Как стать № 1 в рейтинге FL.ru, что это дает, сколько денег приносит, и стоит ли вам тоже быть редактором

Всем привет! Так уж вышло, что последние четыре года я занимаю первую строчку в рейтинге редакторов-корректоров на FL. Заветная строчка выглядит так:

Как стать № 1 в рейтинге FL.ru, что это дает, сколько денег приносит, и стоит ли вам тоже быть редактором

Взобралась на вершину я относительно быстро. Вот, зарегистрировалась, попала на шесть тысяч какое-то. Вот, сделала пару проектов, вошла в тысячу. Вот, через пятьдесят проектов вошла в сотню. А вот проснулась и — алле-хоп! — первая.

Но мой локальный успех (выделю курсивом на всяк пож) сыграл злую шутку с кучей хороших людей. Как минимум трое моих знакомых решились уйти с работы на фриланс, обрести тысячи заказов и погрязнуть в эсэмэсках «Ваш счет пополнен на сумму...» Получилось ли у них хоть что-то? Увы.

Ох, чувствую, напишу сейчас длинную статью. Ой, да размахнись рука, да не сядь айпад, геть твою етить!

Песнь первая. В издательстве

После вуза я очнулась в крупном питерском издательстве. В первый день кто-то из начальства мне сказал банальное «Забудь обо всем, чему тебя учили в институте», но забывать не пришлось, потому что кто ж на литературном кого-то чему-то учит? Так я поняла, что мое начальство профильных институтов не кончало.

Вы наверняка не знаете, как устроена работа в издательствах. Расскажу коротко. Все издательства сегодня (от ноунеймов до астов, маннов-ферберов и эксмов) вынуждены выживать. Самая читающая страна в наблюдаемой Вселенной читает все меньше, печатный рынок схлопывается. Поэтому маленькие издатели перебиваются случайными заказами, а крупные неплохо себя чувствуют на фоне ежегодных водопадов школьных учебников и всякой прочей госки (так ласково называют госзаказы). Но всех от мала до велика объединяет одно — экономия.

Сэкономить в издательстве можно много на чем, к тому же (гос)заказчик лопух, а аппаратура при нас. Серые закупки, зарплаты в конвертах — это все понятно, все как везде. Но есть в каждом издательстве черный-черный коридор, в котором есть черная-черная комната, в которой сидят корректоры и редакторы. И можете мне поверить, ни в одном приличном издательстве не принято относиться к ним как к людям. Отношение как к обезьянам: что-то там исправляют — и ладно.

Но тут хотя бы все честно. А вот к авторам в издательствах отношение несколько другое: лебезяще-презрительное. Лебезить приходится, ибо автор может уйти. А презирают, потому что не уважают. Работа в издательстве хороша тем, что каждый день можно хохотать от пуза — это со всех сторон сыплются цитаты из свежих книг. «Нет, ну ты послушай, что он тут накалякал...» — и все плачут. А потом автор приходит, и ему: «Талантливый материал. Нужно печататься».

Но уволиться меня побудило не только это.

Песнь вторая. Увольнение

Сколько редакторов нужно, чтобы вкрутить лампочку? Трое: один вкручивает, второй проверяет, а третий проверяет еще раз.

С текстами точно так же, и все об этом знают, но так как денег у издательств нет, то вы держитесь. Классическая редакторская школа говорит, что для преодоления так называемого «пропускного норматива» нужно три редактора и шесть вычиток.

Пропуск — ошибка (Карслон вместо Карлсон и т. п.).

Пропускной норматив — один пропуск на авторский лист (40 000 знаков с пробелами). Прекрасный результат для одного редактора.

Преодоление пропускного норматива — материал без пропусков.

Легенды гласят, что в СССР так и работали, поэтому в советских книжках нет пропусков (все-таки есть). Сегодня на бумаге тоже работают так, но на самом деле сегодня редактор-корректор едва ли успевает вычитать текст дважды. В особых случаях, когда заказчик исключительно богат или репутационен, материал поступает ко второму редактору. Но это редкость.

Поэтому если вы придете сегодня в «Буквоед» и возьмете с полки любую книжку, вы наверняка встретите там пропуски. По моим наблюдениям меньше всего косячат манны-ферберы.

А вот, например, работа знаменитого «Питера»:

Как стать № 1 в рейтинге FL.ru, что это дает, сколько денег приносит, и стоит ли вам тоже быть редактором

Или АСТ (уж не знаю, почему прекрасную Петрановскую не пропустили через редактуру как положено, но в книге уйма пропусков):

Как стать № 1 в рейтинге FL.ru, что это дает, сколько денег приносит, и стоит ли вам тоже быть редактором

В общем, книги выходили и выходят с пропусками. Да, в издательствах все всё прекрасно понимают и редакторов за это не ругают и уж тем более не штрафуют... Да и куда штрафовать, если зарплаты копеечные?

Но мне это не нравилось. Не хочу я видеть на полках книги с кучей ошибок со своей фамилией в подзаголовке. Люди думают, что редактор дурак, а кто ж знает, что задание было «Печатаемся завтра вечером, успевай как хочешь, один раз прочтешь — и сдавай». И сидишь ночь, читаешь, не спишь, правишь. Автор заслуживает такого отношения? Нет. О себе и не говорю.

Да и отношение к авторам не нравилось. Да, есть странные люди, но зачем над ними смеяться, зачем оскорблять? Творчество есть творчество. Хохотать над «очередной фантастической ерундой» каждый дурак может, а ты напиши свое. Вот я художку писать не умею, всегда завидовала этому навыку. Только редактировать могу.

В общем, уволилась. Поговорила с коллегами из других крупных издательств — везде всё точно так же. Менять шило на мыло не было смысла, поэтому решила заняться чем-то другим.

Песнь третья. Фриланс

И тут вдруг появился фриланс. Шел 2015 год. Я вспомнила, что когда-то регистрировалась на FL. Восстановила пароль, откликнулась на проект. Мне тут же его дали. Сделала за вечер, получила отзыв и деньги. Так началась моя фриланс-карьера.

Как оказалось, чтобы получать хорошие отзывы и хорошо зарабатывать (больше, чем в издательстве), нужно просто много и хорошо работать. Сделал работу плохо — получил плохой отзыв. Сделал хорошо — получил хороший.

Нет, случаются, конечно, и эксцессы:

Как стать № 1 в рейтинге FL.ru, что это дает, сколько денег приносит, и стоит ли вам тоже быть редактором

Но на 1981 заказ (веду файлик в экселе) таких случаев всего двенадцать на сумму 115 200 ₽.

Так-так, куда это ты потянулся? Зачем тебе калькулятор? Нет смысла делить это на 12 и умножать на количество заказов. Это просто один крупный заказчик не заплатил. Всё гораздо скромнее.

Песнь четвертая. Что дает репутация на фрилансе

Как я уже сказала, трое моих знакомых рискнули отправиться на фриланс, а в итоге остались с носом. Не потянули. Один сразу получил заслуженный гневный отзыв, второй не смог найти первого заказчика, третий сделал пару работ и остыл.

К слову, двое хотели писать тексты, а третий делал сайты.

Но мечтали-то они о другом. Что они будут работать, у них будет много отзывов, репутация, рейтинг... и будет нечто мифическое «как у тебя» (как у меня то есть).

А что у меня? Единственное, что дает первая строчка в рейтинге — иногда заказчики находят меня сами. Говорят, нагуглили. Как меня можно найти в поиске на богом забытом FL, где черт ногу сломит — ума не приложу, ведь в поисковой выдаче так много сайтов с редакторами и корректорами.

Но такой эффект дает только первая строчка. Никакая другая позиция такое не кастует. Волшебная палочка одна, и выглядит она так: 1.

Влияют ли отзывы и репутация на получение заказа? Едва ли. Большинство заказчиков выбирают ценой, а первого номера многие просто боятся как огня: «У, она-то точно цену завысит...»

По моим воспоминаниям, лучше всего быть в первой сотне. Там и отзывы у тебя уже есть, и люди видят в тебе не дракона, а человека. Заказов точно дают больше.

Наверное, неожиданные заказы невесть откуда — единственное, что дает высокий рейтинг.

Песнь пятая. Деньги и карьера

Как и все, я слышала много фрилансерских историй успеха от веб-дизайнеров и программистов. К сожалению, в редактуре-корректуре все иначе. Денег тут нет, и заниматься этим можно только для души.

Я люблю книги. Люблю талантливых людей. Люблю читать. В общем, занимаюсь любимым делом.

Меньше всего я люблю редактировать меню ресторанов, особенно с картинками. Обычно всю оплату с таких заказов я сиюминутно трачу на доставку еды: невозможно работать, исправляя ошибки в «Бон-пле суфле с виноградным соусом под устрицами в боке-жепю» — слюна заливает монитор.

Соваться ли вам в редактуру? Пробовать ли себя в этом деле? Если душа вас не звала к этому с ранних лет, то не надо. Работа тяжелая, глаза устают, мозг все время напряжен. Да, это очень интересно: всегда читаешь новое, первый узнаешь о разработке всяких нацпроектов, или что произнесет Мистер Икс в новогоднюю ночь. Но должна лежать душа.

Для первой статьи хватит, фуф, выдохлась. На вопросы отвечу в комментариях. Нормальным людям — ответ, троллям — нет (в интернете я с 2000 года).

1818
25 комментариев

Элеонора, больше не пиши. Пока читал, фуф, выдохся, думал мозг расплавится.

6

Неуд. Смысл статьи в 1 предложении.

"Большинство заказчиков выбирают ценой, а первого номера многие просто боятся как огня: «У, она-то точно цену завысит..."

И они правы.

5

Пишите. На злыдней не обращайте внимания. От комментаторов редко слова доброго дождешься.

5

Комментарий недоступен

2

Эта проблема осталась и в живом мире. Я постоянно нахожу ошибки (ладно, ошибки редко, неточности — часто) на билбордах, рекламных плакатах в супермаркетах... хотя казалось бы! Там же три слова! Но умудряются. Я уже не говорю про меню в ресторанах, это вообще развлечение номер один. Иногда в процессе вечера редактирую, потом присылаю владельцу на электронку свои заметки. А в последние недели в почтовый ящик кидали агитационные листовки, так ей-богу, если выбирать по грамотности, то голоса достойна только «Единая», хоть и она не без греха. «В течении пятилетки», Карл!

А про FL... У меня издательский иммунитет, это чешуя на всю жизнь. После работы с авторами тет-а-тет, после ежедневного общения с пьяным начальством (пьянки там каждый день, без этого издательство не выживет, каждого автора надо обработать) — ой-е... Но то, что FL портится — факт. В последний год они что-то постоянно делают с дизайном, пытаются развивать мобильное приложение, и пока что становится все хуже и хуже. Надеюсь, они опомнятся, посмотрят на прибыли и откатят все назад (или сделают нормально).

2

На главный вопрос сколько чистыми в мес так и не ответила- все остальное вода )

1

А я и сама не знаю потому что. Бывало и ноль, а бывало и пятьсот (контракт на серию книг с гоской). Высчитывать среднее за месяцы/годы нет смысла, потому что фриланс не дает никакой стабильности. Нашел меня менеджер «Газпрома» в поисковике утром в четверг — живем, не нашел — увы.

1