Что делать стартапам в сложные времена?

Cheсk Up из 10 пунктов для стартапа, работающего на внутреннем рынке

За последние три года это уже вторая сложная ситуация, в которой внешние обстоятельства сильно меняются. Прошедшая эпидемия Ковида многому нас научила и мы можем использовать полученный опыт снова. В кризисной ситуации возможность планирования сильно меняется и основное правило - определить приоритеты своих действий в рамках краткосрочного горизонта.

Если ваш стартап работает на внутреннем рынке, сделайте чек-ап:

1. Все ли материальные ресурсы для производства вам остаются доступными? Если нет - можно ли их купить с запасом в 2 месяца или чем-то заменить? Это важно, потому что если вы сможете продолжать производство - вы сможете получать выручку.

2. Посмотрите, хватает ли вам денег на выплату заработной платы сотрудникам, если продажи "встанут"? Можно ли сформировать "кубышку" на ближайшие два месяца? Если нет - см. п.3.

3. Проверьте, есть ли предоплаты, которые вы произвели, но теперь данные затраты не актуальны и их стоит вернуть? Постарайтесь вернуть все деньги, которые вы направили на то, что в ближайшие 2 месяца вам не пригодится.

4. Если старые каналы коммуникации с клиентами рвутся (например, соцсети, которые приостанавливаются) - как еще вы можете до них дотянуться? Есть ли профильные группы в Телеграм? Отраслевые чаты? Можно ли в них вступить и заявить о том, как вы можете быть полезными сообществу ваших покупателей?

5. Если вы еще этого не делали - изучите, можно ли разместить ваш товар на маркетплейсах - например, Яндекс.Маркете и Вайлдберриз? А в профильных Интернет-магазинах? Если да - то нужно срочно сделать это.

6. Проведите аудит своего сайта. Скорее всего, вы использовали его только как визитку, а всю основную активность вели в соцсетях. Сейчас - самое время привести его в порядок и настроить СЕО оптимизацию. Потому что сайт приведет к вам клиентов через поисковик в браузере, если привычные каналы связи через соцсети и реклама будут ограничены.

7. Используйте все возможности, которые позволяют вам напрямую общаться с вашими клиентами. Если вы планировали участие в выставках и они не отменяются - обязательно посетите их. Там вы сможете возобновить общение, которое затруднено онлайн.

8. Если есть возможность заключить стратегические партнерства и обмениваться с кем-то товарами по бартеру - это будет хороший вариант, чтобы не только сэкономить деньги, которые вам еще пригодятся, но и чтобы закрепить ваши деловые отношения в трудные времена.

9. Посмотрите вокруг - что еще полезного вы можете предложить вашим клиентам? Есть ли что-то, что для них становится недоступным, а вы как раз можете это делать, хотя изначально не собирались? Это поможет диверсифицировать ваш бизнес и снизить риски, если какой-то один из рынков слишком замедлится.

10. Оставайтесь стабильными для своих сотрудников и партнеров. В конце концов, все трудные времена заканчиваются.

Юлия Долгополова
Генеральный директор нескольких стартапов
22
Начать дискуссию