Производитель российского софта: чему нас научили прошлые кризисы

Производитель российского софта: чему нас научили прошлые кризисы

Российские компании, которые не первый год работают на рынке, успели пережить не один кризис. В соответствии с теорией Дарвина выжили не столько сильнейшие, сколько те, кто смогли адаптировать бизнес к меняющимся обстоятельствам. И хотя нынешний кризис отличается от предыдущих, к нему можно применить уроки, полученные в прошлые разы. Расскажу, что мы вынесли из 2014 и 2020 годов, и как мы строим свою работу сейчас.

Различия кризисов разных лет: 2014, 2020 и 2022

Считается, что ИТ-сектор более приспособлен к экономическим потрясениям. Однако те компании, которые как и мы работают с российскими клиентами, напрямую зависят от ситуации на рынке. В 2014 году трудности начались из-за общемирового кризиса и введения санкций, когда цены на нефть упали, а следом за ними снизился курс рубля.

После того, как рынок почти восстановился от потрясения, весной 2020-го года началась пандемия, которая сильно поменяла потребительскую модель поведения. За два года люди привыкли жить без путешествий и научились экономно расходовать средства. Разрушились многие логистические цепочки. Из-за приостановки крупных производств во всём мире возник дефицит предложений в автомобильной и мебельной отраслях, на рынке полупроводников и т. д. Всё это сформировало большой отложенный спрос: люди ждали возможность вернуться к привычной жизни. Когда производство стало восстанавливаться, потребовалось больше нефти и сырья. Цены на них начали расти. Этот фактор никуда не исчез и сегодня, в 2022 году. Во всём мире по-прежнему есть дефицит во многих отраслях, а значит — и потребность в ресурсах.

Особенность нового кризиса в том, что он создан искусственно, и на него одновременно действуют два разнонаправленных фактора: потребность в сырье и ограничения на его поставку.

Из-за кризиса мы начали работать с крупными компаниями

Эквио вышла на рынок в 2014 году, и тогда мы планировали начать работать с некрупными клиентами. Предполагалось, что мы будем разрабатывать обучающую платформу для малых и средних компаний, а когда доработаем её и получим опыт, пойдём к гигантам рынка.

Однако начался кризис, у небольшого бизнеса быстро закончились деньги и им стало не до наших предложений. Крупные компании более устойчивые, им гораздо проще пережить сложные времена. Поэтому с самого начала в кризисный 2014 год мы начали работать с ними. Благодаря этому основу нашего портфеля сегодня составляют крупные российские и зарубежные компании. У них большой штат сотрудников, поэтому софт для обучения персонала и внутренних коммуникаций для них критически важен.

С небольшими и средними компаниями мы начали работать только в 2021 году. К этому моменту для большинства из них стало очевидно, что сервис, который автоматизирует ежедневные HR-процессы — это не лишняя трат денег, а способ сэкономить.

Что происходит с EdTech и HRTech сегодня

Прежде всего сейчас идёт переориентация с европейских рынков на азиатские. Это происходит уже в данный момент. Другой важный фактор — на смену глобализации приходит локализация. Мы все пользовались иностранными инструментами, программами, приложениями, и это было удобно. В данный момент многие решения стали недоступны и потребуется время, что справиться с этой ситуацией. Сейчас это очень болезненно — некоторые компании останавливают часть процессов, другие срочно ищут альтернативные решения.

Предыдущие кризисы показали, что сложности временны, и мы можем справиться с ними. Скорее всего, какие-то из зарубежных ИТ-компаний вернутся на рынок, но доверие к ним будет подорвано, поэтому многое мы заменим российскими решениями.

В сфере HRTech растёт потребность в российских разработках, так как большую часть решений поставляли зарубежные компании. Из отечественных повсеместно распространённых технологий можно назвать, пожалуй, платформу 1С. Мы сами использовали иностранные сервисы для нашей техподдержки, для рассылки писем. Благодаря тому, что эти сервисы работали по всему миру, они предлагали лучшие цены и были удобнее российских. Сейчас их место моментально начали занимать аналоги из России, и на деле они оказываются не хуже. Дело привычки.

