«Я не видел ни одного достижения, которое делалось на унижении»

Пётр Губанов, СЕО PostPost, о карьере в рекламе и маркетинге, об этике в предпринимательстве, об ошибках и музыке.

Пётр Губанов — СЕО агентства контент-маркетинга PostPost. И на мой взгляд, один из самых ярких и интересных людей в индустрии. Поговорили с Петей про жизнь и предпринимательство, про отношения и этику в бизнесе

Пётр Губанов Личный архив Петра
Пётр Губанов Личный архив Петра

У меня социологическое образование и отчасти логично, что я работаю в маркетинге. В университете у нас был социологический факультет, а направление бизнес PR и реклама. Смесь всего на свете. Не могу сказать, что у нас было глубокое погружение в рекламу, было больше всякого политического пиара. Поэтому мне казалось, что было бы круто работать в рекламе. Тогда у всех в голове была [книга] “99 франков” и такая романтика от рекламной движухи. Плюс появлялись сетевые агентства типа BBDO, DDB. Было ощущение, что это какая-то такая фантастическая сфера.

******

Я поработал в IT, а потом меня пригласили в креативное агентство Red Keds, и я туда пришел, а там просто знаешь, как в Пиноккио, остров дураков, где все делают кто что хочет, все такие свободные. Хочешь разбей стекло, хочешь — кури, хочешь — пей. И все это после большого IT-холдинга, где все ходили в пиджачках, в галстуках, и надеть джинсы было “вау, ничего себе, он в пятницу надел джинсы, ого”. А тут все татуированные, веселые, прикольные. И для меня это выглядело как работа мечты. В общем-то, с тех пор я уже в профессиональной рекламе, работаю с крупными брендами, с зарубежными брендами. И я понимаю, что для меня это реализация моего творческого потенциала. Это творчество, за которое тебе платят еще деньги классные. И выглядит это все как мечта какая-то.

Фото из личного архива Петра
Фото из личного архива Петра

Сейчас мне нравится организовывать процесс. Раньше были амбиции типа “сделать самый масштабный проект”, или “запустить бренд с нуля”. Это казалось чем-то недостижимым. Потом ты запустил один бренд, второй. Потом ты помог развиться бренду из локального в федеральный масштаб. Потом ты мечтаешь: “а вот бы сделать какой-то ролик классный”. Потом ты мечтаешь: “а вот бы сделать такую рекламную интеграцию”. Абсолютно проектное мышление. А сейчас мне очень интересно заниматься управленческой деятельностью, потому что в этом тоже есть большая доля творчества, но это уже творчество немножко другого рода. Когда я вижу, что команда сама что-то делает и делает это круче меня, это восхищает, мне это очень-очень нравится. Следующая моя амбиция — сделать полностью независимую от себя структуру, которая могла бы сама функционировать. А самому заниматься больше визионерством, стратегическим планированием. Сейчас для меня это такая хорошая, интересная и драйвовая достаточно задача, которая доставляет наибольшее удовольствие.

******

Самое сложное — это совладать с собой. Я до сих пор не научился находить баланс между личной жизнью и бизнесом, вот этот пресловутый work-life balance, который уже оскомину набил у всех. Мне сложно на выходных отключаться от работы. Мне сложно в 8 часов вечера закрыть ноутбук и не думать про очередной новый проект или направление. Сама работа у меня не вызывает переживаний и сложностей. У меня вызывает переживание – а как мне жизнь свою вести так, чтобы постоянно не думать об этой работе, о которой все время какие-то размышления в голове.

******

Постоянно праздники вокруг, все время хочется что-то отметить. Ты сама прекрасно знаешь, мы же вино постоянно пьем. И это погружает меня всегда в какую-то тоску через некоторое время. Видимо, это связано с мозгом, с эндорфинами и с прочими гормонами. Так получилось, что сейчас я пью алкоголь раз в месяц. Я решил, что надо как-то немножечко стопэ с винчиком вечером под киношку. И я понял, что, если я раз в месяц пью, во-первых, больше от этого удовольствия испытываю, а во-вторых, меньше негатива в себе чувствую и мне легче переключаться, я эмоционально стабильнее. Хотя я считаю, что алкоголь в умеренном виде реально пользы больше несет, чем его полное отсутствие.

