Давайте уже определимся: NFT - лохотрон года или возможность десятилетия?
Маркетологи, айтишники, предприниматели, что думаете на этот счет по итогам 2021 года?
Помню, как в 2014 году мои друзья начали массово регистрироваться в Instagram. Первыми зашли девушки, за ними подтянулись наиболее смазливые парни, а дальше все остальные.
Я же стоял на своем и до последнего не мог понять, зачем это нужно и какой смысл менять VK со стеной, музыкой и видео на бесконечную ленту с фотографиями и уродливыми фильтрами. В середине 2015 социальное давление наконец одержало победу, и я выставил свой первый пост. В 2016 Instagram дал старт моей карьере в маркетинге. В 2021 я провожу на этой платформе минимум час в день — это уже привычка, от которой трудно избавиться.
А помните, как 2 года назад мы плевались в сторону TikTok? Казалось бы, кому может быть интересно смотреть, как малолетки прыгают под музыку и кривляются? Я, к примеру, на полном серьезе говорил, что никогда не скачаю это приложение, потому что не хочу стать деградантом.
Год назад я зарегистрировал свой профиль в ТТ. А сегодня в нем "залипают" мои родители и даже мой дедушка. Уверен, что ситуация вам знакома.
А теперь поговорим по делу
Эти две, на первый взгляд, простые истории научили меня, что никогда не нужно делать поспешных выводов в отношении нового. Покопавшись в истории я убедился, что я такой не один. Скептицим и недоверие к инновациям у людей были всегда: интернет в начале 2000-х, соцсети в начале 2010-х, а сейчас, похоже, такая же ситуация с хайпом вокруг NFT и метавселенной. Или все-таки нет?
В ежегодном отчете Hype Cycle 2021 года от Gartner на вершине пика завышенных ожиданий, конечно же, находятся NFT. Клиентами Gartner являются компании, а не криптовалюты. Если он включает NFT в цикл хайпа, это означает, что бизнес думает, как их внедрить в свою деятельность.
Gartner считает, что мы находимся на пике завышенных ожиданий от NFT. Это точка цикла, в которой «ранняя огласка приводит к ряду историй успеха, часто сопровождаемых множеством неудач».
Основываясь на данных в динамике, можно сделать вывод, что пик завышенных ожиданий - это прогноз огромной ценности в будущем. В большинстве случаев технологии, которые достигли такого пика в прошлом, стали повсеместными.
- 2009: Облачные вычисления - рынок сегодня составляет 250 миллиардов долларов.
- 2010: Стандарт 4G - движущая сила мобильной революции, создание триллионов долларов ценности.
- 2011: Стриминг - YouTube заработал $20 млрд в 2020 году, рыночная капитализация Netflix составляет $247 млрд, TikTok оценивается в $425 млрд.
Копаем глубже
Окей, допустим, NFT действительно полезная штука с большими перспективами. Но ее массовая адаптация еще не близко, верно? Я тоже так думал, пока не начал изучать новости и анонсы за последние полгода. Предлагаю взглянуть на ближайшие планы крупнейших игроков на рынке:
- В декабре Coinbase (самая крупня криптобиржа) запускает NFT-маркетплейс, а Twitter внедрит функцию NFT-аватаров.
- Robinhood (главный онлайн-брокер в мире) в начале 2022 года выпускает свой крипто-кошелек. Следующий логичный этап - интеграция NFT.
- Reddit в конце лета планирует лаунч собственной NFT платформы.
- TikTok уже запустил NFT в партнерстве с Immutable X, и скорее всего, продолжит развивать это направление и дальше.
- Еще с июля ходят слухи, что Instagram работает над внедрением NFT функционала.
- Facebook вообще переименовался в Meta и на днях запустил VR-среду Horizon Worlds в открытый доступ. Цукерберг при этом прямо заявляет, что видит огромное будущее для цифровых активов.
- Помимо анонса Microsoft Mesh, Гейтс заявил, что в ближайшие 2-3 года большинство виртуальных встреч будет происходить в метавселенной, а в 2022 выйдет первая версия VR-кита от Мелкомягких.
- Apple пока выжидает нужный момент, но большинство аналитиков прогнозируют официальный анонс AR-очков в 22-23 году. Ожидается, что «яблочные» таким образом заменят IPhone уже к концу десятилетия.
- Fortnite и Epic со своими 350 млн пользователей еще летом подняли $1 млрд для построения метавселенной.
- Tencent со своими WeChat и Riot Games прямо заявляет, что у них есть все инструменты, чтобы воплотить свое видение метаверса за счет гейминга и социального взаимодействия.
- Alibaba недавно подал заявки на регистрацию товарных знаков «Ali Metaverse», «Taobao Metaverse» и «DingDing Metaverse», а также зарегистрировал новое подразделение под названием Yuanjing Shengsheng, которое будет «проверять игровой потенциал метавселенных».
- VK и Одноклассники - как обычно, украдут идею у других, как только увидят спрос на своих рынках))))
- И только у Youtube и Google пока нет конкретики по планам на метавселенную, но за AR/VR продукты они взялись еще с начала прошлого десятилетия.
Как вы можете заметить, рынок интересен не только спекулянтам, желающим сделать быстрые деньги на "картинках". Серьезные дяди тоже вплотную взялись за все, что связано с метавселенной, NFT и WEB 3.0.
Продуктами каждой из этих компаний пользуются десятки и сотни миллионов человек. Если собрать вместе всю их аудиторию, то суммарно получим почти всех интернет-пользоваталей в мире. Вряд ли ЛПРы, маркетологи и аналитики этих гигантов руководствуются эмоциями и желанием быстрого хайпа, когда речь заходит о миллиардных инвестициях в подобные проекты. Также я не думаю, что этим компаниям настолько наплевать на репутацию, что они бы рискнули ее разрушить, залетев в сомнительный тренд с жизненным циклом 1-2 года.
А в чем суть?
Окей, допустим, мы уже поняли, что NFT перспективная технология, она с нами надолго, и ее массовая адаптация настанет раньше, чем мы думаем. Но в чем польза? Сейчас все выглядит так, будто кучка безумных крипто-парней создала для себя очередную кнопку "бабло" и раздувает рынок "картинками", которые не несут никакой пользы.
Действительно, сейчас все похоже на огромный пузырь, который скоро лопнет. Эту тему отлично раскрывает недавняя статья от наших коллег по цеху, в которой они провели анализ рынка на основе нескольких критериев.
Ребята сделали вывод, что рынок коллекционных NFT на данный момент представляет из себя пузырь, т.к. соответствует всем четырем критериям данного определения. Я с ними согласен — все это очень похоже на крах "доткомов" начала 00-х. Падение рынка неизбежно и 98% проектов потеряют в цене. Но важно отметить, что слово "коллекционных" выделено не зря, потому что вывод касается конкретно этой категории NFT.
Да, многие полагают, что NFT — это просто коллекционные картинки в духе карточек Pokemon начала 2000-х. Но, как оказалось, кроличья нора куда глубже. Благодаря смарт-контрактам, которые "вшиты" в токен, сфер применения этой технологии действительно много. Вот лишь часть индустрий, которые потерпят изменения в ближайшие годы:
- AR/VR + метавселенная.
- Музыкальная индустрия.
- Гейминг.
- Недвижимость.
- Мода.
- Лицензированние.
- Ивент-индустрия.
- Искусство.
- Логистика.
- Комьюнити-менеджмент.
- Краудфандинг.
- Маркетинг.
- Медицина.
Как видите, список внушительный. Я бы с удовольствием рассказал о каждой категории подробно, но это тема отдельной статьи. Пока можете просто поверить на слова. Польза от NFT в этих сферах действительно есть и будет, а некоторые компании уже успешно строят продукты и процессы вокруг этой технологии. Отдельно лишь отмечу AR, гейминг, музыку и моду — эти рынки потерпят большие изменения и станут главными драйверами роста для NFT.
Вместо вывода
Каждый должен решить для себя сам, как он воспринимает новое и неизведанное раннее. К примеру, какой бы я не был скептик и консерватор в прошлом, мой скромный опыт показал, что нужно менять взгляды и открываться новому. Как минимум, это расширяет горизонты мышления и это интересно, а как максимум — это может изменить жизнь.
Для себя я решил, что NFT, метавселенная и WEB 3.0 — возможность, которая выпадает раз в 10-15 лет. И чем раньше я ей воспользуюсь, тем быстрее начну собирать сливки. К счастью, многие умные чуваки с деньгами и большим опытом за плечами думают так же.
А как считаете вы? Очень интересно ваше мнение.
Если вы тоже видите в NFT и метавселенной огромные перспективы и хотите узнать больше об этой сфере, то приглашаем в наш Телеграм-канал. Мы с партнером мониторим 100+ западных ресурсов и публикуем самые свежие новости по теме. А еще мы делимся мыслями и аналитикой рынка WEB 3.0, гейминга и AR/VR. Ждем всех, кто открыт к новому, у нас в клубе.
Возможность десятилетия прокатиться на лохотроне.
И такое может быть. Но я предпочитаю доверять трастовым западным предпринимателям, так что не могу согласиться) У нас в бомжатских странах бывшего СССР с нулевым образованием и нулевой экономикой люди как-то не вызывают такого доверия :D
Давайте уже определимся: NFT - лохотрон года или возможность десятилетия?Берите выше. ВОЗМОЖНОСТЬ ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ!
Нужно переставать так часто залипать на Гери Ви) Непроизвольно цитирую его в тексте
Комментарий недоступен
А еще можно распечатать Мона Лизу на принтере и заказать Ролексы с Китая)
А дикпики нфт уже есть? Если есть, то возможность, если нет, то лохотрон. Как известно порно - двигатель инноваций и спонсор развития интернета.