Как отстроиться от конкурентов и собрать комьюнити на конференции: опыт трех молодых индустрий

Инсайтами делятся организаторы геймдев-ивента WN Conference, конференций ProductSense с темой менеджмента продуктов и Conversations по разговорному AI.

Конференция по разговорному AI Conversations 
Конференция по разговорному AI Conversations 

Как конференции определить уникальность и отстроиться от конкурентов? Как собрать комьюнити и лидеров рынка? Как поддерживать интерес участников между мероприятиями и пережить пандемию коронавируса? На эти и другие вопросы отвечают управляющий директор Just AI и основатель Conversations Кирилл Петров, программный директор ProductSense Ольга Стратанович и партнер, директор по развитию бизнеса WN Media Group и организатор WN Conference Юлия Лебедева.

Почему решили проводить конференцию?

Нам хотелось создать среду, в которой разработчики игр могли бы оставаться в теме происходящего, следить за новостями с точки зрения бизнеса, делиться опытом, учиться у коллег. Так появилась первая конференция, которая прошла летом 2012 года в нашем родном Петербурге. Отсюда и название White Nights, знаменитые белые ночи.

Юлия Лебедева, Директор по развитию бизнеса WN Media Group, организатор WN Conference

ProductSense: Я работала product-менеджером, а основатель ProductSense Юрий Агеев был моим руководителем. Это была его идея, которая возникла на другой конференции ProductCamp. Она была бесплатной, с ограниченным количеством мест. Не все желающие смогли попасть, и стало очевидно, что на рынке есть неудовлетворенный спрос. Профессия была новой, никто особо не понимал, что это такое, но все хотели быть product-менеджерами. У нас была очень эгоистичная цель — получить ответы на свои вопросы, и в 2018 году мы провели первую конференцию.

Conversations: Был 2018 год, рынок разговорного искусственного интеллекта активно рос, появлялись новые игроки, стартовали продажи первой в России умной колонки с голосовым помощником Алиса. Яндекс представил открытую платформу для создания голосовых навыков, Just AI анонсировал визуальный конструктор чат-ботов и выпустил первое исследование по рынку. Было понятно, что разговорный AI — тренд, который со временем изменит характер взаимодействия человека с компьютерами и машинами в целом, как ранее уже было с визуальными и тач-интерфейсами. При этом данных и аналитики по рынку было крайне мало, даже зарубежные издания только наращивали экспертизу. Нам хотелось объединить все знания на одной площадке, создать пространство для нетворкинга и дискуссий. К тому времени у нас уже был опыт ивент-менеджмента, с научной конференцией по AI и NLU, и мы решили сделать отдельное мероприятие для бизнеса и разработчиков именно по разговорному AI.

Как отстроиться от конкурентов?

WN Conference: В первый раз мы делали конференцию WN для себя и своих партнеров. Существовавшие на тот момент ивенты не смогли адаптироваться под меняющуюся индустрию, морально устарели, поэтому, по сути, мы заняли свободную нишу, вовремя выйдя на рынок с правильным продуктом. Мы ориентировались на рынок мобильных игр, который тогда только становился, и у многих была потребность в продуктивном бизнес-общении.

С самого начала нашим козырем была аудитория: только профессионалы, только бизнес, даже инди-проекты проходят модерацию. На западном рынке существует большой интерес к российскому геймдеву, но без знания локальных каналов лично познакомиться с лидерами рынка трудно. Конференция WN связала две стороны, мы пришли и полностью закрыли спрос своим предложением.

ProductSense: Платному продукту легко отстроиться от бесплатного, на который еще и не всех пускают, их даже сравнивать странно. Сейчас мы делим аудиторию с Epic Growth Conference, но у них более точечное предложение: они про рост продукта, а мы про продукт вообще.

Мы делаем очень качественное мероприятие: ни один доклад не принимается в программу без предварительного созвона, ни один спикер не выходит на сцену без предварительного прослушивания. Обычно за две недели до конференции у меня прослушаны все доклады. Мой максимум — пять прослушиваний одного доклада.

Ольга Стратанович, Программный директор ProductSense

Conversations: Обмен мнениями и нетворкинг в молодой индустрии, где все быстро меняется, очень нужен. Мы придумали приглашать лидеров рынка на панельную дискуссию и задавать им острые вопросы: следят ли голосовые ассистенты за пользователями, могут ли умные колонки принести пользу бизнесу, как можно заработать на голосовых навыках и др. На Conversations можно честно говорить о результатах и откровенно о неудачах, начать дискуссию в зале и продолжить на вечеринке. Такая демократичная, дружелюбная атмосфера, концентрация знаний и инсайтов, и делает Conversations особенным событием в индустрии.

