Для экономии денег в стартапе достаточно длительное время может работать всего один маркетолог, а то, что он не умеет делать руками (к примеру: дизайн, настройка рекламы или какая-то работа, которая стоит дешевле времени маркетолога), он сможет делегировать фрилансерам или агентствам на аутсорсе. Конечно, такой подход влечет за собой определенные риски и недостаточную вовлеченность внешних исполнителей, но при грамотном подходе недостатки можно значительно нивелировать. В любом случае это будет лучше, чем надеятся, что один человек, как “многорукий многоног” будет делать вообще все сам, тратя лишнее время на попутное обучение разным направлениям. Почти всегда дешевле делегировать редкие задачи узким специалистам.
Комментарий недоступен
В статье рассматривался вопрос "как организовать отдел" в основном. Но раз уж вы спросили - прокомментирую.
Если стартап - это просто идея, или нет того, что описано в первом абзаце статьи - то по сути не нужен отдел целый.
А так вот основные причины:
1. Дешевле содержать команду инхаус. Аутсорс - это агентства, которые перепродают время таких же специалистов, которых можно взять в штат, но дороже минимум раза в 2-3. Фриланс - тоже вариант, не такой дорогой как агентство (но дороже штата все равно в итоге)
2. Надежнее и безопаснее, больше контроля, если люди в команде. Нельзя полностью зависеть по части маркетинга от внешнего подрядчика, если проект действительно перспективный и активно растет. В период роста может быть тактически проще часть работ отдать на аутсорс, но в компании обязательно должен быть компетентный человек, который сможет здраво оценить результаты работы подрядчиков (не говоря уже об их поиске, контроле и т.д.)
3. Вовлеченность. Ни одно агентство или фрилансер не будет за разумные деньги вникать в проект так, как внутренняя команда. А если будет - то мы возвращаемся к п.1 этого списка.
Короче аутсорс я бы рассматривал как временное тактическое решение, или подрядчик должен по сути быть партнером стартапа, имею ввиду в доле, чтобы была соответствующая мотивация.
Есть и минусы в штатном отделе маркетинга (например агентство обычно в целом более компетентно в своей области), но при грамотном подходе к найму и развитию команды они практически нивелируются.
Вовлеченность со стороны фаундера
Огромная ошибка, с такой идеологией собственнику надо наращивать свои знания в бизнес процессе уборщиц, а то вдруг не поймут друг друга?
Собственные нанимает специалиста что бы закрывал дыру в бизнес процессе. Как? Этом ему решать на то он и специалист.
С собственником надо строить отношения так. Надо вот это - получим вот это. Все.
Вы правы насчет вовлеченности, тут скорее подзаголовок немного сбил с толку, подкорректируем его. В первую очередь речь идет о компетентности. Любой руководитель должен понимать, чем занимаются его подчиненные, чтобы здраво оценивать результаты.
Маркетинг - та область, в которой нужно понимать основы, если управляешь бизнесом. Если этого нет - будут проблемы, какой бы ни был опытный CMO в команде. Просто им будет сложно общий язык найти, маркетологу придется слишком много усилий тратить на то, чтобы доказать, что нужно выделить бюджет на те или иные активности, особенно те, которые не дают быстрого результата.
К сожалению очень часто предприниматели, непонимающие ничего в маркетинге, мыслят очень конкретно: "вот я вложу Х рублей, сколько я получу прибыли сверху? А если не получу? А какие гарантии?" и тому подобное. Тут меня поймут те, кто на российском рынке продавал услуги маркетинга.
В итоге многие предприниматели пытаются поставить рычаги давления на маркетинг в виде KPI, что сильно сковывает и снижает возможность и желание экспериментировать и рисковать, а только так в стартапе можно добиться действительно больших результатов.
А вариант привлечь маркетолога в качестве полноправного младшего, допустим, партнёра с долей в стартапе, вы не рассматриваете?
Это вполне возможный вариант. Уже от конкретной ситуацией зависит. Брать специалиста в долю - решение достаточно ответственное.
Гуд