******

Музыка мне сильно помогает отвлекаться. Вчера взял гитару, открыл приложение думаю: «О прикольно, выучу песню какую-нибудь новую». Это очень быстро переключает.

«Я не видел ни одного достижения, которое делалось на унижении»

Секрет отношений во взаимопонимании. Мне кажется идеальные отношения — это когда вы лучшие друзья. Мне повезло, я встретил человека, с которым мне интересно в любой момент времени на любую тему поговорить, что-то обсудить. И это помогает постоянно поддерживать интерес.

«Я не видел ни одного достижения, которое делалось на унижении»

Как-то я руководил двумя командами в агентстве. И у меня был клиент, девелопер, довольно крупная известная компания. Со стороны клиента была менеджер, и мне постоянно приходилось заниматься распутыванием странных событий. Я чувствовал себя Коломбо каждый раз. Однажды мы отправили презентацию с очередным предложением. Менеджер клиента перезванивает моему менеджеру и говорит: «Пришлите мне презентацию». Моя менеджер отвечает: “Какую презентацию? Не понимаю, о чём речь. Наверное, с этим вопросом вам к Петру”. Мы созваниваемся с ней, я говорю: «Так, а что там за презентация, которую вы просите выслать?». Она отвечает: «Ну, которая у меня сейчас открыта». Я в этот момент даже не знал, как мне реагировать. Спрашиваю: «Как это презентация, которая у вас открыта? Значит, зачем мне ее присылать, если она уже у вас открыта?» Я в такой ступор впал…. И она говорит: «А, ну ладно». И все. Я в шоке. Что произошло, как с этим быть? В общем, такая вот трешовая у меня была история.

******

Однажды у меня был созвон по одному сложному проекту. Нам нужно было запустить за 2 недели онлайн-продажу продукта, которого еще не было. И даже юридическая сторона онлайн-продажи этого продукта не была проработана на стороне клиента. И на звонке были топ-менеджеры со стороны большой-большой банковской структуры. Они периодически встревали в этот разговор и объясняли, что вместо двух с половиной месяцев, на которые мы изначально закомитились, нужно все срочно запустить за 2 недели. И на одном из таких созвонов, без вообще какой-либо причины на меня начинает орать матом один топ-менеджер. И я ему говорю (допустим, его звали Алексей): “Алексей, слушайте, вы сейчас на меня кричите матом, вы просто мне делаете неприятно, но эта ситуации никак не помогает. От этого люди не могут работать быстрее, этим вы никого не сможете замотивировать. И тем более вы не сможете решить на своей стороне проблему из-за которой проект не может двинуться дальше”. В итоге мы запустили все за 2 недели. И в первый день продаж получили 550 заказов. А этот менеджер сказал мне: «Извините, просто у меня моральное состояние такое было. Я не спал три дня и поэтому наорал». Ну а я придерживаюсь позиции, если начинать в таком эмоциональном ключе вести дела, то проще отказаться от клиента, потому что в мире есть множество очень приятных людей, с которыми гораздо конструктивнее можно выстраивать работу. А у нас все-таки работа, которая строится на человеческих отношениях. Вот чем эти человеческие отношения лучше, тем и результат лучше. Я не видел ни одного достижения, которое делалось на унижении.

******

У меня есть 4 простых параметра отбора клиентов. Во-первых, заработаем ли мы на этом деньги? Потому что без денег нет развития бизнеса. Во-вторых а интересно ли это будет для портфолио? Насколько этот проект может быть челленджем для команды? Насколько этот проект может быть челленджем для меня лично? Насколько он подходит нам? И тут можно поступиться прибылью, поступиться другими вещами. Потому что иногда лучше быть известным из-за идеи. Это, действительно, важно для креативного бизнеса. Это то, что продает по сути, на рынке наши услуги. А третий параметр — личное впечатление о клиенте, от общения с ним. Если ты понимаешь, что чувак какой-то мутный, скорее всего проект будет такой же мутный. Если человек хороший, то с ним все будет хорошо. Ну и есть четвёртый параметр — если я понимаю, что человек не подходит нам по бизнесу, что мы не принесем ему той пользы, которую ему могут принести какие-то мои другие знакомые с рынка, то я лучше скажу об этом честно. Всех денег не заработаешь, как говорят.