Думаю, в будущем отечественные компании начнут создавать конгломерации, чтобы их технологические решения дополняли функционал друг друга. Например, у многих платформ есть HR-модули, но нет обучения, и наоборот. Мы уже имеем большой опыт интеграции с 1С, Битрикс24, и сейчас рассматриваем возможность интегрировать наш продукт в другие российские сервисы.

Негативные и позитивные факторы

Минусы нынешней ситуации — падение спроса, разрыв логистических и финансовых цепочек и большое количество изменений, которые нужно внести в существующие отлаженные бизнес-процессы одномоментно. Нельзя за несколько дней всё перестроить, сменить всех поставщиков, перезаключить все договоры. Поэтому прямо сейчас почти все компании испытывают сложности.

К тому же часть сервисов оказались ненужными в новых реалиях. Значит нужно быстро перестроиться и начать разрабатывать что-то другое. Мы сами сейчас оперативно меняем план развития продукта, который разработали только в начале года. Например, сейчас для многих компаний важно сделать платформу для сотрудников независимой от мобильных приложений. Мы уже начали работать над улучшением веб-версии, чтобы её было удобно использовать в мобильных телефонах. Это не значит, что мы отказались от мобильных приложений, мы просто прорабатываем разные сценарии развития событий. Более того, мы заблаговременно наладили скачивание через Huawei Store (кто бы мог подумать:)).

Большинство сложностей временны и решаемы, а в нынешнем кризисе есть и плюсы. Уход с рынка крупных зарубежных ИТ-компаний открывает возможности для российского бизнеса. Отечественные разработчики смогут получить бюджеты, которые раньше доставались глобальным игрокам. На эти деньги они доработают свои продукты и получат софт европейского качества.

Ещё один плюс — талантливые ИТ-специалисты откладывают отъезд в Европу и США из-за антироссийских настроений и работают на отечественный рынок. Поэтому сейчас — лучшее время для цифровизации российского бизнеса. Оцифровка и автоматизация бизнеса во всех сферах позволит компаниям существенно сэкономить. Далеко за примерами ходить не нужно — когда началась пандемия, те ритейлеры и рестораторы, которые быстро перестроились и цифровизировались, развиваются и сейчас. А те, кто не успели или не захотели, просто ушли с рынка.

Главные уроки, которые мы вынесли из кризисных ситуаций

● Кризисы 2014 и 2020 годов научили нас, что трудности не навсегда, главное не впадать в панику и продолжать работать.

● В такое время важно без рефлексии отбрасывать старые решения, узнавать, что нужно клиентам в новых условиях и быстро перестраиваться.

● Важно оцифровывать бизнес тем, кто этого ещё не сделал. Цифровизация позволит компании эффективно работать и не терять в качестве даже при значительном сокращении бюджета.

● Если клиенты снижают расходы и отказываются от сотрудничества из-за кризиса, можно обратиться к более крупным компаниям. Также важно следить за ситуацией на рынке по отраслям — у каких бизнесов в ближайшее время будет спрос и, соответственно, бюджеты.

● Полезно объединяться с другими компаниями, чтобы создать лучшее предложение для клиента.

● Важно уметь находить плюсы в сложной ситуации и использовать их для развития бизнеса.

● В кризис нужно увеличивать производительность работы и снижать затраты. Воспользуйтесь нашими спецпредложениями.

Многие переживают из-за ухода зарубежных компаний из России. Однако у глобализации есть свои минусы. Из-за неё мир делится на страны-сырьевые придатки, страны-потребители и интеллектуальные центры. Сейчас у нас есть возможность совместить все эти три компонента на территории нашей страны и стать сбалансированной страной, мало зависящей от глобальных потрясений мировых рынков.

1 комментарий

Оптимизьмъ

Ответить