Аутсорс, аутстаффинг и продуктовая разработка. Различия форматов понятным языком

Разбираемся, где заканчивается ответственность заказчика и начинается ответственность агентства при разных форматах работы. Это важно знать всем, кто хочет запустить свой сайт или диджитал-продукт. В статье — главные тезисы для маркетологов, собственников и других «лиц, принимающих решение».

Меня зовут Виктор, я руководитель агентства Wemakefab. Мы занимаемся разработкой, дизайном и продвижением сайтов, диджитал-продуктов и онлайн-сервисов. Видим изнутри, как правильно выстроенный процесс влияет на скорость, качество и результат разработки.

Время чтения — 7 минут. Сравнительная таблица — в конце статьи.

Аутсорс: заказчик получает выполнение задач строго по ТЗ

Аутсорс с точки зрения клиента

Вы отдаёте задачу по разработке сайта в агентство. А вместе с ней — часть ответственности. При этом агентство несёт ответственность только за качество кода, дизайна и вёрстки, но не отвечает за успешность вашего бизнеса. Разработчики ориентируются на ваше ТЗ и «хотелки».

Работа строго по ТЗ не гарантирует, что заказчик получит хороший продукт. Ведь хороший продукт не равно чистый код.

Команда разработчиков может дать рекомендации и предсказать, как внедрение отдельного модуля повлияет на бизнес-процесс. Но финальное решение насчёт этапов реализации за вами, как и все риски.

Агентство не отвечает за бизнес-результаты, которые принесёт продукт. Поэтому мотивация команды не может складываться из продуктовых метрик.

Аутсорс с точки зрения агентства

Это один из самых привычных форматов работы для большинства компаний.

Агентство оценивает техническое задание, определяет объём ресурсов, которые потребуются, и озвучивает стоимость разработки. Часто клиент может получить несколько вариантов в коммерческом предложении: от «эконома», в котором реализованы самые базовые функции, до услуги «полный фарш», когда учитываются все-все хотелки.

Чем аутсорс хорош для агентства:

— Экспертность накапливается внутри агентства;
— Возможность работать командой на одном проекте и совершенствовать процессы;
— Удобный и предсказуемый формат для обучения новичков;
— Появляются крутые кейсы, которыми можно гордиться и рассказывать на рынке.

Аутстаффинг: заказчик получает доступ к дефицитной компетенции

Аутстаффинг для клиента

При аутстаффинге у вас должен быть собственный тимлид и понимание технических аспектов задачи. Вопрос только в наличии свободных рук для решения этих задач. Именно их вы и хотите привлечь со стороны.

Вы подбираете нужных специалистов и покупаете их часы. Вся ответственность за ход разработки, процессы и результат — полностью на вашей команде.

Агентство отвечает только за то, что специалист, который пройдёт ваше техническое собеседование, в дальнейшем будет работать в нужном графике, аккуратно трекать все часы и быть на связи. А в случае его ухода агентство предложит нового кандидата с аналогичным уровнем экспертизы.

Аутстаффинг для агентства

Формат подразумевает поиск и прокачку хороших специалистов. Ресурсы уходят на найм, удержание, мотивацию и грейдирование. Ответственность агентства — предоставить адекватного человека с релевантным опытом.

Агентствам обычно интересно работать в формате аутстаффинга, так как это возможность посотрудничать с крупными брендами. А специалисты получают качественный опыт в работе с новой командой.

Для разработчиков аутстаффинг тоже интересен. Такой формат даёт возможность работать в небольшом агентстве без бюрократии, прокачивать навыки и участвовать в разных проектах, не меняя при этом место работы.

Также агентству важно понимать, что путь развития в сторону аутстаффинга содержит свои риски. Такую работу не упакуешь в кейс, не отправишь на конкурс. Поэтому лучше соблюдать баланс аутстаф-аутсорс.

Промежуточный вывод

Результат работы по аутсорсу и аутстаффингу — софт или сайт. И разработчик не несёт ответственности за бизнес-результаты, которые принесёт этот софт или сайт.

Продуктовая разработка: заказчик получает техническую и бизнес экспертизу

Продуктовая разработка — то, чем мы занимаемся в последние пару лет. Помогаем клиентам выпустить на рынок полноценный продукт или онлайн-сервис, который будет не просто работать, но и нести ценность заказчику и пользователям.

В каком случае это нужно?

У вас есть идея, но вы не знаете, как её проверить, реализовать и донести до конечного пользователя. Вам нужно агентство-партнёр, которое закроет все эти вопросы своей экспертностью.

Продуктовая разработка для клиента

Формат, при котором агентство несёт ответственность не только за сайт и техническое сопровождение, но и за сам продукт, его развитие, продвижение и поиск пользователей.

Заказчик занимается только бизнес-процессами (инвестиции, распределение выручки, масштабирование и т.д.).

В этом случае агентство закрывает все задачи по внедрению, тестированию гипотез и анализу метрик. То есть, мы не только дизайним и программируем, но и правильно выстраиваем процесс. Не только закрываем экспертные задачи, но и определяем, какая именно экспертиза требуется на проекте. Это цельный продуктовый подход.

Продуктовая разработка для агентства

Обычно под такую разработку выделяется отдельная команда. Чтобы специалисты были полностью вовлечены в отдельный проект и не распыляли своё внимание.

Оплата, как правило, производится либо в формате T&M, либо Retainer (про форматы оплаты поговорим в следующей статье). То есть, вы платите не за задачу, а за время людей, которые работают на проекте.

Для нас это приоритетный формат, так как разработка продукта — это большая ответственность и уникальный опыт.

Вот пример проекта, в котором мы полностью отвечали за продукт.
Это онлайн-агрегатор экскурсий от гидов и туристических компаний Санкт-Петербурга и Москвы.

Здесь мы отвечали за:

— Выявление наиболее экономически оправданного направления;

— Формулирование и проверку продуктовых гипотез;

— Весь процесс разработки от MVP до полноценного сервиса;

— Маркетинг и контроль KPI на проекте.

То есть — взяли идею и реализовали её с нуля.

Полный кейс есть на нашем сайте, если вам приглянулся сам проект.

Сводная таблица

Заключение

При выборе формата ориентируйтесь на свои задачи и прислушивайтесь к профессионалам. Например, в одном случае ТЗ — необходимая часть разработки, а в другом — инструмент, подходящий лишь для того, чтобы похоронить ваш продукт.

Советую сотрудничать только с теми агентствами, которые понимают ваши бизнес-задачи и в переговорах отталкиваются от них, а не от собственных возможностей и ресурсов.

Всем кто дочитал — бесплатная часовая консультация по выбору правильного формата для своего проекта.

Написать можно в телеграм:@viktorryndin
Или на почту: [email protected]

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null