SMS-мошенничество: и с регистрацией, и с SMS — две рабочие схемы по отъёму денег у компаний

Тема мошенничеств, связанных с SMS, достаточно часто поднимается в последнее время и по большей части представлена фишинговыми рассылками с линками на вредоносные ресурсы. Менее распространен так называемый СИМ-свопинг — «угон» сим-карты. Мошенник получает паспортные данные жертвы с помощью фишинга. Приобретает в DeepNet бланки нотариальных доверенностей (один такой бланк стоит 5 000 рублей плюс печать — 1000 рублей, итого всего 6 000 рублей). Предъявляет доверенность оператору мобильной связи и просит выпустить дубликат сим-карты. Получает дубликат, а вместе с ним и возможность зайти в сервисы, для доступа к которым используется проверка по номеру телефона (интернет-банки, электронные кошельки, аккаунты в соцсетях и т. д.).

Чтобы не стать жертвой СИМ-свопинга, стоит написать в салоне вашего оператора сотовой связи заявление о запрете перевыпуска SIM-карты без вашего личного присутствия. Кроме того, не надо выкладывать свои персональные данные в интернет, в том числе нельзя пересылать скан-копии и фотографии своих документов с помощью мессенджеров или электронной почты. А для доступа к банковским счетам и электронные кошельки есть смысл завести отдельную SIM-карту. Этот номер никому никогда не сообщать и нигде не публиковать.

SMS-мошенничество: и с регистрацией, и с SMS — две рабочие схемы по отъёму денег у компаний

Чаще всего эти способы мошенничеств нацелены на частных лиц – владельцев сотовых телефонов. Между тем, компании также могут стать жертвой мошенников, и я бы хотел осветить некоторые кейсы, с которыми мы столкнулись в своей работе.

Компания Интис Телеком более 12 лет предоставляет услуги СМС-уведомлений. Все это время и российский, и глобальный рынки стабильно росли. В 2020 году объем рынка СМС в мире составил более 40 миллиардов долларов, из них около 2 миллиардов долларов — это российский рынок. Суммы немаленькие, так что некоторые СМС-агрегаторы не могут удержаться от соблазна использовать мошеннические схемы и просто-напросто воровать деньги заказчиков.

Для начала – немного теории. СМС можно условно поделить на две большие группы. Первая – это так называемые транзакционные СМС, то есть те, в которых абоненту приходит индивидуальная информация, которую он ожидает в определенный короткий промежуток времени. Это может быть верификационная СМС от Фейсбука или СМС с кодом двухфакторной авторизации на Госуслугах. Это важные сообщения с точки зрения абонента, и в случае невозможности получить такую СМС абонент будет жаловаться. Ведь он не сможет воспользоваться сервисом. Вторая группа – рекламные СМС. Их абонент не ожидает и, если такая СМС не дойдет, скорее всего, даже не заметит этого факта. Существуют еще некие промежуточные варианты, например, СМС-уведомление о статусе заказа.

SMS-мошенничество: и с регистрацией, и с SMS — две рабочие схемы по отъёму денег у компаний

До 2014 года операторы тарифицировали только доставленные СМС, что имело как свои достоинства, так и недостатки. В настоящее время операторы мобильной связи тарифицируют все СМС, в том числе и не доставленные: на выключенные телефоны, на несуществующие номера и т. п.

Операция «Перехват»: не шлите ваши денежки операторам…

Теперь, когда примерно понятно, как работают СМС-агрегаторы, перейдем к сути этих мошеннических схем. Заключаются, они, собственно, в следующем:

1) Не отправлять СМС на выключенные / неактивные номера.

2) Генерировать искусственный трафик на стороне клиента (например, совершать фейковые регистрации).

Как работает первая схема:

SMS-мошенничество: и с регистрацией, и с SMS — две рабочие схемы по отъёму денег у компаний

Поскольку клиент платит за все СМС, в том числе и недоставленные, СМС-агрегатор анализирует трафик и оценивает вероятность того, что номер неактивный. Он это может делать на основе предыдущих рассылок, или обмениваясь подобными данными с другими СМС-агрегаторами. Таким образом, клиенту выдается статус «Не доставлено», клиент оплачивает эту СМС, а агрегатор получает 100% прибыль с нее, так как она не дошла до оператора связи и не была тарифицирована оператором. Прибыль агрегатора может достигать 15-20% от оборота — в зависимости от того, в насколько запущенном состоянии находится абонентская база клиента.

Каким образом клиенты пытаются бороться с таким мошенничеством? Ну, во-первых, используют свои подконтрольные тестовые номера и периодически шлют на них СМС. Однако эффективность данного способа достаточно низкая, ведь тестовые номера по статистическому профилю трафика значительно отличаются от реальных абонентов. Поэтому СМС-агрегатору не составляет труда находить их и добавлять в белый список. После чего номера, которые могут оказаться тестовыми, направляются в каналы с самым высоким приоритетом.

Во-вторых, клиент может запросить у оператора связи сводные данные. Например, сколько было передано оператору за отчетный месяц СМС-сегментов с отправителем «CompanyX» и сравнивают со своими данными. В случае заметного расхождения предъявляют претензии своему поставщику СМС. Этот способ доступен относительно крупным клиентам: банкам, федеральным сетям и пр.

SMS-мошенничество: и с регистрацией, и с SMS — две рабочие схемы по отъёму денег у компаний

«Мёртвые души»: 2021 edition

Вторая схема мошенничества более изощренная, но и более прибыльная. Рассмотрим ее подробнее.

SMS-мошенничество: и с регистрацией, и с SMS — две рабочие схемы по отъёму денег у компаний

Допустим, у клиента есть Интернет-магазин, в котором регистрируются пользователи и делают покупки. Как обычно используется СМС в данном бизнес-процессе?

1) СМС при регистрации — для верификации номера телефона;

2) уведомление о статусе заказа;

3) восстановление забытого пароля;

4) СМС при входе в качестве двухфакторной авторизации.

Итак, СМС-агрегатор генерирует массив номеров на интересующего оператора. Обычно выбирается самый дорогой, но могут быть «подмешаны» и другие операторы, чтобы мошенничество не так бросалось в глаза. Далее этот массив номеров передается ботнету, который в Интернет-магазине осуществляет действия, ведущие к отправке СМС. Клиент, естественно, отправляет эти сообщения СМС-агрегатору, а тот, в свою очередь, генерирует фейковые статусы для клиента и одновременно передает данные, содержащиеся в тексте (например, код, пароль и т. д.) в ботнет для завершения автоматической операции.

Что получается в итоге? Интернет-магазин имеет определенное количество мертвых регистраций и бесполезных действий, а СМС-агрегатор забирает полную стоимость сообщения в свой карман. Учитывая месячный оборот СМС в несколько миллиардов сообщений, даже 20% мошеннического трафика составляют внушительную сумму, которую фактически оплачивает клиент.

SMS-мошенничество: и с регистрацией, и с SMS — две рабочие схемы по отъёму денег у компаний

У этой схемы есть разновидность в виде грубой, нарочитой генерации искусственного трафика. Она используется для дискредитации конкурентов и последующего обращения к клиенту с предложением себя в качестве надежного и честного поставщика. Классический способ создания проблемы и предложение ее решения.

Следим за руками! И за отчётами

И тут мы задаем себе два традиционных вопроса: «Кто виноват?» и «Что делать?» Виноваты, как ни странно, клиенты. Во-первых, потому, что в тендерах подчас продавливают цену настолько низко, что СМС-агрегатор в погоне за заказом вынужден отдавать услугу «в ноль» или даже с убытком. Естественно, у него возникает желание забрать свое, и тут в ход идут любые ухищрения. Во-вторых, обычно обманывают беспечных клиентов, которые плохо следят за тем, что происходит в их IT-системе и не следят за актуальностью абонентской базы. Вышеперечисленные виды мошенничества вполне могут быть купированы внимательным отношением к трафику и его характеристикам.

SMS-мошенничество: и с регистрацией, и с SMS — две рабочие схемы по отъёму денег у компаний

Мы, в Интис Телеком, можем рекомендовать следующие способы противодействия мошенничеству:

1) Периодически проверять свою клиентскую базу и «очищать» ее от неактуальных и недоступных номеров. Имейте в виду, либо это сделаете вы, либо ваш поставщик, и от того, кто это сделает, будет зависеть, кто из вас сэкономит деньги.

2) Добиваться высокого процента доставки в СМС-рассылках или СМС-уведомлениях. Типичный процент доставки для СМС-рассылок по актуальной базе должен быть около 90-95%, по СМС-уведомлениям – 97-99%.

3) Провести аудит своей IT-инфраструктуры, приложений, Интернет-магазинов на предмет предотвращения автоматических действий. Даже элементарное добавление Google ReCapcha (в том числе невидимой) заметно осложнит автоматические действия ботнета.

4) Мониторить метрики (объем, процент доставки, распределение доли между операторами) и, в случае резкого изменения какого-либо показателя, проводить расследование и задавать вопросы вашему поставщику.

5) Не замалчивать выявленные случаи мошенничества и предавать их самой широкой огласке. Только так можно очистить рынок от недобросовестных игроков.

Очевидно, что способы мошенничеств не исчерпываются двумя, описанными в статье. Мы продолжаем внимательно изучать ситуацию на рынке и будем уведомлять читателей по мере их выявления и изучения.

3535
41 комментарий

О, а я-то думал, зачем капча нужна в интернет магазинах… Спасибо)

6
Ответить

Тема мошенничества, связанного с смс, поднимается не в последнее время, а уже лет 10 минимум

4
Ответить

Немножко другой уровень теперь. И другие масштабы.

1
Ответить

Вот решение проблемы. Вроде как для битрикс24, но может и без битрикса будет работать
https://www.youtube.com/watch?v=Wm5ZunBe9Ps

2
Ответить

Очень странно звучит: клиента обманывают, но виноват всё равно клиент. В духе российского предпринимательства

1
Ответить

Если вы будете прогуливаться в толпе с открытой сумочкой, то наверное есть часть вины, нет? 

3
Ответить

А как узнавать процент доставленных сообщений?

1
Ответить