От стартапа в Сибири до международной компании: карьерная лестница стартапера и 6 принципов создания эффективной команды

Мечтаете основать свой стартап и сделать его успешным? У вас уже есть идеи, но вы не знаете, с чего начать? Боитесь, что не сможете создать эффективную команду, и у вас ничего не получится? Читайте историю стартапа, который успешно вышел на рынок США благодаря идее и принципам работы, о которых мы расскажем в статье.

В гостях у проекта об об успехах российских стартаперов на Западе «Сделай Там» - Евгения Смородникова, серийный предприниматель, сооснователь проекта Welltory, которое стало №1 в топе приложений в русском AppStore по слову «Здоровье».

Евгения поделилась опытом с Александром Альховым, основателем компании CourseBurg, и рассказала, как продвигаться по карьерной лестнице стартаперу и по каким принципам создавать команду.

Из интервью вы узнаете:

  • Как начать карьеру стартапера в России: от научных работ в университете до большого стартапа
  • 3 ступени карьерной лестницы стартапера: с чего начать и куда идти
  • Первый акселератор в России и международный проект Welltory: опыт, идея и цифры и инвесторы
  • Как создать эффективную команду и регулировать споры: 3 принципа работы распределённой команды
  • Как нанимать крутых сотрудников: 2 качества, которые особенно важны для международных проектов
  • Что нужно учитывать при найме иностранных сотрудников?
  • 4 совета в заключение, которые вы уже можете внедрить

Полную версию интервью смотрите на нашем YouTube-канале или в Facebook.

Если вы хотите заранее узнавать о встречах с успешными стартаперами, чтобы задавать им вопросы в прямом эфире, подписывайтесь на нас в Telegram и Facebook.

Как начать карьеру стартапера в России: от научных работ в университете до большого стартапа

Я родилась на Байкале в маленьком городе и после школы решила поступать на направление информационной безопасности в Томск.

В годы университета я активно занималась научной деятельностью, и уже тогда у меня была первая работа — я писала софт для компании, разрабатывающей что-то на реле, и делала систему учёта инструментов.

Следующей остановкой после Томска стал Новосибирск, куда я уехала работать по специальности. За 3 года я стала chief information security officer, а в 25 лет создала свой первый стартап. Именно тогда я узнала это наполняющее чувство, когда ты создаёшь полезный продукт, который используют люди.

Моим проектом стали терминалы с широким функционалом и большим количеством функций. Они позволяют не только оплатить мобильную связь, как все аппараты того времени, но и пополнить транспортную карту, и заплатить за Интернет и коммунальные услуги. Проект до сих пор работает, и сейчас им владеет метрополитен в Новосибирске.

После этого проекта меня стали приглашать создавать стартапы для компаний. Так я сделала платежную систему для всех сибирских городов. Конечно, без трудностей не обошлось, и передо мной с Павлом Правдиным, с которым мы вместе делали этот проект, возникла задача под названием «найми одновременно 40 разработчиков и организуй их работу». Однако за 9 месяцев мы вышли на серьезный оборот, точно не помню, но он был больше 1 млн долларов в месяц.

Следующим проектом, который мы тоже сделали в партнёрстве с Павлом Правдиным, был проект сервис доставки еды из ресторанов Гарсон в Томске. Мы решили не привлекать инвесторов и за полгода запустили стартап и отладили в нём все процессы, но поняли: тратить 5 лет своей жизни на борьбу с конкурентами и выход на уровень России мы не готовы. Так мы продали Гарсон Tomsk.ru.

3 ступени карьерной лестницы стартапера: с чего начать и куда идти

Следующим моим шагом, если действовать последовательно, должен был стать международный стартап, но мы с кофаундером решили перепрыгнуть и создать акселератор по формату company builder, которые ещё только начали появляться на западе.

Может быть, это было ошибкой — перепрыгнуть одну из 3-ёх ступеней в карьере стартапера, но смысла жалеть об этом нет, этот опыт нас сформировал.

Обычно развитие стартапера происходит за 3 ступени:

1 ступень: Создание нескольких маленьких стартапов, на которых вы учитесь. Не важно, окажутся успешными стартапы или нет, главное на первом этапе — получить опыт, который позволит развиваться дальше в ускоренном темпе и допускать меньше ошибок.

2 ступень: Создание большого стартапа. Как только все главные процессы в большом стартапе отлажены, можно продать его и переходить на 3 ступень в карьере стартапера.

3 ступень: Открытие и развитие венчурного фонда или акселератора на деньги от продажи большого стартапа. Или, если компания вдруг становится монополистом на своем рынке — остаться и развивать его до огромной компании. Можно пойти делать следующую компанию — выбор пути зависит больше от личных пристрастий. Кто-то уходит медитировать))

Первый акселератор в России и международный проект Welltory: опыт, идея и цифры и инвесторы

В Новосибирске мы сделали первый акселератор в России, который оказался провальным на стадии продаж. Ошибкой было создавать команду только из технарей и быть уверенными, что они справятся и с продажами. Мы тогда поверили во фразу Пола Грэма, что научить технарей продавать легче, чем продавцов научить кодить. Для русских технарей того времени в Сибири это оказалось не так.

