{"id":14285,"url":"\/distributions\/14285\/click?bit=1&hash=346f3dd5dee2d88930b559bfe049bf63f032c3f6597a81b363a99361cc92d37d","title":"\u0421\u0442\u0438\u043f\u0435\u043d\u0434\u0438\u044f, \u043a\u043e\u0442\u043e\u0440\u0443\u044e \u043c\u043e\u0436\u043d\u043e \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430 \u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u043f\u0443\u0442\u0435\u0448\u0435\u0441\u0442\u0432\u0438\u044f","buttonText":"","imageUuid":""}

Как покупка ноутбука помогла мне сократить расходы и оптимизировать бюджет

Введение: все начинается с потребностей

На самом деле помог мне взять под контроль личные финансы не новенький ноутбук, а потребность в нем: необходимость крупной покупки мотивировала меня наладить бюджет, сократить расходы и увеличить финансовую стабильность.

Мой образ жизни устроен так, что по вечерам дома вместо отдыха и любимых дел я часто провожу время за компьютером, делая мелкие дела: необходимо выполнить что-то по работе, набросать планы, сделать отчет, посмотреть что-то на Ютубе или найти и заказать с Алиэкспресса.

Хватит это терпеть! – подумал я и решил пересесть со стационарного ПК за ноутбук, чтобы тратить меньше времени на комьютерные дела дома, которые можно поделать в дороге или в кафе. Определился с сегментом и моделью ноутбука, посмотрел на баланс по карте в интернет-банке, загрустил и начал думать, где взять еще.

Я решил пересесть со стационарного ПК за ноутбук, чтобы тратить меньше времени на комьютерные дела дома, которые можно поделать в дороге или в кафе. Определился с моделью ноутбука, посмотрел на баланс по карте в интернет-банке, загрустил и начал думать, где взять деньги на покупку.

Процесс создания статьи

Данная статья, хотя и была написана за небольшой промежуток времени, основана на практике и данных, которые я собирал в течение последних двух лет: понимание своего образа жизни и привычек, учет и контроль доходов и расходов, а также составление собственного бюджета и следование ему занимает много времени, однако, уверяю вас, оно стоит того!

Я хочу поделиться не очередной умной статьей о том, как важно вести учет своих затрат, планировать покупки и стремиться зарабатывать больше, а рассказать о своих результатах такой деятельности, поделиться «системой» управления доходами и расходами, которую я выработал в течение двух лет, а также показать на практическом примере пользу ведения собственной бухгалтерии.

В конце покажу долгожданную покупку и поясню, почему остановился на ноутбуке от HONOR.

Содержание основной части статьи:

  1. Исходные данные
  2. План по оптимизации расходов: руководство к действию
  3. Шаг 1: контроль расходов
  4. Шаг 2: составление бюджета с профицитом
  5. Шаг 3: ???????
  6. Шаг 4: ПРОФИТ!

Исходные данные

  • Возраст: 26 лет

  • Город: Москва
  • Род деятельности: офисный планктон
  • Доход: около 50 000 рублей (после НДФЛ, в среднем за 2018-2019)
  • Тип жилища: собственная квартира (важно при планировании расходов)

Образ жизни: веду стандартный такой образ жизни — работаю 5/2 9-6, по вечерам периодически гуляю в городе, посещаю кафе и бары, занимаюсь спортом или отдыхаю дома. На выходных дизайню что-то на фрилансе, выполняю дела по дому или гуляю, катаюсь на велосипеде, езжу на дачу. Пару раз в год езжу в отпуск по России или в Европу (последние два года бюджет на путешествия перешел на спортинвентарь, недалекие поездки по России и развлечения в городе).

План по оптимизации расходов: руководство к действию

По аналогии с оптимизацией любого процесса сперва необходимо понять, где мы находимся сейчас: в данном случае нужно начать строгий учет доходов и расходов. Затем, по-хорошему через один финансовый год (после получения премий, крупных покупок и т.д.), проанализировать все расходы, наметить план по сокращению не самых необходимых расходов на будущий год, а также спланировать доходы, таким образом составить полноценный бюджет на основе данных за предыдущий год и целей на будущий год. Еще через год мы сможем скорректировать бюджет, так как ожидание и реальность, разумеется, совпадают редко.

