13 правил: как не потерять деньги на неправильном подрядчике в разработке сайта

Как найти, выбрать и проконтролировать подрядчика. И минимизировать при этом ошибки, ускорить процесс и не захотеть кого-нибудь убить по пути. Относительно универсальные правила, которые мы выработали для себя в kontora.name.

13 правил: как не потерять деньги на неправильном подрядчике в разработке сайта

Часть 1. Задача, поиск и выбор

1.1. Определение задачи: результат и исходные вводные

а) Чтобы определить, кого искать — нужно понять, какой результат вы ожидаете от сайта. Если это продажа одной услуги или товара, то здесь нужны люди, которые знают, что такое лендинги и специализируются на них. Если это продажа комплектов нижнего белья, то вам нужен интернет-магазин, поэтому подрядчик должен понимать дополнительно в навигации и уметь подключить онлайн-оплату. От задачи будет зависеть то, на что вы будете обращать внимание в портфолио и в навыках.

б) Нужно подумать, что именно вы хотите делегировать. Например, если чувствуете в себе силы самому написать текст для сайта, то нужно будет найти только дизайнера. Поэтому напишите список задач, которые вы готовы делать сами или на которые уже есть проверенные люди и отдельно напишите те роли, которые нужно найти. Главное — расставить приоритеты. Если есть более важные бизнес-задачи, чем написание текста, то лучше отдать это спецу.

1.2. Площадки для поиска: знакомства, фриланс-биржи, проф. чаты

Допустим, вы определили, что вам нужен дизайнер и копирайтер. Где теперь их искать? Мы в студии периодически пользуемся тремя каналами.

а) Поиск среди знакомых. Обычно знакомые знакомых работают лучше и относятся к задаче более ответственно, поэтому начните с них. Сделайте пост у себя на странице о том, кого и для чего ищите, попросите близких к теме людей сделать репосты. Запишите сторис. Просто спросите рекомендаций у тех, кто уже делал себе сайт.

б) Если среди знакомых не нашлось исполнителя — идите в чаты в телеграме и на узко-профильные ресурсы. Здесь будет сильно меньше мусора, чем на фриланс-биржах и народ более заинтересованный. Чтобы найти чаты можно вбить специальность, например, «веб дизайн» прямо в поиске телеграма или яндексе. Конкретно спецов по тильде можно искать в этом чате: https://t.me/tildoshnayachat. А хорошие сильные копирайтеры обитают здесь: https://work.glvrd.ru/.

в) Если не получилось найти у знакомых и в чатах, только тогда идите на фриланс-биржи. Это самый захламлённый канал. Там нужно быть готовым к куче автоматических сообщений и к тому, что будет трудно найти исполнителя, который реально вникнет в задачу. Чтобы максимально отсечь «левых» задайте контрольный вопрос где-нибудь ближе к концу описания задачи, например, «Сколько будет 9+183». Если человек на него ответит, то вы хотя бы поймёте, что человек всё прочитал. Самые приличные биржи: https://www.fl.ru/ и https://kwork.ru/.

1.3. Чек-лист: критерии выбора копирайтера и дизайнера

Вот вы нашли кандидатов, как теперь понять, кого из них выбрать и кто решит задачу максимально толково? Здесь предлагаем универсальный чек-лист, который подойдёт к любым спецам, связанным с сайтами. Мы выработали его за 5 лет работы с подрядчиками.

а) Вопросы. Как бы подробно вы не описали задачу, исполнитель должен задавать много вопросов. Если ему «всё понятно», скорее всего ему ничего не понятно. Человек, который хочет разобраться в задаче и сделать хорошо будет спрашивать, типа: какую задачу должен решать сайт; откуда на него будут попадать люди; чем вы лучше; за счёт чего вы можете доставлять за 40 минут; почему ваш пластик безопасен для детей и так далее.

б) Конкуренты. И копирайтер, и дизайнер должны смотреть на ваших конкурентов и обсуждать их с вами. Если они этого не делают, кто-то из конкурентов в итоге окажется сильнее. Копирайтер будет смотреть на то, какие смыслы доносят конкуренты и пытаться их перебить. А дизайнер постарается выбрать цвет более цепляющий.

