{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Как писать музыку удаленно?

Иван Синцов – молодой российский композитор и аранжировщик в сфере кино и телевидения. 26 апреля 2021 года на Московском Международном кинофестивале состоялась премьера фильма «Маленький воин», музыку для этой киноленты написал Иван.

В качестве композитора и аранжировщика Иван создавал музыку для полнометражных игровых, неигровых картин и сериалов, сотрудничал с Россией, Японией, Казахстаном и Францией.

Личный опыт написания музыки удалённо

Благодаря современным технологиям, таким как цифровые рабочие аудио–станции (daw – digital audio workstation), виртуальные инструменты и плагины, а также нотные редакторы со встроенными звуками, музыканты могут заниматься творчеством в любом месте. Могут работать в парке или в студии на профессиональном звуковом оборудовании.

Современный мир диктует свои правила, но в то же время дает возможности, которых раньше не было. Я родился и проживаю в Ярославле, но при этом мне удавалось поработать и на российских, и на международных проектах. Cхема взаимодействия с режиссерами, продюсерами или коллегами–композиторами удаленно полностью отлажена. Когда карантин только начался, вместе с композитором Николаем Ростовым мы начали делать сериал «Текст. Реальность» режиссера Клима Шипенко – расширенную версию нашумевшего фильма «Текст». Тогда никто не понимал, как ковид отразится на всех нас и на рабочем процессе. Однако, он сильно повлиял на съемочные процессы – многие проекты, на которых я начинал работать, были заморожены, а некоторые находятся в заморозке до сих пор. Кинопроизводство приостановилось и вместе с ним приостановилась работа композиторов.

Находясь дома, у меня было достаточно времени, чтобы писать музыку не для проектов, а для себя. Так появилась музыкальная тема, которая потом вошла в фильм «Маленький воин», над которым мы трудились с другом и коллегой Романом Вишневским. Фильм повествует о Вите Касаткине – мальчике, который занимается японской борьбой сумо. Любовь к сумо привил ему отец, который ушел из семьи 8 лет назад и уехал в Японию. Много лет Витя живет одной мечтой – попасть на юношеский турнир в Японии, в надежде, что отец увидит его и поймет, что был не прав, вернется к ним. Это добрый, семейный фильм, который не оставит равнодушным ни детей, ни взрослых. В фильме есть и над чем посмеяться, и над чем подумать. О процессе написания музыки для этого фильма я расскажу далее, а результат нашего труда можно будет оценить с 10 июня 2021 года в кинотеатрах.

Предоставлено автором

Особенности творческого процесса на удаленке

Теперь можно поговорить о творческом процессе в удаленном формате. Раньше было так – режиссёр фильма приходил домой или в студию к композитору, где тот играл на рояле музыкальные темы, которые придумал для фильма, параллельно объясняя и рассказывая, как сыгранный материал будет звучать в исполнении симфонического оркестра. С фортепианными произведениями всё проще – здесь и сейчас они исполняются, режиссер вносит свои коррективы «по горячим следам» и все счастливы. С оркестром тяжелее – бывали случаи, когда режиссер, впервые услышав готовую музыку в исполнении оркестра, приходил к композитору и говорил: «Ты знаешь, это совсем не подходит. Ищи дальше». Средства, силы и время уже потрачено. Похожим образом, кстати, было у композитора Эдуарда Артемьева на фильме «Солярис» Андрея Тарковского. Сейчас Эдуард Николаевич, как и любой другой композитор, может показать наброски и идеи на своем рабочем компьютере, и режиссёр сразу представит итоговый вариант.

Если говорить подробнее, то пошаговый процесс написания музыки для кинофильмов может проходить в подобной форме (расскажу на примере собственного опыта, в частности, фильма «Маленький воин»):

  • Режиссер отправляет композитору сценарий или черновой монтаж фильма и просит на основании присланных материалов предложить музыкальные идеи. Мне лично больше нравится подход работы с кадром – я вдохновляюсь и понимаю темпоритм, тембры возможных используемых инструментов, смотрю видеофрагменты. Опыт написания тем под сценарий у меня тоже был, но с монтажом проще – там всё нагляднее. Никто не гарантирует попадания в яблочко с первого раза. С «Маленьким воином» так изначально и было, но потом мы с Ромой находили решения, которые всем нравились.

