60 дней фильмов и сериалов
по промокоду:
VC60
Забрать
60 дней подписки Яндекс Плюс бесплатно для новых пользователей, ранее не оформлявших подписку Яндекс Плюс либо подписки, её включающие, при условии привязки банковской карты. Далее — автопродление: 199 ₽/месяц. Действует на территории РФ. Активировать до 31.10.2021 г. https://hd.kinopoisk.ru/gift. Условия: clck.ru/FMQND.
Личный опыт
Natalia Bobrenok

Зачем вузам создавать акселерационные программы: опыт Московского университета им. С. Ю. Витте

Как университеты создают акселераторы, для чего это нужно и кому стоит в них участвовать.

Сегодня многие программы, которые предлагают помощь стартапам, создаются в университетах. Один из таких примеров — MUIV.LAB, бизнес-акселератор, созданный Московским университетом им. С. Ю. Витте. 10 июня состоится демо-день, завершающий очередную программу MUIV.LAB — я поговорила с вице-президентом университета им. Витте Павлом Бронфманом, чтобы узнать, что такой акселератор дает участникам и самому вузу.

Почему университет им. Витте создал свою акселерационную программу, что это вам дает?

Павел Бронфман
вице-президент университета им. Витте

Меня достаточно давно (с тех пор, как я впервые столкнулся с этим во время учебы в бизнес-школе в Швейцарии) интересовал венчурный бизнес. Я искал возможность поработать в этой сфере, и несколько лет назад мы внутри университета стали прорабатывать этот вопрос. Нам показалось, что открытие акселератора будет иметь синергетический эффект с образовательной деятельностью университета: студенты во время обучения получают возможность начать свое дело, они создают свой бизнес, развивают проект и идут с ним в большую жизнь, а другие студенты, которые еще только начинают учебу в университете, видят это и вдохновляются примером.

Мы надеемся, что акселератор внутри университета положительно скажется на уровне наших абитуриентов. Мы хотим, чтобы наш университет был не вторым или третьим выбором для сильных абитуриентов (как это обычно бывает с частными вузами), а чтобы поступающие целенаправленно выбирали нас, зная, что учеба в нашем университете открывает двери в будущее для предпринимателей и бизнесменов.

Кроме того, стартапы-резиденты акселератора могут предлагать работу нашим студентам в качестве практики или с частичной занятостью. Так еще во время обучения студенты смогут начинать трудовую деятельность, получать бесценный опыт.

Получается, университеты за счет создания акселераторов стараются сделать образование более приближенным к рынку?

Да. К тому же, сейчас начинает внедряться федеральная программа «Стартап как диплом», суть которой в том, что студенты смогут защищать дипломную работу через создание стартапов. Это тоже влияет на решение университетов использовать механизмы, помогающие в развитии стартапов. Сейчас для участия в этой программе отобрано порядка 40 вузов (в основном, конечно, государственных), и мы также стремимся войти в число ее участников.

Плюс есть такое понятие как тренд. Для каких-то университетов создание акселератора — это желание идти в ногу со временем и не отстать от конкурентов.

У акселераторов внутри вузов есть какие-то преимущества перед другими программами для стартапов?

Конечно. Например, во всех наших программах есть трек для EdTech-стартапов. Мы в каждом наборе обязательно выбираем проекты, которые работают с образованием. Со многими из них впоследствии заключаем партнерские соглашения, делаем пилотные проекты, давая им возможность обкатывать технологии в нашем университете. Более того, мы можем создавать новые курсы и даже целые направления обучения на базе их наработок.

Другое преимущество университетских акселераторов заключается в том, что у нас есть условия для доукомплектования команд. Это плюс для студентов, которым обычно бывает тяжело сразу найти всех необходимых участников, и они могут вначале поработать с разными командами и приобрести нужные знания, навыки и компетенции.

С чего начался ваш акселератор? Какие ошибки вы допустили в начале работы?

Мы, не имея еще достаточного опыта, понадеялись, что сразу сможем сформировать воронку, полностью состоящую из студенческих стартапов. Провели массированную и продолжительную по времени информационно-рекламную кампанию в университете, призывали студентов объединяться в команды и организовывать проекты, потратили на это массу усилий. В результате осознали, что это практически невозможно.

Уже после этого мы много общались с коллегами из МФТИ, МГУ, других университетов. И все в один голос говорили, что у них был такой же печальный опыт. Они не смогли запустить программу, состоящую только из студенческих проектов, так как просто не нашлось достаточного количества таких проектов, чтобы можно было оказать им полноценную акселерационную помощь.

Зато мы поняли, что это долгий и кропотливый процесс — укоренение в студенческой среде предпринимательского духа. Что невозможно просто так его студентам навязать, и сам по себе из ниоткуда он также не появится. Мы начали двигаться постепенно и принимать внешние проекты, чтобы у студентов был какой-то пример. Уже потом стали привлекать студенческие проекты. В последних треках участвовали выпускники нашего университета со своими проектами, что очень приятно.

Помимо этого, огромное значение имел выбор исполнителя — команды, которая будет организовывать акселерационную программу. В самом начале при выборе партнера мы совершили ошибку, из-за которой наша первая программа (в конце 2018 года) получилась не такой успешной, какой могла бы. Сейчас нашим главным партнёром по организации и наполнению акселерационных программ выступает команда Startech.vc, которая также является оператором многих других крупных акселераторов. Мы очень довольны этим сотрудничеством: чувствуем, что находимся с ними «на одной волне» и одинаково смотрим на то, как должна быть выстроена программа.

Расскажите про 2020 год, как вы организовали программу в условиях пандемии?

Как и для всего мира, все, что связано с пандемией и сопутствующими ей ограничениям, для нас явилось полной и неприятной неожиданностью. Много сил и времени ушло на то, чтобы перестроить бизнес-процессы работы самого университета, чтобы продолжать бесперебойно оказывать образовательные услуги нашим студентам. Вместе с тем, этот вынужденный период затишья предоставил возможность порефлексировать над тем, какие тренды и веяния будут актуальны в ближайшее время, и соответствующим образом перестроить нашу акселерационную программу, ее тематику и содержание.

Мы решили не делать онлайн-акселерационную программу, как многие из наших коллег, а вместо этого взяли паузу. Мы уверены, что полностью онлайновые программы менее эффективны, чем традиционные — когда люди могут смотреть друг другу в глаза, вживую общаться, обмениваться опытом и мыслями. В результате возникает какая-то особенная «химия», из которой и рождаются успешные проекты. Поэтому мы приняли непростое на тот момент решение пропустить один сезон, чтобы подумать, что будет более востребовано в ближайшие несколько лет, и уже на основе этих выводов сделать программу осенью 2020 года, когда ограничения станут менее суровыми. Эта программа получилась очень качественной, в ней участвовали сильные проекты. Мы увидели тренд на онлайнизацию всего, что только возможно, и составили программу, ориентируясь на это.

А для текущей программы какие вы выбрали направления?

У нас в любой акселерационной программе одним из основных направлений является EdTech — мы всегда рады видеть образовательные проекты. Также сейчас очень востребовано все, что связано с MedTech и BioTech, например, онлайн-медицинские услуги. Безусловно, также важны проекты в сфере логистики и транспортных потоков: не так давно нам посчастливилось приобрести нового партнера в лице Российского университета транспорта, у которого есть большой опыт работы в этой области и который может дать нашим проектам возможности выхода на прямых заказчиков и на пилотные проекты в этой сфере.

Какой стартап идеален для вашего акселератора?

У нас нет четких критериев того, на какой стадии должен находиться проект: это может быть стадия seed или pre-seed. Главное, чтобы в стартапе была хорошая работоспособная команда с решимостью развивать бизнес и не останавливаться в случае трудностей, возникающих на пути каждого нового проекта.

Кроме этого, у проекта должен быть уже готовый продукт, а не просто абстрактная идея, с которой пока никто не знает, что делать. Это действительно важно, чтобы был сам повод для акселерации, для выведения проекта на новый уровень. Акселерационная программа помогает проекту вырасти быстро и сильно, а если расти пока нечему, то мы и помочь не сможем. Речь здесь идет о том, чтобы мы могли принести реальную пользу каждому проекту, участвующему в программе.

А как вы выбирали инвесторов и партнеров?

Мы занимаемся бизнесом более 25 лет и за это время приобрели достаточно много связей и партнеров, которые имеют отношение к венчурным инвестициям и работают в разных отраслях. У наших партнеров, в свою очередь, тоже есть большое количество знакомств, по сути такие комьюнити, многие члены которых готовы вкладывать средства в развитие стартапов в России.

При этом, с нашей точки зрения, это должны быть не просто инвесторы, которые дают деньги, а так называемые smart money — когда кроме денег инвестор привносит в проект связи, экспертизу, помогает советом и личным временем. В этом случае польза от инвестиций будет реально ощутимой: как для проекта, так и для самого инвестора.

Какие у вас планы на акселератор?

Мы уже детально думаем над следующей программой, которая откроется, если ничто не помешает, в сентябре-октябре. Рассчитываем тогда же начать выводить проекты за рубеж, давать им международное признание и предоставлять площадки для выхода на глобальных институциональных инвесторов — это может быть реализовано при условии, что к этому времени мир будет уже открыт.

Также мы планируем дальнейшее развитие нашего комьюнити, сообщества людей, которые непосредственно связаны с предпринимательством. Будем проводить нетворкинги и другие мероприятия с нашими стартапами и стартапами других акселераторов-партнеров (например, с акселератором Физтех.Старт), чтобы начинающие предприниматели могли встречаться, обмениваться опытом, делиться проблемами и способами их решения. Такое взаимодействие поможет избежать каких-то банальных ошибок, встречающихся на пути каждого бизнеса на этапе становления.

Конечно, хотим привлекать еще больше студенческих проектов к участию в наших акселерационных программах. Мы осознаем, что пока еще они не могут составить всю программу, но надеемся, что общими усилиями с нашими партнерами сможем привлечь больше таких стартапов. Это будет хороший кейс и показатель для всех студентов (как нашего университета, так и партнерских вузов) того, что реально создавать проекты и начинать добиваться успеха прямо со студенческой скамьи. Мне кажется, что для студентов, которые только начали образование, очень важно видеть, что уже через пару лет они смогут открыть свое дело, заниматься чем-то большим и полезным.

{ "author_name": "Natalia Bobrenok", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 5, "likes": 9, "favorites": 3, "is_advertisement": false, "subsite_label": "life", "id": 252513, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Mon, 31 May 2021 10:47:43 +0300", "is_special": false }
0
5 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Приходите 10 июня на Demo Day текущего сезона знакомиться  muivlab.timepad.ru/event/1655466 и в новый сезон осенью сможете подать заявку, акселератор бесплатный и открыт для стартапов не только из МУИВ. Очень любим все активные стартапы!

2

В этом сезоне, кстати, очень сильные стартапы, идём на Demo Day 10 июня muivlab.timepad.ru/event/1655466

0

А можно стартапу не из акселератора привлекать студентов Витте к себе на стажировку? И если да, как выстроен процесс?

0

Аня, привет! На данном этапе мы сотрудничаем со стартапами, прошедшими нашу акселерационную программу MUIV.LAB 💚 ред.

0
Читать все 5 комментариев
Бесплатная доставка и кросс-продажи: как магазину «ВКонтакте» увеличить средний чек

Размер среднего чека — один из показателей бизнеса, который должен отслеживать владелец магазина «ВКонтакте». Он способен рассказать о платёжеспособности покупателей, помогает оценить эффективность акций и программы лояльности, правильность ценовой политики.

Путин объявил «нерабочими» дни с 30 октября по 7 ноября с сохранением зарплаты Статьи редакции

Регионы могут сами установить сроки — начать уже с 23 октября.

Sports.ru снял документальный фильм про «Зенит»-2008

В центре внимания — «золотое поколение» футбольного клуба, завоевавшее Кубок и Суперкубок УЕФА в 2008 году.

Трейлер фильма «Зенит-2008. Победная песня»
Сделай сам: умная камера для наблюдения за питомцами

Обучаем нейросеть на котиках.

Что пугает в резюме?

Сейчас ищу технического кофаундера (подробнее тут: «Как найти кофаундера?»), получаю достаточно много писем и обращений самого разного содержания. Хотел поделиться впечатлениями, это не руководство и не критика.

Делал дизайн, пока говорил по телефону: история Пола Рэнда, который создал логотипы для IBM и Стива Джобса Статьи редакции

Рисовал антифашистский журнал, работал арт-директором в Esquire и делал рекламу на азбуке Морзе.

Пол Рэнд   monitorbox
Что советуют опытные руководители начинающим и тем, кто хочет сделать карьеру

Летом мы провели опрос среди подписчиков нашей рассылки. Задали восемь важных вопросов о работе, карьере и саморазвитии. Получили 185 ответов от людей, которые либо сейчас занимают руководящие посты, либо были руководителями в прошлом.

Retail Innovation Tech Alliance (RITA) дал старт новому отбору стартапов

Retail Innovation Tech Alliance (RITA) объявляет о шестом отборе стартапов для реализации совместных проектов с крупнейшими ритейл и технологическими корпорациями России и Казахстана.

Личный фонд - новый способ оформления наследства

С 1 марта 2022 года появится возможность структурировать наследство с помощью личных фондов.

Разбор: «Яндекс» действительно притворяется системным сообщением iOS на iPhone

Чтобы убедиться, так ли это, я решил открыть сайт одиозной компании «Яндекс» на компьютере в браузере Safari, включив режим отладки и используя «юзер-агент» iPhone. И проверить, действительно ли это системное сообщение или «Яндекс» имитирует системное сообщение iOS, используя фишинговый методы?

Арт-экология. Уличные тренды и успешные городские проекты

Работы уличных художников, кроме эстетической роли, способны приносить пользу экологии за счет использования современных технологий. На стенах жилых домов уже появляются граффити с поглощающим смог эффектом, а на стволах деревьев – заживляющие рисунки.

Ленд-арт объект "Рогатка желаний" на фестивале ленд-арт в Муслюмово фото: организаторы фестиваля
null