в) Целевая аудитория. Исполнитель должен понимать, для кого он создаёт сайт. Если он не задаёт вопросов о целевой аудитории, значит, ему не важно, какой результат получится на выходе. Обычно, вопросы касаются: того, чем люди руководствуются при выборе; болей, которые ваши клиенты пытаются закрыть.

г) Ценник сразу. Если исполнитель готов сходу назвать ценник за услуги и сроки, значит, в итоге вы получите шаблонное решение. В создании сайтов очень много деталей, от которых зависит объём работы. Если ему хочется побыстрее взять с вас предоплату — не спешите её платить.

д) Этапы проекта. Подрядчик должен хорошо понимать свои процессы. Желательно услышать от него, из каких этапов будет состоять проект и какой результат вам нужно ждать от него на каждом этапе. Если после диалога картина для вас не стала полностью прозрачна, скорее всего, в процессе будет так же.

е) Презентации. Обратите внимание, заложены ли в этапах презентации промежуточных результатов. Если не заложены, то, скорее всего, на выходе вы получите просто картинку в личку и не поймёте, почему приняты именно такие решения. Скорее всего, это говорит о том, что решения приняты от балды.

ж) Ожидания. Исполнитель должен сам предлагать примеры работы, чтобы понять ваши ожидания и обсуждать их с вами. Потому что вы, как заказчик, не обязаны понимать, чего вы хотите. Исполнитель предлагает решение. Конкретные примеры или мудборд — это уже после старта, а до старта хотя бы вопросы, аля «а что вам нравится в дизайне?».

1.4. Стоп-лист: с кем точно не нужно начинать работать

Вот вы получили ответы на все свои вопросы и, вроде, всё хорошо. Можно кидать исполнителю предоплату? Подождите. Сначала убедитесь, что в диалогах не было такого:

а) Долгих ответов. Если сразу человек отвечает на сообщения долго и при этом не обозначает, когда вам нужно ждать ответа — так будет на протяжении всего проекта. Чтобы было комфортно в процессе, либо обозначьте ему свои условия, либо уходите.

б) Невнимательности. Если человек упускает какие-то детали, которые уже описаны или проговорены — придётся весь проект тыкать ему в ошибки и недочёты. Например, вы в описании задачи указали, что видите сайт из 6 блоков, в человек это проигнорировал и без пояснений предлагает сделать 10.

в) Косяков. Если вы попросили прислать 3 работы в качестве примера, а вам прислали одну ссылку или накидали 10 картинок и при этом не дали никаких пояснений — в проекте ваше мнение тоже учитываться не будет.

г) Больших типовых брифов. И требования заполнять их текстом. Скорее всего, исполнитель не будет погружаться в вашу задачу, а вопросы кидает по привычке и потому что «надо». Каждый проект — индивидуальный, поэтому шаблонные вопросы не работают.

Часть 2. Постановка и обсуждение задачи

2.1. Первичное описание задачи для поиска кандидата

От качества постановки задачи результат зависит даже больше, чем от выбранного исполнителя. Хороший исполнитель поможет вам разобраться в задаче, но таких мало, поэтому придётся постараться самим. Чтобы найти кандидатов не нужно описывать задачу очень детально, всё равно сразу все не прочитают её целиком. Задача первичного описания — ввести в курс дела и дать понимание о проекте. О чём рассказать в первичном описании:

а) Краткое описание проекта. Коротко опишите проект так, как вы его видите. Какой у вас бизнес, какие задачи вы хотите решать с помощью сайта. Если уже знаете какой конкретный типа сайта нужен: лендинг, магазин или корпоративная визитка.

б) Материалы, которые будут полезны. Покажите материалы, которые уже есть и которые можно будет использовать: прототип, лого, цвета, старый сайт, социальные сети, фотографии. Что-то, что поможет понять, о чём речь чуть детальнее.

в) Требования к выполнению задачи. Какой объём ожидаете на выходе, какие есть дедлайны и почему, в каком формате вам нужен документ, что будет считаться выполненной задачей, какие есть ограничения внутри.

