Что делать, если отвечаешь за инновации, трансформацию, обучение, проектный офис и другие стратегические направления в компании или корпорации. Не нужно впадать в крайности. Однозначно не стоит планировать какие-то сложные, многоступенчатые вещи, но закрываться от внешнего мира и экономить на всем тоже не всегда релевантно. В отличие от стартапов, у которых больше рисков и нет права на ошибку, у больших компаний есть опции перераспределения бюджетов и более устойчивая структура. Посмотреть на освобождающиеся ниши, переосмыслить продуктовую линейку, перепрошить команду. Некоторые будут проявлять активность, чтобы забрать большую долю рынка или банально выжить. Инновации в долгую сейчас работать не будут, деньги перебрасывают на более насущные направления, которые дают быстрый выхлоп. Тут в пору подумать над ускорением, быстрым тестированием гипотез и lean-подходе не на словах, а на деле.
Что делать, если ты продакт в корпорации. Некоторые продакты оставляют работу и уезжают, но релоцироваться в этой роли сложно, если нет технического бекграунда, и ты не готов к радикальным переменам (перейти в обратно в разработчики, например). Если ты продакт-гуманитарий, тебе важно понимать, что гуманитариев везде хватает своих, и ты будешь менее конкурентоспособен без локального языка и знания рынка.
Продакту сложно сейчас найти хорошую работу в Штатах, плюс там непростая и долгая визовая история. Устроиться в Европе проще, но все процессы релокации занимали в лучшем случае 3-4 месяца в спокойное время. Сейчас какие-то визы отменяют: например, Португалия заморозила визу «цифрового кочевника», визы по талантам остались, но на них очень большой спрос. Уехать в Грузию или Армению можно, но важно понимать, что работы там не так много и зарплаты не московские, а ценники на проживание и обустройство будет высокий (цены на аренду в Ереване выросли в несколько раз за последний месяц).