Запустить аудиогид в Telegram и понять, что он никому не нужен

Запустил аудиоэкскурсию с помощью бота в Telegram в соответствии со всеми туристическими и экономическими трендами и попал в космос — гид никому не нужен. Кажется, лучший способ проверить востребованность идеи.

Что сделали?

Пандемия изменила туристическую индустрию. Люди больше стали путешествовать по России. При этом многие стремятся соблюдать социальную дистанцию: предпочитают автопутешествия поездам и самолетам, апартаменты гостиницам. Всплеск «районного туризма». Спрос на персональных гидов на «Авито» вырос в 2 раза. Вот в такое время и надо запускать аудиогида в мессенджере, решил я с другом. Бот расскажет интересные истории, проведет по городу. Не надо ни с кем договариваться о времени. Выходишь на маршрут, когда удобно.

Я копирайтер в телеком-компании, мое хобби — краеведение. Есть блог в Instagram о людях старого Архангельска. Друг Абрам Женькингартен (так он представляется в сети) — айтишник, который разбирается в Питоне и может собрать бота. Все сходится.

Решили использовать Telegram. Все существующие мессенджеры делятся на два типа: c открытым и закрытым API. В мессенджерах «ВКонтакте», Telegram, Facebook, Viber открытый способ подключения. А вот самый популярный WhatsApp использует закрытый API. Из первого типа остановились на Telegram. Сами им пользуемся. И видели в деле подобны бот-гид здесь удобно работает. В Петербурге прошел аудиоэкскурсию от блогерши Леры на платформе Telegram. Это интересно и удобно. Бот присылает точку на карте, а на месте уже предлагает прослушать аудиофайлы и посмотреть на старые фотографии.

Скрин бота "Точка тире"
Скрин бота "Точка тире"

Опыт других компаний

Нельзя сказать, что в целом революционная идея. Уже 10 лет работает платформа Izi.Travel. Ее создатели предлагают бесплатно аудиогиды в своем собственном приложении. Но платформа нацелена на мировое господство, заинтересована в огромном количестве гидов по всему миру. Следствие, качественный гид сложно найти. По Архангельску просто такого еще нет.

Приложение WeGoTrip хочет сыграть на этой слабости и предложить более увлекательные экскурсии. Но количество экскурсий, городов там намного меньше и стоимость экскурсии сопоставима с экскурсией с живым гидом. К тому же надо качать новое приложение.

Лучший продукт — гид Леры по Петербургу. Все в Telegram. Только это авторский контент. Только Петербург и других городов, скорее всего, никогда не будет.

Решили, что наш гид точно никому жизнь и бизнес не испортит. Как появление очередного гида в Петербурге или Москве совершенно никак не меняет ситуацию на туристическом рынке. Всем находится место. С этой мыслью о маленьком частном автоматизированном гиде мы собрали бота «Точка тире» (@dot_tire_dot), который ведет по Архангельску и рассказывает истории дореволюционных журналистов. Бесплатный. Предлагает в конце маршрута отблагодарить авторов доната. Но это не обязательно.

О чем экскурсия?

Почему именно Архангельск и дореволюционные журналисты? Архангельск — город, в котором до прошлого года я жил. Историю его знаю. Журналисты — факты и истории о них уже были под рукой: в прошлом году выпустил книгу «Редакция открыта» на эту тему.

Надо бы, конечно, брать более популярную и широкую тему. Для ускорения процесса взяли то что есть. Оставалось только связать имеющиеся истории с точками на карте и побыстрее опробовать бота. Возможно, это первая ошибка.

Ожидания

На старте я писал другу, что результат будет такой: «Своими соцсетями я охвачу тысячу человек. Вряд ли больше. Если из них в итоге выйдет на улицу 10 человек, то это уже будет неплохая конверсия».

На самом деле я надеялся на большее. Что выйдут больше людей. Что возможно о проекте отпишутся местные СМИ. И обязательно будет пара донатов. Что мы увидим востребованность проекта и быстро начнем пилить новые маршруты. Нажал кнопку «опубликовать». Понесли просмотры и комментарии. Но все пошло не так.

Рассказал в VK о боте "Точка тире" 
Рассказал в VK о боте "Точка тире" 

Результат первой недели

Охват вышел даже лучше. Пост на личной страничке во «ВКонтакте» набрал за неделю около 1300 показов. Я не блогер и даже не инфлюенсер. Ранее заметки на личной странице столько не набирали. Плюс какой-то охват был в Facebook и Instagram, в краеведческом аккаунте Pisahov_digital.

На всех площадках взаимодествовали с постом (лайки, репосты) 210 пользователей. Из них 15 человек установили бота себе в мессенджере. Двое пользователей прошли до конца маршрута. Один дошел до 8 шага и остановился. Остальные так и остались на первом или нулевом шаге. Донатов — ноль.

Поступило два предложения выступить и рассказать о проекте. Но выступить в офлайне. Из-за того, что живу не в Архангельске, вынужден был отказаться. Местных журналистов гид не заинтересовал.

Запустить аудиогид в Telegram и понять, что он никому не нужен

Промах с аудиторией?

Цель запуска «Точки тире» — проверить, нужен ли такой бот кому-нибудь. И даже с учетом того, что маршрут предлагался бесплатный, он почти никого не заинтересовал. И это ответ. Спрашивать на прямую в личных беседах и соцсетях — путь получить ответ, что, конечно, прекрасная идея! Но по факту гид не нужен и это нормально.

Аудитория моих соцсетей — в основном архангелогородцы. Предполагал, что им будет любопытно пройтись по знакомым улицам, но посмотреть на них другими глазами. Все-таки нет такой потребности. Есть люди, кому любопытно прошлое города. Но интерес к истории вполне удовлетворяется чтением и просмотром фотографий старого города в популярных пабликах. Потребности выходить в городе нет, это слишком затратно по времени, а бонус — неочевиден.