Тогда я переехала в Петербург и бросила свои ресурсы на то, чтобы создать воронку нахождения людей, которые имели бы больше склонность именно к предпринимательству. Так появился Founder Institute и CoffeeLab, и сейчас многие ребята, которые прошли через тот опыт, нашли себя в создании продуктов и бизнесов.

Именно тогда мы с партнёрами — Александром Лысковским и Павлом Правдиным решили создать «что-то хорошее и светлое», созданное не просто для зарабатывания денег, а для того, чтобы принести пользу большому количеству людей в мире. Так мы придумали 17 стартапов за 3 недели на рынке здоровья с использованием новых технологий, но остановились на приложении о здоровье Welltory.

Когда вы создаёте стартап, важно понимать: должно быть пространство для роста. С Welltory всё сложилось.

Во-первых, рынок здоровья — последний огромный рынок, который ещё не тронут диджитал-трансформацией. Во-вторых, мы начинали развиваться в сфере здоровья раньше, чем сам рынок был подготовлен, поэтому мы успели накопить данные и научиться.

Что же такое Welltory? Welltory — это приложение, которое собирает данные о здоровье человека, в том числе и вариабельность сердечного ритма, и их интерпретирует.

Фишка приложения в том, что оно самостоятельно измеряет показатели здоровья через интеграцию с телефоном или часами и на основе данных информирует человека о состоянии его здоровья и меняет рекомендуемое количество нагрузки.

Ещё несколько фактов о Welltory:

  • 3 млн человек установили приложение
  • 330 тыс. человек — активные пользователи приложения
  • Больше 10 раз Apple нас фичерил
  • 4,6 звёзд — оценка приложения в русском App Store
  • 10% рост по активным кастомерам каждый месяц на протяжении 2 последних лет

Совет по привлечении инвесторов в стартап:

Когда вы занимаетесь тем, что не волнует людей — привлечь инвесторов сложнее. Если же продукт вызывает отклик и лично касается инвесторов, они охотнее вкладывают средства.

Большинству инвесторов откликается тема здоровья, поэтому они чувствуют личную причастность к проекту. Таким образом, продукт говорит сам за себя.

Как создать эффективную команду и регулировать споры: 3 принципа работы распределённой команды

У нас с партнёром чётко распределены роли в команде: Павел Правдин отвечает за процессы в приложении, которые происходят до момента установки сервиса пользователем, а я — после. Конечно, у нас бывают моменты разногласий, но на этот случай мы разработали систему протоколов с пошаговой инструкцией.

Этими 3 пунктами-шагами мы пользуемся, если возникает конфликт:

Шаг 1: Отложите вопрос и назначьте обсуждение на конкретную дату. К этому времени каждый участник должен подготовить данные, чтобы объяснить свою точку зрения.

Шаг 2: Обсудите вопрос на стратегической сессии, на которой каждый получит голос и продемонстрирует свои данные.

Если принять решение всё же не удаётся, есть 3 варианта: привлеките медиатора, обратитесь к «третьему» человеку в Совете Директоров или используйте право вето, если оно у вас есть.

С самого начала мы решили строить распределённую команду.

Чтобы легко и быстро решать вопросы и оставаться продуктивными, у нас в команде действуют 3 принципа:

  • Мы делаем запись всех разговоров и собеседований. На GitHub у нас есть проект «Zoom to YouTube», который записывает все конференции и совещания и выкладывает их в общий для команды доступ. Этот принцип помогает исключить ситуацию «я же тебе говорил — нет не говорил!» и быстро решить споры.
  • Мы минимизируем коммуникации — это важный принцип распределенной модели работы. У нас фокус на то, что работник интеллектуального труда должен получить понятные задачи на неделю, распределённые по приоритетности. Идеальный вариант — если сотрудник понимает задачи и не должен ни с кем контактировать и тратить время на выяснение деталей. Большая проблема многих людей в том, что они привыкли плохой менеджмент решать большим количеством коммуникаций.
  • Мы планируем задачи сотрудника на 21 час в неделю. Остальные часы мы закладываем на вопросы, неожиданности и их решения. Если команде необходимо дополнительное обучение, на него выделяется отдельное время.

Эти принципы помогают не нагружать сотрудника ненужной информацией, сохранять его ресурс и хороший климат в команде, а следовательно, принципы помогают расти и бизнесу.

Как нанимать крутых сотрудников: 2 качества, которые особенно важны для международных проектов

Компании важно понимать, что дизайн процесса поиска человека должен зависеть от того, как компания для этой профессии выглядит.

Например, возьмём девопс. Девопсеры видят компанию и продукт как абстрактные вещи, и стартап, как постоянно изменяющаяся структура, им неинтересна. Лучшее для них — стабильная система.

