Как сделать бизнес-план убедительным

Как сделать бизнес-план убедительным

Если у вас есть хорошая репутация, то можно получить финансирование без особых усилий. Но если вы входите в серьезный проект и за вашими плечами нет должного опыта в новой сфере, то ваш бизнес-план должен просто шокировать.

Причем удивление должны вызвать, не только, возможные прибыли, но и качество подготовки и проработка материала. Качество оформления бизнес-плана показывает отношение его создателя к будущей работе. Рассмотрим вопрос с основателем компани Creative Motion Владиславом Черновым.

В начале проекта стремление к работе выше всего идея захватывает целиком, ради достижения цели готовы свернуть горы. Если вы строите расчёт только как привлечь деньги, а потом разобраться «по ходу дела», как будете их зарабатывать и отдавать, то совершаете большую ошибку.

Со временем наваливается груз проблем и для поддержания морального духа и высоких стандартов работ, нужны заметные результаты. Организационные и технические процессы имеют склонность к ухудшению. Если какие-то разделы не заполнили с самого начала, то на доработку в будущем рассчитывать не стоит.

С каждым днём текущих дел будет только прибавляться. Лучшее время на продумывание деталей и будущей стратегии – ещё до начала проекта. В это время вы никому не должны платить зарплату, не надо думать - как возвращать кредит, отчитываться по налогам.

Без должной проработки, инвесторы, со своей стороны, могут сделать вывод, о том, что если вы с самого начала не уделяете должного внимания деталям, то в будущем так же будете относиться и к работе. Не все захотят рисковать своими деньгами без уверенности в вашей аккуратности и даже педантичности. Ваш бизнес-план должен выделиться из множества ему подобных, потому что потенциальные инвесторы знакомятся с десятками, а то и сотнями проектов, перед тем как выбрать наиболее подходящий вариант для применения.

Проекту надо выделиться подобных ему и привлечь внимание инвесторов с первых страниц. В первую очередь чтение начинают с раздела - резюме. Если он представляет интерес, то большей долей вероятности – перейдут к изучению финансовых показателей. Если финансовый раздел не вызовет сомнений, то потенциальные инвесторы сосредоточат своё внимание на условия вхождения в проект и условиях сотрудничества.

Более подробно инвестор ознакомится с материалами, после предварительного беглого просмотра. При подготовке материалов – одна из задач - выделить основные моменты, факты. Необходимо, чтобы люди, читающие ваши материалы – пришли к тем же выводам, что и вы.

Можно выделить одни из основных показателей, для инвесторов:

· Входит ли проект в сферу интересов инвестора

· Каков масштаб рынка, для реализуемого проекта

· Какие планируются финансовые результаты и показатели

· Предыдущий опыт создателя и его команды

· Гарантии возврата вложенных инвестиций

При составлении бизнес-плана можно использовать только достоверные данные. Нельзя подтасовывать информацию для придания убедительности проекта. Этого не следует делать по нескольким причинам. Во-первых, если ошибку заметят, то потерянное доверие вернуть будет почти невозможно. В случае намеренного искажения - вы будете выглядеть как мошенник. Даже если ошибка допущена случайно – получите репутацию неответственного человека, которому не стоит доверять свои деньги.

Может случиться, что ошибки проглядят и финансирование вы получите, например со стороны банка. Но получение кредита, выданного на ошибочных данных, обернётся против вас. Предоставление заведомо ложных сведений может привести к уголовной ответственности. В случае невозврата денег - будет легко привлечь вас к такой ответственности привлечь.

Ещё на что стоит обратить внимание - так это на получение данных только из достоверных источников. К ним могут относиться данные статистического управления, рейтинги серьёзных агентств и информация, предоставленная, государственными структурами. Нельзя основывать свои выводы и расчёты на данных из интернета, википедии и непроверенных источников.

Меры по формированию доверия

Нельзя произвести первое впечатление во второй раз. При должной репутации шансы провести успешную сделку заметно выше. Такую репутацию необходимо создать заранее.

Есть такая притча:

Как-то раз, на соревнованиях по петушиному бою - хозяин боевого петуха отдал его на обучение опытному тренеру. Приходит через месяц и спрашивает:

- Ну что готов мой петух к бою?

- Нет он когда дерётся, всем проигрывает.

Приходит ещё через месяц и снова спрашивает:

- Как теперь мой петух?

- Он уже начинает выигрывать. Отвечает тренер.

Снова через месяц приходит хозяин.

- Что с петухом? Теперь то он готов?

- Сейчас он выигрывает всех. Но всё равно выступать в боях ему рано.

Ещё через месяц возвращается хозяин к тренеру.

- Что там с моим петухом?

- Он теперь не только постоянно выигрывает. Но и все другие петухи бояться выходить с ним драться.

Не стоит пробовать себя в сложных проектах без успехов в предыдущих проектах попроще. Лучше проходить восхождение к успеху поэтапно и по шагам параллельно создавая свою репутацию. Если вы заметная фигура в своей среде, лидер мнений и сами способны формировать своё пространство – ваши аргументы будут звучать убедительнее. Отзывы экспертов из данной отрасли или других инвесторов, так же, придадут веса вашему проекту. В нашей стране лучший вариант – прийти по чьей-либо рекомендации.

Использование правильной терминологии

Важно понимать основные профессиональные термины, чтобы проявить себя не только специалистом в какой-то технической сфере, но и досконально изучили процесс заработка денег. Начинающие бизнесмены, стремятся произвести впечатление, что детально проработали всю имеющуюся информацию и глубоко изучили процесс.

Цель взаимодействия – получить выгоду обоим сторонам, не стоит идти на всё, лишь бы получить деньги. Худшее, что можно сделать при самопрезентации – выглядеть малограмотным или неопытным.

Использование терминологии и принципов общения с инвесторами позволит взаимодействовать на взаимовыгодных условиях. Если же покажете свою некомпетентность – то хороших условий получить не удастся, вам постараются навязать свои. Было бы неплохо, ознакомиться с бизнес-планами и послушать презентации представителей других стартапов в вашей сфере.

Объем бизнес-плана

Для начинающего и малого бизнеса вполне достаточно 15-20 страниц. Для крупного бизнеса или нестандартного проекта можно оформить 30 страниц основной части, плюс приложения в том же объёме. Стоит уделить внимание тем показателям, которые требуют детализации и расшифровки. С ними обычно могут работать эксперты или аналитики от инвестора. В них стоит выделить источники получения информации. Слишком короткий бизнес-план может не вызвать доверия у инвесторов. Информацию, отражённую в нем, должно быть легко найти, в случае возникновения каких-то вопросов и уточнений.

Выбор правильных формулировок

Описание в бизнес-плане следует таким образом, как будто, то, что вы планируете – уже свершилось. Например - наша линии выпускает 500 единиц продукции в час, или наша фирма достигает результатов по заработку 70 млн - в течение двух с половиной лет, или мы выходим на запланированные показатели в течение трёх кварталов.

Такой стиль повествования заставляет поверить в достижимость результатов, почувствовать атмосферу успеха. Использование такого стиля повествования, должно создавать, что поставленные цели реалистичны, детали проработаны, предусмотрены все возможные варианты развития событий.

Визуальная презентация

Хорошо, если у вас уже есть опытный образец или действующее производство, тогда в бизнес-плане обязательно стоит показать визуальные фотографии работающего процесса. Визуальные образы действуют, много лучше, сплошного текста. Поэтому изображения и визуальные материалы стоит обязательно вставлять в текст.

Эффектно выглядят различные графики, диаграммы и схемы. Они производят заметное впечатление на тех, кто знакомиться с бизнес-планом, чем однообразные таблицы.

Восходящие графики растущих показателей, призваны отразить увеличение объёмов производства и прибыли с течением времени. Хорошо если получится создать впечатление, что при получении денег от инвестора или банка - рост не только продолжится, но и усилится. Такое представление можно отобразить с помощью продолжающегося тренда.

Оптимально выбрать такой отрезок времени отображения, при котором рост на диаграммах будут максимальным и производить наилучшее впечатление.

Использование профессионального ПО

Показать свой профессионализм, компетентность и ответственность помогут владение специализированным программным обеспечением при оформлении бизнес-плана. Варианты оформления могут отличаться в зависимости от требований, целей и задач. Минимальные варианты можно получить, используя продукты Microsoft Office.

Microsoft PowerPoint оптимально подходит для презентаций, графических изображений, создания визуальных образов. Microsoft Excel, как никто другой применим для расчётов, таблиц данных, диаграмм и графиков. Microsoft Project Document позволяет детально рассмотреть проект, выстроить бизнес-процесс, существенно сократить сроки реализации и расходы. На последней программе следует остановиться подробней.

Программа хороша по многим показателям. Есть возможность строить работы в диаграмме Ганта. Можно рассмотреть на примере строительства дома. Процессы могут идти последовательно, сначала фундамент, потом, стены, затем крыша. Каждая новая бригада должна быть готова приступить к работе сразу после завершения предыдущего этапа.

Но для подготовки документов не обязательно ждать конца всех работ. Диаграмма покажет когда их лучше начать новую активность, чтобы успеть к сроку. Есть возможность двигать варианты в ручном режиме, выбирать варианты, следить за отклонением от запланированного.

2 комментария

В последних двух абзацах - два двоеточия, не раскрытых.
Прошу доработать статью.
На это интерфейс дает сутки.

Ответить

Спасибо. Исправил

Ответить