«Как я подбирала для себя франшизу»

Сегодня многие слышали и читали о франшизах. В интернете достаточно информации на данную тему. Марина Жестова из Челябинска перепробовала много методов и поделилась опытом, как она в итоге купила франшизу.

«Как я подбирала для себя франшизу»

Есть специальные мероприятия, бизнес-рассылки, знакомые кто уже купил франшизу и открыл бизнес в своём городе. Мы с мужем тоже решили попробовать. Честно признаюсь, опыта в данной теме у нас не было, но мы решили попробовать и пройти путь от поиска франшизы до открытия своего бизнеса. Живём мы в Челябинске — городе-миллионнике, уже есть разные франшизы, но мы решили попробовать. План действий и маршрут был такой:

1. Мы начали собирать информацию со всех источников, даже разделились, чтобы не мешать друг другу. На это выделили неделю, а потом совместно обсудить, что нашли.

Ушло у нас, конечно, больше времени: другие текущие дела сильно отвлекали, поэтому сразу совет от нас: планировать своё время для погружения в поиск информации и отсеивать старую, неактуальную. С этим прямо беда. То, что мы изучали и находили о франшизах, потом оказывалось устаревшими данными, особенно описание условий франшиз. То, что написано на сайтах, увы, не всегда правда.

2. Далее мы около 3-х часов обсуждали и показывали друг другу интересные, по нашему мнению, франшизы. Мы почему-то решили, что нам нужна пекарня. Посмотрели, что есть в нашем районе, и представили маленькую пекарню с приятной атмосферой, вкусной выпечкой, ароматным запахом кофе, доступные цены для покупателей. Очень хотели работать сами и на себя. Для этого решили уволиться с постоянной работы и открыть своё дело. Ещё один совет: перед принятием такого решения предусмотреть наличие финансовой подушки. Если бы нам предложили сократить время на поиски и подбор франшиз, мы бы значительно сократили дебаты, разговоры, обсуждения и споры. К сожалению, фмы не нашли одного источника по подбору франшиз — есть много разных каталогов, но вот достоверность информации стоит под вопросом.

3. Мы определились: хотим пекарню, хотя, если честно, рассматривали ещё салон красоты и СПА-услуги. Приняли решение начать переговоры и отправили запросы на франшизы. Больше недели ушло только на то, чтобы получить информацию. Из удобного на сайте франшиз есть функция «скачать презентацию». Мы скачивали, а потом оказывалось, что там устаревшая информация. Выяснялось это уже на переговорах. Поэтому некоторые проекты нас ввели в заблуждение, и вновь мы потратили время и ресурсы зря. Хотелось бы сразу получать то, что тебе нужно знать для принятия решения и планирования бизнеса.

4. Выбрали франшизы по своим внутренним параметрам и советам друзей, родственников, параллельно стали присматривать помещения в городе, стоимость аренды, смотреть, какие франшизы работают. В общем, «разведка боем». На данном этапе не хватало опыта, знаний, консультации по подбору помещения. Мы сконцентрировались на переговорах и сделали таблицу, куда вносили данные от франшиз. На сбор информации опять ушло время. Ещё мы не учли всех параметров франшиз для выбора, некоторые мы просто не знали.

5. У нас есть опыт работы с документами, муж и я работаем в крупных компаниях, занимаемся продажами, ведём клиентов, переговоры для нас не в новинку, но даже тут, при обсуждении условий франшиз, стало понятно, что нам нужна помощь юриста. Встал вопрос, где его искать именно по франчайзингу. Опять ушло время на поиски и переговоры, от которых мы уже начали уставать. Грела нас только одна мысль: раз уж начали дело, надо довести его до конца. Количество контактов увеличилось в разы, разговоров и сообщений тоже, как и суммы расходов. Мы стали уже искать не только помещение, но и юриста, а потом дополнительную информацию по франшизе.

6. Отзывы от действующих партнёров — нам посоветовали запросить контакты. Мы так и сделали. Стали общаться, и тут информация более-менее поступала реальная, решили ездить и лично смотреть открытые ими франшизы в городе.

На это у нас ушло около месяца. В итоге мы сели и подсчитали, сколько ушло у нас времени с учётом того, что мы каждый день оба занимались франшизами. Процесс стал похож на основную работу. Ровно 30 дней без перерыва — столько мы смогли оценить. Голова шла кругом, а рядом нет человека, с которым можно просто посоветоваться и обсудить то, что мы уже собрали, на что сделать акцент, где подводные камни и острые моменты. Оба чувствовали нехватку в поддержке, в советах, просто участия в общем деле. Все частные специалисты брали деньги за каждый разговор, который длился 30 минут, и стоило это не мало.

7. Договор по франчайзингу — отдельная тема. Когда нам прислали 40 страниц мелким шрифтом, мы прочитали сами, с трудом разобравшись в терминологии, но в итоге заплатили юристу. Процесс согласования и обсуждения договора у нас занял 2 недели, и это нам повезло, потому что все стороны сработали оперативно. Но задача найти юриста по франчайзингу, доступного по бюджету и который будет с нами на связи, далась нелегко.

8. Финансы, бюджет и инвестиции на старте. Тут совет быть внимательными и делать дополнительные расчёты самостоятельно. В лучшем случае вам пришлют файл под названием «Финансовая модель». Мы тоже такой получили практически от всех франшиз, в итоге сами сидели и считали. Особенно помогли действующие франчайзи — те, кто уже реально потратили деньги и в большей части вышли из бюджета. Окупаемость у нас увеличилась, когда мы детализировали расходы на старте. Но и это не так сильно нас огорчило. Главное — получить реальные данные по выручкам от франшизы и уже самим сделать свою финансовую модель. Тут как раз консультант по франчайзингу нам особенно пригодился.

В итоге мы заключили сделку и купили франшизу, но период подбора и выбора франшизы мы не забудем никогда. Каждый день у нас был вопрос в голове: вот почему нет одного специалиста по франчайзингу, который по формату «одного окна» окажет нам сразу все услуги? Сократит поток ненужной информации и расставит акценты на прикладной информации — той, что действительно будет нам необходимой, полезной и эффективной.

Я не хочу писать про то, как мы потом просили и требовали прислать нам документы в рамках подписанного договора, когда и как мы узнали, какую поддержку нам окажут после открытия, расходы на маркетинг, бюджет на открытие франшизы, и ещё много всего, что мы ждали от франшизы. Об этом можно написать отдельно. Совет от нас один: если вы решили заходить во франшизу серьёзно и надолго, обращайтесь к профильным специалистам, снимайте розовые очки и готовьтесь работать каждый день.

Удачи Вам!

22
Начать дискуссию