Это не мое: истории карьерных ротаций в большой компании от сотрудников Ростелекома

Знакомое чувство: оставить профессию и стать экскурсоводом? Или сменить юриспруденцию на программирование? В общем, хочется изменить свою жизнь, но мешают страхи и сомнения. Вы не одиноки— в Ростелекоме много сотрудников, которые поменяли профессиональное направление. Если вам нужны вдохновение и решимость, эта статья поможет сделать шаг вперед.

Это не мое: истории карьерных ротаций в большой компании от сотрудников Ростелекома

Наталья Резепова

руководитель направления отдела контроля качества и профессионального развития массового сегмента, макрорегиональный филиал «Волга»

Мой путь в Ростелекоме начался в 2010 году с позиции агента по продажам. Я была тем самым человеком, который звонит в дверь и предлагает услуги. Так я получила свой первый колоссальный опыт общения с клиентами. Благодаря этой работе мне удалось преодолеть все внутренние блоки, скромность и застенчивость, страх инициативности. Уже позже я попала в штат компании на должность оператора, затем работала с клиентами очно в офисах продаж. Внутри компании меня уже многие знали, поэтому проблем при переходе на новую позицию не возникало. Тем более, я всегда на практике показывала свое желание работать и развиваться.

Вскоре мне пришлось начинать жизнь с чистого листа — декрет и переезд в новый город. Пришло некоторое переосмысление жизни и появилось желание сменить профессию. Тогда я начала анализировать и раскладывать себя «по пазлам». Например, мне нравится общаться с людьми, проводить собеседования, обучение и инструктажи, заниматься нематериальной мотивацией. И я решила, что нужно использовать декрет как новую возможность для развития. Почувствовала в себе огромное желание получить HR-образование в университете, хотя после первого решила, что никогда пойду учиться. Было непросто, но я справилась и получила диплом.

После декрета уже с обновленным резюме меня пригласили в Ростелеком на должность руководителя направления обучения в отдел контроля качества и профессионального развития. На собеседовании попросили продемонстрировать навыки публичных выступлений. Я провела демотренинг для молодых руководителей, и меня приняли.

В моей трансформации от продаж к обучению очень помогли передаваемые навыки. Что понять, что это такое, вспомните себя пять или десять лет назад. Для успешного трудоустройства вы искали в себе какие-то сильные способности, которые перевесили бы отсутствие опыта. Эти способности и есть передаваемые навыки, чем они убедительнее, тем проще будет сменить профессию. Если постоянно развиваться, ходить на курсы, повышать квалификацию — становитесь более гибким и легко обучаемым. Это компенсирует нехватку релевантного опыта в новой сфере.

Как определить сферу, в которой вы хотите развиваться? Выпишите на листок бумаги в одну колонку то, что у вас получается лучше, чем у других, в другую — то, что вы профессионально умеете. Это поможет найти вам карьерное направление мечты.

Ирина Зубарева

Руководитель проектов проектного офиса межоператорского взаимодействия. Методолог, PME, PRIME, победитель в номинации «Высокий результат» всероссийского конкурса «Проектный руководитель 2021»

Я пришла в Ростелеком в 2002 году на позицию ведущего специалиста расчетов за услуги связи с международными операторами. В 2003 году уже возглавляла службу международных расчетов. Дошла до заместителя начальника отдела. Но через 15 лет мне удалось полностью сменить функционал и стать руководителем проектов. Вся моя карьерная траектория была направлена на усовершенствование чего-либо, что помогает сделать жизнь людей лучше.

При смене направления я столкнулась с двумя страхами. Первый — было страшно не столько сменить работу, сколько потерять ее при реорганизации, происходящей в компании. Мое подразделение полностью переходило в ОЦО (Общий центр обслуживания), а это значило, что я могла остаться в бухгалтерии до конца своей карьеры. Решение принимали всем отделом — или нас увольняют, или мы сами уходим, или ищем варианты развития внутри компании. Нам повезло, нашелся вариант перехода в департамент поддержки продаж блока межоператорского взаимодействия (B2O). Менеджеры продаж заключали контракты на услуги связи, а мы их сопровождали.

На интервью при переходе в новую структуру я поделилась с руководителем, что во время работы в бухгалтерии вела проекты развития финансовых и биллинговых систем. И мне предложили сменить функционал на управление проектами. Появился другой страх — как справиться с новым, но безумно интересным для меня функционалом. Страх я преодолела и совсем не жалею о таких кардинальных изменениях в своей карьере. Я стала управлять ИТ-проектами. Именно эта возможность и вера в мои силы руководителя помогли быстро адаптироваться и вникнуть во все процессы проектного управления.

Помню первое задание-челлендж: проект «Система контроля маржинальности». Это был проект мечты, но пока не моей, а моего руководителя. Проект гарантировал отличный финансовый эффект и будущее для сегмента в части оптимизации затрат. Но запустить его мешало заключение об отсутствии технической возможности. На мне лежала огромная ответственность. Работая над проектом, я перечитала все внутренние документы и отчеты, глубоко проанализировала все заключения и нашла элементарную ошибку. В заключении не учли наличие одного поля в мастер-системе, которое при заполнении снабжало систему контроля маржинальности необходимой информацией. Решение пришло легко и было реализовано в кратчайшие сроки. Понимание того, что тебе трудно и надо адаптироваться, ошибаться и пробовать заново — мотивирует и дает силы.