  • Композитор начинает работать над материалом в цифровой рабочей аудио станции (Daw) или в нотах. Я лично делаю всегда в Daw, нотные редакторы использую только тогда, когда есть необходимость предоставить ноты для записи музыкантов. При использовании виртуальных инструментов, плагинов для написания, обработки и сведения музыки, композитор на своем компьютере создает музыкальные эскизы, или даже законченные для конкретных сцен произведения. Затем вместе с кадром отправляет режиссеру или продюсеру. Если всем всё нравится – замечательно. Если нет, то композитор вносит необходимые коррективы и показывает материал еще раз. Можно попасть в «нужное видение» сразу, а можно и спустя время – зависит и от опыта композитора, насколько хорошо с режиссером/продюсером они друг друга чувствуют. В этом пункте стоит отметить, что благодаря технологиям и различным программам, не обязательно звать режиссера к себе в студию каждый раз, когда хочется показать ему какой–либо кусок или идею, можно отправить через облачные сервисы, а в случае каких–либо недочетов или пожеланий, созвониться в Zoom и обсудить. Для некоторых режиссеров крайне важно личное присутствие композитора рядом, и я слышал истории, когда композитор не получал работу на фильме только из–за того, что находится не на территории производства фильма, хотя сама музыка всем очень нравилась. Самоизоляция может сказаться и на качестве первоначально сведенного материала – в домашней студии вероятнее всего не будет того оборудования, которое находится в профессиональной. Ведь то, как мы слышим материал на одном оборудовании (например, недорогом), может существенно отличаться от того, как мы будем слышать этот же материал на оборудовании высокого ценового сегмента. И с технической точки зрения, необорудованная домашняя комната проиграет грамотно акустически оформленной студии.
  • Когда весь музыкальный материал будет написан, а все сцены утверждены (финальный монтаж), композитор, при необходимости, делает ноты для записи музыкантов. Для «Маленького воина» мы записывали живые гитары. Для одной сцены записывал я (и исполнял тоже я), для остальных – Рома (исполнял тоже он). Повезло, что у обоих есть на студиях гитары и мы не нуждались в записи музыкантов, потому что сами могли сыграть. Но когда дело касается живого оркестра, по такому случаю всегда подготавливаются партитуры. Все оркестровые куски для «Маленького воина» мы делали на своих рабочих станциях, поэтому ноты нам так и не понадобились.

  • Когда вся музыка записана и оформлена на компьютере – композитор отправляет готовые музыкальные дорожки звукорежиссеру, чтобы тот, находясь уже в своей студии, «соединял» это с остальным дорожками (шумы, диалоги) и сводил это всё воедино. Как и в случае с показом материала режиссёру, это всё делается через интернет. В принципе, на этом этапе работа композитора заканчивается. В разных случаях он может приезжать к звукорежиссеру на студию, и дорабатывать материал вместе с ним. На сведении музыки к фильму «Маленький воин» мы с Ромой не присутствовали – звукорежиссеры занимались этим вместе с режиссером.

Если обобщить вышесказанное, то можно выделить несколько плюсов и минусов работы удаленно.

Плюсы:

  • Находясь в одиночестве в своей студии, тебя ничто, и никто не отвлекает, а значит ты можешь уделять процессу любое количество времени и делать это ровно так, как ты хочешь;

  • Лёгкая и быстрая коммуникация с любым человеком из кинопроизводства, а твой файл может попасть в любую точку мира за считанные секунды, и не обязательно для этого встречаться лично;
  • Работа с музыкантами дистанционно позволяет экономить время, наблюдая за процессом записи со своего рабочего места (кстати, оркестры уже пишут музыку дистанционно).

Минусы:

  • Если режиссеру важно, чтобы композитор находился рядом с ним, то дистанционная работа невозможна;

  • Техническое качество домашней студии может не соответствовать качеству профессиональной студии, в дальнейшем могут возникнуть сложности или разочарования при обработке финального материала;
  • Работая со звукорежиссером дистанционно (при сведении и при записи музыкантов), композитор не может присутствовать лично и слышать, что происходит с музыкой, как она звучит сейчас и что можно с ней сделать. Даже трансляция через Zoom не поможет – ничто не сравнится с личным присутствием и возможностью взять всё происходящее под личный контроль.

Опыт на других проектах

Так получалось, что на всех проектах я работал дистанционно – большую часть фильмов производили в других странах. И все этапы, описанные выше, я проходил много раз, что помогло мне вести коммуникацию с любой точкой мира, начиная от России и заканчивая Японией. Премьера «Маленького воина» в рамках 43–го ММКФ была для меня первой, на которой я находился физически, хотя, по фильмографии это – мой десятый проект. Может, так и должно было совпасть – юбилейный фильм, и первый подъем на сцену со съемочной группой. Работая на других проектах, способ моего взаимодействия с режиссерами/продюсерами не отличался – мне также присылали монтажные фрагменты, а я также делал к ним музыку на компьютере, потом высылал всё в «разведенном» (каждая дорожка по отдельности) виде звукорежиссерам, которые на студиях «сводили» музыку с изображением. Вероятно, в каких–то ситуациях итоговое качество материала могло бы быть лучше, чем оно есть сейчас, если бы я присутствовал на сведении лично, но у дистанционной работы есть свои издержки. Это абсолютно нормальная практика – современные фильмы и сериалы могут делать люди с разных частей света и для этого есть все возможности.

Мировой опыт

Мой мировой композиторский опыт включает 3 фильма: мне удалось поработать на мелодраме «В плену у сакуры» (участник программы «Русский след» 41–го ММКФ) производства Японии и России. На Казахстанском масштабном эпосе «Томирис» (включен в лонг–лист кинопремии «Золотой Глобус») и на драме совместного производства Франции и Казахстана «Жёлтая кошка» (участник программы «Горизонты» Венецианского кинофестиваля). Этот опыт указывает на то, что европейский и американский подходы к написанию музыки для кино сильно отличаются от российского. Конечно, больше стилистически. Всё, что касается технической и организационной части – происходит во всём мире примерно одинаково, за исключением того, что в Европе и Штатах количество человек, связанных с музыкальной составляющей фильма (так называемый музыкальный департамент), значительно превышают количество специалистов у нас. Там, как правило, каждый отдельный человек назначен на отдельную позицию – первый пишет музыку, второй занимается ее оркестровкой, третий ему ассистирует, четвертый подготавливает ноты, пятый занимается организацией записи, шестой записывает материал и т.д. В России многие вещи приходится делать одному и тому же человеку. Это связано и с ограничениями бюджета, и с тем, что «нет такой системы». В Европе и Штатах в основном работает целая команда, у нас же в основном работает один–два человека. Это сказывается и на качестве, и на мысли музыкального материала. Несмотря на то, что Голливуд в том числе воспитан на музыке русских композиторов, начиная с великого Петра Ильича Чайковского, заканчивая оскароносным Дмитрием Тёмкиным, современная российская киномузыка, по моему субъективному мнению, в целом отстает от музыки европейского и американского происхождения, хотя в последние годы эта граница начала стираться.

Мне нравится, что за рубежом большее внимание уделяют трем важным вещам – музыкальной драматургии, мелодическому тематическому материалу и нестандартным средствам выразительности. Существуют композиторы, которые соединяют два пункта воедино, есть те, кто соединяют все три – зависит от задач на картине и от личности самого автора. Если в России всё чаще будет выполняться хотя бы любой из пунктов, то процветания киномузыки в России не избежать. Я всегда стараюсь выполнять хотя бы один из этих пунктов.

Из европейских композиторов, к которым заострено моё внимание в последнее время, хочу выделить наших соотечественников, Евгения и Сашу Гальпериных, которые живут во Франции, но работают со всем миром. Понравились их музыка к сериалу «Отыграть назад» Сюзанны Бир от HBO, и к фильму «Уроки фарси» Вадима Перельмана. Мне посчастливилось быть знакомым и общаться с Евгением, он уже не раз помог мне советом! Также импонирует творчество братьев Гальпериных, особенно это касается драматургической части фильма и нестандартных, так называемых Extended, расширенных приемов в музыкальном оформлении картины, что выводит фильм на новый уровень. Музыку к «Отыграть назад» они записывали дистанционно, потому что это был разгар первого карантина во всем мире. Они договорились с оркестром в Сиднее, так как там относительно легко проходил коронавирус, и сиднейский оркестр был готов записаться.

Многие известные композиторы на время локдауна прибегали к помощи «дистанционных оркестров». Сейчас эта возможность имеется во многих точках мира, позволяя композиторам записать музыку с профессиональным коллективом, не выходя из дома.

Тенденции: куда все это приведет?

Я верю, что всё, что ни делается – всё к лучшему. Любые сложности способны открывать новые пути решения проблем. Современный мир развивается с очень большой скоростью и требует принятия соответствующих решений. Работа в изоляции сказалась на людях по–разному, но, исходя из прочитанных статей и блогов, композиторы успешно находили решения профессиональным проблемам и добивались качественного результата. Креативно и эффективно записывали оркестры, а также музыкантов. Последние же исполняли музыку большими коллективами через Zoom, играли с балконов своих домов, и все находили средства взаимодействия друг с другом.

Если задаваться вопросами: «За чем будущее? За удаленной работой над музыкой или за совместным трудом организованной команды?».

Мой ответ: «Будущее за креативными идеями и людьми с горящими глазами, которые из любого положения смогут извлечь для себя выгоду и найти верное решение».

Запись на студии симфонического оркестра, равно как и запись за компьютером, никуда не пропадут. Кинофильмам нужны разные подходы и нужна разная музыка. Только человек, который искренне любит своё дело, сможет вывести себя и других на новый уровень.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда