Опыт 6. Как определить проблемы рынка?

Опыт 6. Как определить проблемы рынка?

Самым странным и при этом неочевидно важным для меня этапом оказалось формирование портрета боли. И, как я сейчас понимаю после изучения фондов и их требований, этот этап я проделал не так хорошо.

Мысли вслух

Следующим этапом после определения рынка я начал формировать портрет боли, или портрет клиента. Так-то какое-то понимание у меня было, но без детальной проработки.
Но сейчас, когда я пишу этот пост, мне кажется, что такая последовательность не совсем правильная, так как рынок логичнее формировать уже после того, как сформулирована проблема пользователя. Ведь эти вводные могут очень сильно повлиять на оценку рынка. А общего понимания боли - недостаточно.
На деле все стало логично:

  • Если плюс-минус понимать концепцию продукта, то начинаешь искать аудиторию под продукт.
  • Если знаешь проблему, то начинаешь искать аудиторию под решение проблемы. И это решение может отличаться от продукта, а значит и сам рынок может очень сильно отличаться.

Я использовал две методики:

  • JTBD
  • метод Уолта Диснея

Таким образом я решил исследовать два подхода, чтобы сравнить их результаты.

О чем метод JTBD, если коротко - о том, что "люди покупают не продукт, а лучшую версию себя".Звучит непонятно, криво и косо.

Но у меня получилось сформировать несколько ролей, которые хотят "нанять" то, что нужно им и что есть у меня. Звучит опять криво, косо.

Вот тут можно понять, о чем речь:

Исходя из этого, у меня получилась таблица, в которой образовалось несколько ролей, и у каждой роли свои боли и решения:
Роль - Боль - Решение.

Далось это просто (если не учитывать время на изучение и понимание подхода), что как раз и вызвало сомнения.

Перешел на метод Уолта Диснея.

Здесь мне было значительно проще начать, так как с JTBD я подумал неслабо. Его вообще сначала надо понять. А так как уже были какие-то результаты, они автоматически проецировались и всплывали при использовании метода Уолта.

Мне он больше понравился, так как по ходу работы всплывает больше идей.
Получается своего рода сочинение.

Подход заключается в том, чтобы выполнить 3 этапа:

1. Ответить подробно на вопросы мечтателя:

  • Что я хочу создать?
  • Как это выглядит в идеале?
  • Что если бы не было ограничений?

2. Ответить на вопросы реалиста:

  • Какие шаги нужны для реализации?

3. Ответить на вопросы критика:

  • Где слабые места в плане?
  • Какие риски мы игнорируем?
  • Почему это может провалиться?

Детальнее можно найти в интернете, например, тут:
https://habr.com/ru/companies/otus/articles/861986/

Посмотрев на портянку Диснея, я начал добавлять и править таблицу JTBD, потому что по таблице ориентироваться проще. Никто мне не запрещал сделать таблицу и для Диснея, но этого я почему-то не сделал. На выходе получил обновленный JTBD.

Посмотрев на рынок в таком ключе, у меня получилось: SAM > 7 млн SOM > 300 тыс.

При этом я умышленно старался очень сильно занизить цифры, чтоб не раскатывать губу.

В итоге:

  • и первый, и второй методы полезны
  • JTBD непростой в понимании, но если полностью его понять и осознанно прорабатывать, то может получиться очень хороший результат
  • метод Уолта Диснея - вариант попроще, понятнее, но чуть меньше структуры, так как получается больше текста, меньше выжимки
  • если их комбинировать, то они дополняют друг друга, как это и произошло в моей ситуации

Не забывайте подписываться на мой тг:

3 комментария