По мере развития индустрии и экосистем вокруг голосовых ассистентов, Яндекс, Сбер и другие игроки стали проводить отдельные митапы по разговорному ИИ. И это совершенно нормально, так как разработчики ассистентов хотят больше рассказывать о своих технологиях и наработках. Но мы изначально не хотели проводить Conversations как вендорское мероприятие, и поэтому наша конференция по-прежнему остается местом встречи всех игроков рынка — бизнеса, вендоров и разработчиков, визионеров и практиков, скептиков и пользователей.

Вы проводите серию мероприятий. Зачем это нужно и чем отличаются конференции в разных городах?

WN Conference: WN проходит 4 раза в год. С 2012 года провели WN в 9 городах мира, включая Москву, Хельсинки, Прагу, Барселону, Лимассол, Берлин, Амстердам, Шанхай.

Конференции в разных локациях собирают местное комьюнити и дает участникам из разных стран мира познакомиться с рынками и их особенностями, пообщаться с лидерами местной индустрии. Это помогает компаниям участников развиваться, находить партнеров, выходить на новые рынки, даже такие сложные и закрытые, как, например, Китай. Поэтому мы проводим несколько конференций в год, каждая из которых ориентирована на разные макро-регионы: Европу, Азию, Америку, СНГ.

ProductSense: Конференция всегда проходила в двух городах, начиная с 2018 года. В Москве мы провели первый ProductSense, а второй — в Минске. Замечено, что на московской конференции всегда больше людей с ноутбуками, чем на минской: участников из Москвы много, они чувствуют себя обязанными поработать и еще вовремя вернуться домой. Когда едешь в другой город, проще расслабиться: многие ребята на высоких должностях говорили нам, что на московскую конференцию не пойдут, а в Минск приедут с удовольствием.

Сейчас действует ряд ограничений, есть вопрос с пересечением границ, поэтому в этом году проводить конференцию в Минске не будем. Вместо этого ProductSense впервые едет в Питер!

Conversations: Мы начали с Москвы, а сейчас проводим конференцию дважды в год — зимой в столице и летом в Петербурге. В прошлом году пропустили летнюю конференцию из-за пандемии, и в Москве нам было сложно уместить все интересное в программу — так часто появляются новые технологии и достойные кейсы.

Мы даем участникам выбор: приехать в Москву в разгар бизнес-сезона или в Петербург в низкий сезон. Конференции, конечно, отличаются: зимняя более концентрированная, это один день и два параллельных потока докладов. Летняя — более расслабленная, прекрасный Петербург в сезон белых ночей, два дня, один посвящен бизнес-кейсам, второй — технологиям.

Как собрать комьюнити и лидеров рынка на конференции?

WN Conference: Ключевые факторы — это бренд конференции и команда, которая ее делает. Бренд набирает силу тогда, когда вы каждый раз делаете полезный продукт для своей целевой аудитории, и мероприятия превосходят ожидания участников, начиная от тем докладов и заканчивая удобно организованным гардеробом.

Один провальный ивент будет стоить самого главного — доверия вашей аудитории. Цена ошибки высока, поэтому нужна команда, которая будет гореть проектом, разбираться в индустрии и стараться сделать конференцию как для себя.

ProductSense: На первый ProductSense в Москве мы собрали 670 человек. Это было очень приятно и неожиданно, хотя у нас долго не начинались продажи. Но потом посты в профильных каналах и рассылки дали аудиторию, и билеты начали хорошо раскупаться. В Минске в 2018 году получилось немного меньше участников, чем в Москве, а потом мы только росли: до пандемии на площадке максимум было 1100 человек.

Конференция — отличное инициирующее событие для начала комьюнити. Люди объединены общим опытом, идеями, вдохновлены ивентом. При этом нам повезло с аудиторией — продукт-менеджеры готовы спрашивать, отвечать и вовлекаться. Но недостаточно просто загнать людей в чатик — ничего не произойдет, нужно сильно драйвить обсуждение, писать вопросы, поощрять активных, делать качественный контент. На старте это очень большая работа.

Conversations: Конечно, нам помогли и помогают бизнес-связи — со многими ведущими компаниями Just AI работают как с партнерами или клиентами. При этом лидеры в молодой индустрии могут меняться и надо внимательно следить за рынком.

Конечно, чтобы удерживать интерес, у мероприятия должна быть ценность. В нашем случае это знания и нетворкинг — на конференции могут встретиться вендор и заказчик, обсудить проект, и это придаст импульс совместной работе. Да, часто игроки рынка и клиенты знают друг друга в лицо, многие проекты хорошо известны, но мы стараемся искать для Conversations эксклюзивный контент.

У нас выступали эксперты международной аналитической компании Canalys с исследованием по рынку умных девайсов в Восточной Европе, Google, Cool Games, а в этом году на конференции 21-22 июня в Петербурге выступят сразу четверо зарубежных спикеров, в том числе Bradley Metrock, один из главных визионеров voice-индустрии и CEO знаменитого проекта Project Voice.

