Мой опыт ментора в сервисах по менторству без лычек Head, Lead

Привет, меня зовут Дмитрий Алябьев. Расскажу о своем опыте ментора. А в конце статьи поделюсь ссылками на ресурсы по поиску менторов, которые удалось найти.

Зачем это всё?

Я работаю старшим продуктовым дизайнером в финтех компании. Несколько лет занимаюсь наставничеством и менторством для коллег внутри компаний, получая позитивную отдачу и расширение кругозора по различным вопросам в работе и жизни.

Мне хотелось попробовать практику менторства вне работы. Инвестицию своего времени я запланировал оправдать получением артефактов для прокачки личного бренда в виде положительных отзывов, занимаясь тем, что нравится и получается.

Однако было опасение, что люди не будут обращаться за помощью к ментору без топовой позиции, такой как Head или Lead.

Как начинал

  • Загуглил по темам: менторство, наставничество;
  • Выбрал сервис с наиболее низким порогом входа. Таким показался GetMentor;

GetMentor — открытый и независимый проект. Не берут комиссию, но можно задонатить на развитие. Есть сайт с каталогом менторов, телеграм-бот для работы со статусами заявок и чат-комьюнити менторов. Коммуникация менти и ментора без модерации со стороны.

  • Заполнил заявку на менторство — получил приглашение;
  • Выставил бесплатную услугу, чтобы скорее получить первые заявки;

Известно мнение, что бесплатная помощь не ценится — люди начинают безответственно себя вести. Но моя ценность это прокачка личного бренда, измеряемая положительными отзывами, о чём я и рассказываю в знакомствах с менти.

  • За первый месяц пришло три заявки — ожидал меньшего.

Теперь за деньги

Понятно, спрос есть. Далее решил проверить: готовы ли люди платить за ментора не топовой позиции + по работе хочу получить личную экспертизу по процессу регистрации самозанятого.

Стратегию выбрал такую:

  • На GetMentor оставляю бесплатно, чтобы копить отзывы, а для тестирования платности зарегистрируюсь на другом сервисе;
  • Начинаю с небольшого ценника и потихоньку поднимаю, отслеживая частотность поступления заявок после повышения;
  • Дополнительно анализирую: будет ли помогать количеству заявок число проведенных сессий, отображаемое в моём профиле ментора.

Итак:

  • Для тестирования выбрал Solvery;

Отличие сервиса Solvery в том, что есть связующее звено — модераторы. Они занимаются подбором ментора для менти и решают организационные вопросы. Для получения оплаты требуется Самозанятость или ИП. Модерация закрывает часть рутины, но всё также приходится самостоятельно договариваться с менти о времени созвонов, а после сессии я обязан прикладывать запись сессии в чат с администратором.

  • Отправил заявку на менторство и прошел интервью с модератором;
  • Зарегистрировал самозанятого;
  • Зарегистрировал и настроил кошелек на сервисе Самозанятые.рф — через него идут выплаты от Solvery на мою карту. Также, через кошелек, автоматически фиксируются выплаты в налоговую;
  • В сегменте UX/UI цены остальных менторов начинаются с 1000 ₽. Выставил начальный ценник в 426 ₽. Число не «красивое», потому что в него уже заложена комиссия сервиса и эквайринг. Таким его в итоге видят потенциальные менти;
  • При цене 426 ₽ регулярно поступали заявки. Поднял до 926 ₽ — заявки продолжают приходить. Правда, это всё ещё ценник по нижней границе цен менторов по дизайну в сервисе.

Не надо быть гуру, чтобы быть ментором

Тест на «монетизацию» показал, что заявки на мои услуги продолжают поступать. Больше цену я ещё не поднимал, так как нет цели тестировать: как много мне готовы платить. Мне интересно было понять, что люди готовы обращаться к экспертам по определённым нишам даже за плату.

Поэтому, если решите попробовать себя как ментора, то вас не должно останавливать отсутствие регалий и бесконечного опыта. Даже если вы джун, но имеете высокую экспертизу по определенному навыку и готовы ими делится — почему бы не попробовать? А потом постепенно добавлять в свой профиль новые варианты помощи по мере профессионального развития.

Ещё посоветую

  • Менторство это не про большие деньги. Но цена хороший инструмент управления качеством заявок и личной загрузки — можно использовать подъем ценника как барьер, если в этот период у вас стало меньше времени. Тогда либо заявок становится меньше, либо не так обидно выкроить время в загруженном графике. Правда, нужно иметь в виду, что в Solvery, настроено так, что для уже обращавшихся менти сохраняется старая цена, пока ты не решишь лично сообщить им про её изменение.
  • Не фреймите себя своей экспертизой — у меня была заявка с запросом на рассказ о профессии дизайнера интерфейсов, но при общении понял, что у человека сильнейший фокус на бизнес, визионерство и математический бэкграунд.

    Тут важно не бояться видеть ситуацию шире и помочь человеку верно выбрать фокус и стратегию карьерного развития. Не важно с какой точки он начнет: дизайн, продакт или продакт менеджемент или аналитик. Главное, чтобы было понимание и фокус на конечную цель и миссию, которую как мне верится удалось нащупать на наших сессиях.
  • Делайте заметки встреч — со временем менти становится больше и удерживать в голове итоги предыдущих встреч без заметок тяжело.
  • Вы не обязаны «спасать» каждого — если чувствуете что у вас не так много времени, чтобы эффективно помочь, нет химии с менти или недостаточно знаний — имейте смелость проговорить об этом с менти, завершая общение.
  • Трудозатрат больше часа созвона — приходится закладывать время на подготовку к встрече и организационную рутину после. В Solvery, например, надо дождаться когда сохранится видео встречи, которое по правилам надо приложить в чат с администратором и менти как доказательство. Выглядит процесс примерно так:
    - подготовка: обработка заявки;
    - вводная встреча 15 минут;
    - обработка информации и подготовка решения;
    - сессия с менти;
    - подготовка и передача артефактов встречи;
    - поддержка после сессии: через несколько дней уточнить как дела и ответить на появившиеся вопросы.

Подумайте об этом, когда будете определять ценник ваших услуг

Список ресурсов

Но ограничиваться ресурсами не обязательно. Можно и так: vkozulya.me
И даже так: instagram.com/kolle.dsgn

1313
8 комментариев

Конечно это личный опыт. Личный опыт попытки нативной рекламы.

Я расскажу про прелести одного сервиса, опишу его очень подробно, в конце укажу ссылки на ещё какие нибудь сервисы, ну а упоминать про некую аффилиации Райфайзен с рекламируемой площадкой не буду, хотя в шапке площадки ссылка на бесплатное занятия с сеньорами Райфайзена. Упс.

А самая главная ошибка, как и во всей рекламе фантика - позиционирование продукта, как универсального решения. Не нужен бесконечный опыт и регалии. Даже Джун может стать ментором. Это история не про вас, у вас богатый опыт. С чего взяли что Джун отточит навык, чтобы его менторство было кому-то нужным, при том что он всё ещё будет оставаться джуном?

Менторство это в первую очередь про опыт. Вот буду ли я ментора искать среди людей без достаточного опыта или с узким и и малым набором навыков? Врядли. Мне нужен ментор с релевантным опытом моей потребности. Хочу ли я у Джуна узнавать о профессии? Тоже маловероятно, он условно не далеко от меня ушел.

Но несмотря на рекламность есть полезные моменты, которые для себя можно отложить, как минимум чтобы в какой-то момент попробовать этим позаниматься, но все же не верится что спрос на это есть, чтобы до тебя дошел человек с реальным заказом.

И ещё очень палевно смотрится показ именно вашей анкеты на первом месте в списке всех менторов.

1
Ответить

Иван, спасибо за коммент.
Немного расстроен тем, что пост получился похожим на нативку для тебя. У меня с этого никакой выгоды нет.

Задумка был дать что-то типа пошагового чеклиста для тех, кто надумает попробует менторство. Вроде бы сухо описал какой сервис что даёт из тех что попробовал.

Наш Райф действительно запустил партнерку я об этом знал, но в статье не стал писать. Сегодня в фейсбуке буду делать пост про неё, но это явно не тема статьи.

Да, согласен — вероятность джуну найти менти гораздо меньше чем сеньору. Но в моём опыте часто было что сам обращался к ребятам младшей роли за экспертизой внутри работы и не вижу ничего плохого если такие ребята попробуют силы на сервисах.

То есть твоя гипотеза-опасение по джунам более чем оправдана, но почему бы не пробовать. У меня, например, до этого было ощущение, что я по роли не подхожу на ментора и у меня не будет заявок.

И спасибо, что подметил полезные моменты для себя 

2
Ответить

А можешь, пожалуйста, скинуть скрин: где я на главной? Там прям без фильтров или по тегу UX/UI?

Ответить

Комментарий недоступен

1
Ответить

Давыд, спасибо. Крутой вопрос.

Синканёмся в понимании, что есть "позитивная отдача". Я имел в виду чувство, что силы были вложены не зря и человек чего-то достиг, в том числе, за счет вашего общения. По сути это истинная награда, а не положительный отзыв.

Или ты по другому понял слова "позитивная отдача"?

В общем, если говорим о менторстве на работе, то отдача всегда позитивная, потому что процесс менторства подразумевает обоюдное желание слушать и слышать друг друга. И в этом желании можно убедиться до того как вы перейдете на уровень отношений: ментор и менти. 

На сервисе нет возможности быстро провалидировать уровень осознанности человека (по крайней мере я так не умею пока), поэтому не всегда отдача может быть позитивной. Но зато опыт на таких спотыканиях накапливается.

Ответить

Прям без фильтров

Ответить

Да, действительно. У меня тоже я первым иду в списке.

Есть гипотеза, что это из-за того, что я вчера профиль и цену редактировал и меня выкинуло вверх по каким-то алгоритмам выдачи. Ну или тупо совпадение.

Да и ссылку на свою статью я только полчаса назад администратору из Солвери показал.

ХЗ в общем почему я там первый, но это 100% не проплата ))

Ответить