Искусство вычеркивать

Искусство вычеркивать

Многие знаменитые писатели искусство вычеркивать называли чуть ли не главной чертой профессионализма. Авторы, особенно начинающие, натуры увлекающиеся, они считают, что чем больше слов и предложений, тем книга получится интересней, полнее и привлечет больше читателей. Но это совершенно не так — чем больше слов, тем хуже читаемость книги. И вообще, любая избыточность в литературе — это плохо. Писатель должен быть «экономным».

Очень хорошее упражнение, когда писателю, на конкурсах, в статьях или публикациях, задают конкретное число знаков — это очень дисциплинирует писателя. Особенно такого, который считает, что каждое его слово — ценно. Но умение написать кратко — приводит автора к большему успеху, нежели его длинные произведения (даже романы).

Возможно вы написали текст и превысили количество знаков в двое… и вы начинаете сокращать. И как раз оказывается, что осталось самое ценное, и парадокс — ваше произведение стало намного лучше.

Остается суть сюжета. Минимум описаний, размышлений автора и прочей наносной всякой всячины. Сокращая ваш шедевр, вы все же стараетесь переосмыслить его, убрать все ненужное и наносное, оставив идею.

Сейчас идет поколение людей с клиповым мышлением. Это ни хорошо, ни плохо — так есть. Люди научились ценить время, и читают, схватывая лишь суть. Долгие описания, кажутся нудными, однообразный затянутый сюжет — не интересным и скучным.

Наш мозг так устроен, что запоминает только то, что связано между собой. Если появляется какая-то отвлеченность, наш мозг старается переключиться и забывает суть. Почему например, нам трудно запоминать цифры? Там нет никакой связи, лишь набор отдельных цифр — 3, 8, 12… и чем их больше, тем сложнее их запомнить. Но если между цифрами появляется связь, какой-то сюжет, то они с легкотстью остаются в нашей памяти. Например, жили три поросенка, потом они нашли еще одного и их стало 4, потом они размножились и их стало 12. или та же картина с 3-хголовым, 6-тиголовым и 12-тиголовым змеями. 7 гномов, Илья Муромец 33 года лежал на печи и.т.д.

Вот так же и в литературе — есть связь — легко понять. Легко запомнить.

Когда все факты в книге четкие и не перегруженные, читатель говорит: «Интересная книга», а когда много текста, чаще бывает, что не понял, заснул на первой странице и т.д.

На первых порах, новичкам особенно, рекомендуется записывать текст ручкой. Тут уже, в эпоху компьютеров, становится лень писать длинно. Еще можно попробовать закрывать некоторые слова в тексте — если без этого слова смысл не искажается, то его можно смело вычеркивать. Если без слова нельзя обойтись, то его нужно оставлять. То же можно проделать и с предложениями. Если без этого предложения ничего не изменилось, такое предложение нужно вычеркивать. Иногда такое проделывают с целыми абзацами.

Какие слова особенно бывают лишними.

Глаголы. Если их в тексте очень много, то такой текст начинает напоминать сценарий (пошел, поднял, сел, ушел). Такого в книге лучше избегать, потому, что складывается впечатление, что один герой что-то там делает, суетится, а больше ничего не происходит в сюжете. Негативный эффект возникает и от перебора прилагательных. Здесь обратный эффект — сюжет словно застрял на одной точке. А прилагательное с существительным вкупе дает эффект штампа, клише, что очень знакомо читателю, а значит возникает состояние — Я это уже знаю, я об этом читал, автор не оригинален, автор плагиатит.

Лучше прибегнуть к метафорам, сравнениям.

Часто в текстах промелькивают слова-паразиты, например, кстати, может, в общем…

Обороты речи — я подняла свою руку (ну а чью еще вы могли поднять?) - без слова «свою» вполне можно обойтись.

Еще лучше не писать причастные и деепричастные обороты. Они очень усложняют текст, особенно если их употреблять парами, или сразу — по три-четыре.

Попробуйте прочитать вслух свои произведения — если вы не запнулись, не заскучали, поняли написанное — то такой текст будет понятен читателю и он его с легкостью осилит. Кроме того, когда вы читаете вслух — сразу осознаете, где какие громоздкие конструкции затесались в ваши произведения.

Еще было бы хорошо дать почитать текст другому человеку и обязательно вслух. Так вы еще быстрее поймете, что не так в написанном. Дайте почитать разной аудитории — женщинам, мужчинам, детям, молодежи, старикам и при этом не только слушайте свой текст со стороны, но и наблюдайте за лицами чтецов — их эмоции в этот момент ни с чем не спутаешь. Отмечайте про себя «провисы» и нечеткости — а потом постарайтесь найти таким словам или выражениям замену.

Не бойтесь переделывать и перечитывать текст помногу раз, отходите от постулата — «Я автор — я так вижу!». Даже великие люди переписывали свои книги по нескольку раз, и от этого они стали только лучше.

Вычеркивайте одинаковые слова или заменяйте их синонимами. Часто повторы режут ухо. Это не касается имен. Например: Наташа — девушка или женщина — она.

Обратите внимание на название произведения. Оно. Как и весь текст, не должно быть излишне длинным, достаточно одного-трех слов. Либо одного слова в заголовке и два в подзаголовке. Например: «Происшествие на дне». Как сделал Максим Горький — удалил все не нужное и оставил только «На дне». Или «Гадкий несчастный утенок» - «Гадкий утенок».

В любом произведении важны: Мысль — герой — сама история. Но бывает и так, что появился лишний герой. Если без него сюжет не потеряет своей актуальности — безжалостно его вычеркивайте.

Например: вы пишите о семье — муж-жена-ребенок, можно добавить действующего героя — соседка, которая важна по сюжету, или сестра, которая заменила родителей и сидит с ребенком. Нор совершенно не обязательно вплетать кучу друзей, подруг, коллег по работе, которые совершенно никак не влияют на развитие событий. Они только будут отвлекать внимание и засорять интригу своими биографиями, действиями

Читатель следит за сюжетной линией, переживает за героев и тут вдруг, - Раз! - и лирическое отступление — воспоминание о детстве, мысли автора об обстановке в обществе… И все! Читатель «ушел в сторону» и забыл о чем читал, так как потерял мысль.

Держите себя в руках и следите только за своим сюжетом.

Не надо на несколько абзацев описывать например облака — достаточно одного предложения — обычно читатели пропускают эти описания.

Следите за предложениями — как правило, одно предложение неудачное, одно удачное и снова — неудачное. Все, что неудачное — вычеркивайте. Такие неудачные строки есть у каждого писателя, но опытные авторы вычеркивают все, что на их взгляд не получилось , и оставляют только то, что посчитали удачным.

Это заметно не сразу. Поэтому, дайте вашему тексту отлежаться и прочитайте его через некоторое время. И вот тогда, все, что вам не нравится — переделывайте, переписывайте, удаляйте.

И вновь дайте ваш текст почитать стороннему человеку. Никогда не говорите ему, что он не понял вашего замысла, не отвергайте критику — это «святой» человек, который согласился прочитать ваш текст, найти ошибки, указать на нестыковки. Будьте благодарны этому человеку. Особенно, будет здорово, если текст критикует ваш враг или конкурент. Вот если они не нашли в вашем произведении недочетов — можете смело потирать руки — вы создали шедевр.

И еще, напоследок, бойтесь того, что критики и читатель говорят — «Вот как хорошо он пишет!», — читатель вообще не должен об этом думать, он должен вжиться в сюжет и просто читать. Если его мысли направлены на то, как вы пишите — это большой минус.

Следите за стилем произведением — чтобы не было разницы в одном произведении — если вы написали вначале в юмористическом стиле, потом перешли на поэтический, лирический и снова пишете гротескно — это провал. Стиль должен быть един.

Если такое случилось — переписывайте заново.

Итак, вычеркивайте все, что не вписывается в ваш жанр, стиль и сюжет, и успехов вам перед читателями.

33
3 комментария

Много слов, не дочитал, надо автору перечитать, переосмыслиь текст и повычёркивать всё лишнее))

1

Ну да, ну да, как говорится - я беру и отсекаю ненужное.;)

Все писатели сталкиваются с такой практикой