Мысли про отказы.
Наши дни. Мысли.
Меня всегда удивляло, почему заказчики/клиенты так избегают отказа. Ведь гораздо проще сказать «нет, мы не с вами», чем отвечать (или игнорировать) письма и звонки поставщика. Что это? Боязнь минуса в карму?
«На рассмотрении», «в процессе», «не теряемся», «а посчитайте вот такую опцию» - вариантов множество. С одной стороны, если «на рассмотрении» длится более месяца, то мы, как опытные предприниматели, должны понимать, что это отказ. С другой – у нас есть примеры, когда после года мучительных хождений туда-сюда по согласователям и проверяющим, к проекту не только возвращались, но и утверждали и запускали. Поэтому, даже понимая мизерность шанса, поставщик надоедает заказчику (во всяком случае мы так делаем).
Я спрашивала у нескольких клиентов, с которыми мы сотрудничаем много много лет и разговариваем уже не только на «проектные темы» - а почему так? Варианты ответов:
1. Не хочу, чтобы меня за глаза крыли и ругали (я хороший для всех, ну так, на всякий случай)
2. Не хочу лишать человека надежды (то есть напрасные иллюзии лучше?)
3. Он так старается, не хочу «бить по рукам» (а может быть, если поставщик получит отказ, он, как минимум задумается о том «что не так в продукте и в предложении»?)
4. Не хочу, чтобы поставщики думали, что у нас нет бюджета (этот ответ – мой фаворит)
5. Жду снижения стоимости или модификации предложения, тогда я возьму максимум за минимум и я буду молодец
А всегда ли я сама сразу отказываю потенциальным поставщикам, если понимаю, что сотрудничество не состоится? Нет. И пользуюсь теми же самыми «подумаю» и «рассмотрим». И, честно говоря, если это незнакомый поставщик, мне в общем то все-равно, обиделся он или нет, приятен ему мой отказ или он сильно расстроился. И тем не менее, все равно, продолжаю идти по пути «я хорошая для всех». Нет, ну если, конечно, у меня настроение паршивое и внутри все кипит, то отказываю я сразу. Легчает, знаете ли.
4 вывод Серафимы. Мы настолько зависимы от мнений окружающих, что даже выражение отрицательной воли (отказ) стало проблемой.
Дорогие заказчики! Если вам звонит и пишет Серафима Джонс – давайте разговаривать честно – у меня крепкие нервы)
Следить за историями Серафимы можно тут