{"id":14291,"url":"\/distributions\/14291\/click?bit=1&hash=257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","hash":"257d5375fbb462be671b713a7a4184bd5d4f9c6ce46e0d204104db0e88eadadd","title":"\u0420\u0435\u043a\u043b\u0430\u043c\u0430 \u043d\u0430 Ozon \u0434\u043b\u044f \u0442\u0435\u0445, \u043a\u0442\u043e \u043d\u0438\u0447\u0435\u0433\u043e \u0442\u0430\u043c \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0451\u0442","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему 9 из 10 стартапов закрываются и даже не доходят до стадии первых продаж

Нам надоело читать про причины закрытия стартапов, среди которых ошибки в CustDev, анализе рынка и масштабировании. В этих статьях очень мало про настоящие проблемы. Хотим рассказать, с чем мы в Leadhero.ru столкнулись в первый год работы, и что поняли про выживание стартапов

Фото: наши лица и мечты, когда получили первые инвестиции на проект

Не рассчитывайте, что акселератор вас «вытянет»

Все акселераторы в России — такие же стартапы для венчурных студий, которые еще не изобрели модель, способную массово помочь молодым компаниям добегать до результата. Экосистема для стартапов в России только формируется и, возможно, в ближайшие годы мы увидим успешные примеры.

Сегодня у бизнес-акселераторов нет достаточных компетенций, чтобы обеспечить быстрый рост и обучение. И вот почему не стоит думать, что кто-то вытянет ваш стартап:

  • Большинство сотрудников акселераторов никогда не строили свой бизнеса с нуля
  • У консультантов компетенции построены на опыте работы в корпорациях с неограниченным количеством ресурсов
  • Модель помощи стартапам основана на западных методиках, которые не имеют отношения к российским реалиям, рынку и менталитету людей

Мы прошли акселерацию, которая за 3 месяца позволила нам сделать первые продажи. Спустя 6 месяцев мы увидели, что все, что нам так помогало в начале — убивает нас на новой дистанции. Длинные и сложные продуктовые гипотезы практически привели нас к банкротству, а еженедельные трекшн-сессии — к психотерапевту.

Мы стали больше общаться с предпринимателями, которые смогли создать успешный бизнес в России. Удивительно, но эти люди открыты и искренне хотят помочь: наработанными связями, советами, действиями. Эта поддержка вдохновляет и дает силы, чтобы двигаться дальше.

1.5 млн для старта — очень мало

Российские фонды предлагают стартапам на стадии первых продаж от 1.5 до 3 млн, взамен забирая 6—80% доли компании.

Почему так мало дают и так много берут? Потому что сильно рискуют. Например, ФРИИ проинвестировал в 400 компаний за 6 лет. И немного заработали только с 1 компании, продав свою долю в ней.

Мы получили 1.5 млн рублей и этих денег нам хватило на 6 месяцев: мы научились строить процессы, протестировали сегменты, собрали команду.

У потребителя мало свободных средств

Стартап — это инновации. Как правило, это новая технология или новый подход к традиционным бизнес-моделям. А любая новинка — риск для покупателя. Чтобы покупатель пробовал что-то новое, у него должны быть свободные деньги. Традицонно, средний класс и средний бизнес — основа экономики. Их представители могут позволить тестировать инновации.

Но в России среднего класса практически нет. В бизнесе, как и в жизни: есть либо очень бедные предприниматели, у которых нет денег тестировать новые инструменты, и есть — корпорации.

ФРИИ сменил фокус и продолжает инвестировать только в стартапы, которые целятся на иностранный рынок. Это весомое доказательство того, что в России нет массового сегмента для покупки инноваций.

Первыми клиентами Leadhero.ru были стартапы, малый и микробизнес. В один из месяцев у нас даже получилось выйти на самоокупаемость, но внезапно продажи стали падать. И с каждым следующим месяцем продажи небольшим компаниям шли все хуже. В начале этого года у предпринимателей еще оставались деньги на тестирование новых каналов продаж, а сегодня мы все чаще слышим: «Не можем выделить деньги, у нас несколько месяцев вообще нет выручки».

Не стоит рассчитывать на контракты с крупными клиентами

Если вы смогли за 3 месяца и пару миллионов венчурных денег сделать инновационную технологию, то прибавьте еще полгода, которые вы потратите на согласование пилота с корпорацией. Если технология слишком сырая и нет налаженных связей в нужных компаниях — деньги кончатся раньше, чем вы закроете первую сделку.

Нам повезло получить «вторую жизнь»: наши партнёры из венчурного фонда помогли привлечь дополнительные 3 млн. Эти деньги позволят улучшить техническую часть и войти в более маржинальные сегменты. Цель на ближайшие 3 месяца — выручка не менее 1 млн рублей в месяц и пилоты с крупными компаниями.

Мы по-прежнему не теряем надежды помочь небольшим компаниям и стартапам привлекать заявки за небольшие деньги. Мы не только продаем заявки от 10 рублей за квалифицированный контакт, но и разбираем с ними техники продаж, воронки и даже помогаем подобрать сейлз-менеджеров. Делимся всем, что знаем сами и что сработало у нас.

Сегодня Leadhero.ru помогает малому бизнесу получать лиды дешевле, чем это позволяет делать интернет-реклама, а более крупным компаниям — активировать существующих пользователей, увеличить LTV.

А с чем столкнулись вы?

В России не любят говорить о провалах — и зря. Напишите в комментариях, какие ошибки были у вас в попытке сделать it-стартап, какие факторы привели к неудаче: ваш опыт поможет нам и другим молодым компаниям, которые прямо сейчас проходят этот нелегкий путь.

Авторы:

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Новиков

Проблемы описать?
1.Работа с инновациями и венчурными инвестициями невероятно романтизирована. Все смотрят на Джобса, Маска, Цукерберга и думают, что у них так же получится. Мол чем они лучше? Дальше идут цитатки из пабликов ВК, инстаграмма, и прочих соц. сетей.  Вдохновение, прокачка, бла бла бла. Реальность сурова, а романтизация этого процесса очень сильно забивает голову.
2. Инновация - это новая продукция нашедшая своего потребителя. Пока нет этого потребителя, максимально чем может считаться такая продукция - это прототип. (Из учебника по маркетингу за 3 курс). Средний инноватор в России может создать только прототип, потому у него нет средств для масштабирования (поиск клиентов).    
3. У Маска родители владели изумрудными шахтами в ЮАР. У Гейтса родители профессора, а родственники работали в ФРС. У Цукерберга родители врачи. Безос занял 100 000$ у своих родителей на старте. Нужно ли говорить, что средний инноватор в России не может похвастаться такими родственными связями. Поэтому необходимы венчурные институты...
4. которые в России не работают. Недавно был на встрече, где прозвучала фраза, что в России около 500 профессиональных бизнес-ангелов. На ВСЮ Россию. Сколько этих бизнес-ангелов могут профинансировать стартапы? 50? 100? Что получается 50 000 проектов? На ВСЮ страну? Про фонды и говорить уже стремно. Люди применяют западные методики и критерии к российским реалиям, ставят условия как для американских компаний, а потом жалуются, что в России нет достойных проектов. Вы совсем головой тронулись? Над вами уже ржут, под каждой статьей. Мол требования для стартапа: выручка не менее 50 млн. рублей, устойчивая бизнес-модель, сильная команда. За редким исключением таким стартапам инвесторы уже не нужны. Они и сами справляются.
5. Москва - не Россия. Чем дальше от столицы, тем все еще печальнее и с институтами, и инвесторами и возможностями. 
Вот и получается, что люди делают "не летящие" стартапы, а по своей сути прототипы. А самое смешное, что они не бросят это делать? Почему? Да потому что не могут иначе. Для чего люди пытаются реализовать свои проекты, инновации? Деньги? Устроившись на работу и построив карьеру, ты заработаешь гораздо больше. Власть? Ну это не про стартапы. Оставить после себя что-то в истории? Да тоже, так себе инструмент. Только недавно понял, что есть такой тип людей, который не может иначе. Если ему пришла идея в голову, то он попытается ее  реализовать. Иначе ему скучно жить и он чахнет. Вот для таких людей и должен быть этот сайт. А не для тех, кто пишет под каждой статьей про трудности у предпринимателей "ну и хрен с ними, эти сдохнут, другие придут". Что-то меня уже понесло... 

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Емелин

У Джобса не было богатого папы или родственника. Сколько таких Джобсов кануло в лету?... Вечурные инвестиции не помогут. Клиент нужен, а клиента нет. Нет внутреннего спроса соразмерного населению странны. Кофе ценою 1.5 евро ... все приплыли, дороже никто не купит (Я не про Мск) ... Люди покупают готовую еду, пока их кормят родители, как только попадают в самостоятельную жизнь , все денег нет ...  Единороги не живут в замках корпораций ... максимум прибитая на щит голова у какого-нибудь начальника департамента на стене...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Новиков

https://www.youtube.com/watch?v=tlH7USZldA8 вот хорошее видео про сделай сам. Там и про Джобса есть. 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

У Джобса была хорошая среднеклассная американская семья. С доступом к дешевым кредитам, пассивным доходом от инвестиций, домиком в пригороде Лос-Анджелеса и возможностью не парится о том как прокормить себя.

По меркам РФ такой образ жизни примерно соответствует нашей провицинальной элите.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Mok

Притянуто за уши.

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда