Полное погружение: как организовать комфортное VR-обучение персонала

С каждым годом всё больше компаний привлекают технологию виртуальной реальности для обучения персонала. Но если компьютерами и мобильными устройствами в повседневной жизни пользуются все, и сложностей с электронным обучением обычно не возникает, то очки виртуальной реальности вряд ли можно встретить в каждом доме. Поэтому для большинства сотрудников такие VR-решения на рабочем месте становятся первым подобным опытом.

Желание испытать новое необычное оборудование способно стимулировать к обучению. Но в то же время отсутствие опыта использования может вызвать страх у сотрудника компании. Поэтому перед командой разработки стоит задача сделать процессы погружения и прохождения обучения в виртуальной реальности максимально комфортными.

В этой статье мы раскроем ряд важных моментов, на которые, по мнению экспертов Modum Lab, стоит обратить внимание при внедрении VR-тренажёров в корпоративный сектор.

Полное погружение: как организовать комфортное VR-обучение персонала

Обучение начинается до того, как человек наденет VR-очки

Для начала нужно понять разницу между VR-пользователем, который самостоятельно купил очки и проходит симуляцию у себя дома, и специалистом, которому назначили VR-обучение в корпоративной LMS (система управления обучением, программное приложение для администрирования учебных курсов). В первом случае человек воодушевлен покупкой и понимает, как работает оборудование. Он уже изучал информацию до приобретения очков и знает, чего ожидать от VR. Во втором случае важно погрузить человека в контекст происходящего. В нашем чек-листе мы собрали рекомендации, как это сделать:

  1. Перед тем, как надеть очки и дать человеку в руки контроллеры, расскажите об оборудовании и принципе его работы, покажите, из чего состоит VR-система.
  2. Заранее предупредите, что именно пользователь увидит в симуляции. Объясните, что и как ему предстоит там сделать. Для наглядности можно включить видеоролик с фрагментом прохождения симуляции.
  3. Продемонстрируйте пространство системы трекинга и расскажите про возможность перемещаться в нём физически.
  4. Объясните, как надеть VR-очки и выровнить их на уровне глаз подобно обычным очкам с диоптриями. Тогда у человека не возникнет недопонимания по поводу чёткости картинки.
  5. Предложите пользователю взять контроллеры. Можете привести аналогию с компьютерной мышкой и пояснить, чем отличается от неё контроллер. Покажите, как происходит взаимодействие с ним: например, коснитесь контроллером предмета или объясните работу виртуального луча для управления на расстоянии.
  6. Не забудьте позаботиться о гигиене. Перед использованием очков линзы следует протереть салфетками из микрофибры, а обод и корпус – очищающими антибактериальными салфетками. Ещё один способ гигиенического использования VR-оборудования – индивидуальные маски, которые можно надеть под очки.
Полное погружение: как организовать комфортное VR-обучение персонала

Инструкцию важно предусмотреть ещё на этапе разработки проекта. Если сотрудников во время прохождения симуляции будут сопровождать администраторы или тренера, нужно продумать и провести инструктаж и для них.

Такое ознакомление с VR-оборудованием и технологией в целом:

  • позволит избежать ситуаций, негативно влияющих на общее впечатление от тренажёра;
  • уберёт страхи перед неизвестным процессом у той части аудитории, которая с недоверием относится ко всему новому;
  • вызовет дополнительный интерес к оборудованию и прохождению симуляции с его помощью.

Ошибаться – это нормально

Представим ситуацию. Вы провели инструкцию перед началом симуляции и всё разложили «по полочкам», но пользователь всё равно совершает ошибки в управлении. Например, он может:

  • не понять, что виртуальный объект нужно взять, физически протянув к нему руку с контроллером;
  • нажать на кнопку телепортации вместо или одновременно с кнопкой взятия объекта в руку;
  • за счёт системы трекинга переместиться в геометрию сцены – внутрь стены или в любой другой объект на локации;
  • не разобраться, как использовать голосовое взаимодействие, если оно предусмотрено в симуляции.

Успокойтесь. Сделайте глубокий вдох и медленный выдох. И запомните: даже при наличии самой подробной и пошаговой инструкции такие ситуации возможны, и это нормально. Человек впервые надел очки виртуальной реальности, он впервые не просто смотрит на изображение, а в прямом смысле находится внутри виртуального пространства. Естественно, он может нажать не ту кнопку или выполнить не то действие, которое необходимо по сценарию. Примите это, как нечто неотвратимое, и просто учитывайте при разработке VR-тренажёра.

Например, можно создать отдельные стартовые сцены, в которых пользователь окажется сразу после запуска симуляции. Это позволит ему, перед переходом к непосредственному сценарию, познакомиться с управлением, научиться перемещаться и взаимодействовать с интерактивным окружением с помощью контроллеров.

В таком случае прохождение симуляции пользователем будет происходить в три этапа:

  1. Стартовая сцена или демонстрационный режим для знакомства с управлением.
  2. Обучающий режим для знакомства со сценарием и погружением в решаемую задачу.
  3. Тренировочный режим для проверки имеющихся или полученных знаний и навыков.

При этом действия пользователя в стартовой локации не повлияют на общую статистику прохождения симуляции.

Полное погружение: как организовать комфортное VR-обучение персонала

Виртуальные помощники внутри симуляции или реальный тренер, сопровождающий прохождение пользователя в VR-классе, должны оказывать поддержку пользователю на протяжении всего обучения. К примеру, виртуальный помощник – возьмём летающего бота – может напоминать, что необходимо сделать и как, если у пользователя по каким-то причинам не получается продвинуться по сценарию. Также бот может использоваться в качестве указателя в сцене и подлетать к интерактивным объектам, с которыми необходимо взаимодействовать.

Всё, как в жизни

Задача разработчика любой VR-симуляции заключается в создании максимально комфортного процесса погружения. Для этого виртуальную среду нужно сделать достаточно достоверной и интерактивной, чтобы ожидания пользователя от совершаемых им действий в симуляции оправдались. Пребывание и взаимодействие должны быть понятными и учитывать специфику первого опыта в VR. Это поможет решить большинство вопросов, возникающих у пользователя.

В своей авторской статье креативный директор Modum Lab Денис Тамбовцев собрал 50 рекомендаций по выстраиванию комфортного пользовательского опыта в виртуальной реальности. Сохраняйте, пригодится!

Мы лишь отметим, что все VR-решения желательно проверять ещё на этапе прототипов совместно с экспертами или в рамках небольшой фокус-группы. Этот этап также будет полезен для подтверждения достоверности при управлении в симуляции. Например, когда нужно воспроизвести какой-то процесс максимально реалистично и проверить механики на удобство и совпадение с реальными движениями специалиста, как в виртуальных симуляциях по медицине.

Полное погружение: как организовать комфортное VR-обучение персонала
Полное погружение: как организовать комфортное VR-обучение персонала

Пристегните ремни, идём на посадку

Ура, пользователь наконец-то полностью прошёл весь сценарий и готов снять VR-очки. Но окончание симуляции не равняется завершению сессии обучения. Момент перехода из виртуального мира обратно в реальный – такая же важная часть общего опыта, как и погружение в VR в самом начале.

Спросите человека, как он себя чувствовал, что понравилось больше всего, узнайте его впечатления в целом. Если у пользователя есть вопросы по поводу первого опыта в виртуальной среде или он столкнулся с какими-то сложностями, постарайтесь ответить и дать рекомендации. Помогите ему разобраться в собственном опыте и вместе отрефлексируйте непонятные моменты, чтобы облегчить процесс обучения в дальнейшем.

Как вы уже поняли, надеть на сотрудника VR-очки и дать ему в руки контроллеры – это ещё полдела. Чтобы добиться эффективного прохождения симуляции, нужно поработать над созданием комфортной виртуальной среды. Во многом это зависит от разработчика, но и не исключает участия специалиста со стороны заказчика, отвечающего за обучение персонала. Успех зависит от синергии и заинтересованности обеих сторон.

1616
1 комментарий

Спасибо за отличный материал 

1
Ответить