#20вопросов Виталию Степанову, и.о. генерального директора Московского экспортного центра

Давайте представим, что вы — московский стартап, страстно желающий расширить свои горизонты и наконец-то выйти на международный рынок. Продукт готов, первые продажи есть, отзывы клиентов хорошие, команда тоже top. Все элементы для успешного шага в "зарубежье" у вас есть. Но часто возникает вопрос: "А с чего же начать?"

Этот и другие важные вопросы, касающиеся масштабирования бизнеса, финансирования и программ для поддержки столичных стартапов, в рубрике #20вопросов мы задали Виталию Степанову, и.о. генерального директора Московского экспортного центра.

Виталий Степанов
И.о. генерального директора Московского экспортного центра

Что такое МЭЦ?

Московский экспортный центр — организация в составе Правительства Москвы. Мы работаем со столичными предпринимателями и помогаем им развивать бизнес на внешних рынках.

Какая цель у этой структуры?

Наша основная задача — поддерживать предпринимателей Москвы и содействовать экспорту их продукции и услуг за рубежом. Мы помогаем и тем, кто уже уверенно ведет внешнеэкономическую деятельность, и тем, кто только планируют запустить продажи за границей.

В инновационной экосистеме, какова ваша роль?

Мы находимся в контуре Департамента предпринимательства и инновационного развития, где активно взаимодействуем и с другими подведомственными структурами, которые отвечают за поддержку инноваций. Это, например, Агентство инноваций Москвы и Московский инновационный кластер.

То есть вы поддерживаете стартапы и молодых предпринимателей?

Да, мы поддерживаем малый и средний бизнес Москвы, это наша основная целевая аудитория. Помогаем предпринимателям, которые развиваются в сфере производства товаров и услуг.

Финансово?

Мы помогаем и финансово, и нефинансово. Для компаний подбираются актуальные меры поддержки, это зависит от того, на какой стадии готовности к экспорту они находятся.

Если говорить о финансовой поддержке, то она предусмотрена в первую очередь для компаний, которые уже имеют внешнеторговые контракты. У таких компаний есть возможность возместить средства, затраченные на адаптацию товаров и услуг к зарубежным рынкам, сертификацию экспортной продукции, сертификацию систем менеджмента качества, получение патентов и свидетельств. Максимальная сумма возмещения по всем категориям затрат – 12,5 миллионов рублей. Еще мы запустили программу по получению «экспортного кэшбека» — это грант в размере 10% от контракта в размере не более 10 миллионов рублей.

Компаниям, которые только начинают свою экспортную деятельность, мы готовы предложить ряд бесплатных мер: например, бизнес-миссии, участие в выставках, вебинары Московской школы экспортера и подбор байеров.

Как МЭЦ связан с департаментом предпринимательства и инновационного развития города Москвы?

МЭЦ — подведомственная организация, и вместе мы поддерживаем и развиваем московский бизнес. Конкретно мы отвечаем за развитие экспортного направления.

Топ-3 самых успешных проекта/программы, реализованных МЭЦ?

Наиболее популярны среди предпринимателей акселерационные программы, выставки и – выделю отдельно – поддержка e-com. Например, программа по размещению московских компаний на китайском маркетплейсе Tmall в результате привела к заключению контрактов на сумму более миллиарда рублей. На сайте Московского экспортного центра можно выбрать онлайн-площадки, на которых мы поможем запустить продажи.

А как стартапу попасть в ваши программы, какое основное условие?

Мы взаимодействуем с компаниями-налогоплательщиками Москвы, которые работают в сфере IT, отраслях медицины и фармацевтики, легкой и ювелирной промышленности и других отраслях, относящихся к так называемому несырьевому неэнергетическому экспорту. Перечислю основные критерии для отбора. Юрлицо или ИП зарегистрированы не менее полугода до дня подачи заявки. Компания не должна быть в процессе реорганизации, банкротства или ликвидации. Еще в списке условий – отсутствие задолженности по уплате налогов и сборов.

При оказании некоторых мер поддержки учитывается принадлежность компании к малому или среднему предпринимательству. Еще мы обращаем внимание на рост выручки, экспортную готовность, долю сотрудников, работающих на территории Москвы, их среднегодовую заработную плату.

Они бесплатные?

Большинство программ, которые проводит МЭЦ, бесплатные. Есть акселераторы, которые мы в данный момент запускаем для предпринимателей на условиях софинансирования и оплачиваем 85% стоимости.

Эти программы пользуются популярностью: с 2019 года в акселерационных мероприятиях, организованных МЭЦ, приняли участие более 135 московских предпринимателей. При этом до конца года программы будут доступны еще для 170 компаний. Полный список программ, куда идет набор участников, опубликован на нашем сайте. Выбирайте направление для вашей компании и оставляйте заявку.

Что входит в стоимость, если программа платная?

Программа акселерационных проектов очень насыщенная: компании успевают сформировать работающую стратегию по выходу на экспорт, получить консультации от мировых экспертов, пройти питч-сессии и даже поучаствовать в ведущих международных стартап-конференциях.

Такое вложение стартапа, на Ваш, взгляд, оправдывает конечную цель?

Мне кажется, что оправдывает. Приведу цифры по акселерационным программам. По итогам прошедших трех потоков одной из программ, реализованных МЭЦ, 29 компаний успели заключить 57 экспортных контрактов на общую сумму около 585 400 000 рублей.

Как вы ищете зарубежных партнеров?

Одна из мер поддержки МЭЦ – это подбор байеров для московских компаний. Мы осуществляем поиск потенциальных зарубежных покупателей по сформированным за годы работы в МЭЦ базам.

Кроме того, в рамках проведения выставок и бизнес-миссий тоже предусмотрен матчмэйкинг, то есть подбор потенциальных байеров для компаний Москвы и поиск подходящих поставщиков для зарубежных партнеров. Поэтому деловые переговоры получаются максимально эффективными. Компаниям остается только выбрать на сайте страну проведения мероприятия и оставить заявку на участие.

Есть пул стран, которые наиболее заинтересованы в российских проектах?

По итогам первого квартала 2021 года основными импортерами стали Великобритания, США, Казахстан, Белоруссия и Китай. Если говорить о товарных позициях, то по сравнению с прошлым годом Москва нарастила экспорт отраслей электроники и электротехники и пищевой продукции в Великобританию (+145% и +117%), также увеличились продажи московских товаров отрасли электроники и электротехники в Китае и Италии.

Вы запустили программу Global Partners Program для московских стартапов, расскажите что это за программа?

Это первая совместная программа МЭЦ и GenerationS для b2b-компаний Москвы. Сейчас продолжается прием заявок для проектов из сферы Smart City (управление городской средой и городская мобильность), FoodTech и Agtech, Экология и энергетика, Транспорт и логистика. Прием заявок еще открыт: присоединяйтесь к участникам и запускайте продажи на внешних рынках.

Какова цель?

Global Partners Program поможет участникам акселератора сформировать план по ускоренному выходу на экспорт, выстроить ключевые процессы в командах и понять все о своих клиентах за рубежом. А еще участников ждут питч-сессии с представителями ведущих международных корпораций и индивидуальный трекинг с иностранными экспертами. Это поможет московским компаниям увеличить число внешнеторговых контрактов.

Вы часто делаете подобные программы?

За последние несколько лет мы в три раза увеличили число акселераторов, расширили список направлений, запустили бесплатные курсы. Компании оценили эту меру поддержки, поэтому по некоторым программам мы набираем участников уже в пятый раз.

А как измеряете успех?

Ключевой показатель нашего общего с предпринимателями успеха - рост числа и суммы внешнеторговых контрактов. Мы не выписываем готовые рецепты для экспорта. Мы помогаем освоить набор работающих инструментов для того, чтобы компании ясно понимали, что запустить продажи за рубежом не так сложно, как кажется на первый взгляд. Наши программы поддержки несут в себе практическую пользу для бизнеса.

Хотя некоторые из наших мер поддержки так или иначе можно отнести к такому работающему рецепту: например, размещение на зарубежных маркетплейсах, при котором гарантировано заключение внешнеторгового контракта.

Почему выход на зарубежные рынки для российских стартапов важен?

Экспорт — это одна из лучших инвестиций города. Конкуренция с зарубежными компаниями побуждает к совершенствованию и развитию бизнеса, позволяет научиться новому. Компании ищут точки роста, развивают продукты и адаптируют их под зарубежные рынки. Это помогает им найти новых клиентов, масштабировать бизнес и увеличить прибыль.

А какой рынок наиболее расположен к российским стартапам?

Если говорить об экспорте IT-товаров, на которых в основном специализируются стартапы, то по статистике за январь-май 2021 года основными импортерами стали Беларусь, Казахстан, Нидерланды, Алжир и Китай. По сравнению с аналогичным периодом рост общего объема экспорта по этой отрасли составил 46%.

В целом высокотехнологичные товары Москвы наиболее востребованы в странах Западной Европы, СНГ и Восточной Азии.

Как вы собираете стартапы для участия в акселерационных программах?

Каждый новый прием заявок мы анонсируем в СМИ и на наших социальных ресурсах. В разделах на нашем сайте можно узнать о сроках приема заявок и условиях участия для компаний.

Прием заявок в Global Partners Program, которую МЭЦ запустил совместно с GenerationS продлен до 04 августа, подать заявку на участие можно здесь.

22
1 комментарий

Кажется, единственный заголовок в блогах компаний, который цепляет) жаль, тема не моя

1
Ответить