Как анализировать конкурентов?

Анализ конкурентов — первоначальная точка проверки любой бизнес-идеи. Он также помогает быстро и без лишних затрат получить полезную информацию, которая будет впоследствии очень полезной для бизнеса.

Как анализировать конкурентов?

В результате анализа конкурентов становится известно:

  • Стоит ли дальше тестировать эту гипотезу
  • Как можно дополнить характеристики продукт и усовершенствовать его общий вид
  • Эффективность тех или иных каналов привлечения
  • Какие скрипты продаж работают, а какие нет
  • Как взаимодействовать с клиентами
  • Как выстроить управление компанией
  • Как избежать продуктовых и операционных ошибок

И многое другое.

Но как получить ответы на эти вопросы? Будут ли наши «соперники» делиться знаниями, которые помогут нам занять большую долю их рынка? Звучит нереально, поэтому давайте разбираться!

Начнем с того, какие бывают конкуренты:

Прямые конкуренты (аналоги) — делают аналогичный продукт и решают проблему той же ЦА, что и вы. Эти конкуренты представляют наибольшую ценность для заимствования рабочих гипотез.

Косвенные конкуренты (заменители) — решают похожие проблемы для похожей ЦА, но с помощью других продуктов. Ценность чуть ниже, но с ними проще договариваться о диалоге и сотрудничестве. С помощью косвенных конкурентов можно шире взглянуть на вариативные решения проблем клиентов.

Неявные конкуренты (альтернативы) — решают другие проблемы с помощью других продуктов, но находятся на том же рынке, что и вы, и работают с той же ЦА. По сути, это конкуренция за тот же кошелек, но другими методами. Анализируя неявных конкурентов, мы получаем более глубокое понимание своей ЦА и ее потребностей.

Подумайте над тем, какие ваши аналоги существуют, что есть заменители, а что — альтернативы. Давайте поделимся мыслями в комментариях.

Как искать конкурентов?

  • В Google и Yandex поиске, вводя ключевые запросы.
  • В сервисах для анализа семантики. Например, Semrush, Spywords, Мутаген. Здесь вы найдете конкурентов, которые не уделяют должного внимания SEO, а потому не отображаются на первых страницах поисковых систем.
  • На проблемных интервью с потенциальными клиентами — Custdev. Во время кастдева клиенты сами расскажут у каких компаний они покупают.
  • В отраслевых рейтингах и топах. Однако стоит выбирать независимые ресурсы.
  • На интервью с экспертами в вашей нише. Они не просто расскажут о существовании того или иного конкурента, но и поделятся личным мнением, что также очень ценно.
  • В диалоге с другими конкурентами: они занимаются таким же анализом. Наладьте контакт, покажите чем вы можете быть ценны и получите проверенные накопленные данные.
  • В магазинах, каталогах и маркетплейсах, если у вас материальный продукт.

Как их анализировать?

  • Изучить информацию на официальных ресурсах компании: сайт, соцсети, мобильные приложения. Это самый простой способ, но он позволяет узнать только то, что компания презентует своим клиентам.
  • Изучить информацию о компании на других ресурсах: рейтинги, сайты с отзывами, обзоры на YouTube. Так можно быстро узнать отзывы клиентов о компании и ее продуктах.
  • Воспользоваться сервисами маркетинговой аналитики: Semrush, Similarweb, Be1. Эти сервисы позволят узнать маркетинговые метрики, способы продвижения, креативы, ключевые слова и многое другое.
  • Пообщаться с клиентами конкурентов. Это идеальные респонденты для проблемных интервью, которые поделятся не только недочетами конкурентов, но и тем, в чем они лучше вас. Используйте полученные ответы для улучшения собственного продукта.
  • Пообщаться с сотрудниками или партнерами конкурентов. Они могут поведать вам о внутренней кухне компании, истории развития и о протестированных гипотезах. Подумайте, как вы можете заинтересовать их, что дать в ответ на предоставленную информацию или как найти правильный подход.
  • Пообщаться с экспертами в вашей нише. От них можно получить как экспертную оценку найденных компаний, так и полный анализ конкурентов под ключ.

Дополнительные сервисы для анализа можете найти тут.

Общались ли вы уже со своими конкурентами? Давайте обсудим в комментариях.

Как заинтересовать конкурентов в общении?

NDA (Non disclosure agreement) и желание хранить секреты успеха являются прямыми препятствиями к непринужденному общению.

Поэтому вот некоторые приемы, которые помогут преодолеть их:

  • Предложить потенциальное сотрудничество. Например, привлечение клиентов в их бизнес или оптовая покупка продуктов. Этим и будет обусловлен ваш повышенный интерес к деталям.
  • Призвать к постоянному обмену полезной для обеих сторон информацией. Конкуренты могут пойти на взаимное сотрудничество, чтобы обе компании стали сильнее на фоне других конкурентов.
  • Предложить финансовое вознаграждение за помощь. Есть гипотеза, что фаундеры не прочь получить доход с консалтинга, а не только с основного бизнеса.
  • Найти бывших сотрудников, которые остались недовольны работой в компании вашего конкурента. Они могут поделиться с вами инсайтами.

Небольшое практическое задание, чтобы испробовать написанное выше:

  • Скачайте мою таблицу-шаблон для анализа конкурентов.
  • Найдите минимум 10 конкурентов. Среди них хотя бы 5 прямых, 2 косвенных и 1 неявный
  • Заполните все поля этой таблицы по выбранным конкурентам.
  • Найдите контакты основателей или сотрудников компаний конкурентов и проведите минимум 3 интервью с ними.
  • Сделайте выводы и запишите в соответствующие графы таблицы.

Давайте разберем результаты вашей работы вместе! Для этого прикрепите свою таблицу в комментариях.

Конкуренция — прекрасное явление, позволяющее бодрым игрокам рынка стать еще сильнее и продуктивнее, а слабым и устаревшим — уйти с рынка.

Анализ конкурентов — это самый дешевый инструмент маркетинговой и продуктовой аналитики. И более того, этот инструмент необходим для грамотного развития своего проекта.

Если есть вопросы по теме — пишите мне в ЛС или в комментарии.

Еще я веду ТГ канал, на котором рассказываю про секреты продуктового анализа, тестирования гипотез и развития инновационных продуктов. Подписывайтесь, кому интересно

Начать дискуссию