{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Почему 9 из 10 стартапов закрываются и даже не доходят до стадии первых продаж

Нам надоело читать про причины закрытия стартапов, среди которых ошибки в CustDev, анализе рынка и масштабировании. В этих статьях очень мало про настоящие проблемы. Хотим рассказать, с чем мы в Leadhero.ru столкнулись в первый год работы, и что поняли про выживание стартапов

Фото: наши лица и мечты, когда получили первые инвестиции на проект

Не рассчитывайте, что акселератор вас «вытянет»

Все акселераторы в России — такие же стартапы для венчурных студий, которые еще не изобрели модель, способную массово помочь молодым компаниям добегать до результата. Экосистема для стартапов в России только формируется и, возможно, в ближайшие годы мы увидим успешные примеры.

Сегодня у бизнес-акселераторов нет достаточных компетенций, чтобы обеспечить быстрый рост и обучение. И вот почему не стоит думать, что кто-то вытянет ваш стартап:

  • Большинство сотрудников акселераторов никогда не строили свой бизнеса с нуля
  • У консультантов компетенции построены на опыте работы в корпорациях с неограниченным количеством ресурсов
  • Модель помощи стартапам основана на западных методиках, которые не имеют отношения к российским реалиям, рынку и менталитету людей

Мы прошли акселерацию, которая за 3 месяца позволила нам сделать первые продажи. Спустя 6 месяцев мы увидели, что все, что нам так помогало в начале — убивает нас на новой дистанции. Длинные и сложные продуктовые гипотезы практически привели нас к банкротству, а еженедельные трекшн-сессии — к психотерапевту.

Мы стали больше общаться с предпринимателями, которые смогли создать успешный бизнес в России. Удивительно, но эти люди открыты и искренне хотят помочь: наработанными связями, советами, действиями. Эта поддержка вдохновляет и дает силы, чтобы двигаться дальше.

1.5 млн для старта — очень мало

Российские фонды предлагают стартапам на стадии первых продаж от 1.5 до 3 млн, взамен забирая 6—80% доли компании.

Почему так мало дают и так много берут? Потому что сильно рискуют. Например, ФРИИ проинвестировал в 400 компаний за 6 лет. И немного заработали только с 1 компании, продав свою долю в ней.

Мы получили 1.5 млн рублей и этих денег нам хватило на 6 месяцев: мы научились строить процессы, протестировали сегменты, собрали команду.

У потребителя мало свободных средств

Стартап — это инновации. Как правило, это новая технология или новый подход к традиционным бизнес-моделям. А любая новинка — риск для покупателя. Чтобы покупатель пробовал что-то новое, у него должны быть свободные деньги. Традицонно, средний класс и средний бизнес — основа экономики. Их представители могут позволить тестировать инновации.

Но в России среднего класса практически нет. В бизнесе, как и в жизни: есть либо очень бедные предприниматели, у которых нет денег тестировать новые инструменты, и есть — корпорации.

ФРИИ сменил фокус и продолжает инвестировать только в стартапы, которые целятся на иностранный рынок. Это весомое доказательство того, что в России нет массового сегмента для покупки инноваций.

Первыми клиентами Leadhero.ru были стартапы, малый и микробизнес. В один из месяцев у нас даже получилось выйти на самоокупаемость, но внезапно продажи стали падать. И с каждым следующим месяцем продажи небольшим компаниям шли все хуже. В начале этого года у предпринимателей еще оставались деньги на тестирование новых каналов продаж, а сегодня мы все чаще слышим: «Не можем выделить деньги, у нас несколько месяцев вообще нет выручки».

Не стоит рассчитывать на контракты с крупными клиентами

Если вы смогли за 3 месяца и пару миллионов венчурных денег сделать инновационную технологию, то прибавьте еще полгода, которые вы потратите на согласование пилота с корпорацией. Если технология слишком сырая и нет налаженных связей в нужных компаниях — деньги кончатся раньше, чем вы закроете первую сделку.

Нам повезло получить «вторую жизнь»: наши партнёры из венчурного фонда помогли привлечь дополнительные 3 млн. Эти деньги позволят улучшить техническую часть и войти в более маржинальные сегменты. Цель на ближайшие 3 месяца — выручка не менее 1 млн рублей в месяц и пилоты с крупными компаниями.

Мы по-прежнему не теряем надежды помочь небольшим компаниям и стартапам привлекать заявки за небольшие деньги. Мы не только продаем заявки от 10 рублей за квалифицированный контакт, но и разбираем с ними техники продаж, воронки и даже помогаем подобрать сейлз-менеджеров. Делимся всем, что знаем сами и что сработало у нас.

Сегодня Leadhero.ru помогает малому бизнесу получать лиды дешевле, чем это позволяет делать интернет-реклама, а более крупным компаниям — активировать существующих пользователей, увеличить LTV.

А с чем столкнулись вы?

В России не любят говорить о провалах — и зря. Напишите в комментариях, какие ошибки были у вас в попытке сделать it-стартап, какие факторы привели к неудаче: ваш опыт поможет нам и другим молодым компаниям, которые прямо сейчас проходят этот нелегкий путь.

Авторы:

0
60 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Новиков

Проблемы описать?
1.Работа с инновациями и венчурными инвестициями невероятно романтизирована. Все смотрят на Джобса, Маска, Цукерберга и думают, что у них так же получится. Мол чем они лучше? Дальше идут цитатки из пабликов ВК, инстаграмма, и прочих соц. сетей.  Вдохновение, прокачка, бла бла бла. Реальность сурова, а романтизация этого процесса очень сильно забивает голову.
2. Инновация - это новая продукция нашедшая своего потребителя. Пока нет этого потребителя, максимально чем может считаться такая продукция - это прототип. (Из учебника по маркетингу за 3 курс). Средний инноватор в России может создать только прототип, потому у него нет средств для масштабирования (поиск клиентов).    
3. У Маска родители владели изумрудными шахтами в ЮАР. У Гейтса родители профессора, а родственники работали в ФРС. У Цукерберга родители врачи. Безос занял 100 000$ у своих родителей на старте. Нужно ли говорить, что средний инноватор в России не может похвастаться такими родственными связями. Поэтому необходимы венчурные институты...
4. которые в России не работают. Недавно был на встрече, где прозвучала фраза, что в России около 500 профессиональных бизнес-ангелов. На ВСЮ Россию. Сколько этих бизнес-ангелов могут профинансировать стартапы? 50? 100? Что получается 50 000 проектов? На ВСЮ страну? Про фонды и говорить уже стремно. Люди применяют западные методики и критерии к российским реалиям, ставят условия как для американских компаний, а потом жалуются, что в России нет достойных проектов. Вы совсем головой тронулись? Над вами уже ржут, под каждой статьей. Мол требования для стартапа: выручка не менее 50 млн. рублей, устойчивая бизнес-модель, сильная команда. За редким исключением таким стартапам инвесторы уже не нужны. Они и сами справляются.
5. Москва - не Россия. Чем дальше от столицы, тем все еще печальнее и с институтами, и инвесторами и возможностями. 
Вот и получается, что люди делают "не летящие" стартапы, а по своей сути прототипы. А самое смешное, что они не бросят это делать? Почему? Да потому что не могут иначе. Для чего люди пытаются реализовать свои проекты, инновации? Деньги? Устроившись на работу и построив карьеру, ты заработаешь гораздо больше. Власть? Ну это не про стартапы. Оставить после себя что-то в истории? Да тоже, так себе инструмент. Только недавно понял, что есть такой тип людей, который не может иначе. Если ему пришла идея в голову, то он попытается ее  реализовать. Иначе ему скучно жить и он чахнет. Вот для таких людей и должен быть этот сайт. А не для тех, кто пишет под каждой статьей про трудности у предпринимателей "ну и хрен с ними, эти сдохнут, другие придут". Что-то меня уже понесло... 

Ответить
Развернуть ветку
boj Ko

Всё не так плохо как вы описали !  -  Всё гораздо ХУЖЕ! 

1) Венчуры в РФ не дают денег тем у кого есть только MVP  - а дают  только тем! - у кого есть поток бабала от продаж  от 20-50К "Зелени" в месяц чистой выручки!
(В глаза ОНИ - вам этого не скажут -  так как всем говорят что дают  даже на идею) 
 
2) Чтоб создать MVP  нужны деньги и время. когда я узнал для чего "на самом деле" используют например Кикстартер  я был в шоке  как все нам потоянно врут!  Там не заработывают деньги и работают в убыток это просто рекламная площадка с искуственным спрососм для формирования волны хайпа!  Цены входа в элиту (где собирают сливки)  - составляют бюджеты более 100 - 200 000 usd!  

3) Абсолютно все акселераторы  - это тупиковая ветвь для вашего стартапа! Это площадки где создатели стартапов теряют свои проекты отдают их новым владельцам и теряют друзей и команды!
 

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Емелин

Что такое "чистая выручка?"

Ответить
Развернуть ветку
boj Ko

Чистая выручка - это выручка от продаж за вычетом косвенных налогов (налог на добавленную стоимость, акцизы, аналогичные обязательные платежи), сборов и скидок по отдельным сделкам.  

https://economic-definition.com/Accounting_and_Taxes/Vyruchka_Revenue__eto.html

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Емелин

Revenue -  деньги которыми ты можешь распоряжаться.

Ответить
Развернуть ветку
boj Ko

Почитай пожалуйста статью детально.
Мы с вами говорим о разных вещах. 

Ответить
Развернуть ветку
boj Ko

Не  все люди хотят слышать и осознавать правду 🤣

Ответить
Развернуть ветку
57 комментариев
Раскрывать всегда