Хочу отметить, что учет собственных финансов — это не разовая или когда-то заканчивающаяся активность, а работа, направленная на повышение качества жизни путем постоянных улучшений в такой важной сфере жизни, как финансы. Такой же важной, как бухгалтерия и отдел финансового планирования в любой компании.

Предвосхищая комментарии из серии «жить нужно на полную катушку!», «тогда зачем жить, если не покупать то, что хочется?», «это же скучно» и так далее, поясню: одно другому не мешает. Вам необязательно отказываться от чего-либо вам необходимого, но именно прогнозирование затрат и планирование собственных финансов поможет снизить риски остаться без денег, увеличит ваш капитал, а также поможет перестать тратить деньги на то, что вам самим покажется ненужным.

Шаг 1: контроль расходов

В зависимости от того, каким способом вы расплачиваетесь за покупки, какие расходы для вас жизненно необходимые, а какие «вредные», система для учета расходов будет различаться, я расскажу о том, какую я выработал для себя за прошедшие два года. Учет расходов я разделил на две составляющие: постоянное записывание любых расходов в телефон и ежемесячное занесение записанных расходов в Excel-таблицу.

Необходимо выработать привычку записывать каждую трату

Я пользуюсь мобильным приложением «Деньги ОК», так как оно максимально простое, бесплатное, позволяет создать необходимое количество категорий и в пару кликов записывать расходы. Советую найти для себя максимально простой способ записывать расходы, чтобы вас это не напрягало, и после каждой оплаты в магазине вы уже инстинктивно записывали сумму в приложении.

Интерфейс приложения «Деньги ОК» (данные и категории случайные)

Статистика расходов в интернет-банке не годится, так как банк не отличает чипсы от молока и подарок другу от ремонта ботинок.

Я для себя выделил следующие категории затрат (индивидуально и зависит от ваших жизненных принципов и привычек):

  1. Продукты (сюда же относится бытовая химия и прочее жизненно необходимое, что покупается домой регулярно);
  2. Еда (кафе, перекусы);

  3. Для дома (шкаф, шторы, набор контейнеров – нерегулярные достаточно крупные покупки для дома);

  4. ЖКУ (сюда же интернет и прочие платежи на содержание квартиры);
  5. Транспорт;

  6. Мобильная связь (из-за однородности думаю перенести в ЖКУ);

  7. Спорт;

  8. Бесполезное (энергетики, вредные перекусы, бесполезные мелкие затраты);

  9. Отдых и досуг (кино, квесты, посиделки с друзьями и пр.);

  10. Вредное (алкоголь, у кого-то будут еще сигареты и другие вредные покупки);

  11. Спортивное снаряжение;

  12. Одежда;

  13. Образование, курсы;

  14. Отпуск, путешествия;

  15. Другое (подарки, ремонты и пр.).

На первый взгляд может показаться, что список избыточен, и категории можно сократить раза в два, но на самом деле большое количество категорий не усложняет учет расходов, но зато в будущем даст лучшее понимание ваших финансовых потоков.

К доходам у меня относится зарплата, фриланс и всякие налоговые вычеты, а также «продано», если я продаю что-то из ранее приобретенного.

Это гораздо проще, чем кажется

Уверяю вас, выработав привычку, у вас будет уходить 5-7 секунд на то, чтобы записать расход в мобильном приложении. Польза от этой деятельности же будет просто огромной.

В последний день каждого месяца я трачу около получаса на то, чтобы перенести все доходы и расходы из приложения «Деньги ОК», для удобства там есть итог за месяц по категориям, в более сложную Excel-табличку (шаблон, которым я пользуюсь, прикрепляю чуть ниже), а также быстро оцениваю, какие были сделаны ненужные расходы, что можно было бы оптимизировать и т.д.

