Мой опыт ментора в сервисах по менторству без лычек Head, Lead
Привет, меня зовут Дмитрий Алябьев. Расскажу о своем опыте ментора. А в конце статьи поделюсь ссылками на ресурсы по поиску менторов, которые удалось найти.
Зачем это всё?
Я работаю старшим продуктовым дизайнером в финтех компании. Несколько лет занимаюсь наставничеством и менторством для коллег внутри компаний, получая позитивную отдачу и расширение кругозора по различным вопросам в работе и жизни.
Мне хотелось попробовать практику менторства вне работы. Инвестицию своего времени я запланировал оправдать получением артефактов для прокачки личного бренда в виде положительных отзывов, занимаясь тем, что нравится и получается.
Однако было опасение, что люди не будут обращаться за помощью к ментору без топовой позиции, такой как Head или Lead.
Как начинал
- Загуглил по темам: менторство, наставничество;
- Выбрал сервис с наиболее низким порогом входа. Таким показался GetMentor;
GetMentor — открытый и независимый проект. Не берут комиссию, но можно задонатить на развитие. Есть сайт с каталогом менторов, телеграм-бот для работы со статусами заявок и чат-комьюнити менторов. Коммуникация менти и ментора без модерации со стороны.
- Заполнил заявку на менторство — получил приглашение;
- Выставил бесплатную услугу, чтобы скорее получить первые заявки;
Известно мнение, что бесплатная помощь не ценится — люди начинают безответственно себя вести. Но моя ценность это прокачка личного бренда, измеряемая положительными отзывами, о чём я и рассказываю в знакомствах с менти.
- За первый месяц пришло три заявки — ожидал меньшего.
Теперь за деньги
Понятно, спрос есть. Далее решил проверить: готовы ли люди платить за ментора не топовой позиции + по работе хочу получить личную экспертизу по процессу регистрации самозанятого.
Стратегию выбрал такую:
- На GetMentor оставляю бесплатно, чтобы копить отзывы, а для тестирования платности зарегистрируюсь на другом сервисе;
- Начинаю с небольшого ценника и потихоньку поднимаю, отслеживая частотность поступления заявок после повышения;
- Дополнительно анализирую: будет ли помогать количеству заявок число проведенных сессий, отображаемое в моём профиле ментора.
Итак:
- Для тестирования выбрал Solvery;
Отличие сервиса Solvery в том, что есть связующее звено — модераторы. Они занимаются подбором ментора для менти и решают организационные вопросы. Для получения оплаты требуется Самозанятость или ИП. Модерация закрывает часть рутины, но всё также приходится самостоятельно договариваться с менти о времени созвонов, а после сессии я обязан прикладывать запись сессии в чат с администратором.
- Отправил заявку на менторство и прошел интервью с модератором;
- Зарегистрировал самозанятого;
- Зарегистрировал и настроил кошелек на сервисе Самозанятые.рф — через него идут выплаты от Solvery на мою карту. Также, через кошелек, автоматически фиксируются выплаты в налоговую;
- В сегменте UX/UI цены остальных менторов начинаются с 1000 ₽. Выставил начальный ценник в 426 ₽. Число не «красивое», потому что в него уже заложена комиссия сервиса и эквайринг. Таким его в итоге видят потенциальные менти;
- При цене 426 ₽ регулярно поступали заявки. Поднял до 926 ₽ — заявки продолжают приходить. Правда, это всё ещё ценник по нижней границе цен менторов по дизайну в сервисе.
Не надо быть гуру, чтобы быть ментором
Тест на «монетизацию» показал, что заявки на мои услуги продолжают поступать. Больше цену я ещё не поднимал, так как нет цели тестировать: как много мне готовы платить. Мне интересно было понять, что люди готовы обращаться к экспертам по определённым нишам даже за плату.
Поэтому, если решите попробовать себя как ментора, то вас не должно останавливать отсутствие регалий и бесконечного опыта. Даже если вы джун, но имеете высокую экспертизу по определенному навыку и готовы ими делится — почему бы не попробовать? А потом постепенно добавлять в свой профиль новые варианты помощи по мере профессионального развития.
Ещё посоветую
- Менторство это не про большие деньги. Но цена хороший инструмент управления качеством заявок и личной загрузки — можно использовать подъем ценника как барьер, если в этот период у вас стало меньше времени. Тогда либо заявок становится меньше, либо не так обидно выкроить время в загруженном графике. Правда, нужно иметь в виду, что в Solvery, настроено так, что для уже обращавшихся менти сохраняется старая цена, пока ты не решишь лично сообщить им про её изменение.
- Не фреймите себя своей экспертизой — у меня была заявка с запросом на рассказ о профессии дизайнера интерфейсов, но при общении понял, что у человека сильнейший фокус на бизнес, визионерство и математический бэкграунд.
Тут важно не бояться видеть ситуацию шире и помочь человеку верно выбрать фокус и стратегию карьерного развития. Не важно с какой точки он начнет: дизайн, продакт или продакт менеджемент или аналитик. Главное, чтобы было понимание и фокус на конечную цель и миссию, которую как мне верится удалось нащупать на наших сессиях. - Делайте заметки встреч — со временем менти становится больше и удерживать в голове итоги предыдущих встреч без заметок тяжело.
- Вы не обязаны «спасать» каждого — если чувствуете что у вас не так много времени, чтобы эффективно помочь, нет химии с менти или недостаточно знаний — имейте смелость проговорить об этом с менти, завершая общение.
- Трудозатрат больше часа созвона — приходится закладывать время на подготовку к встрече и организационную рутину после. В Solvery, например, надо дождаться когда сохранится видео встречи, которое по правилам надо приложить в чат с администратором и менти как доказательство. Выглядит процесс примерно так:
- подготовка: обработка заявки;
- вводная встреча 15 минут;
- обработка информации и подготовка решения;
- сессия с менти;
- подготовка и передача артефактов встречи;
- поддержка после сессии: через несколько дней уточнить как дела и ответить на появившиеся вопросы.
Подумайте об этом, когда будете определять ценник ваших услуг
Список ресурсов
Но ограничиваться ресурсами не обязательно. Можно и так: vkozulya.me
И даже так: instagram.com/kolle.dsgn
