Вы решили сделать сайт. Как подготовиться?

Успех разработки сайта полностью зависит от подготовительного процесса. Предпроектное исследование — один из ключевых этапов, который дает возможность исполнителю услышать заказчика, понять специфику продукта, проанализировать потребности аудитории. Первое, с чего стоит начинать, сотрудничество — выстраивание эффективной коммуникации. Проведение комплексных исследование — уже последующий этап подготовительного процесса.

Одно из основных направлений digital-агентства полного цикла Осьминожка — разработка корпоративных сайтов, интернет-магазинов и лендингов с последующим продвижением. За годы работы над различными проектами мы выстроили собственный авторский подход к разработке, который предполагает комплексную подготовку и полный цикл исследований. В этой статье мы рассмотрим основные аспекты, которые помогут выстроить эффективную коммуникацию между заказчиком и исполнителем.

Знакомство: что нужно знать?

Для успешной разработки сайта необходимо максимально точно сформулировать задачи проекта и собрать все материалы, которые пригодятся или будут полезными при разработке. Одна из «болей» клиента — исполнитель не до конца понимает особенности и сильные стороны продукта. Если быть откровенными, то без вас заказчик так и не узнает этой информации. Подготовка к разработке поможет:

Избежать большого количества правок во время активной фазы разработки сайта.

Добиться наиболее интересного и креативного решения от команды разработчиков. Чем больше точных и подробных деталей представлено исполнителю, тем эксклюзивнее решения будут предложены.

Ускорить и удешевить разработку, ведь не придется много раз вносить правки или менять концепцию, что часто встречается даже на финальном этапе разработки.

Мы рекомендуем изначально согласовать все задачи проекта внутри своей компании (вместе с коллегами), а затем приступать к этапу сбора всей жизненно необходимой для разработки сайта информации. Мы имеем в виду информацию о миссии и задачах проекта, целевой аудитории, главных и дополнительных услугах компании, преимуществах, об итоговом результате.

Формулировка задач проекта — основной шаг, который нужно предпринять, прежде чем начинать разработку сайта. Помимо этого постарайтесь подобрать несколько примеров уже готовых проектов (можно даже не в вашей нише), которые по функционалу и позиционированию вам нравятся.

Причины, цель и задачи разработки сайта

Для формирования цели и миссии будущего сайта постарайтесь ответить на следующие вопросы:

  • Что сподвигло создать/поменять сайт?
  • Что поможет достичь поставленной цели?
  • Какие действия необходимы для достижения цели?

Что сподвигло создать/поменять сайт?

Совместно с командой определите главную причину изменения или создания сайта — цель и проблему, которую срочно нужно решить. Акцент рекомендуется делать не на формулировке, а непосредственно на идее. Для примера прикладываем ниже референс.

«Мы крупная сеть магазинов, которая продает строительные смеси, теплоизоляцию, кирпич, и большое количество других товаров. У нас низкие цены, что является нашим преимуществом. Однако про нас знают только посетители наших офлайн магазинов. Интернет-магазин позволит нам увеличить количество заказов».

Что поможет достичь поставленной цели?

Постарайтесь очертить основной круг задач, которые поможет решить реализация проекта. Например, желательно, чтобы количество заказов уже в первые несколько месяцев запуска увеличилось на 30%, а выручка в ближайшем будущем выросла на 40%. Добиться этого поможет запуск сайта и последующее его продвижение. Так о компании узнает большее количество людей, и вы сможете получать заказы, выйдя из привычного региона.

Постарайтесь объективно оценить эти моменты, и определить среди них самые ключевые. В дальнейшем это поможет понять вектор направления в процессе разработки, что позволит предложить объективное и наиболее подходящее решение.

Какие действия необходимы для достижения цели?

Чтобы достичь поставленной нами цели, в первую очередь, необходимо выбрать команду, разработать, запустить и протестировать первую версию сайта. Затем проанализировать эффективность проекта, найти слабые места и оптимизировать их. На финальном этапе подытожить, что положительно сказалось на эффективности сайта, а что нет.

Бриф: так ли сильно он нужен?

Многие компании на первом этапе работы просят заполнить бриф и не стоит им пренебрегать. Когда вы только обращаетесь к разработчикам, главная задача брифа — быстро объяснить задачу и передать детали, которые влияют на идею и решения проекта.

Бриф предполагает ряд вопросов в следующих направлениях: позиционирование компании, особенности рынка и конкретной бизнес-ниши, задачи, цели и миссия бренда; характеристика целевой аудитории и покупателя; представления о структуре и функциональности будущего сайта; ресурсы и сроки.

Исследования компании/продукта: наш подход к изучению ниши

Один из наших козырей — детальное исследование продукта/товара/услуги, предложенные компанией. Мы уверены, что к каждому продукту можно применить характерные KPI, которые позволят оценить особенности дальнейшего развития и продвижения. Для их получения мы проводим детальное исследование, которое помогает нам узнать следующее:

  • Потребности ЦА, оптимальный вариант взаимодействия с аудиторией.

Параллельно с этим мы используем методику бизнес-интервью при работе с клиентами. Такой подход позволяет нам решать все бизнес-юниты заказчика, не теряя при этом пользы для конечного потребителя.

Качественные исследования

Одна из методик, которая позволяет нам выстроить карту пользовательского опыта CJM. На начальных этапах мы проводим глубинные интервью с владельцами бизнеса и дневниковые исследования. Во время этого мы выявляем лучшие пути реализации проекта. Небольшой спойлер: при необходимости, для получения детальной информации и выявления «пробелов” в уже существующих ресурсах мы “выходим в люди», а именно: отправляем тайного покупателя, проводим опросы в Яндекс.Взгляде, собираем фокус-группы, внедряем своего сотрудника в компанию, чтобы лучше понять устройство компании заказчика и т.д.