Кирилл Петров, Управляющий директор Just AI, основатель Conversations

Как изменился формат мероприятия в период пандемии коронавируса?

WN Conference: В начале 2020 года мы создали свою платформу для проведения бизнес-мероприятий — WN Hub — и перешли в онлайн. Мы первые разработали виртуальную экспо-зону с 3D картой и стендами, у нас появились все виды чатов, видеозвонки, лекционный онлайн-зал, удобная выставка разработчиков. Мы снова сделали продукт для себя, и им постепенно начали интересоваться организаторы других игровых конференций. С апреля 2020 года мы провели более 30 онлайн-мероприятий для игровой индустрии на WN Hub, треть которых — мероприятия партнеров.

Теперь, когда к конференции можно подключиться онлайн откуда угодно, темпы роста увеличились. Например, на нашей последней конференции в офлайне до мирового локдауна — WN Amsterdam’20 в январе 2020 года — собрались около 1 500 участников, а на запуск онлайн-платформы WN Hub в апреле прошлого года, который сопровождался выставкой, лекциями, шоу-кейсами, пришло более 4 000. За весь 2020 год наши онлайн-ивенты посетили более 30 тыс. человек.

Сейчас мы возвращаемся в офлайн и делаем мероприятия в гибридном формате: к любой WN можно присоединиться в онлайне, если нет возможности посетить лично. Так в мае прошла конференция в Шанхае и так пройдет WN St. Petersburg 9-10 июля. Это позволяет нам оставаться большим международным ивентом даже в текущих обстоятельствах. Думаю, даже после снятия всех ограничений все мероприятия останутся в гибридной формате.

ProductSense: Весь 2020 год мы просидели дома и проводили конференцию в онлайне. После нее я чувствовала себя как выжатый лимон, то же самое говорили и спикеры. В онлайне ты отдаешь энергию, но совершенно ничего не получаешь взамен, эмоционально очень трудно говорить с экраном, а не с живыми людьми.

Поэтому, как только появилась возможность, мы решили вернуться в офлайн. Конференция в апреле 2021 года проходила в гибридном формате: 500 участников на площадке, больше мы не могли позволить из-за коронавирусных ограничений, и 450 человек смотрели трансляцию. Это была первая конференция, на которой онлайна было почти столько же, сколько офлайна.

Пандемия не принесла ничего принципиально нового, так как переход в онлайн начался давно. Но сейчас трансляцию больше готовы покупать, а к онлайн-конференциям перестали относиться скептически. С другой стороны, трансляция — больше не рудимент для десяти человек, как раньше. Обеспечить онлайн для 50 человек легко, но сложно, когда их 500. Представьте, часть людей не получила письмо с доступом, потому что оно попало в промо-акции, и тогда люди с онлайн-билетами пишут на почту, в Telegram и Facebook. Плюс онлайн-трансляция — это полноценный процесс, участники должны быть вовлечены, с ними должен разговаривать ведущий, у них должны быть инструменты нетворкинга.

Из-за коронавирусных ограничений в Москве сейчас возможна заполняемость залов 50%. Если в зал нужно посадить 200 человек, приходится брать помещение на 400. Это растягивает рассадку слушателей, не везде получается хороший звук, и нужно ставить дублирующие экраны. С другой стороны, на живую конференцию едут не столько за знаниями, сколько за эмоциями и мотивацией на внедрение новых практик. Плюс, конечно, знакомства: для онлайна тоже есть инструменты, но все равно не получается сделать полноценного спонтанного общения. В офлайне все проще: ты или стоишь один в углу и пьешь кофе, или подходишь и начинаешь знакомиться.

Conversations: Мы до последнего верили, что сможем провести живую конференцию в Москве зимой 2020 года. Но потом началась вторая волна пандемии, и нам пришлось перестраиваться за месяц. Опыта проведения конференций в онлайне у нас не было, и отдельным челленджем было сохранить атмосферу Conversations. Так возникло много новых идей: питчинг идей и сценариев для голосовых ассистентов — зрители были вовлечены в процесс через мобильное приложение, прямые включения из студии с партнерских стендов, специальные «визуальные» рубрики по ходу стрима. Мы даже показали во время одного из таких включений возможности умного экрана на примере игры, управляемой жестами и голосом. В общем, стало понятно, что дух Conversations можно передать и через экран: атмосферу создают команда, участники, спикеры, то, как они ведут себя на сцене, как общаются со зрителями.

Но офлайн, к счастью, постепенно возвращается. Летняя Conversations сейчас пройдет в гибридном формате — на площадке со зрителями, с соблюдением всех мер безопасности, и в онлайне. Кажется, что сегодня это самый удачный вариант.