Со временем интерес к проектному управлению только возрастал. У меня накапливался огромный багаж теоретических знаний — в год я проходила до 20 тренингов. Руководитель предложил развивать проектное управление и заняться методологией. Я снова столкнулась с очередным вызовом — не было практики. Я наблюдала за другими экспертами, изучала их опыт, разбирала кейсы, чтобы получить необходимые знания. Считаю это еще одним шагом вперед, ведь сейчас я не только управляю проектами, но и развиваю проектное управление в сегменте B2O, вношу свой вклад в проектную деятельность Ростелекома», делюсь опытом с экспертами на внешнем рынке.

Считаю, что развиваться нужно постоянно — независимо от возраста. Нужно двигаться вперед, понимая конечную цель. Но начинать изменения карьеры нужно с себя. Научиться управлять собой: личной эффективностью, коммуникациями, эмоциями, целеполаганием.

А еще нужно во все «ввязываться»! Когда активно участвуешь в разных проектах, конкурсах, конференциях, мастер-классах, ты можешь сравнить себя с другими, понять свой уровень компетенций и навыков, приобрести уверенность в своих силах и определить векторы дальнейшего развития.

Евгений Князев

Системный аналитик Центра компетенций по развитию единой интеграционной платформы

Сразу после окончания юридического вуза в Магадане я устроился в Ростелеком. Пошел в закупки, куда брали без опыта. Чуть позже переехал в Екатеринбург, потом — в Москву. Здесь впервые начал задумываться о смене профессии.

Начал активно интересоваться сферой ИТ. Еще в закупках меня называли местным «айтишником» за регулярную помощь коллегам с системами. Это было мне по душе. Я пытался трижды самостоятельно учиться программированию: проходил курсы, делал домашние задания, но не было достаточной мотивации и понимания дальнейшей реализации. Это продолжалось, пока в Ростелекоме не появилась «Школа программирования» — внутренняя программа обучения для желающих попасть в ИТ. Меня привлекло и то, что по окончанию курса была возможность трудоустроиться. Так я стал системным аналитиком.

Конечно, был страх — пойму ли я все, справлюсь ли с требованиями новой должности. Поверьте, когда вы идете на младшую позицию, руководители понимают, что ты только обучаешься и готов развиваться. Но важно и самому взять себя в руки, изучать множество материалов, общаться с другими коллегами.

Не жалею о прошлом опыте — работа в закупках дала мне полезные навыки для новой сферы. Например, на Урале я занимался методологией и развитием процессов. Если что-то можно улучшить — находите и улучшайте это. Полученный результат всегда дает желание развиваться дальше.

Наталья Антохина

Руководитель направления продуктового офиса «Телефония»

Многие говорят, если работаешь долгое время в одной компании, засиживаешься и не развиваешься. Это далеко не всегда так. За 10 лет в Ростелекоме я сменила четыре функции, и наоборот — углубилась в разные сферы и расширила свое мировоззрение.

Мой путь начался в кол-центре дочерней компании. Через некоторое время его передали на аутсорс. У меня на столе стояли два телефона: по одному отвечала серьезным представителем телекоммуникационной компании, а по-другому — как продавец-консультант в интернет-магазине. Это был интересный опыт.

Когда мы полностью вошли в состав Ростелекома, мне предстояло выбрать: переехать в другой город в кол-центр или остаться в Москве в службе сервисной поддержки. Решила попробовать второй. Углубилась в техническую часть, работала с клиентами и решала их проблемы. Однажды компанию покинули сразу двое руководителей, и меня поставили их замещать. Случился мой первый провал. Мне не хватило компетенций для решения задач, поддержки от начальства и психологического спокойствия. Я решила уйти.

Когда об этом узнали мои бывшие коллеги, то предложили перейти в продажи. Здесь было комфортно: отличный коллектив, мы друг друга поддерживали, играли в КВН, посещали различные мероприятия. В то время сформировали центр компетенций по продуктам и пресейлу. Я сразу загорелась туда попасть, но попросить об этом не могла — неудобно. Пыталась себя проявлять. Вызвалась быть материально ответственным лицом и неофициально стала инсталлятором. Днем продавала услуги и оборудование, а вечером ходила к клиентам и настраивала его. Мне было интересно абсолютно все.

Однажды на обучении по новому продукту я задавала множество нестандартных вопросов спикеру, на которые он не отвечал. Игнорировал, даже когда тянула руку. Но мне было действительно интересно и важно найти ответы, поэтому на кофе-брейке я нашла его и настойчиво расспросила. Нас окружили коллеги из других филиалов, многие просили мои контакты. После обучения спикер предложил мне перейти в продуктовый офис и стать его правой рукой. Я согласилась. Сейчас это мой руководитель, и мы со смехом вспоминаем мою настойчивость.

Моя профессия — продуктолог — включает множество других специальностей: мы разрабатываем новые продукты, анализируем потребности, пишем тексты и обучаем коллег. Скучно не бывает точно. Конечно, переходы не всегда проходили гладко. Меня обсуждали и осуждали многие люди вокруг — коллеги, друзья. Но мои цели всегда были выше того, что обо мне говорят окружающие. К мнению авторитетного для меня человека я прислушивалась, но решение всегда принимала сама. Мне было интересно пробовать новые профессии и испытывать уникальные эмоции.

Не бойтесь резких изменений. Если, проснувшись, вы не хотите ехать на работу — меняете ее. Если стало скучно — осмотритесь и постепенно идите дальше. Но помните, что честность должна быть в приоритете. Если решили поменять профессию, скажите об этом честно. Особенно руководителю. Он может помочь, предложить что-то новое или поддержать ваш переход.

Главное правило: на пути к цели пригодятся абсолютно все полученные знания. Накапливайте их.

44
Начать дискуссию