Когда Алексей предложил сосредоточиться на изучении старославянского, мы все уставились на него, понимая, что текущая шоколадка его.
- Как это сделать? Сейчас уже много веков на нём никто не говорит. Сохранилось лишь малое количество записей на этом языке, дошедших до нас. Какая тут биг дата. Это просто микро дата... Но главный вопрос, что это нам даст? Чем этот древний язык лучше современного?
- Он должен был быть много проще и примитивнее. В нём не должно было быть всего современного мусора. А главное, мы могли бы сравнить, то, как передавали смысл в те века и как это делают сейчас, - словно слыша наши не озвученные вопросы, говорил Алексей.
И где же здесь зерно истины? - задавал я свой привычный вопрос на следующий день. - На нём же никто не говорит...
- А вы уверены, что и не понимает никто? - парировал Алексей и это заставило нас остановить критический взгляд на идею и задуматься о неожиданной гипотезе.
- Уверены! - хором ответили мы и поняли, что на самом деле ни фига не уверены.
- Это только у меня создалось такое ощущение, что внутри появилось сомнение? - спросил я и все подтвердили, что эта мысль возникла у всех. Может быть найдётся какой-нибудь литературовед-историк, изучавший его. Мало ли на свете маргиналов! Но так, чтобы понимать язык - вряд ли. И вообще непонятно как он звучал. Кто может в наше время понимать старославянский язык? Да, и что нам это даёт? Анализировать современные языки очень сложно. Может быть попытаться проанализировать старинные. Например, посмотреть на различные старинные переводы библии.
А я бы собрала корпус на основе к каким действиям побуждает тот или иной текст/предложение и даже слово. Причем разделила действия на категории, сначала простые по типу сражаться/убежать/съесть/овладеть и т. п. Т. е. максимально примитивных и близким к инстинктам, а уже дальше каждую категорию разбила бы на подкатегории и т. д. Действия напрямую связаны с эмоциями, но их очень много они сложны и людям трудно их вербализировать. Бывают тексты/посты, которые вызывают агрессию, несмотря на то, что вроде бы вежливо написаны, а бывают вроде бы злые, но на автора не обижаешься, так как чувствуешь что он это не серьезно, хоть и пытается твои ценности затронуть. Конечно будет важен контекст и ценности читающего, но я думаю что тексты людей, которые пишут с целью излить злобу или напасть на ценности других людей обладают чем-то общим.
Zlatislava, я разделяю с вами эту идею. Но только этот корпус будет очень субъективный - настроенный на того человека, который его создаёт и на других людей, возможно, не применим. Главный вопрос - как уйти от субъективизма и создать корпус, который по эмоциональному восприятию будет одинаков для всех людей? Ведь, люди, блин, такие разные и индивидуальные...
Но вы, правы, было бы здорово иметь такой (даже субъективный) корпус... Очевидно, что диалоговые алгоритмы будущего должны научиться понимать как семантику (смысл) текста, так и его эмоциональную составляющую. Так как эмоции могут полностью менять смысл сказанного.
Это очень большая и правильная тема, над которой мы ещё много подумаем.
Шоколадка ваша!
Речь это музыка. Копайте в сторону частоты и ритма. Вспомните "угадай мелодию" & даже самую сложную композицию можно воспроизвести в одной октаве и с большой долей вероятности угадать с 3 нот
Вчера не спалось и я всё обдумывал вашу идею. Действительно, музыка это как и речь тоже звук. Только не человеческий звук, а звук различных предметов. По сути это та же речь. И эту речь понимают без перевода все люди Земли. С её помощью тоже можно рассказывать истории. Только этот язык больше приспособлен для передачи эмоций, чем данных.
(Вообще по нашим данным 90% письменной информации и 99% устной информации это всё про передачу эмоций). Так что музыка это вполне себе универсальный язык. Открытый для анализа. И практически не загрязнённый.
У меня родилась гипотеза - отличается ли мышление не музыкантов от мышления музыкантов. Мне понадобилось найти какой-нибудь литературный труд музыканта и композитора и сравнить с писателем, далёким от музыки. Выбор пал на Чайковского. (Его книги есть в открытом доступе.) Его антиподом стал Лев Толстой. И действительно наша система смыслового анализа показала различие. Нужно ещё проверить сохранится ли оно на других парах. Меня очень заинтересовал вопрос - ближе ли мышление музыкальных людей к универсальному способу передачи мыслей. Это реально большой вопрос...
Супер! Обожаю такие идеи. На первый взгляд вообще никаких ассоциаций со смыслом не видишь. Но чем больше раздумываешь, тем больше находишь связей и ход мыслей меняется... Спасибо!
Сколько у людей лишнего времени, чтобы заниматься ерундой. Завидно.
Когда Эйнштейн создавал свою теорию Относительности, из полумиллиарда людей живущих тогда на Земле (поправьте меня, если я ошибся в количестве) могли понять, чем он занимается пару сотен физиков. Для остальных сотен миллионов было бы предельно ясно, что он страдает какой-то фигнёй.
Аудитория у Ньютона была ещё на порядок меньше. И, навряд ли, он бы смог объяснить людям, которые жили в мире деревянного колеса и железной шпаги, что он там такого осознал об устройстве мира. Слава богу, что хоть с церковью не конфликтовал.
Наверняка, у вас есть опыт использования Яндекс-Алисы. После пары минут общения с ней, понимаешь, что это говорящий попугай, научившийся говорить не 2-3, пару десятков тысяч фраз. Но от этого не научившийся мыслить... А теперь представьте, как бы всё изменилось и сколько рутинных обязанностей было снято с людей, будь Алиса способна понимать хотя бы 10% смыслов, генерируемых людьми... Что-то подобное мы и пытаемся сделать.