Может быть, такой гид интересен туристам. Но среди моих читателей, кажется, таких и не нашлось. Да и туристу такой специфический и узкий контент скорее всего не нужен. Нужны общие и занимательные истории о городе. Требуется другой контент и другие каналы дистрибуции.

Кажется, контент ничего не стоит, а его доставка до потребителя — стоит много

Но это не точно. Пример Izi.Travel показывает, что качество важно. Сам по себе аудиогид не вызывает вау-эффект. Важно качество истории. И по гиду про архангельских журналистов это тоже можно сказать. Из 15 установивших, большинство остановились на первом же файле. То есть он их совсем никак не зацепил.

Доставка действительно стоит денег. Необходимо либо отдавать на откуп платформам гид, которые и будут заниматься его дистрибуцией, либо растить собственную аудиторию. Сначала становиться блогером, а потом уже предлагать подписчикам продукт.

Отпугивает ли качество гида «Точка тире»? Неидеальная дикция и звук. Слишком узкая тема маршрута? Можно эксперементировать с гипотезой дальше. Может написать экскурсию на более широкую тему. Озвучить голосами профессионалов. Закупить рекламу в соцсетях. Предложить экскурсию не по провинциальному городу, а большому мегаполису. Проверить как пойдет в Москве или Петербурге.

Только данное тестирование будет стоить денег, а результат может быть таким же.

Короче, проект принес больше вопросов, чем ответов. Хотя и это тоже результат.

Стоило ли за гид браться?

Самое ужасное, что происходит с идеями, они медленно умирают внутри, обрастая оправданиями, почему сейчас не то время, чтобы начинать. Гид «Точка тире» удалось воплотить в жизнь. Его можно скачать, «пощупать», прогуляться с ним. Мы проделали путь из точки А в точку В. Вопрос остался, ведет ли дальше куда-нибудь дорога. Но это уже совсем другая история.

Идти этот короткий путь из А в Б было интересно. Нанизывать прошлое на географические точки. А затем видеть как истории оживают благодаря боту.

Получил социальные поглаживания и социальный капитал — вещи, конечно, эфемерные, но и с ними лучше, чем без них. С ними легче начинать последующие проекты.

Появился опыт и крупицы знаний, например, что-такое онлайн-кассы, сколько стоит. Понятно направления, куда еще можно радостно тыкнуть палкой и потратить кровнозаработанные.

И в конце ссылка на предмет этой статьи. Попробуйте забить в поиске мессенджера @dot_tire_dot или пройдите по ссылке https://t.me/dot_tire_dot_bot

99
7 комментариев

Здравствуйте, Илья. Спасибо, что поделились :) Интересный у вас проект, но... Да, как всегда есть это чертово "но" :)
Как аудиофил и маркетолог решусь озвучить некоторые свои замечания.
Постараюсь обойтись без терминологии, но из-за профдеформации могу что-то такое непонятное ляпнуть :)
Итак:
1). Чтобы проверить "живучесть" Вашей идеи выбрана слишком узкая аудитория. Согласитесь, журналисты Архангельска начала прошлого века - это достаточно специфический интерес. Такие люди точно есть, но их мало и охватом в 1500-2000 человек вряд ли получиться их найти. 
Отсюда два решения:
а). Менять продукт на более попсовый. Просто гид по Архангельску или его пригородам. Или какая-то история случившаяся в стародавние времена и отпечатавшаяся на облике города. Чтобы гуляя по маршруту можно было представлять как это все выглядело.
б). Искать аудиторию с подходящими под продукт интересами. Сообщества краеведов любителей и фанатов старины или что-то в этом роде.
Мой совет все же - попса.
2). Сам текст в формате лекции, простите, но нет. Большинству не интересны занудные лекции. Это очень скучно. Поработайте над стилистикой повествования. Представьте, что вы рассказываете удивительную, почти сказочную историю своему близкому другу. Как человек человеку. Это всегда интересно :) Немного юмора тоже не повредит.
3). Начитка. В общем терпимо и местами даже хорошо, редкими местами. Про особенности речи говорить ничего не буду и прекрасно понимаю, что вы не профессиональный чтец типа Чонишвили. Не надо читать с листа. Это не стихи. Неподготовленному человеку очень сложно живо и выразительно прочесть вслух простыню текста. Запишите основные тезисы и ключевые моменты( шутки, удачные пассажи) и просто как историю, своими человеческими живыми словами расскажите эту историю. И думаю будет вполне конкурентный продукт :)

Удачи :)

4
Ответить

Константин, спасибо за развернутый комментарий и за то что нашли время прослушать гид. Попробую собрать другой маршрут и выйти из роли лектора. Хоть это и сложно ) 

Ответить

на описании "истории дореволюционных журналистов" перестало быть любопытно совсем

даже не знаю кому могут быть интересны журналисты, хоть до революции, хоть после, да еще и в Архангельске 

Думаю, что даже если бы здесь было отличное качество и вложения, с такой узкой тематикой это немного провальная история 

Ответить

Юлия, спасибо за мнение. С темой, действительно, промах. 

1
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Очень интересная тема. Сам делаю бота по культурным событиям города. И пришла мысль прикрутить туда аудиогида.
Жаль, что ваш бот уже не доступен.
В раскрутке бота важен маркетинг. Без него никак. А чтобы сарафанное радио работало, бот должен быть wau, а это очень сложно.
Я решил пойти другим путем и в одном боте собрать массу полезной инфы для туриста. В том числе и аудиогид. Пока даже не буду делать своего, а просто дам ссыоки на существующие.

Ответить

А почему сейчас бот недоступен?

Ответить