{"id":14294,"url":"\/distributions\/14294\/click?bit=1&hash=434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","hash":"434adac65d5ae5d3e2e945d184806550325dd9068ef9e9c0681ca88ae4a51357","title":"\u0412\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u0435 \u0418\u0418 \u043c\u043e\u0436\u0435\u0442 \u043f\u0440\u0438\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u044c \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u044f\u043c \u043c\u0438\u043b\u043b\u0438\u0430\u0440\u0434\u044b \u0432 \u0433\u043e\u0434","buttonText":"","imageUuid":""}

Как найти tech кофаундера в стартап. Советы от разработчика

Каждый месяц натыкаюсь на различные обсуждения, где предприниматели спрашивают как им найти технического сооснователя в свой проект. Я побывал на каждой стороне и знаю ответ.

По своей основной специальности я разработчик с опытом работы более 10 лет, имею опыт запуска своих проектов как с другими людьми, так и опыт когда я реализовывал чужую идею как кофаундер.

И так уж получилось, что мне регулярно приходят предложения войти в какой-либо проект на роль технического сооснователя и ведущего разработчика. В большинстве случаев я отказываю не потому что плохая идея, а потому что мне не понравилось то, как человек презентует свой проект и себя.

Если человек не смог даже в такую простую вещь, как выстроить коммуникацию с разработчиком и грамотно презентовать проект, самостоятельно проверить базовые гипотезы, то как он тогда будет в будущем привлекать клиентов и продавать им решения? Как он будет общаться с инвесторами при таком уровне эмпатии?

К сожалению, 90% процентов людей делают одни и теже ошибки, когда презентуют мне свой проект. Если вы искали кофаундера и не нашли, то скорей всего вы также делаете это неправильно.

Важное уточнение — если вы просто ищите человека, который будет работать по ТЗ в рамках «я думаю, кофаундер делает», то вам скорее всего нужен не кофаундер, а бесплатный сотрудник. В таком случае мои советы вам вряд ли помогут. Возможно вам лучше просто подкопить и нанять сотрудника исходя из ваших финансовых возможностей.

Немного о разработчиках.

Вначале немного расскажу немного о психологии разработчиков. Потому что из своего опыта я могу сказать, что большинство предпринимателей не особо понимают текущую ситуацию на рынке и как она сказывается на психологии программистов и их готовности принимать риски.

Ситуация такова, что на рынке полно компаний, которые платят условные 5000$+ за непыльную работу. И такой опытный программист за месяц получает среднюю годовую зарплату в СНГ.

И в большинстве случаев этой зарплаты программиста хватает не только закрыть все его\ее базовые потребности, но и довольно качественно жить, я бы сказал в некоторой степени роскошно, если разработчик живет в СНГ.

При этом люди, которые идут в разработчики, редко бывает алчными, то есть главная их мотивация это обычно не деньги. Зарплаты вполне хватает и сворачивать горы ради призрачных миллионов сильного желания нет, да и необходимости тоже. А если зарплаты не хватает, то достаточно просто английский подучить или над резюме поколдовать и вскоре работа с нужным количеством кэша найдется. Или найти вторую работу.

И когда сталкиваются два мировоззрения — предпринимателя, толерантного к риску и по-хорошему голодного до больших денег, и разработчика, который не любит риски и все его основные потребности уже удовлетворены, то происходит НЕДОПОНИМАНИЕ.

Предприниматель думает, что это наверное дурачок какой-то и лентяй, я предлагаю ему способ заработать миллионы, а он отказывается и выбирает работать за жалкие 5000$. А разработчик думает, что это очередной пройдоха, который хочет, чтобы для него сделали работу за бесплатно, когда нормальные пацаны за это шестизначные суммы выкладывают. И для успешного взаимодействия важно понимать эту разницу.

В обществе и так мало людей склонных к предпринимательству и риску, около 4%, а среди разработчиков их еще меньше, потому что обычно человек, который склонен к предпринимательству, в разработчики не пойдет, а если и станет разработчиком, то очень быстро уйдет работать над своими идеями или перейдет в топ-менеджмент.

Вероятность наткнуться на такого любящего риск инженера совсем невелика и найти такого сродни удачи. Поэтому надо работать с теми, кто есть.

Вместо того, чтобы вечно искать иголку в стоге сена, нужно подготовить свой проект или себя так, чтобы вам подошла заостренная соломинка 😉

Большинство опытных инженеров с прокаченными soft skills на самом деле вполне могут стать кофаундерами, если увидят, что даже в случае неудачи проекта они получат ощутимую пользу. Например — внушительная строчка в резюме или человек освоит перспективную технологию.

Также нужно принять за аксиому, что разработчик не сможет долго работать без видимого трекшена и результатов. И если ему непонятно, что он получит за свои труды, причем в ближайшей перспективе, то с вероятностью в 100% он откажется от вашего предложения.

Большинство людей не любят долго работать за непонятные результаты в долгосрочной перспективе, но готовы единоразово напрячься, чтобы быстро получить какой-то выигрыш. Аналогично и у разработчиков. Поэтому среди разработчиков популярны хакатоны, но не очень популярно делать стартапы.

И если вы хотите получить сильного инженера в свой проект как кофаундера, то нужно чтобы проект базово отвечал одному из этих условий:

а) Работа над проектом до трекшена должна напоминать хакатон, а не суровую монотонную работу. Короткое напряжение — большой выигрыш в краткосрочной перспективе.

Например так — 4 выходных работаем над демкой, показываем инвесторам, получаем 100к$ и проходим в стартап акселератор, потом через месяц после доработки получаем оценку в несколько миллионов и на демо дне закрываем seed раунд на 500к$.

б) Ваш проект может хорошо смотреться в его резюме, чтобы он потом мог найти более высокооплачиваемую работу чем у него есть сейчас. Например приложение на стеке, который он хочет изучить, но не доходят руки или технологию, например машинное обучение, нейросети и тд.

в) Разработчику искренне понравилась идея, она может сделать мир лучше, а у самого разработчика очень большая мотивация нести пользу.

Идеально когда все три условия совпадают.

Итого промежуточное резюме: прежде чем питчить проект инженеру-разработчику, нужно для начала понять какая у него вообще мотивация, к чему он стремится и что ему важно.

Сходу питчить свой проект разработчику это как предлагать девушке на сайте знакомств переспать в первом сообщении. Конверсия на 1000 отправленных сообщений может какая-то и будет, но скорей всего порядочная и востребованная девушка не согласится. С разработчиком тоже самое.

И что же делать?

Тоже что и везде — прежде чем что-то предлагать человеку, для начала нужно понять что его мотивирует и будет ли ему от этого польза в его системе мировоззрения.

Поэтому нужно начинать поиск кофаундера со знакомых программистов. Тут вы хотя бы знаете человека не только с профессиональной стороны, но и как личность и вам легче понять что ему предложить и каким образом. А также у человека к вам есть какое-никакое но доверие, что значительно облегчает процесс.

Если даже знакомые программисты, которые с вами дружат, не хотят входить в проект, то это плохой сигнал, значит ваш питч крайне слабый и в проекте есть проблемы. Если питч слабый и есть много непроверенных гипотез, много рисков и неопределенностей, то надо в первую очередь работать над проверкой базовых гипотез и снижением возможных рисков, а не над поиском тех кофаундера.

Неприятная правда. Если знакомые программисты не хотят входить в ваш проект, то шанс, что проектом и вами заинтересуется разработчик со стороны практически равны 0.

Как правильно питчить проект разработчику.

Для начала стоит уяснить, что не нужно идти к разработчику, как только у вас возникла идея. Голая идея мало стоит. Вначале нужно качественно проверить все гипотезы, которые вы можете проверить без разработчика.

90% процентов идей можно базово проверить без технического прототипа только используя no-code подход и общением с потенциальными клиентами. Вот тут можно почитать как человек продает ПО потенциальным клиентам даже не имея технического прототипа. Вот на такое надо ровняться, если вы не технический фаундер.

То есть при общении с разработчиком у вас уже должны быть готовы ответы на все основные вопросы:

  • Какие есть подтверждения, что будущий продукт будет востребован?
  • Как мы будем продукт продвигать?
  • Какая у продукта юнит-экономика?
  • Где деньги и когда они будут?
  • Какими минимальными усилиями можно получить результат в ближайшее время?
  • Где найдем инвестиции?
  • Сколько можно заработать?
  • Где искать клиентов?
  • В чем наши конкурентные преимущества?

Если вы сами не можете проверить гипотезы и найти ответы на эти вопросы без программиста, не знаете где искать клиентов, как выходить на инвесторов, не имеете на руках внятной модели продвижения, вы не умеете продавать и продвигать, то как кофаундер вы в технологическом проекте бесполезны.

В таком случае вам нужен не кофаундер, а хотя бы онлайн-курсы по маркетингу и продажам, а затем несколько лет работы в найме где вы будете заниматься маркетингом или продажами и сможете отточить свои навыки.

Также не стоит сразу вываливать на разработчика все свои наработки и перспективы. Для начала просто попросите совета как лучше реализовать с технической точки зрения.

Оплатите серию консультаций если человек незнакомый или проставьтесь, если человека хорошо знаете. Для начала нужно понять комфортно ли вам просто общаться с человеком, находитесь ли вы на одной волне, понять его мотивацию, к чему человек стремиться и насколько его цели совпадают с вашими.

Попутно в разговоре рассказываете о своих достижения в рамках проекта — как проверяли гипотезы, чего добились, что у вас уже есть заинтересованные клиенты/люди в листе ожидания, есть заинтересованные инвесторы и тд. Что вам понятно куда идти и что нужно сделать для получения результата.

Покажите что с технической стороны требуется минимум усилий и что большая часть неопределенностей уже проработана. Что разработчик практически ничем не рискует и есть люди, которые ждут технический прототип и готовы платить.

Примеры ситуаций:

Плохо: У меня есть идея социальной сети для любителей искусства, сделаем прототип, покажем инвесторам, каким пока не знаю, но кто-нибудь думаю заинтересуется, сейчас под любую ерунду дают! Получим деньги, потом уже продвижение не проблема, купим рекламы и наймем маркетолога, делов то, изи! Идея востребованная, все мои друзья сказали, что будут пользоваться.

Хорошо: Я делаю CRM для прорабов на стройке, я уже 10 лет работаю в строительной сфере, есть много знакомых руководителей крупных строительных фирм, я договорился уже с тремя компаниями о пилоте, одна из них уже внесла небольшой аванс. Уже общаюсь с заинтересованными фондами и одним стартап акселератором, знакомый дизайнер накидал базовый дизайн на 4 экрана, нужна помощь хорошего разработчика для реализации несложного технического прототипа. Если прототип понравится, то открываются большие перспективы, рынок более 10 млрд!

Итого:

  • Вначале узнайте мотивацию человека и вообще человека как личность.
  • Подавайте проект с той стороны, которая интересна разработчику — кто-то хочет заработать много денег при относительно небольших стартовых усилиях, кого-то интересуют масштабные задачи, кто-то хочет улучшить мир.
  • Снижайте риски, проверьте все, что можно без усилий разработчика.
  • Покажите как можно достигнуть первых результатов минимальными усилиями со стороны разработчика
  • Будьте порядочным человеком.

Все это значительно упростит поиск.

В каких местах можно искать разработчиков, толерантных к риску

Хакатоны

Много активных и толковых ребят, которые любят и умеют в короткие сроки делать технические прототипы, есть готовые слаженные команды.

Митапы и конференции

Много разработчиков, которые хотят развиваться в профессии и в карьере.

Трибуна на vc.ru

Да-да, на vc.ru есть огромное количество контактов разработчиков, которые уже показали, что они готовы рисковать и при этом они умеют доводить дело до продакшена. Просто ищем в подблоге Трибуна проекты, которые не взлетели и связываемся с их авторами. Такие разработчики будут отличными техническими кофаундерами. Если получится их заинтересовать. 😀

Тематические чаты в телеграме и слаке

В телеграме много чатов, в том числе где общаются разработчики, которые обсуждают развитие своих пет-проектов. Наличие пет-проекта — хороший индикатор того, что человек может быть кофаундером.

Github

Разработчики, которые выкладывают свои библиотеки в открытый доступ тоже отлично подойдут на роль кофаундера, если поступит достойное предложение. Искать также можно и на Хабре, часто разработчики анонсируют свои наработки там.

Ycombinator Startup school

Сообщество стартаперов от акселератора Ycombinator, у них же есть сервис для поиска кофаундера. Тоже хороший способ найти высокомотивированного технического кофаундера, в том числе и русскоговорящего. Хотя если вы делаете продукт на мировой рынок, то даже полезней если ваш кофаундер будет говорить на другом языке и иметь немного другой менталитет.

Всякие конкурсы по разработке

Среди участников много проактивных разработчиков, которые умеют доводить дело до конца и работать на перспективу.

Стартап группы на фейсбуке

Ну а что, тоже вариант. 🙃

Если нужен список групп и чатов в телеграм, то пишите мне в личку на vc.ru, скину. Сюда сейчас копировать лень.

Вести свой блог о развитии своего продукта

Наверняка среди ваших читателей будут разработчики, которым интересно поучаствовать в создании своего проекта и при определенных условиях они вполне могут откликнуться.

Опытные в блоггинге профессионалы советуют в конце поста добавлять актуальный призыв к действию. Поэтому напишите в комментариях как вы нашли кофаундера, ставьте лайки, если читать было интересно, кидайте донаты, если статья оказалась вам полезной!

P.S Занудам — пишу кофаундер, а не сооснователь потому что в поисковиках запрос с кофаундером популярней. Такие дела.

0
169 комментариев
Написать комментарий...
Петя Вася

В целом неплохо описано. Как разработчику мне часто прилетают какие-то непонятные предложения обогатиться, от которых я дурак конечно же отказываюсь)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Андреевич

Ну а если прилетают неплохие предложения, где вам в цифрах обещают «золотые горы». Это заманчиво для вас? Но «немного», нужно бесплатно поработать? И как вообще определить разработчику перспективу проекта? Только по внутренним ощущениям?

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Ну да, своя голова на плечах есть, нужно ей подумать. Вообще я всегда думаю так, если человек не может найти деньги на свой продукт который как он считает требует небольших усилий и принесет "золотые горы" то не стоит браться за него

Я думаю найти даже хотябы 200-300 тысяч рублей на MVP за месяц бизнесмену из Москвы не должно быть проблемой

Я думаю даже так, если бы у меня была идея на миллионы, я бы рвал жопу и нашел бабки чтобы его запустить, а не месяцами искал бесплатного исполнителя

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Есть проблема с калибровкой качества исполнения. Такого бизнесмена(готовго хоть миллион вложить в некое промо-MVP) в большинстве случаев встретят студии, где стажеры\недо-джуны под руководством умного дяди , ему накидают кривого говнеца и умный дядя подпишет все нужные актики и досвидос.
Такое "MVP" ни на грамм к развитию проект не приблизит.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Очень даже приблизит. Как только появляется что-то работающее, сразу становятся понятны неверные подходы к юзабилити, неверные цепочки автоматизации  - тупо кнопок слишком много надо нажать для рутинных действий.

Вторая стадия после MVP это бекэофис и отчеты - их физически нельзя сделать без работающего прототипа, в который идет заливка пользовательских данных.