2.2. Подробное тех.задание. Ожидания от текста

Когда кандидаты найдены, им можно выдавать уже все детали и подробности. Идеально делать ТЗ вместе с исполнителем. Ключевые принципы правильно поставленной задачи:

а) Конкретика. Показывайте примеры, приводите цифры, делайте результат измеримым. Сделать сайт — не конкретно. Сделать посадочную страницу, которая донесёт основные преимущества и закроет человека на оставление заявки — чуть лучше.

б) Согласованность. Мало дать конкретики, нужно чтобы человек понял её так же, как понимаете вы. Убедитесь в этом, пусть он перескажет своими словами, как понял задачу.

в) Ограниченность. Ограниченный объём, ограниченное время на исполнение, ограниченная свобода. Сразу обозначив все рамки, вы сократите риск того, что человек окажется к ним не готов в процессе.

Как поставить задачу на создание лендинга, чтобы получить максимальный результат:

а) Расскажите максимально подробно о товаре или услуге, которую планируете продавать: что в ней хорошо, что плохо, как она производится, как её использует аудитория, какая команда над ней работает, почему решили продавать именно её.

б) Покажите ключевых конкурентов. Расскажите, что вам у них нравится, а что нет. Расскажите, где и как вы с ними пересекаетесь: в каких каналах, с какой аудиторией, по какие критериям.

в) Дайте описание целевой аудитории, которую вы хотите привлечь. Расскажите, что для неё важно в принятии решение, какие вопросы она часто задаёт и какие возражения у неё могут быть.

г) Расскажите, какие мысли вы точно хотите донести через сайт. Какой смысл в первую, во вторую и в третью очередь посетитель должен понять на сайте, чтобы заплатить вам.

д) Если у вас есть примерное понимание о содержании страницы — опишите его. Сколько страниц, какие блоки на них, какой порядок.

е) Опишите максимально конкретно результат, которого хотите добиться с помощью сайта. Например, запустить новое направление и привлечь на него новых клиентов.

ж) Сформулируйте целевое действие страницы. Вы хотите, чтобы человек сразу заплатил за продукт, оставил заявку или позвонил? Это поможет понять, на что нужно сделать акценты.

з) Расскажите, из каких каналов к вам будет попадать аудитория, по каким объявлениям она будет приходить. Чтобы было понятно, какие ожидания у неё от сайта и на сколько сильно её нужно прогревать.

и) Продумайте и объясните, как сайт будет жить дальше. Будут ли добавляться какие-то разделы. Чтобы исполнитель мог предусмотреть это в архитектуре.

к) Детально опишите технические особенности, которые важны в проекте: куда вы планируете получать заявки, есть ли у вас домен, будет ли подключаться црмка, какие метрики нужно настроить, нужно ли делать телефон кликабельным, нужна ли страница «спасибо» вашему маркетологу, планируете ли продвигаться по сео.

2.3. Подробное тех.задание. Ожидания от дизайна

а) Обсудите ваш фирменный стиль и какие его части нужно использовать в проекте. Какие цвета нравятся, а какие нет. Есть ли гибкость в изменениях или нужно использовать как есть.

б) Соберите примеры сайтов. Расскажите, что вам в них нравится, а что нет. Пройдитесь по деталям: фотки, шрифт, цвета, формы, тени, анимации. Затроньте как можно больше мелочей.

в) Покажите конкурентов, от которых особенно важно отстроиться за счёт дизайна. Расскажите, в чём можно отстраиваться.

г) Отдельно обсудите то, что вам точно не нравится и что вы не хотите видеть на своём будущем сайте.

2.4. Обсуждение стоимости и сроков для проекта

И только после того, как вы полностью обсудили задачу, постарались обойти максимум подводных камней — можно переходить к обсуждению сроков и стоимости. Что важно при обсуждении:

а) Если есть подэтапы, сроки и цену нужно прописывать на каждый. Тогда понятно, какие промежуточные результаты и когда ждать.

б) Если работаете с фрилансером, лучше делать оплату 50% в начале проекта и 50% после завершения. Потому что среди фрилансеров есть такие, кто не будет без дополнительной материальной мотивации торопиться к сроку.

в) Если у вас нет жёстких дедлайнов — оставьте решение по срокам на исполнителе. Чем меньше его поджимает, тем вдумчивее он может подойти к работе.

2.5. Фиксация задачи и условий в договоре

Правило: всё, что не прописано и не зафиксировано — ничего не значит. Даже если работаете с физическим лицом, всё равно сделайте договор, он дисциплинирует и даёт поле для аргументации в спорных ситуациях. Что важно прописать в договоре:

а) Конкретную задачу. Просто «создание сайта» не пойдёт, опишите детально, о чём договорились: сколько страниц, сколько блоков, какие именно блоки, какую задачу он должен решать.

б) Сроки и стоимость. Зафиксируйте финальные сроки по каждому этапу. Заложите время на свою обратную связь.

в) Количество правок. Пропишите, сколько правок вы ожидаете от исполнителя. Хотя бы количество подходов.

г) Санкции. Обозначьте, что будет, если договорённости не будут соблюдаться с обеих сторон.

д) Разделяйте на части. Делайте тело договора в первой части, а задачи описывайте во второй. Если в процессе появятся дополнительные задачи, не нужно будет подписывать новый договор, а только приложение.

Часть 3. Контроль процесса и результата

3.1. Дорожная карта и запас по времени + прогноз рисков

Чтобы проект прошёл успешно и уложился в срок — не достаточно просто обозначить финальный дедлайн. 30 минут на составление плана сэкономят нервы и дни или недели времени. На что обращать внимание при планировании:

а) Создавайте дорожную карту. Распишите все этапы по проекту и каждому этапу сделайте отдельный срок. Исполнитель будет понимать, какой промежуточный результат к какой дате от него ждут. А вы будете спокойны, потому что отследите прогресс.

б) Закладывайте риски. Если у вас есть ограничение по времени, лучше обозначать дедлайн для исполнителей на несколько дней раньше. Если исполнитель ответственный — вы получите проект раньше, если нет — вовремя.

в) Будьте реалистичны. Проекты, которые нужны были вчера — никогда не получаются эффективными. Поймите, насколько критичны ваши ограничение по времени и постарайтесь спланировать реальные сроки, которых хватит на качественный результат.

г) Напоминайте о себе. Успех проекта зависит от вас настолько же, насколько и от исполнителя. Если вы работаете с фрилансером не нужно надеяться на его пунктуальность, лучше напомните об очередном дедлайне за день.

3.2. Итерационный подход: определить промежуточные шаги

Чем больше промежуточных шагов, тем спокойнее вы за результат и тем меньше времени нужно тратить на исправление того, что вам не нравится. Шаги, на которые можно разделить создание лендинга:

а) Структура. Это тезисное содержание страницы. Оно отражает блоки, которые будут в итоге на странице. И ключевые смыслы, которые в эти блоки лягут. Задача структуры — состыковаться вам с исполнителем, чтобы уже на этом этапе можно было понять, всех ли смыслов хватает и точно ли исполнитель понял, чего вы ждёте от лендинга.

б) Прототип. Здесь уже есть все тексты, лид-магниты, акценты которые будут на странице. Прототип — это черновик сайта, по которому можно понять уже всё, кроме визуальной картинки. Он нужен, чтобы финально утвердить весь текст и больше не возвращаться к нему на этапе дизайна. В прототипе желательно описать, как автор предполагал иллюстрировать конкретные блоки.

в) Несколько экранов. Когда прототип полностью утверждён и вы ставите задачу дизайнеру, лучше начать дизайн с первых 2-3 экранов страницы. Если концепция вам не понравится, вы это поймёте быстро и не придётся потом править всю страницу. На первых трёх экранах желательно увидеть: цвета, шрифты, основные формы, стилистику иконок и иллюстраций. Т.е. здесь должны быть утверждены те элементы, которые будут использоваться на странице дальше.

г) Весь остальной дизайн. Если говорить про Тильду, то весь дизайн желательно утвердить до переноса макета в Тильду. В графических редакторах проще и быстрее вносить изменения.Обычно, если было согласование первых экранов, на этом этапе корректировок уже почти не бывает. На этом этапе желательно увидеть и дополнительные элементы: выпадающие списки, галереи, попапы, карточки товаров.

д) Перенос в Тильду, адаптация, тех настройки. Финальный блок, который можно согласовывать уже целиком. Здесь важно проверить: правильность отображения всех элементов в мобильном, работу домена, протестировать отправку заявки, прокликать все кнопки.

3.3. Почему важно созваниваться для обсуждения результатов

После каждого промежуточного этапа нужно делать созвон голосом и всё обсуждать. Иначе будет сломанный телефон и вы с исполнителем друг друга не поймёте. Почему важны согласования голосом:

а) Можно задавать вопросы. По ходу можно спрашивать всё и получать ответы тут же. За счёт этого вы лучше поймёте, что имел ввиду исполнитель и почему это важно.

б) Слышно эмоции. Когда вы пишете текстом, получается сухо и из-за этого не всегда понятен контекст. В этом случае исполнителю тяжелее вас услышать и проявить больше эмпатии.

в) Экономится время. Перекидывания сообщениями или письмами сильно затягивают процесс. Плюс, когда отвечаешь текстом — есть соблазн отвечать не сразу. А созвон — это концентрированный диалог.

Как проводить созвоны эффективно:

а) Ограничивать время. Чтобы все участники понимали, что время ограничено и не было соблазна уходить в простые разговоры не по теме. Если не получилось уложиться в это время, назначается следующий созвон — это дисциплинирует и не даёт отвлекаться.

б) Фиксировать задачу на созвон. У созвона не будет результата, если не было задачи. До созвона обозначьте его цель, тогда участники смогут адекватно подготовиться. В таком случае легко отсечь лишние диалоги напоминание о цели.

3.4. Как правильно давать комментарии и замечания

От того, как именно вы дадите замечания зависит то, как долго и как качественно их будут вносить. Хороший исполнитель уточнит, почему замечания именно таки и почему они важны. Остальным нужно сразу всё разжевать. Как правильно давать замечания:

а) Конкретно. Чем конкретнее будут ваши комментарии, тем вероятнее исполнитель их поймёт и внесёт правильно. «Красный цвет не подходит» — не конкретно. «Красный слишком яркий, давайте сделаем темнее и менее насыщенным» — уже лучше. Может показаться, что исполнитель сам должен понимать вас, но так не работает, потому что у каждого человека свой индивидуальный опыт. И если мы хотим, чтобы нас поняли, нужно погрузить человека в этот опыт.

б) Не уходите во вкусовщину. Странные комментарии — это, обычно, комментарии без аргументов, основанные на вкусовых предпочтениях. Само по себе это не плохо, но нужно помнить о двух вещах: 1. Сайт делается для ваших клиентов, а у них может быть другое мнение, 2. То, что иногда кажется важным, на самом деле не влияет на результат. Вам кажется, что лента на сайт слишком сильно вьётся, можно потратить 2 часа на её исправление, но эта деталь не даст прироста конверсии — помните о задаче.

в) Фиксируйте всё. У исполнителей бывает несколько проектов параллельно и они тоже люди — могут что-то забыть. К сожалению, в массе своей исполнители не фиксируют и не проговаривают замечания заказчика. Поэтому если не хотите возвращаться к ним по 2 и 3 кругу — лучше зафиксируйте их тезисно сами и отправьте список исполнителю.

Расскажите о своём опыте. Какие инструменты используете вы? Или задавайте конкретные вопросы, на которые не ответила статья.

1515
16 комментариев

Комментарий недоступен

3

сто процентов. но и подрядчик должен помочь эти понимания вытащить, сформулировать и донести

1

вопрос к автору: а вы сами теряли деньги на неправильных подрядчиках?

3

конечно, теряли и переплачивали. отсюда и критерии

То есть всё сводится к тому, что надо давать нормальное ТЗ и тогда исполнитель будет нормально работать или я что-то упустил?)

1

нормальное ТЗ, контроль исполнения, качественный фидбек. как-то так, да. ну это при условии, что изначально выбран подходящий специалист

всё так. это если заказчик хочет получить хороший результат. в идеале все эти пункты должен брать на себя исполнитель. но в реальности большинство исполнителей — не профессиональны. статья как раз для тех заказчиков, которые хотят хороший результат, но при этом не готовы инвестировать достаточно денег