{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Эффект COVID-19: запуски в период пандемии

Пандемия мощно ударила не только по государственной экономике, но и по бизнесу. По статистике, более 4 млн российских компаний и индивидуальных предпринимателей пострадали от карантинных ограничений, связанных с распространением коронавирусной инфекции, – об этом в ежегодном докладе Владимиру Путину заявил бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Еще весной 2020 года правительство утвердило список отраслей, наиболее пострадавших от эпидемии, куда вошли 12 направлений, в том числе транспорт, культура, туризм, здравоохранение, общепит, дополнительное образование. Из всех компаний, которые указаны в списке, лишь 35% смогли воспользоваться мерами поддержки государства по причине того, что код ОКВЭД, который был указан при регистрации компании в ЕГРИП и ЕГРЮЛ как основной вид деятельности, по факту не соответствует виду реально осуществляемой деятельности.

Но, если государственные организации хотя бы могли рассчитывать на финансовую поддержку со стороны правительства РФ, то частный сектор был отпущен в «свободное плавание». В результате – сокращение штата, уменьшение пользовательской способности и объема производства, не обошли стороной практически никого.

Однако некоторые компании не просто сохранили свои позиции, но даже запустили новые проекты, улучшили качество предоставляемых услуг и увеличили аудиторию. О том, как не потерять свои позиции и улучшить показатели работы в сложных условиях, рассказали представители российских компаний.

Центр недвижимости «Квадрат» в период пандемии попал в список компаний, которым было запрещено работать офлайн. В то же самое время начали падать курс рубля и проценты по вкладам. Все это вызвало большой спрос на недвижимость, но люди оказались заперты в своих регионах.

Павел Антонин, генеральный директор Центра недвижимости «Квадрат»:

«Мы оперативно внедрили онлайн-работу с сотрудниками и с клиентами. Собрания и встречи проводили через Zoom. Также запустили вебинары, на которых рассказывали, что падение фондовых рынков, курса рубля и ставок по депозитам обязательно приведет к росту цен на недвижимость. После вебинаров клиенты вместе с брокерами проходили онлайн-демонстрации объектов, на которых могли сами увидеть и оценить предложение. Это помогало им принять решение.

Саму сделку организовывали дистанционно: ипотеку подписывали в банке города клиента, а договор с застройщиком высылали курьером либо использовали электронную подпись.

Таким образом, за один месяц нам удалось полностью перестроиться на онлайн-формат работы, а клиенты получили возможность вкладывать свои деньги в проверенные варианты дистанционно. На текущий момент доходность этих вложений достигает более 50% годовых».

Опыт внедрения удаленного взаимодействия с клиентами — это разрешение многих проблем с наименьшими затратами. Такую тактику в борьбе за сохранение бизнеса в условиях пандемии использовала компания по проведению маркетинговых исследований Tiburon Research. Им удалось внедрить онлайн-исследования и изменить сознание клиентов, ранее не принимавших подобный формат работы.

Нелли Мамян, генеральный директор компании Tiburon Research:

«Мы долгие годы пытались развивать качественные исследования онлайн. Это аналог фокус-групп и интервью – синхронное и асинхронное взаимодействие с респондентами с целью собрать идеи, узнать мнение по каким-либо вопросам. Традиционно это делалось лично, так как до пандемии мы часто сталкивались с неприятием онлайн-формата со стороны клиентов. Был целый список предубеждений: люди считали, что общение через экран непонятно, непривычно, не работает.

Ковид так трансформировал реальность, что онлайн-формат стал понятен даже взрослым людям. Онлайн-исследования получили гигантский толчок, это, в свою очередь, дало развитие автоматизации, например, ботам, которые помогают проводить опросы.

С мая 2020 по май 2021 количество онлайн-исследований в компании увеличилось в 3-5 раз. Онлайн-формат прочно закрепился во всей отрасли. Теперь многие коллеги даже отказываются от физических фокус-комнат, где традиционно проводились такие исследования».

Для некоторых компаний пандемия стала мотивацией сделать давно запланированные преобразования, которые по разным причинам откладывались. Например, платформа аналитики маркетинга CoMagic запустила конструктор, позволивший оптимизировать важные процессы в компании.

Илья Варенцов, Performance Marketing Manager в команде сквозной аналитики СоMagic:

«За несколько лет до пандемии мы поняли, что техническая база продукта настолько устарела, что мы не могли найти под нее разработчиков, чтобы быстро внедрять изменения и соответствовать запросам рынка. Да и сам продукт в предыдущей реинкарнации устарел, что проявлялось и в скорости работы, и в объеме ценности.

Создание нового продукта заняло чуть больше года, а запуск пришелся как раз на пандемию.

Нашей целью было сделать конструктор, который избавил бы от необходимости скачивать отчеты в Excel, или «BI-инструменты» для доведения данных до ума. Он должен собирать нужный срез информации быстро, при этом данные в нем не должны вводить в заблуждение.

У нас появилась идеология отчета по принципу от когорты. Он показывает все конверсии посетителей, попавших в период выборки по разным моделям атрибуции. При этом рекламное продвижение и трафик с него можно разложить в более чем 60 срезах данных, а если нужных нет – можно создать свой срез, основанный на содержании меток или названий рекламных кампаний. Например, из систем коллтрекинга или рекламных кабинетво.

Я постоянно общаюсь с клиентами, и многие из них уже сейчас добились отличных результатов. Все данные мы уже упаковали в кейсы. На этапе демо и в процессе продажи нередко видим вау-эффект, но чаще «вау» слышим от клиентов, которые ранее использовали старую версию наших отчетов, а сейчас перешли на новую. Разница просто колоссальная».

Убытки от вируса понесли и многие известные зарубежные компании. Так, компания Apple была вынуждена закрыть несколько фабрик на территории Китая, а доход компании за 2021 году по прогнозу аналитиков снизится на $5 млрд.

Похожая ситуация сложилась и в американской компании Starbucks – с началом пандемии руководство приняло решение о закрытии более половины точек и изменении расписания работы тех кофеин, которые продолжили свою деятельность. На данный момент аналитики компании даже не могут дать прогноз относительно доходов, отмечая, что нестабильная обстановка в мире не дает возможности предугадать будущее.

Сегодня заболеваемость коронавирусом меняется волнообразно: то идет на спад, то возрастает. Аналитики предсказывают мировую рецессию, а инвесторы ищут, куда вложить средства, чтобы их не потерять.

Глобальная перестройка экономики в условиях пандемии оказался неизбежным шагом на пути сохранения хрупкого мирового баланса. И несмотря на то, что не все отрасли оказались в одинаковой степени затронуты пандемией, всем стало понятно, что только развитие онлайн-деятельности и оптимизация процессов в компаниях способны хоть как-то смягчить жесткие удары вирусной стихии по некогда прочному основанию.

0
2 комментария
Аркадий Величковский

Очень грустно за тех, кто проиграл во время пандемии. Радует только то, что кому-то ситуация пошла на пользу

Ответить
Развернуть ветку
Илья Наумов

Честно говоря, мне плохо становится от этих цифр. 

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда