”. Было очень тяжело, и, наверное, внутренне я никогда не хотел заниматься общепитом. Где-то к концу седьмого года я понял, что пришла пора заканчивать с ресторанами, они просто разъедали меня изнутри.
Постепенно я распродал все точки. Многие из них до сих пор существуют. Что я чувствую, когда прохожу мимо? Да ничего особенного, ну есть они и есть.
Следующие несколько бизнесов провалились. А в 2016 году я решил открыть свой private label для торговли на Amazon. Бренд назывался Mo Backpack, мы торговали городскими рюкзаками. Параллельно я открыл свою косметическую линию. В какой-то момент рюкзаки взлетели, мы вышли на третье место по продажам в своей категории. Рюкзаки стоили по 250 долларов, и мы не успевали их завозить.
Я решил, что поймал удачу за хвост, закрыл все низкомаржинальные направления, и задумался о строительстве своей фабрики по пошиву рюкзаков в Беларуси.
И открыл. Угрохал в строительство фабрики все деньги, которые были. Это я сейчас понимаю, что ни в коем случае нельзя было идти в производство, но тогда казалось, что я всесильный, что я всё могу. В итоге я бизнес полностью потерял.
После потери фабрики я год приходил в себя. Потом стал присматриваться к новым нишам, и решил, что мой следующий бизнес будет связан с онлайном и оффлайном.
Идея бизнеса на товарных остатках
Когда я искал новое направление бизнеса, я обратил внимание на такую боль крупных ритейлеров как товарные остатки и оверсток. Если мы посмотрим на общий объём интернет-торговли, то у крупных компаний около 40% занимают проблемные товарные остатки. То есть это те товары, которые они не успели продать, прошел сезон, появилась новая коллекция. Или это оверсток товары, которые были закуплены в слишком большом количестве.
И такое большое количество товарных остатков для них превращается в реальную боль. У них большие издержки на хранение, нехватка оборотных средств, кассовые разрывы и так далее.
И я нашёл способ быстро избавить их от проблемных товаров.
Бизнес-модель рестокинга
Совместные покупки не новая бизнес-модель. Если копнуть в историю вопроса, что первые СП появились в 1860 году в Нью-Йорке. Компания Pacific Tea предложила свои покупателям объединяться в сообщество, и покупать у них товар оптом.
А если брать наше время, то в начале 2000-ых пионером в этой нише стал Groupon. Он произвел своего рода революцию в этой области, привлекая покупателей товара или услуги за счёт большой скидки.
Мы тоже продаём через скидки, но наша бизнес-модель в корне отличается от бизнес-модели Groupon. Наша ЦА – организаторы совместных покупок, своего рода микропредприниматели. Платформа Restocker предоставляет возможность закупать товар оптом по низким ценам. А низкие цены берутся за счёт того, что ритейлер готов ликвидировать товары, которые он уже списал, со скидкой в 80% и более процентов.
Как работает платформа для совместных покупок
У нас есть две категории пользователей нашей платформы. С одной стороны – это поставщики-ликвидаторы, крупные компании enterprise уровня такие как Lamoda, KupiVip, Finn Flare и многие другие. Они заходят на Restocker, и самостоятельно выставляют неликвидные товара на нашем сервисе.
Вторая сторона — организаторы совместных покупок. Эта наша целевая аудитория. Организатор СП может зайти на Restocker, выбрать товары для закупки и сформировать Турбостраницу. Это своего рода мини-сайт. Затем он может опубликовать ссылку на страницу в свой соцсети, разослать друзья по почте и так далее.
Те, кто заинтересовался товаром, заходит на Турбостраницу, и оплачивают свой взнос за товар. Как только нужная сумма будет собрана, организатор СП оплачивает всю партию, и направляет товар участникам совместной покупки.
Сколько можно заработать на рестокинге
По нашей внутренней статистике мы видим, что средний заработок популярных организаторов СП в пределах 40 000 рублей. Лидеры зарабатывают по 100 000 рублей. Наибольший интерес вызывают детская одежда, детская обувь, косметика и аксессуары.
Я лично знаю некоторых мам в декрете, которые таким образом зарабатывают на постоянной основе. Очень активны девушки, они, по понятным причинам, интересуются косметикой.
На данный момент команда Restocker составляет 22 человека. Работаем мы из двух городов — Москвы и Минска. К текущей бизнес-модели мы пришли не сразу, как говорится, делали пивот. А в нашем случае было три пивота. Мы зарабатываем на комиссии с продавца, она составляет 10%. В январе 2021 года мы стали получать первую прибыль, спустя четыре месяца выросли на 300%.
Блиц
— Любимая книга по бизнесу?
— “Психология влияния” Роберта Чалдини.
— Что больше нравится, ходить пешком или ездить на автомобиле?
— Однозначно пешком. Автомобиля у меня нет уже давно. Пользуюсь Яндекс.Go.
— Любимое блюдо из белорусской кухни?
— В белорусской кухне такого блюда нет. А если брать вообще, то на первом месте геркулесовая каша.
— Вы сова или жаворонок?
— Жаворонок. Обычно встаю в пять-шесть утра.
— Сколько длится ваш рабочий день?
– 18 часов.
– А спите когда?
— В оставшееся время.
— А время для семьи откуда берете?
– Из времени для сна.
— Ваш главный совет начинающим предпринимателям?
— Семь раз отмерь, один раз отрежь. Пять лет назад я бы ответил по-другому — “давай начнём, потом разберемся”. Но теперь я знаю, что бизнес “эгегеем” и присказками “давай-давай” не построишь. Бизнес — это тяжелая, сложная работа.
Полную версию интервью слушайте в подкасте “Ценная инфа” (iOS, Android). Подписывайтесь на страницу подкаста в ВК. Становитесь резидентами подкаста на Патреоне.
— Сколько длится ваш рабочий день?
– 18 часов.
– А спите когда?
— В оставшееся время.
— А время для семьи откуда берете?
– Из времени для сна.
И нах такая жизнь?
А ты что думал. Яндекс гоу зато пользуется
Знаем мы этот рестокер... скидки, блин... с ламоды, была тряпка с садовода за 300 руб, давайте продавать ее за 3000 руб, а перечеркнутой поставим 150000 руб для убедительности. В течение года ходил на рестокер, видел его внешнее преображение, но ни разу не видел там цен, по которым должен сливаться неликвид. Обман в чистом виде.
Согласно по поводу цен полностью. Очень дорого на рестокере, столько не должны стоить товарные остатки.
А сейчас после статьи зашел еще раз... и все, нет больше слива неликвида, есть классическая МЛМ, где неликвид уже не важен, надо собирать свою "команду" и получать звездочки. То есть продажа остатков уже не продажа. АнтиРЕСПЕКТ.
Настоящий бизнес - на религии.
недолго музыка играла, рестокер сдулся и тонет под грузом долгов, поставщикам, сотрудникам, партнерам, налоговой. Алексей слился и не выходит на связь.
Интересно как маркированный товар они продают? Мутки, схемы?