Кстати качество на стадии MVP заключается не в чистом и понятном коде или выбранном стеке а в том насколько легко его можно будет разнести и развить - разрезать на части, масштабировать базу и тд.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Ну.... Так то все верно... Просто этот это "первичный MVP" по той ситуации что есть в данный момент на рынке "первичных MVP" будет отдан недоджунам и _даже_ если идея нормальная она может быть задушена этими полу-джунами и умным дядей в "студии"., который отдаст это стажеру и чистарЁм получит лям. А стажер будет нулем и налажает. Цель "умного дяди" получить лям и ВСЁ.
вот здесь всё и закончится. 
То что указано - это пример "качественного MVP"/ Про это вообще речь не идет!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Смотрю вы тоже из разработки?
Никогда не видели что происходит с проектом если его  'по-фану' берутся делать сеньоры-архитекторы лично?

Так вот когда за топор берется 'дядя архитектор' лично, особенно уставший от 'кровавого энтерпрайза' - в мелкий MVP очередного интернет-магазина/бота/че-там-еще-популярно запихивается Scala/Kotlin/Elixir/Haskell , и ладно если не все сразу.
Или как другая крайность - берется HTML-шаблонизатор на C/С++ , а весь сервис целиком становится одним бинарником с вебсервером. 
Или все пихается сразу в облако, в какую-нибудь Amazon Lambda - в зависимости от того чем человек 20 лет занимался на основной работе.

Что случается потом?  Архитектор трезвеет, ему становится скучно и он уходит в закат.
Затем появляются вот такие проекты: https://freelance.habr.com/tasks/391411  

Так что команда из джунов, ведомых 'умным дядей' это лучшее что может случиться с вашим стартапом )

Ответить
Развернуть ветку
Александр Максимов
весь сервис целиком становится одним бинарником с вебсервером.

Прекрасная практика. Особенно в эру контейнеров.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Опять появляется переменная в виде уже "правильного умного дяди".
Моя точка зрения состоит в том что такой "основатель" должен сам ооочень сильно вникнуть в вопрос технической реализации и должен не чистый ноль в деньгах предлагать кофаундеру а что-то типа "цены MVP в студии" . Т..е. кофаундеру этот "условный лям" сразу предлагается. Но теперь у него будет проблема отсеять негодных недоджунов.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Chernyshev

Это не переменная, особенно по сравнению со всем остальным.
Пойдут продажи или нет,  получится вовремя получить все нужные лицензии, наладить документооборот и тд и тп.  - вот это все переменные.

Боятся 'умных дядей' и аутсорсеров только те кто никогда с регуляторами не сталкивались, например. 
Со студией у вас договор, с ТЗ, сроками, бюджетом и ответственностью, а с государством - коленно-локтевая поза.

Ну и еще в сутках всего 24 часа, рабочих из которых всего 8. Легко прикинуть что если 'ооочень сильно вникнуть в вопрос технической реализации' то времени на бизнес и продажи просто не останется.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov
Автор

Да, таких историй к сожалению много. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov
Автор

В целом многие все таки ищут не сотрудника, а кофаундера. Кофаундер сам ставит задачи, заинтересован в долгосрочном успехе проекта, а нанятый сотрудник\фрилансер нет, его задача сделать все в рамках ТЗ за обозначенный гонорар.

То есть нет часто проблемы найти и нанять человека или агентство, но все же хочется, чтобы технический человек относился к проекту как к своему. То есть все же есть разница когда ваша девушка встречается с вами по любви, а не из-за денег. Тут примерно тоже самое. 

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Не важно по любви она или нет, содержать ее всё-таки нужно

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

надо искать девушку, которая уже обеспечила себя, а кофаундером работает для души. а вас почему-то всё тянет на молоденьких да неопытных

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Надо)) но они на такие вот штуки не ведутся)) а ведутся только те что без опыта житейского 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov
Автор

Смотреть на то, какую работа по проекту уже была проделана, как проверяются гипотезы, какой вообще рынок, какие планы по продвижению, реально ли достичь золотых гор, какие конкуренты, если у вашего проекта реальные конкурентные преимущества. 

Ответить
Развернуть ветку
166 комментариев
Раскрывать всегда