Как вы могли заметить, список категорий затрат я составил не случайным образом: первыми идут важные расходы, они же «Needs», далее идут хотелки «Wants», затем вредные «Harms», а после этого нерегулярные трудно планируемые прочие расходы, которые тоже можно распределить по степени необходимости. Я веду учет соотношения расходов по типам «Needs», «Wants», «Harms», а также накоплений как разницы между доходами и расходами – «Savings». Это соотношение я также планирую в общем бюджете, о чем пойдет речь далее.

Мой шаблон для записи доходов и расходов

Скачать Excel-шаблон для учета доходов и расходов можно по ссылки ниже. Также, файл можно импортировать в Google-таблицы, если хочется работать с разных устройств, в т.ч. мобильных.

Новогодние праздники – отличное время, чтобы подвести итоги прошедшего года, проанализировать все затраты, доходы, сделать определенные выводы и составить бюджет на будущий год, основанный на целях и планах, которые, надеюсь, у вас есть :)

Первый полноценный учет доходов и расходов, данные за 2019 год

Имея перед собой полноценную картину расходов по категориям за весь год, у меня сразу появились мысли о том, какие расходы хорошо бы сократить, а на какие категории можно было бы выделить больший бюджет. Многие расходы, например категории «продукты», «ЖКУ», «транспорт» и прочие жизненно необходимые, сократить практически невозможно, а сильно урезав затраты на путешествия или отдых, снизится и общее качество жизни, поэтому помимо сокращения расходов, надо конечно, повышать доходы.

Новогодние праздники – отличное время, чтобы подвести итоги прошедшего года, проанализировать все доходы и затраты, сделать определенные выводы и составить бюджет на будущий год, основанный на целях и планах.

Шаг 2: создание бюджета на год с планированием доходов, расходов и накоплений

У меня бюджет – это, по сути, ровно та же Excel-таблица, к которой добавлена колонка «план» со значениями запланированных доходов и расходов на будущий год в пересчете на год и на месяц. Именно в этой колонке я подгоняю все затраты, основываясь на своих желаниях сократить ненужные и вредные расходы, а также с учетом запланированных крупных покупок (в моем случае – ноутбука) и некоторых свободных накоплений для инвестиций, например.

Бюджет на 2020 год с учетом данных за 2019 год и желаний по накоплениям, сокращениям ненужных расходов

Также прикрепляю ссылку на мой шаблон для ведения учета доходов и расходов с планированием бюджета (добавлены колонки для планирования денежных потоков на год и в пересчете на месяц):

Запланировал ожидаемую индексацию + повышение оклада, а также решил уделить больше времени мелкому фрилансу, чтобы увеличить суммарные доходы. Плановые затраты на еду, ЖКУ и прочие более-менее стабильные категории оставил на уровне затрат в предыдущем году, сократил бюджет на отдых, алкоголь, понемногу на спорт. снаряжение и отпуск. При идеальном исполнении бюджета у меня к концу 2020 должен образоваться профит почти в 160 тысяч рублей (22% от доходов), но учитывая возможные перерасходы по некоторым привычным категориям, вероятнее всего накопления окажутся меньше ожидаемых.

Как и при любом планировании, нужно ставить перед собой достижимые цели, однако, невыполненный на 100% план все равно лучше, чем отсутствие какого-либо плана вообще. Постарайтесь составить бюджет таким образом, чтобы выполнение плана требовало усилий и изменения ваших привычек в лучшую сторону, но не ставьте недостижимых целей, чтобы не демотивировать себя.

Шаг 3: ??????

После того, как план на год составлен, романтика заканчивается и начинается рутина: регулярно заполняя таблицу с доходами и расходами, следует стараться придерживаться намеченного плана ежемесячных затрат. Разумеется, иногда возникают непредвиденные расходы, на которые стоит выделять некоторую сумму при планировании. По какой-то категории вы неизбежно будете тратить денег больше, а где-то бюджет будет не освоен.

В любом случае, теперь у вас есть курс, которого следует придерживаться, и положительный результат не заставит себя ждать: видя, сколько вы тратите денег на вредные привычки или необязательные развлечения, вы начнете формировать более правильное мышление и отношение к расходам (в идеале), постепенно корректируя свои затраты. А если даже и не начнете, у вас всегда будет под рукой таблица с вашими расходами, что позволит принимать правильные решения в отношении крупных покупок, путешествия и пр.

Шаг 4: ПРОФИТ!

Чтобы не оставлять данную статью без реального итога и вывода, скажу следующее: разумно сократив в течение года расходы на дорогостоящие походы в кафе, вино и другой алкоголь (снижение потребления которого уже само по себе результат!), а также покупку одежды, поменяв отношение к выбору магазинов, я без труда накопил достаточную для покупки ноутбука сумму, который стал отличным рабочим инструментом после выхода из коронавирусного локдауна. Конечно, также коронавирус сказался на путешествиях, затраты на которые снизились, однако платежи за ЖКУ увеличились, а по России я стал ездить больше в короткие поездки.

Если кому интересно: немного подождал после нового года и выбрал для себя HONOR MagicBook 14 на i7 2021 года, который на старте продаж с учетом скидки в 15000 рублей обошелся мне в 85 тыс. рублей (изначально закладывал округленную сумму в 100 тыс. рублей). Одним из поводов выбрать лэптоп именно этого бренда послужила неплохая экосистема, позволяющая подключать смартфон к ноутбуку и пользоваться всеми функциями телефона через интерфейс ноутбука.

HONOR MagicBook 14 i7 (2021)

Планирую в скором времени написать статью о том, как я решил перейти со стационарного ПК на легкий ноутбук, чтобы тратить меньше времени на различные дела дома по вечерам и эффективнее использовать время за пределами дома и в дороге. Если у вас есть соображения или идеи по такой статье, буду рад комментариям!

Итог

Несмотря на то, что тема уже заезженная, информации по личным финансам бесконечное количество, я хотел поделиться испробованной на себе простой системой учета и планирования доходов и расходов. Я буду рад, если даже всего несколько читателей возьмутся наконец за ведение личных финансов после прочтения моего опыта. Процесс максимально простой: найти и установить удобное и простое приложение для записи расходов, скачать и отредактировать под себя Excel-таблицу, и просто попробовать вести учет своих трат. Если эта статья окажется полезной хотя бы 1% читателей, это уже будет крутой результат!

Давайте общаться!

Буду рад, если вы поделитесь своими соображениями на эту тему, своими собственными наработками, системой учета расходов, которую вы считаете идеальной, а также продуктивной критике.

Если вы дочитали эту статью до конца, пожалуйста, оставьте комментарий! Ставьте «лайк», если статья была вам хоть несколько полезна.

Всем добра и до связи!

0
110 комментариев
Написать комментарий...
Vasiliy Leytman

Если на покупку ноута нужно копить, то лучше конечно перестать ходить по кафе и ресторанам, для выполнения работы в которых он покупался и озаботиться повышением уровня заработков)

Ответить
Развернуть ветку
Степан Петров
Автор

Абсолютно согласеен насчет кафе. Что уже и сделал. Нужна рубрика с простыми крутыми рецептами?

Ответить
Развернуть ветку
Vasiliy Leytman

Да не) просто тоже когда-то давно сидел по кафехам — работа в них обычно гораздо менее эффективная чем дома, а за присутствие приходится дополнительно платить, да и если на покупку ноута в любой нужный момент нет достаточно денег, кафехи явно подходящий способ срезать расходы. А если научиться эффективно работать дома, то можно поднять доходы и в кафехи ходить уже по-человечески — не для того чтобы тупить в экран, а чтобы просто поесть, расслабиться или увидеться с друзьями)

Ответить
Развернуть ветку
Степан Петров
Автор

Может, мы не так друг друга поняли, но я конечно не сторонник работы в кафе. Но часто накапливается много мелких дел, которые нужно выполнить именно за комьютером, это удобно сделать где-то за пределами дома, в дороге и т.д. Чтобы до по вечерам не сидеть у экрана.

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

Отдыхая надо отдыхать, а работать все равно приятнее дома - снаружи как ни крути все равно стресс

Ответить
Развернуть ветку
107 комментариев
Раскрывать всегда