«Я не видел ни одного достижения, которое делалось на унижении»

Все классные продукты, все классные проекты создаются в мотивированных командах, где есть взаимопонимание и это также относится к отношению клиент-подрядчик. Поэтому я не терплю токсичных клиентов. После первого и последнего китайского предупреждения мы просто отказываемся от работы с ними. Мы понимаем, что бизнесу никакой пользы от этого клиента не будет. И мне кажется, что такая позиция достаточно конструктивная. И справедливая.

******

В предпринимательстве меня очень волнует один вопрос. Как мне заниматься тем делом, к которому я не остыну, в которое я буду вовлечен не только в финансовом и творческом аспекте, но и в этическом. Почему мы это делаем, что мы стараемся донести до людей своей деятельностью? Мне кажется, это очень важно. Но есть обратная сторона. У меня есть друзья, которые занимаются сомнительными делами. В них нет ничего криминального. Просто какие-то дела, которыми я бы не смог заниматься, я бы задавал себе постоянно вопрос: как это влияет на жизнь людей? По этой причине я часто отказываюсь от тех проектов, в которые не верю. Не верю в то, что это действительно помогает людям. Например, приходит ко мне водочный бренд, и я понимаю, что это не премиальная водка, которую люди пьют, чтобы получить какое-то эстетическое удовольствие. А это водка нижнего ценового сегмента, где основной растущий рынок — это так называемые чекушки. И я говорю: «Не, ребята, слушайте, прикладывать свои усилия и зарабатывать деньги на том, что мы будем помогать спаивать людей, это не мое». Если я команде такой проект принесу и скажу: «Ребята, ну что давайте молодежи сейчас расскажем, как хорошо водочку пить из чекушки». На меня посмотрят как на идиота. Поэтому от сигарет, например, мы отказываемся. От народной медицины тоже — я не могу проверить, что это действительно работает, даже если это проверено тысячелетиями и всякими бабками. Ну нет.

Меня волнует, в белую ли я веду дела. Я придерживаюсь позиции, что нужно прикладывать максимум усилий, чтобы компания была белой. На нашем рынке есть множество примеров, когда компания берёт дешевую рабочую силу, делает все в серо-черных схемах, и за счет этого выдаёт очень высокую маржинальность, очень низкие цены и тд. Безусловно, можно заработать больше денег, уходя от налогов. Я плачу несколько миллионов налогов ежегодно и вношу свой вклад в госбюджет. И когда я вижу, что мои налоги помогают что-то улучшать в нашей стране, я искренне радуюсь. И могу, например, писать заявления на Mos.ru, чтобы во дворе починили шлагбаум. А когда ты делаешь все в серую или черную, мне кажется у тебя нет морального основания спрашивать: «Какого *** [фига] тут все неправильно сделано? Почему у нас страна такая х**я [фиговая]?». Вот этический вопрос в бизнесе меня сильно волнует.

******

Как-то я дошел до точки, когда понял, что у меня есть возможность расти уже в управленца. Есть возможность уйти в крупное агентство управлять там крупными проектами. Но в целом, для меня это не было бы вызовом. Это была бы просто работа, в которой я что-то понимаю, у меня уже есть опыт, я просто этот опыт применяю и получаю свою денежку ежемесячно. И молюсь на 13-ую зарплату, бонусы и плачу свою ипотеку. Или я мог уйти на клиентскую сторону, что в принципе то же самое. По сути это шило на мыло. Я понял, что меня мотивирует нахождение рядом с творческими людьми, мотивирует то, что я могу создавать что-то свое и потом гордиться тем, что я вот что-то сам сделал, свой бренд, свою структуру, свой бизнес и так далее.

******

У меня, к сожалению, раньше было такое бинарное представление о мире, что есть найм и он хреновый. Есть мир бизнеса и он такой драйвовый, интересный. Там все успешные. Но на деле, я пришел к выводу, что счастливым и обеспеченным можно быть на любой из этих сторон. Можно быть счастливым человеком, который работает с 10 до 19. И можно зарабатывать в найме, в принципе такие же деньги, что и предприниматель, который рискует всем, горбатится 24/7. Я знаю людей, которые работают директорами по маркетингу. Работают какими-то управленцами наемными. Зарабатывают больше денег, чем большинство предпринимателей, которых я знаю. Покупают себе прекрасные дома, ездят на очень крутых машинах, могут позволить себе отпуск в любое время года. Ну, то есть, в принципе, и там, и там есть свобода; и там, и там есть деньги. И там, и там есть амбиции и возможности. И я уже вот так бинарно не мыслю, что единственное хорошее — это быть предпринимателем. А плохое — быть наемным сотрудником.

Первое, к чему ты привыкаешь в бизнесе — к тому, что все допускают ошибки и это ОК. И главное, сам перестаешь бояться ошибок. И это самое ценное не только в предпринимательстве, но и в жизненном опыте в целом. Ты можешь допускать ошибки, и благодаря этому ты имеешь опыт гораздо больший, чем человек, который их не совершал. Знаешь, как в истории про самолеты во время войны. Когда самолеты из боя возвращались и им вначале заделывали те части, которые прострелены, но надо смотреть на те места, которые не прострелены, потому что только благодаря им этот самолет вернулся обратно. И их, в первую очередь, необходимо укрепить. Поэтому, если ты понимаешь, что в твоей жизни есть какие-то ошибки, надо просто эти места подлатать, понять, как ты можешь применить это в своей будущей жизни, и в общем-то, жить дальше, не наступая на те же самые грабли. Вот. Это очень классно.

103103
70 комментариев

Пётр Губанов — СЕО агентства контент-маркетинга PostPost. И на мой взгляд, один из самых ярких и интересных людей в индустрии. Поговорили с Петей про жизнь и предпринимательство, про отношения и этику в бизнесе

Вопросов к Петру не имею (вообще не знаю, кто это — хз может какой-то известный человек).

Вопрос в другом: как это работает?

Журналист (и журналист ли?) берет интервью у некого предпринимателя — и просто публикует здесь выдержки, смахивающие на мотивированную литературу?

Кто в курсе расскажите схему? Какой интерес у журналиста, например? Он за бабки предлагает некому предпринимателю пиар на виси и делает типа статью с его цитатами?

Или это сам предприниматель берет от какого-то левого чувака пишет (о типа у меня взяли интервью) и публикует здесь?

Кто в курсе ответить, плиз :) Ни газеты, ни названия издательства, ничего нет. Просто — о у меня тут интервью:) Я тоже щас таких интервью могу настряпать с два десятка :)

21
Ответить

Вера, расскажу вам "схему", записывайте) Берёте классного знакомого, делаете с ним аудио интервью, расшифровываете, делаете текст в формате, который вам больше нравится — вопрос/ответ, полотно текста, история героя или вот такими цитатами, как у меня. Мне хотелось показать личность Пети с разных сторон — поговорить и про личное, и про бизнес, и про карьеру. Просто потому что он мне интересен как человек и мы давно с ним знакомы) Никаких денег или иной, так сказать, мотивации, у меня не было)) 
Ну а то, что вы можете сделать пару десятков таких интервью — не сомневаюсь, и буду рада почитать) 

9
Ответить
1
Ответить

Могу сказать точно, что на VC есть такая услуга, и она платная :)

Ответить

Лучшее из того, что я читал на vc за последнее время! Остаётся лишь немного жалеть, что большинство людей давно забило на жизнь в пользу денег, не понимая, что с собой их не унести, и в вечной гонке за рублём (если не копейкой)) теряют себя. Ну и не могу со своей стороны не отметить ваше везение, это дорогого стоит, найти дело, которое поддерживает этот внутренний драйв и коллектив, частью которого хочется быть, а не убежать со всех ног куда глаза глядят.
Прекрасная статья, карьера и жизнь!

14
Ответить

Спасибо, очень приятно!
Соглашусь, что везение в поиске дела — важная часть. Но можно увеличивать шансы найти такое дело постоянно делая попытки заниматься чем-то новым. Мне кажется, такой процесс поиска — само по себе, достаточно вдохновляющий процесс)

8
Ответить

Комментарий недоступен

6
Ответить