Для продактов, стартап, напротив — интересная платформа. При найме продактов мы сможем себе позволить широкий конкурс и тестовое задание до собеседования. Например, последний раз, когда мы искали в штат продакта, нам прислали 300 тестовых заданий — думаю, это рекордная для России история.

Первый этап отсеивания сотрудников происходит уже в тестовом задании, где проверяются не только хард, но и софт скиллы. Для меня в приоритете при найме 2 способности — коммуницировать и думать.

Уровень коммуникации потенциального сотрудника проверяется на тестовом задании. В нём для любой нашей вакансии есть часть про написание текста. Люди думают, нам важно, «что» они пишут, а мы смотрим на то, «как» они доносят мысли.

Вообще, наш век — время общения текстом, поэтому каждому члену команды важно уметь понятно и грамотно писать. Умение четко задавать вопрос, оформлять документы, ясно выражать и структурировать мысли — всё это также входит в понятие «коммуникации».

Учитывая, что мы работаем по модели распределенной компании и у нас ведутся интеллектуально сложные переписки, умение коммуницировать для нас очень важно. Отсутствие этого навыка у сотрудников не только занимает время у коллектива и вносит разлад, но и разрушает сам бизнес.

Умение думать я также проверяю тестовым заданием. Мы предлагаем потенциальному сотруднику задачу, которая новая для него и смотрим, какие он вопросы себе задаёт.

Люди редко спрашивают у себя: «зачем мы это делаем?» Они привыкают к реальности и перестают задавать себе вопросы: почему так? почему я мирюсь с тем, что это так? а правда ли, что это так? я уверен, что лучшего не может быть?

В основном люди стараются больше «вписаться» в реальность, чем изменить её. Если человек не привык менять всё вокруг себя, он не задаёт вопрос, а могу ли я это изменить.

Ещё 2 совета, чтобы лучше понять сотрудника:

  • Чтобы не складывать мнение о человеке по внешнему виду, я не включаю видео на собеседовании. Человек должен, в первую очередь, зацепить меня словами.
  • Конечно, попадаются хорошие ораторы, которые вылетают уже на испытательном сроке. Тогда становится видно, кто привык больше делать вид и умно выглядеть, чем работать. Когда это сложная и дорогая вакансия, лучше потратиться на дополнительное тестовое задание, заплатив за эту работу нескольким кандидатам.

Что нужно учитывать при найме иностранных сотрудников?

У нас в команде есть сотрудники из Швеции, Торонто и Германии. Работая с ними, могу сказать: любой иностранец умеет продавать себя в 10 раз лучше, чем любой русский. Поэтому всегда стоит проверять их настоящей работой, а не слушать, что тебе говорят, потому что у русских управленцев нет настоящих навыков отбора среди иностранных специалистов.

4 совета в заключение, которые вы уже можете внедрить

  • Не бойтесь перемен. Переехав в центр в начале пути, вы можете сэкономить несколько лет жизни. Большой город и полезные знакомства станут для вас “ускорителем”, и вы быстрее превратитесь в международную компанию.
  • Ищите надежных партнёров, которые будут дополнять вас. 1+1 — это даже больше, чем 2. Храните уважительные отношения с партнёрами, но не решайте бизнес-проблемы с помощью дружбы, уважайте границы друг друга.
  • Перед созданием проекта договоритесь с партнёрами о зонах ответственности и принципах, на которых будет строиться ваша команда. Плохой менеджмент может развалить весь бизнес.
  • При найме сотрудников обращайте особое внимание на софт скиллы. То, как человек общается, пишет документы, решает сложные задачи, мыслит и реагирует — гораздо важнее, чем харды. Это так же работает для инженера. Взрослый, опытный и ответственный инженер, который умеет думать и писать хороший код на одном, но неподходящем для вашей компании языке может оказаться лучше, чем хипстер, который писал лендинги для инфобиза на нужном вам языке.

Если вы ещё ищите нишу, придумываете идею или скоро запускаете новый стартап, истории предпринимателей будут вдохновлять вас и принесут вам опыт.

Чтобы не пропустить новую порцию мотивации от тех, кто уже запустил собственный бизнес на Западе, подписывайтесь на наши каналы в Telegram, Facebook и YouTube.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Голос Николай

Классное интервью, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

на той неделе еще одно выпустим с очень прикольным дядькой)

у него полностью распределенная команда, и работает на рынок нескольких стран, а сам катается по Черногории и Испании. Красавец вообще)

Ответить
Развернуть ветку
Голос Николай

Прикольно, ждем :) 

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Nenashev
Я писала софт для компании, разрабатывающей что-то на реле

🙈🙈🙈 
Судя по тому, что училась Евгения в ТУСУРе, это было оборудование для радиорелейных линий производства "Микран"😆😆

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Женя просто огнище, выпить с ней отдельное удовольствие. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей М.

Дочитал до фразы "серийный предприниматель" и отбило все желание читать дальше 👀

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Aleksander Alhoff
Автор

Она как раз настоящий "серийный", несколько компаний и несколько успешных экзитов. А опыта и харизмы на нескольких мужчин хватит)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда