Возродили местную прессу руками школьников

Этот текст о том, как создать социальный бизнес руками школьного учителя и школьников в небольшом подмосковном посёлке с помощью краудфандинга и гуманитарных знаний

Я живу в рабочем посёлке Обухово, работаю в местной школе учителем истории и обществознания за 25 тысяч. Создавать медиа начали в ноябре 2020, изначально желание создать СМИ пришло в голову Дарии Королеве, ученице (на тот момент) 10 класса. Сейчас при выпуске из 11 класса нужно сдавать индивидуальный выпускной проект, и изначально мы делали именно его, но неожиданно для себя развили это в полноценный продукт.

Сейчас у нас есть регистрация СМИ в рамках муниципалитета, оборот порядка 200–300 тысяч рублей в год, тираж 5 000 экземпляров каждые 2 месяца и команда из 14 человек, а также 17 постоянных жертвователей.

Газета в 2к21?

Странно, но да. Сейчас в школах, колледжах, университетах и при молодёжных центрах часто создают медиацентры (например, 1 и 2). Там дети играются в съёмку видео, весело проводят время и общаются. С Дарией мы сразу условились делать всё более серьёзно и поставили гранд цель — напечатать поселковую газету. Не школьную или молодёжную, а создать реальное СМИ для всего посёлка.

Исследуем рынок и готовим инфраструктуру

В Восточном Подмосковье провинциальная пресса либо муниципальная и служит информационным листком органов власти, либо коммерческая и утопает в рекламе из-за невозможности свести концы с концами. Мы посмотрели на это великолепие и поняли, как делать не хотим. В галерее можно увидеть газеты "Восточный Экспресс" (коммерческая, тираж 11 тысяч на всё Восточное Подмосковье) и Большая Балашиха (муниципальная, 110 тысяч на Балашиху)

Прежде всего мы пошли узнавать у людей, о чем им было бы интересно почитать. Взяли две планшетки и пошли проводить опрос. Задавали открытые вопросы, ответы разбивали по категориям. Из интересного выяснили, что об истории посёлка людям читать не интересно. Интересны события, вакансии, кружки для детей, спорт, развитие посёлка. Ссылка на таблицу с результатами опроса.

Затем приступили к подсчёту почтовых ящиков. У нас есть как частный сектор, так и многоквартирные дома, в основном пятиэтажки 1960–1970-х годов постройки. Через сайт РеформаЖКХ парсили, в каких домах сколько почтовых ящиков. Как результат таблица с адресами, подъездами, этажами и количеством квартир.

3 594 почтовых ящика в многоквартирных домах и 624 почтовых ящика в частном секторе, итого 4 242.

Как выяснилось при разноске, стоит закладывать 5% погрешность при подсчетах. Где-то почтовый ящик отсутствует, где-то уже нет дома, иногда могут не пустить в подъезд.

Начинаем делать контент

После небольшого опроса людей наметили идеи для интервью. Вообще изначально мы работаем дистанционно. Файлы храним в общей папке на Google Drive, общение и рабочие задачи — в чате Telegram. Но подготовка к интервью, мозговой штурм и планёрки только офлайн, у меня дома. При работе со школьниками важно поддерживать эмоциональную связь живым общением, иначе нарастает непонимание общей работы и могут появляться конфликты.

Весь контент мы делаем с простой концепцией — мы пишем про людей. Посёлок маленький, все друг друга знают, и мы играем на этом. Нам нужен был вирусный эффект. Формат текстового интервью идеально вписался в эту концепцию. Первые интервью — про местный футбольный турнир и репетиторский центр.

Со всем этим багажом мы решили дать старт нашей деятельности в публичном поле.

Люди любят выбирать

1 декабря 2020 мы запустили социальные сети газеты. Не было даже названия, было решено дать людям возможность выбрать название и фирменные цвета. Тут нужно немного рассказать предысторию.

Обухово — это маленький моногород. В советское время здесь была ткацкая фабрика, где большая часть населения и работала. Гордость за малую родину до сих пор откликается в сердцах людей, как никак поставляли ковры в Кремль, сам Юрий Гагарин ходил по ним.

Ещё с тех времён существовала поселковая газета, в 90-е она изменила название и была на муниципальном бюджете. В 2018 году Обухово вошло в Богородский городской округ, местная газета упразднилась вместе с муниципалитетом. Она называлась «Обуховский вестник», и её тираж был порядка 2 000.

Мы выбрали четыре интересных названия и предложили их людям. Узнавать мнение масс решили через опрос VK, который прикрепили к посту-объявлению о создании медиа.

С помощью опроса мы узнали, что запрос на восстановление поселковой прессы есть. 29 голосов из 58 были за название «Вестник Обухово». Далее выбирали фирменный цвет. В качестве референса использовали цвета флага посёлка. В голосовании победил зелёный цвет.

Сколько стоит MVP?

Когда планировали, не искали типографию под печать, но закладывали порядка 10-15 тысяч на печать. Искать эти деньги, как и название, решили у людей. Чтобы люди понимали, кому они будут перечислять деньги мы старались показать всех, кто участвует в редакции. Это школьники из местных школ. Первые участники редакции по очередности: Дария Королева, Сергей Хоменко, Ася Орлова, Егор Чернецов

Ставка на краудфандинг оправдала себя, так или иначе мы смогли собрать деньги на печать. Но:

  • сбор затянулся на несколько месяцев, и из-за этого наша работа встала, что было ошибкой
  • деньги лучше собирать в форме подписчиков на страницу Boosty. Это позволяет формировать долгосрочный cash flow

Опираясь на эти финансы, мы напечатали нулевой тираж, хоть и прогадали со стоимостью печати. Бумага была высокого качества, и стоимость одного экземпляра была 16 рублей + доставка тиража из типографии.

Сейчас тираж в 5 000 мы печатаем на обычной газетной бумаге 45 мг, в типографии Миттель Пресс. Выходит порядка 3,5–4 рублей за штуку. Соответственно, сейчас печать и доставка обходятся в 23 000 рублей.

Столько стоил первый официальный тираж, на который нам пришли крупные донаты в 10 000 и 5 000 рублей. Увидев, что мы можем выпускать настоящий продукт, люди в нас поверили. Эволюцию дизайна можно увидеть в карусели ниже.

Больше чем газета

Мы очень долго делали нулевой тираж. В среднем темпе создавали первый официальный тираж. За две недели сделали второй тираж. После этого появилось время на передышку, нужно было обдумать свои действия.

Нас заинтересовало ежегодное исследование фирмы Deloitte о медиапотреблении в России. Исследования за 2020 и 2021. Вот что мы поняли:

  • газета нужна, чтобы донести информацию до возрастной аудитории
  • новости не для газеты, слишком низкая оперативность
  • треть населения читает газеты стабильно раз в 2 недели, каждый второй воспринимает газету как источник информации

До второго пункта мы дошли сами в процессе вёрстки, слишком странно воспринимаются новости даже недельной давности. Первый пункт известен интуитивно по идее всем. Третий пункт более интересен, он нас сильно приободрил.

Люди читают газеты, если они не шлак. Нам звонили бабушки и просили осветить некоторые проблемы посёлка. На номера размещенных у нас специалистов были звонки и продажи. По сути, мы расширяем локальный рынок.

При этом газета — это лишь один из каналов передачи информации. Ситуация с социальными сетями следующая.

  • на данный момент 647 подписчиков из примерно 12 тысяч населения, это где-то 5,39%
  • охват аудитории в месяцы, когда удавалось постить каждый день, порядка 3-4 тысяч или 25-33% от всего населения только во Вконтакте
  • на данный момент 577 подписчиков из примерно 12 тысяч населения, это где-то 4,8%
  • охват аудитории в месяцы когда удавалось постить каждый день, 1 тысяча или 8,33% от всего населения
  • на 577 подписчиков у нас бывает 310 просмотров сторис, минимум 240

Посмотреть наш MediaKit можно тут

От стартапа к бизнесу

Давая первые задания школьникам по сбору информации год назад, я и не думал, что у нас получится создать жизнеспособный продукт. Но мы его создали.

На данный момент с нами захотели сотрудничать на постоянной основе несколько местных бизнесов:

Пока всё это в форме устных договорённостей, но я уверен, мы сможем превратить их в договоры на размещение рекламы. В целом на каждый выпуск коммерческим способом мы планируем находить 40–50 тысяч рублей. Это позволит нам оплачивать печать, доставку, обеспечивать работу сайта, выплачивать гонорары и закупать оборудование для репортажей. Примерная годовая выручка 240–300 тысяч рублей.

Планы на будущее

До наступления 2022 мы разнесём два выпуска газеты. Попробуем, каково это в холодную погоду и снег. Попробуем осветить каждый матч поселковой хоккейной команды, играют в хоккей с мячом.

Продукт нашего медиа будет развиваться в качестве сервиса, нарастим его полезность:

  • Размещение вакансий. Тут у нас большие надежды на индустриальный парк «Атлант Парк» и его резидентов, плюс индустриальные парки из соседних населённых пунктов
  • Размещение объявлений. В задумке это недвижимость, но для того чтобы взлетело, нужен хороший трафик и более раскрученный бренд медиа
  • Информация о событиях с инфраструктурой. Тут нам предстоит системная работа с органами муниципальной власти. Необходимо оперативно получать информацию и представлять её людям в удобной и понятной форме

Благодарности

Хочу поблагодарить Дарию Королеву за рождение идеи газеты. Без её искры не удалось бы запустить этот продукт. Асю Орлову за её энергию, которая позволяет создавать лайв-интервью. Дарью Борисову за её методичную работу с текстом, чего трудно ожидать от подростка. Джульетту Караханян, в её объективе была запечатлена Богородская футбольная лига 2021. Мою супругу, Анну Хоменко, за её советы по вёрстке и финальную проверку текстов. Степана Костецкого, Валерию Хуртину и Дмитрия Борунова за личные встречи с участниками редакции — информация, рассказанная вами, в десятки раз ценнее, чем многие школьные уроки.

Также бесконечный респект всем, кто отправлял пожертвования для печати выпусков, и тем, кто подписан на наш бусти. Без вас всё это было бы невозможно.

Если вам нравится проект «Вестник Обухово», вы можете поддержать нас тут:

Если вы хотите сделать схожий проект у себя на местности, пишите сюда:

Если хотите купить у нас рекламу или сделать коллаборацию, пишите сюда:

Задать общий вопрос, дать оценку продукту, выразить текстовый респект можно в комментариях.

Спасибо за прочтение!

0
44 комментария
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kirill

Круто. Успехов тебе, Сергей, ты даёшь надежду и веру в людей своими действиями.
А из твоих молодых коллег получатся успешные журналисты, я уверен!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Антипов

Полностью вас поддерживаю, хотел добавить к вашему комментарию: ребятам здоровья и упорства.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Учтём!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Две книги про работу с текстом от Максима Ильяхова у нас в библиотеке. Корректорам и редакторам даю для изучения :)

Помимо книг планируем за счет прибыли оплачивать ребятам обучение различным курсам. Пока думаем про курсы TexTerra, так как они территориально близко от нас.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Bumblebear Moscow

Молодцы! Очень здорово, что школьники приобретают такой опыт на такой ранней стадии жизни, радостно, что есть кто-то, готовый им в этом помогать.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

В исследовании Deloitte про аудиторию платных газет также написано, что удивило. У нас чисто бесплатный формат, так как за деньги аудитория будет слишком маленькой.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Голованов
Кстати, я местные газеты всегда покупаю. Иной раз очень интересно бывает почитать про события, которые мимо меня и знакомых прошли

Это прям нетипично для сейчас)

Хотя печально немного (а может и показательно в чем-то), что газеты покупаются либо под рыбу, либо в сортир 🤷🏻‍♂️

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Volkolup

Искренне завидую ребятам, у которых есть такой учитель!
Успехов вам и вашим ученикам, Сергей!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Fedor Chemashkin

Ну прям очень круто! Аж вера в лучшее снова теплиться

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Данил Махницкий

Отличный пример того, как нужно работать с местным сообществом и заражать молодых ребят любовью к своему делу.

Успехов команде!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

На достигнутом не остановимся, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Солозобов

Лучи добра вам из небольшого городка в пригороде Санкт-Петербурга! Вы нереально крутые! Грамотный подход и привлечение школьников к такой деятельности.
У нас тоже в городке конкурировали две бесплатные газеты. Сейчас осталась одна, которую производит редакция, прикреплённая к администрации. Распространение не только адресное, но и на стойках в магазинах и других общественных местах. Все неплохо, но острые моменты, расследования опущены, так как критиковать администрацию нельзя. Поэтому в городе популярна независимая группы в ВК.
А у вас всё круто. Желаю вам всегда находить баланс между рекламой и доходами. Чтобы и деньги привлекались и не скатывались в очередной рекламный бюллетень.
Вы настоящий Учитель!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Спасибо!

Думаю причина гибели независимой местной прессы в следующих пунктах:
1. Не смогли вовремя зайти в социальные сети. Мы соцсети используем в том числе, чтобы узнать популярность материалов, некий продуктовый подход :)
2. Не умеют модерировать социальные сети, чтобы аудитория была живой. У нас только живая аудитория, поэтому нас любят алгоритмы, а просмотров почти всегда больше чем подписчиков.
3. Дорогая операционка. У нас затраты чисто на печать, нет ни офиса, ни фонда оплаты труда. Поэтому поэтому печать тиража обходится нам очень дешево.

Ответить
Развернуть ветку
John Smith

Есть ещё важный пункт гибели независимой прессы - независимость. Думаю дети скоро поймут, если продолжат заниматься этим

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Не скажу за всю Россию, но приведённая выше газета "Восточный Экспресс" является вполне оппозиционной и существует.

Ответить
Развернуть ветку
John Smith

Значит мелкие, пока не интересны и не опасны

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Отличный вдохновляющий пример для других. И пользу людям приносите, и детей заняли, и навыки сразу развиваете в себе, и людей объединяете.

Не ожидал увидеть подобную статью на vc, но рад, что нашел и прочитал.
Спасибо, что поделились.
Успехов в развитии.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Чиглинцев

"Вестник ОбуховО"? А разве не должно быть "Вестник ОбуховА"? Вы журналисты или где?

http://gramota.ru/class/istiny/istiny_1_toponimy/

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Верное замечание!

Этот вариант названия подбирали, чтобы лучше искалось в поисковых системах :)

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Чиглинцев

Ныне все современные поисковики тоже умеют склонять названия :)

Ответить
Развернуть ветку
Вячеслав Пистолетов

Спасибо за такое материалы! Хорошо, что есть у нас местная пресса. Да и круто, что такое учителя у нас: молодые и активные :)

Ответить
Развернуть ветку
Elena Karpova

У вас богатая культурная жизнь в Обухово - часто проводятся междугородние конкурсы - вокальные и хореографические. Договоритесь о партнёрстве - реклама =прибыль, освещение событий=аудитория.
Конкурсы платные, деньги там неплохие очень))) контент яркий опять же. Придумайте свой приз-отличная реклама, возможно, и средства привлечёте.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Именно в нашем Обухово, Богородский городской округ Московской области, междугородних конкурсов почти нет :(

Ответить
Развернуть ветку
Дрымов Загранью

Когда планируете вырасти до звания иностранных агентов?

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Shishova

+

Ответить
Развернуть ветку
Дашуля Литвинова

Просто молодцы

Ответить
Развернуть ветку
Семен Переделкин

"мы сможем превратить их в договоры на размещение рекламы"

Процесс превращения в

"либо коммерческая и утопает в рекламе"

начат.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Опасения понимаю, но я прикладываю усилия, чтобы это не стало реальностью:
1) Газета может и не приносить прибыль, для меня это не критично
2) Первая полоса неприкосновенна, там только события. Вся реклама внутри и на последней полосе.
3) Реклама нативна. Репутационные статьи и вакансии лаконично входят в нашу концепцию. Традиционных рекламных блоков всего 4-5.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

Шикарная история! Вы большие молодцы! Очень рад, что есть такие учителя и такие выпускники!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Хоменко
Автор

Спасибо! :)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Привалов

почаще рассказывайте о себе, пожалуйста!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Daria Titova

Очень крутая инициатива. И школьники молодцы, и учитель. Надеюсь, проект надолго)
Моя бабушка тоже живёт в Богородском округе, свою городскую газету читает регулярно. Так что запрос на местное СМИ у возрастной аудитории 100% есть.

Ответить
Развернуть ветку
41 комментарий
Раскрывать всегда