Как поддерживать интерес участников между мероприятиями?

WN Conference: Мы запускали видеоподкасты WN Talks, где общались с экспертами индустрии про разработку игр, выкладывали интересные видеозаписи с прошедших конференций. Но в нашем случае между мероприятиями не успевает пройти много времени: между главными конференциями WN мы проводим нишевые ивенты, например, Developer Day для разработчиков игр на HTML5, или WN Dev Contest for Unreal Engine Developers from EMEA. Так разные сегменты нашей аудитории всегда могут найти для себя интересную активность в рамках экосистемы WN.

ProductSense: На первой конференции был создан чат, сейчас там почти 4600 человек. Потом мы создали канал и начали постить туда полезную информацию. Мы делаем большой упор на контент-маркетинг, у нас он работает лучше всего как канал продвижения.

Сейчас есть два рабочих канала: один на 10,5 тыс. чел., второй — на 7,5 тыс. Мы пишем очень много статей, у нас есть свой блог. Редактор появился почти сразу после первой конференции, сейчас в штате их трое. Мы регулярно проводим открытые вебинары и мастер-классы. На YouTube у нас около 6 тыс. подписчиков, при этом мы никогда не просили на нас подписываться.

В 2019 году начали делать курсы: на бесплатный курс про продукт-менеджменту брали по 500 человек. На пике получили 2000 заявок, это был хороший инфоповод, потому что даже бесплатный образовательный продукт мы делаем хорошо. С помощью курсов мы пытаемся растить себе аудиторию на будущие конференции.

Conversations: Считается, что у проекта должно быть несколько точек контакта, чтобы аудитория о нем помнила. У Conversations есть Telegram-канал, где мы делимся свежими новостями, анонсируем спикеров и темы. Снимаем видеоподкаст Conversations with…, где обсуждаем с экспертами разговорный ИИ в медицине, умные детские игрушки, голосовых ассистентов для банков и другие темы, зачастую более популярные и менее бизнесовые, интересные широкой аудитории. Также между конференциями проводим открытые вебинары, участвуем в дружественных мероприятиях, напоминаем о себе в Telegram-сообществах и медиа.

Где искать свежие идеи для программы?

WN Conference: Важно знать, что обсуждают в индустрии прямо сейчас. Наш программный менеджер всегда в курсе последних трендов и самых обсуждаемых новостей индустрии. Кроме этого, мы на связи с лидерами из разных сфер игровой индустрии, и часто они сами предлагают темы.

Мы пробуем разные формы выступлений: лекции с одним спикером или с двумя, интервью на сцене, круглые столы, диалоги с аудиторией. Для острых тем подходит формат обсуждения, где может быть разобрано несколько точек зрения. Для аналитических отчетов — одиночные выступления с сессией вопросов и ответов.

ProductSense: Есть ядро спикеров (примерно 20% программы), они почти каждый год выступают, а поиск новых спикеров — это боль. Аудитория растет вместе с нами, но при этом приходит молодая кровь. Очень сложно соблюдать баланс, чтобы взрослой аудитории было еще интересно, а новичкам уже интересно. Иногда мы делаем отдельные доклады именно для новичков и выделяем их в программе, они получают хорошие отклики.

Всегда есть тематика конференции и тематические треки. У нас есть открытый прием заявок от докладчиков и программный комитет, это ребята из индустрии, они приводят спикеров. Плюс мы приглашаем непрофильных спикеров, например, в блок про образование и карьеру продукт-менеджеров звали экспертов в HR-сфере.

Conversations: У нас есть постоянные участники-трендсеттеры, которые приезжают на Conversations дважды в год. Помимо свежих кейсов, аналитики, новых технологий и фич, мы стараемся включать в программу то, чего вне Conversations просто не найти. Так, на первой конференции мы делали выставку умных устройств — от умного видеорегистратора до говорящего и понимающего естественный язык игрушечного Мишки. Увидеть полтора десятка AI-девайсов в одном месте на тот момент было просто негде.

Программа меняется вместе с индустрией: сначала рынок драйвили крупные вендоры, сейчас в фокусе — кастомные ассистенты для бизнеса. Мы активно внедряемся в зарубежное комьюнити в Twitter и Medium, знакомимся с лидерами мнений. Однако в перспективе мы хотим, чтобы и российский опыт по синтезу и распознаванию речи и смежным технологиям, по разговорному UX, по кейсам применения чат-ботов, голосовых ассистентов в бизнесе, был интересен участникам из других стран. Западных коллег по индустрии удивляет разнообразие голосовых ассистентов на российском рынке, у нас традиционно сильный финтех — AI-продуктов, которые активно разрабатывают и внедряют наши банки и которые двигают индустрию, нет даже в США.

33
Начать дискуссию