{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Как мы прошли в Y Combinator этим летом: минус базиллион нервных клеток

Меня зовут Мила, я сооснователь стартапа Beau (читается просто «Бо»). Этим летом мы участвовали в батче S21, и я хочу рассказать о драматической истории прохождения в Y Combinator! В этом отборе мы, в составе трех кофаундеров, обошли 16 тысяч (!) других стартапов за место под солнцем 🙂

Заявка

Все началось еще в начале года: в качестве одного из способов валидации идеи и тренировки питча, мы рассматривали подачу заявок в акселераторы. У нас еще не было продукта, только питч дек и горящие глаза, поэтому проверить адекватность и«инвестоемкость»идеи через VC было сложно — они всегда говорят одинаково -«выклассные, но приходите попозже». Но у акселераторов есть очевидные KPI: приглашения на интервью и в батч. Мы просто мониторили дедлайны акселераторов на сайтах вроде f6s, gust+следили за топовыми отдельно. И подавали во все подходящие.

В YC мы подавали одну из самых первых заявок — их early deadline в январе поспособствовал этому. Забегая вперед, скажу, что мы также в течение весны подали в 100+ акселераторов, получали два десятка приглашений на интервью, в том числе от top tier акселераторов, но на большинство не ходили — наша задача была отработать питч и самим лучше понять продукт, которым занимаемся.

Подготовка заявки — это отдельная тема, скажу только, что она не была идеальной. Вообще: ) Вкратце Кирилл написал о нашей заявке, многие найдут тезисы очень неоднозначными:

Близится early deadline в Y Combinator (19 июля), и если вы занимаетесь стартапом, нет ни одной причины не попробовать свои силы! Обычные советы для аппликантов похожи - их очень много в интернете. И они обязательны к прочтению! Я бы хотел рассказать о нашей успешной заявке в...
Близится early deadline в Y Combinator (19 июля), и если вы занимаетесь стартапом, нет ни одной причины не попробовать свои силы! Обычные советы для аппликантов похожи - их очень много в интернете. И они обязательны к прочтению! Я бы хотел рассказать о нашей успешной заявке в батч S21, но от обратного: что мы сделали не так (кое-что из этого - сознательно).

Факты:
- Мы проигнорировали вопросы вроде “расскажите что-то необычное о себе” - просто поставили прочерки.
- На видео почти забили: сняли с одного дубля, не в полном составе (два кофаундера из трех), вышло полторы минуты вместо одной, было видно что мы просто читаем текст (мы не готовились).
- Загрузили видео за день до обычного дедлайна в марте, хотя заявку отправили в январе.
- В январе у нас был только питч дек и все.
- В заявке поставили себе реальные дедлайны с точными датами - вроде “19 февраля покажем прототип”.
- В районе этих дедлайнов YC писал нам с вопросами, выполнили ли мы обещанное.
- Заявку дали почитать кому-то из Страйпа и паре W21 фаундеров - были очень полезные советы. В основном у них триггернуло в одинаковых местах - где были нелепые баззворды и много воды.
- В заявке было видео нашего приложения, ролик собрали частично на статичном фронтенде, частично - кликабельный прототип из макетов. Видео было без какого-либо объяснения, 3 минуты грустной тишины.
- Мы подавали заявку в январе, чтобы проверить “инвестоемкость” нашей идеи, без надежды попасть в YC. Подавали в другие акселераторы. Некоторые, не самые последние, приглашали нас на интервью еще в январе-феврале (Acceleprise, TinySeed, etc.)