Результат — формирование персонажа покупателя для построения подходящего ресурса, при взаимодействии с которым у пользователя не будет возникать преград.

Количественные исследования

В ходе количественного исследования мы настраиваем системы веб-аналитики, проводим оффлайн и онлайн опросы. Мы опираемся на глубокие показатели взаимодействия пользователя с брендом и его продуктом.

Сбор информации

Процесс разработки сайта зависит от информации о компании, ее услугах, целевой аудитории и конкурентах. От того, насколько точную и детальную информацию вы предоставите команде разработчиков зависит то, насколько готовый сайт будет соответствовать вашим ожиданиям.

Аудитория

Если вы уже давно на рынке, вы хорошо знаете свою целевую аудиторию, понимаете ее потребности, приоритеты и желания. В обзоре своей ЦА постарайтесь изложить максимум информации, делая акцент на «болях» покупателя/пользователя вашего продукта.

Не менее важный момент — составление психологического портрета вашего потенциального покупателя. Для этого постарайтесь понять, по каким причинам ваша ЦА может отказаться от ваших услуг/товаров?”. Для этого лучше всего использоваться маркетинговые исследования, делая акцент на аналитических данных вашей ЦА. Это позволит понять логику поведения пользователя вашего будущего сайта. Ориентируясь на представленную информацию, разработчики смогут предложить наиболее функциональные и понятные решения пользователю. Результат — соответствие логике покупателя, понятный функционал ресурса, минимум времени на оформление заказа.

Услуги и товары

На данном этапе команде разработки сайта необходимо предоставить информацию о категориях и типах товаров/услуг — важна любая информация о классификации продукции/услуг. Не лишней будет информация о популярных категориях. Предоставить эту информацию вы можете с помощью документа, таблицы или даже презентации. Форма подачи не так важна, как ее детализация. Количество подробной информации — очень важный аспект, поскольку от того, как полно представлена информация в карточке товара зависит дальнейшая реализация ваших продуктов или услуг.

Функции

Вы должны определиться, какие функции должны быть на вашем сайте. Это могут быть специализированные калькуляторы, формы заявок, форма подписки на рассылки, чат бот, кнопка срочной связи в виде звонка или чата и тд. Однако, вы должны понимать, что реализация этих функций требует значительных финансовых вложений. Поэтому важно остановить свой выбор только на действительно важных функциях будущего сайта. Для этого определите, какие функции будет выполнять менеджер, а какие задачи решит сайт. Например, можно заказать расчет стоимости, а можно для этого использовать калькулятор автоматического расчета.

Условия работы и процессы

Обязательно соберите важную информацию о работе вашей компании, которая будет размещена на сайте. Сюда относится информация о доставке, тарифах, страховке, часах работы, контактах, бонусах, акционных предложениях и тд. Необходимо собрать всю информацию о компании, которая будет полезна для целевой аудитории. Чем больше деталей, тем лучше.

О компании или сервисе

Часто раздел «О нас» бесполезный и скучный. Чтобы не допустить этого, разделите подготовку этого раздела сайта на две части. Во-первых, найдите причины по которым клиенты будут заходить в этот раздел. Во-вторых, соберите информацию о себе: кто вы, почему вас любят клиенты, какая команда, награды, достижения, вакансии и прочее. Но не распыляйтесь, фокусируйтесь на главном.

Разработка сайта опытными специалистами digital-агентства полного цикла Осьминожка

В процессе проектирования и разработки веб-сайта есть несколько этапов. Обратившись к нашим специалистам, разработка вашего сайта будет осуществлена в 8 этапов:

  1. Сбор всей необходимой информации
  2. Планирование процесса разработки
  3. Проведение качественных и количественных исследований (построение карты пользовательского опыта CJM, формирование и подбор подходящих KPI, проведение юзабилити-тестирования и т.д.)
  4. Создание интеллект карты (mind-map), прототипа и дизайна сайта
  5. Разработка сайта
  6. Запуск сайта в эксплуатацию
  7. Тестирование и поддержка
  8. Дальнейшее обслуживание сайта (по согласованию с заказчиком)

Готовый отчет, сформированный по результата исследования, — это информация, на основе которой будет выстраиваться будущий проект. По этим данным мы разработаем KPI. Благодаря этому вы сможете оценить эффективность проделанной работы и результат запуска.

33
8 комментариев

Комментарий недоступен

1
Ответить

Здравствуйте! Спасибо за проявленный интерес к нашей статье! Компания «Осьминожка» существует уже около 5 лет и в общей сложности мы завершили более 70 проектов. Можете подробнее ознакомиться с нашим портфолио https://myosminozhka.ru/projects/

Ответить

Надо знать основы маркетинга, тогда и будут требования)
Как сайт должен работать на примере видео аудита: https://youtu.be/5p2wVEClPaY

Ответить

Здравствуйте! Спасибо за ваш комментарий! Мы производим ряд исследований, о которых писали в статье и аргументировано объясняем что необходимо изменить или внедрить в будущем продукте на основании статистических данных.

Ответить

Интересно, зачем вам ux исследования перед проектированием и дизайном сайта?

Ответить

Здравствуйте! Спасибо за ваш комментарий! Мы производим качественные и количественные исследования, о которых писали в статье.

Ответить