Наши абсолютно субъективные рассуждения, которые наверняка малоприменимы для многих стартапов:
- Некая разумная небрежность заявки работает в плюс: видно, что фаундеры занимаются делом, а не пытаются впечатлить кого-то, заполняя формы.
- Мы добавили дедлайны по наитию, но это в какой-то степени повлияло на интерес со стороны YC к нам.
- На видео достаточно показать, что фаундеры адекватны, а не какие-то ебобо.
- Полтора-два десятка приглашений на интервью в акселераторы в начале года дали понять, что мы на правильном пути. Мы ходили только на несколько из них - не хотелось тратить время на подготовку. Получали отказы, потому что у нас не было MVP.
- Шансы пройти в YC с early application на несколько месяцев раньше других - 0,001%. Но ранняя заявка помогает фиксировать прогресс стартапа - и это работает.
- Еще работают рекомендации (о которых почти никто не знает): любой YC фаундер может порекомендовать перспективный стартап YC, и это однозначно в несколько раз увеличивает шансы пройти (если стартап действительно перспективный).


Желаю всем удачи с прохождением в W22!

PS Вот обещанное в прошлом посте видео с питерского митапа. Мы рассказали о нашем пути в YC и конечно о судьбоносном имейле, который изменил решение YC после очередного отказа. А здесь будем писать о нашем прогрессе, в том числе в S21. Все только начинается!

#ycombinator #мысли #видео

@kyrillic

Но мы верим, что выделяться из толпы и делать не так, как все — очень важно!

В итоге критичным оказалось, что мы указали в заявке конкретные дедлайны нашего будущего прогресса, и неожиданно YC начал в переписке спрашивать, получилось ли у нас достичь указанных майлстоунов. Напоминаю: вначале у нас был только дек, и весной мы сделали прототип, и позже — какой-никакой MVP.

Приглашение на интервью

За день до грустного дня, когда YC массово отправляет тысячи отказов фаундерам по всему миру, мы напомнили YC о своем существовании письмом в духе: “спасибо за чатик, завтра день X, и мы видимо пролетаем мимо интервью 😔“ Через полдня нам пришло приглашение на интервью!

У нас было почти две недели для подготовки. И мы подошли к этому обстоятельно. Шутка ли, на интервью берут только около 5% компаний, подавших заявку, и в итоге проходят 30-40% приглашенных! Так что шанс был реальный, и мы хотели сделать все, чтобы потом не было сожалений «а могли бы и получше!»

  • Мы составили ВСЕ возможные вопросы, которые могут быть на интервью, и записали ответы на них в 1-2 предложения. Получилось больше 100 вопросов.
  • Сгруппировали результат по темам и разделили вопросы между фаундерами.
  • Многие верят в пользу мок-инвервью, но на них не получается проверить все вопросы — только малую часть. К тому же фаундеры, в том числе из YC, — не имеют достаточной насмотренности, чтобы хорошо потренировать.
  • Наш подход: мы попросили несколько W21 фаундеров посмотреть все наши вопросы/ответы и дать свои комментарии. Это было невероятно полезно, некоторыми формулировками и идеями пользуемся до сих пор. И у некоторых триггернуло в одинаковых местах: баззворды, вода и тд — мы поняли, где точно нужно улучшать питч.
  • В итоге мы сделали всего два мок-интервью — с инвестором и одним сотрудником Страйпа с очень релевантным (акселераторским) опытом. Вот эти моки были действительно полезными и мотивирующими!
Одно из двух мок-интервью

В основном мы тренировались с помощью приложений с карточками (flashcards) «вопросы/ответы». Они очень популярны среди школьников США, есть несколько приложений в аппсторе, например Quizlet — их легко узнать по десяткам тысяч оценок. Кстати если поискать по запросам вроде «Quizlet YC» можно найти готовые вопросы-ответы для подготовки к интервью. Очень полезно посмотреть, как отвечают на те же вопросы другие стартапы.

Очень часто можно прочитать совет о том, что желательно укладываться в 15 секунд на каждый вопрос. Даже есть сайты-тренажеры, выдающие вопрос каждые 15-20 секунд с предложением уложиться. На практике, нашей и других интервьюируемых, нет никакого смысла отвечать очень коротко. Важно отвечать точно!

День X: интервью

Если не учитывать мандраж перед интервью, то оно в целом прошло очень обычно: несколько партнеров YC, 10 минут, ожидаемые вопросы.

Но я не могу не учитывать мандраж! :) Вроде бы к моменту интервью с YC мы уже хорошенько попитчили Бо другим акселераторам (и не только), и еще лучше натренировали все ответы. Но наверное невозможно не волноваться перед интервью с главным акселератором мира, особенно когда цель так близко!

В общем все прошло очень быстро и дружелюбно. И уже утром, по пути за утренним круассаном, я получила имейл от YC.

Сердце опускается в пятки, когда видишь на телефоне превью пост-интервью письма от YC, которое начинается с

Unfortunately, we’ve decided not to fund Beau this batch…

И только открыв его, и пробравшись через объяснения отказа, в третьем абзаце обнаружилось Here is what we suggest…

Thanks God!

В общем нам дали шанс доказать нашу состоятельность очень простым способом: если наберете определённое количество платящих клиентов, то милости просим на второе интервью! Хаха, легко сказать, сложно сделать!

У нас было почти три недели до начала батча, за которые нам предлагалось выполнить KPI. Но была небольшая, совсем малюсенькая загвоздка: мы еще не успели запустить MVP: )

Но благодаря нашему длинному вейтлисту, наработанному за прошлые месяцы, и удачному запуску на Product Hunt, мы смогли выполнить требуемое даже быстрее — и в итоге получили долгожданное реинтервью!

День Y: реинтервью

Отдельно нужно сказать, что мы пытались найти похожие кейсы, когда бы YC предлагали не «все супер, но покажите нам трекшн и подавайтесь в следующий батч», а дали шанс в текущем цикле. Обгуглили интернет вдоль и поперек, спрашивали десятки YC-фаундеров и в разных стартап-коммьюнити — безрезультатно.

Самый похожий случай: основателя Dropbox просили найти себе кофаундера за две недели, и тогда их возьмут в батч. Что ж, мы в неплохой компании!

Интересный факт: в открытом доступе можно найти заявку Дропбокса в YC. Несмотря на монументальные сдвиги в индустрии за 15 лет, вопросы заявки практически не изменились! Мир меняется, люди — нет 🙂

Перед вторым интервью мандража не уменьшилось: мы не знали, чего ожидать. Иногда реинтервью длятся по полчаса с очень глубоким погружением в детали. Иногда — совсем формальность. У нас в итоге был диалог, очень похожий на первый: немного общих вопросов и несколько вопросов о прогрессе прошедших пары недель.

Мы ожидали получить ответ так же быстро, как в первый раз. Но в итоге только через несколько дней, за два дня до начала батча, в субботу (!) получили уже окончательный отказ — уже без всяких however..!

Третье интервью?

Все усилия, которые мы приложили во время подготовки и привлечения первых платящих пользователей резко показались напрасными: мы были так близки к цели! Вновь и вновь перечитывали текст отказа, писали знакомым, которые переживали за нас весь месяц этой эпопеи, получали поддержку от них.

В итоге в сердцах написали ответ. Нам вежливо предлагалось подавать в следующий, W22 батч, что ожидаемо. Мы написали, что

«спасибо за предложение, мы уже не будем подаваться в YC, пойдем своим путем».

Через несколько часов получили ответ: «Хотим с вами созвониться asap, когда удобнее?». Мы знали, что при отказе YC всегда присылает письмо с причинами, а если берут — то звонят и поздравляют лично. Но это письмо выглядело, как приглашение на третье интервью — мы даже проконсультировались с парой W21 фаундеров — они подтвердили.

Что ж, ответили «давайте завтра в любое время CET» и снова начали готовиться!

УРА

Мы снова переживали, гадали, что могут еще спрашивать, и почему вдруг решили с нами поговорит?! Но в итоге все решилось просто: вечером в воскресенье зазвонил Вацап — «говорит YC, мы вас берем, поздравляем!» Ура!

Это случилось за день до начала батча. Для сравнения: некоторые наши батчмейты попали в S21 за несколько месяцев(!) до этого, а значит получили доступ к внутренней соцсети, фандингу, сообществу, перкам и многому другому намного раньше.

В итоге у нас не было времени отметить это грандиозное событие, хотя праздничная пицца с бокалом вина была вдвойне приятна: за пару дней до этого во Франции (мы живем в Ницце) открылись кафе после полугодового локдауна.

Ответ на публикацию @kyrilku
Welcome to YC S21, @BeauWorkflows! Beau is a no-code tool for businesses to onboard and automate interactions with their clients. https://twitter.com/kyrilku/status/1417146662158544902

Female Founders

Я бы хотела отдельно сказать о растущем тренде female founders: появляется все больше стартапов с женщинами-основателями, а также есть множество сообществ для таких фаундеров. В любом отчете о стартап-лендскейпе вы найдете скромную страничку по динамике female founded startups. В Y Combinator их количество растет с каждым батчем. И что немаловажно, во время фандрейзинга таким компаниям чууууть-чуть легче 😉

🔥 Так что девушки-фаундеры: можем вместе организовать наше собственное сообщество, пишите мне!

Послесловие

Как и два предыдущих, наш батч S21 проходил полностью удаленно, поэтому не было возможности сделать знаковое фото возле офиса YC в Маунтин Вью. Но я пофотошопила:

Уже попав в YC и пообщавшись с батчмейтами, оказалось, что наша история — еще не самая драматическая. Оно и понятно: тем, кто хочет попасть в главное стартап-сообщество мира, просто не будет!

Батч уже давно закончился, но мы еще собираем в кучу наши впечатления: о YC, фаундерах и стартапах внутри коммьюнити и многих других аспектах главного мирового акселератора. Думаю, что спустя годы, мы будем вспоминать это историю с теплотой, как удивительное начало нашего большого пути! Кстати о нем чуть более практично и намного более скучно пишет Кирилл в телеграме.

На выходных сформулировал, и хочу зафиксировать для себя и для вас первую пачку своих впечатлений от недавно завершившегося S21 батча Y Combinator’a. Напишу сначала о YC-фаундерах, которые и составляют то самое YC коммьюнити. Многим мои инсайты покажутся странными, спорными, н...
На выходных сформулировал, и хочу зафиксировать для себя и для вас первую пачку своих впечатлений от недавно завершившегося S21 батча Y Combinator’a. Напишу сначала о YC-фаундерах, которые и составляют то самое YC коммьюнити. Многим мои инсайты покажутся странными, спорными, неполными, очевидными или непонятными. Почти каждый пункт нужно, по-хорошему, подробно разъяснить, расписав до размера полновесной статьи, но я к такому не готов! Так что - что есть, то есть - после трех месяцев нахождения в YC :)

0. Не буду писать про совсем банальные вещи - высокий уровнь поддержки фаундерами друг друга (оно и понятно - все в одной лодке с одинаковыми проблемами), таланте и особенности YC-фаундеров (в YC берут 2% подающих заявки) и т.д.

1. Я бы разделил всех фаундеров на американцев и неамериканцев - это выражено как в возрасте и опыте, так и в стадии компании. Если молодых американцев могут брать с амбициозной идеей и горящими глазами в 20+ лет, то для international founders нужны более существенные успехи: предыдущий экзит, хороший трекшн, впечатляющий опыт или невероятный продукт. И возраст 30+. Да, и любопытно, что процент female founders больше среди неамериканских стартапов.

2. Среди фаундеров невероятно много выпускников университетов Ivy League + Стэнфорд конечно. В итоге получается, что самый действенный способ попасть в YC для молодого фаундера - поступить в Стэнфорд. А перед подачей заявки - бросить его :)

3. Среди стартапов YC сообщества есть компании любой стадии, и мы ожидаемо получали самые полезные советы и инсайты от фаундеров, которые на один или полшага впереди нас. Я даже скажу больше: еще до попадания в батч нам помогали советом пара W21 фаундеров, и мы бы вряд ли прошли без их помощи. Но! На удивление, даже сверхуспешные фаундеры (например сделавшие экзиты лет 7 назад) не бронзовеют, умудряются оставаться в контексте и давать сверхточечные сверхточные советы.

4. Несмотря на экстраординарность YC фаундеров, среди них категорически мало популярных - с кучей подписчиков в соцсетях или кучей статей в блогах. Интуитивно я чувствовал такую корреляцию и раньше (чем больше таланта, тем меньше популярности), но так явно это увидел сейчас. Такую зависимость я наблюдаю и в других областях, в том числе среди инвесторов.

5. Любопытно, как работает внутренний форум: после написания поста, активный диалог почти никогда не ведется в комментариях. Их получаешь меньше, чем личных имейлов - очень обстоятельных. Это, очевидно, часть майндсета талантливого фаундера. И в каком-то смысле продолжение п.4

6. Научиться определять майндсет успешного фаундера - это то, над чем бьются гениальные умы социологии и статистики капиталистического мира. У меня есть только очень субъективное мнение, которое наверняка будет дополняться, но среди явных факторов - два типа мышления: либо нечеловечески сфокусированный на своих узких задачах фаундер, либо наоборот - невероятно опенмайндед чел с необычным опытом и широким кругозором.

7. Несмотря на то, что важнейшим аспектом YC является фандрейзинг, среди фаундеров на удивление мало разговоров про собственно фандрейзинг - только обсуждение конкретных хаков/приемов/вопросов по ходу сезона. Скажу даже больше: в любом другом стартап-сообществе разговоров про инвестиции в 10 раз больше! Мое субъективное суждение: YC сильно отсеивает фаундеров с авантюрным майндсетом “закроем раунд и заживем!”

8. Многие фаундеры сразу после попадания в батч становятся angel инвесторами. Это полезно им и как фаундерам: высокая насмотренность, знание инсайтов, рука на пульсе; и как инвесторам: более founder-friendly подход, умение говорить со стартапами на одном языке и доступ к внутряку YC конечно. Я ожидал, что инвесторами становятся чуть позже, после пары лет работы над стартапом. Но много примеров, когда начинают инвестировать даже в своих батчмейтов.

@kyrillic
0
16 комментариев
Написать комментарий...
Матрешка Сатаны

Я не понимат что делает ваш продукт, это важно )

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Zakharov

Представьте что вы, например, турфирма и занимаетесь, например, организацией туров. И почти в каждом случае вам нужно получить с клиента некий набор одинаковых данных - ФИО, дату поездки. Возможно, оплату самого тура и желание оформить страховку.

Это все можно оформить в вашем офисе или же по телефону, но мы даем бизнесам инструмент для автоматизации таких процессов и сбора всех необходимых данных для оформления тура.

Ответить
Развернуть ветку
Матрешка Сатаны

Отличный продукт, что насчет "векторов продаж" пробовали доставлять предложения турфирмам? Работаете по всему миру или в СНГ пока?

Ответить
Развернуть ветку
IA F

Я тоже не понял что это на сервис/продукт.
Сайт на английском, зачем тогда размещаете здесь статью в русскоязычном пространстве и не поясняете что это такое.
Первая мысль была "косметика"....

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Gorelov

Да вроде ничего сложного. Если я правильно понял, это упрощенная ЦРМ-ка, ну типа Битрикса. Модное сейчас направление автоматизации бизнес-процессов. Небольшим компаниям как бы невыгодно заказывать установку сложных систем, вот им, с некоторой подгонкой под отрасль, такое решение. Не понял, СааС или клиент, не очень понял, в чем фичи. У всех МСП так или иначе автоматизирован клиент релэйшн, пусть даже в экселе... Но это неважно. Мода такая мода... На мой взгляд, стартап удачно попал в струю "общества спектакля", где многие фичи нужны как фичи, как таковые, а не ради какой-то прям особенной пользы. Ну вот какая польза от этих ваших соцсетей? Однако, вот вам прямая цитата: "О чем можно разговаривать с человеком, у которого нет акка в фейсбуке?" Безусловно, много о чем можно с ним разговаривать. Может быть даже, гораздо о большем, чем с клиническим фейсбучником. Но... так устроен современный мир. Психологически 95% людей - не предприниматели ни разу, а самые обычные бюргеры-потребители-обыватели (никакой негативной коннотации - на них мир держится). А работы по инструкции на всех не хватает, особенно в США, где доджитал-экономика уже властвует вовсю. Бюргеры честно начинают делать бизнес - поскольку больше им делать нечего, а самоутверждаться надо же... и им нужны инструкции для предпринимательства. Отсюда расцвет всяких тренингов, методологий и BPM систем. (Я, например, долго не мог понять, на хрена мне СВОТ-анализ, у меня и так всё это в голове, причем далеко не в двух бинарных измерениях... А он просто заменяет голову. Хорошо! Нарисовал квадратики - и можно не думать!)
И если в команде малого бизнеса отчего-то до сих пор нет айтишника - вот ему еще такой вот красивый и модный инструмент. Молодцы ребята! Развод американских лохов на бабки - наше всё! Тем более и того, и другого там завались.:))

Что же касается английского, то Вы уж извините, но в венчурном бизнесе, как и в программировании, это основной язык. Да и чо там непонятного то? Пиджин учится за месяц: Ту ду, ту би, ай эм спик инглиш, "ит воз зэ тэйбл йестэди"...
Бардзо просты езык!

Ответить
Развернуть ветку
IA F

Да я то прочитаю и на английском если станет интересно, но вот никак не стало интересно и даже наоборот возник негатив по тому поводу.

Я не понял какие цели этой статьи, написать "смотрите какие мы крутые прошли в какой-то Y Combinator у нас есть такой "сайт" (а что такое Y Combinator я тоже не знаю и тоже узнавать не захотелось). Так об этом каждая пятая статья на этом сайте.

Где описание проблемы которую решает "система/сервис" хоть какое-нибудь пояснение для чего она нужна.

Очень печалит что при написании статьи не задают себе важных вопросов: Для кого эта статья? Какая у неё цель? К каким действиям она должна побудить читателя.

Вот меня побудила она перейти на сайт, но увидев что там нет понятного описания для среднестатистического посетителя vc "что это такое", всякий дальнейший интерес потерян.

Цитата: "...мы будем рады русскоязычным участникам нашего коммьюнити, особенно таким насмотренным, как читатели VC.ru!".
Заходите читайте...

Ответить
Развернуть ветку
Антон Штадлер

Эта статья не пытается решить проблему конкретного продукта, она про проблему попадания в ИгрикКомбинатор

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален автором поста

Развернуть ветку
Саша Широколобов

Помню ваше выступление на летнем митапе в Питере, вы огненные! Из перечисленных тем в опросе хотелось бы почитать про все :) Но больше всего про последнюю.

Ответить
Развернуть ветку
Kondukov Sergey

Спасибо за статью)
Прочитал и написал имейл в YC с апдейтами нашими. А то до этого как то даже не хотелось после 2х пролётов ))

Успехов с вашим стартапом!

Ответить
Развернуть ветку
Иоанн Херувим

Ребята пушечные!

Ответить
Развернуть ветку
Test Test

молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Golofeev

Спасибо за статью! Молодцы и действительно минус базиллион нервных клеток ))
Не написано только о самом прохождении батча, его деталях. Трекеры там и прочая стандартная история. YC и в оффлайне не имел офиса, все по домам работали, а теперь и вовсе на удаленке. Хотелось бы детали самого батча, по-возможности, конечно )

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Панченко

В голосовании не хватает пункта "более подробно объяснить, что же делает наш продукт" :)

В чём отличие от всех других существующих no-code workflow engine'ов на рынке?

Ответить
Развернуть ветку
Re Ader

Отличная, "живая" статья, Мила! Проголосовал за последний пункт )

Ответить
Развернуть ветку
Aniram123456789

Спасибо за отличную статью! Возьмём часть советов на вооружение :))

Ответить
Развернуть ветку
Космонавт

Я очень вам желаю большого успеха!! Но, продукт действительно непонятен. Какие проблемы вы решаете?

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда