{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

«Здесь соревнуется и жюри»: советы участникам после 20 проведенных хакатонов

За девять лет карьеры IT-разработчика Владислав Авдеев принял участие в более 20 хакатонах в роли жюри и эксперта. Ведущий разработчик ВТБ, эксперт в области космической и финансовой индустрий рассказал, зачем участвовать в IT-соревнованиях, как собрать команду и побеждать.

Владислав, расскажите, чем вы занимаетесь?

Сейчас я ведущий разработчик банка ВТБ в сегменте инвестиционного бизнеса. За моей спиной опыт разработки ПО в крупных проектах по запуску научных спутников серии «Аист» и созданию математической модели долгосрочного экономического планирования развития РЖД. Выступаю спикером на Козловских, Королевских чтениях и других научных конференциях, посвященным проблемам ракетно-космической техники и IT, а также пишу публикации. Являюсь автором ряда патентов на научные изобретения.

Последние несколько лет выступаю в роли жюри и даю оценку проектам в крупных конкурсах. В том числе:

  • «Цифровой прорыв» — крупнейший международный хакатон в России с призовым фондом 55 млн рублей.
  • AIIJC — хакатон от «Сбер», посвященный искусственному интеллекту.
  • «РОСТ» — регулярный международный конкурс научно-технических проектов на базе университета Иннополис (более 750 проектов в 2020 году).

По итогам 2021 года вас включили в верхушку списка топ 30 IT-экспертов страны по версии «Цифрового прорыва». Расскажите о вашем вкладе, опыте судейства и роли эксперта?

Я часто принимаю приглашения от организаторов IT-ивентов для проведения судейства проектов, определения и награждения победителей. Это всегда означает максимальную ответственность, непредвзятость и внимание к деталям. Поэтому в члены жюри приглашаются авторитетные люди с выдающимся бэкграундом в индустрии. За моими плечами более 20 мероприятий такого рода.

Помимо этого, я работаю с командами в качестве IT-эксперта, роль которого в консультировании и наставничестве участников по вопросам архитектуры кода, его культуры, решения технических проблем. Также помогаю понять задачи и целевую аудиторию, определить план работы и расставить приоритеты в соответствии с идеями команды. Вклад эксперта имеет большое значение в результате проекта и команды.

Семь команд я привел к победе, а 15 попали в шорт листы. Был награжден статусами «Лидер», «Незаменимый», «Наставник» с соответствующими дипломами.

Оценка вклада эксперта исходит не только от организаторов и сообщества, но и непосредственно от команд участников. Таким образом, между собой на хакатоне соревнуются еще и жюри. Это здоровая атмосфера ивента!

Существуют ли единые критерии команды для хакатона?

Да, но обычно не очень много. Как правило, количество участников в команде не более 4-5 человек, и не менее двух. Также должен быть лидер. Если это, например, детский хакатон, то предусмотрены возрастные ограничения для участников. На международных ивентах организаторы могут проводить языковую адаптацию. Но крупные хакатоны обычно проходят на английском. Это помогает избежать языковых ограничений.

Кто выигрывает чаще? Большие группы, одиночки или пары?

Статистически команды от 3-4 человек побеждают чаще, так как таких групп большинство. Для команды из двух человек – это чаще всего слишком высокая нагрузка. Команду из 5-ти участников сложнее координировать. В целом, вопрос количества участников косвенный, так как все зависит от ряда более важных критериев. Успешная группа не обходится без:

- сильного лидера;

- хорошей координации и коммуникации внутри коллектива и с экспертом;

- четкого распределения ролей;

- тайм-менеджмента;

- гибкости — приоритизации работы, перераспределения ресурсов в процессе;

- грамотной оценке возможностей коллектива;

- достаточности человеческих ресурсов и компетенций;

- наличие в команде компетенций по самопрезентации.

Какие команды чаще проигрывают?

Очень важен старт, который зависит от изначального понимания задачи. Наряду с этим, критичен хороший тайм-менеджмент. Отсутствие этого — основные причины неудач. Бывает, что у команды блестящее и продуманное решение, но ребята не успели подготовиться и не смогли раскрыть его на защите.

Если выделить по пунктам, то чаще проигрывают команды:

- не сумевшие быстро понять задачу и определить фронт работ;

- теряющие время на выяснение отвлеченных от задачи вопросов (типа роли в команде и т.д.);

- теряющие время из-за излишнего перфекционизма;

- не уделяющие достаточно времени на презентацию и репетиции;

- отсутствие минимального для конкретной задачи набора компетенций.

Как происходит оценка проектов на хакатоне? По каким критериям определяется победитель?

Формат оценки зависит от мероприятия. Бывает заочная оценка работ, но чаще всего на крупных хакатонах это происходит потоково, публично и со строгим временным ограничением на представление проекта. Команды одна за другой выступают перед членами жюри с регламентом в 5 минут на презентацию и еще 3-5 минут на вопросы.

Говоря о конкретных критериях оценки, могу выделить:

- Презентация решения: качество подготовки выступления, уверенная речь, умение тезисно выделить информацию. Оценивается и навык презентации в условиях ограниченного времени;

- Понимание проблематики, задачи, наличие анализа способов решения и их обоснование;

- Техническая составляющая: наличие по итогу разработки рабочего прототипа проекта, который решает поставленную задачу;

- Экономическая составляющая: четкий план дальнейшего развития проекта, сотрудничества и четкие ожидания от команды;

- Креативность: особые отличительные фичи и идеи проекта;

- Масштабируемость проекта: понимание целевой аудитории проекта и возможность его адаптации и расширения;

- Уверенные ответы на любые вопросы членов жюри.

Все зависит от кейса. Могут быть и более специфичные критерии.

Есть ли статистика жизни проектов после хакатона? Победители и проигравшие чаще забрасывают разработку или пытаются вывести на рынок?

Подробная статистика у каждого организатора мероприятия своя. В целом кейсодержатель (прим. организации, которая представляет задание на конкурс) почти всегда заинтересован в том, чтобы найти перспективную команду с хорошим решением поставленной задачи.

На крупных международных ивентах минимум в трети случаев удается создать сотрудничество, что уже хороший показатель.

Редко, но не занявшая призовое место команда может привлечь внимание кейсодержателя интересным подходом к решению. В таком случае последний даже вне конкурса может выйти к команде с предложением о работе.

Хакатоны во время пандемии проходили в онлайн-формате через Zoom-конференции

Какие неочевидные плюсы участия в хакатоне?

В первую очередь — это нетворкинг и образование новых коллективов. Помимо этого, хакатоны — отличная возможность заявить о себе и получить «минуту славы». Также ребятам выпадает шанс вживую поучиться и поработать с выдающимися IT-экспертами в дружественной обстановке. Команды улучшают свои компетенции, soft и hard скиллы. Начинающие айтишники обогащают бэкграунд, а стартапы получают экспертное мнение о потребностях рынка и бизнеса.

Хакатоны — это еще и возможность трудоустройства в мегакорпорацию для развития собственного проекта.

Как правильно презентовать проект перед жюри?

Нужно понимать, чего именно жюри ожидают увидеть на питче и стараться превзойти их ожидания. Нужно быть кратким, но тезисно-ёмким. Оставлять пространство для вопросов, не пытаясь осветить на 100% все аспекты проекта. Важно быть уверенными в своих силах, в противном случае жюри тоже не поверят. На самом деле все это – целая наука. А еще это один из моментов, который отличает разработчика senior-уровня, от уровня lead и выше. Участники действительно редко уделяют этому должное внимание, что является частой ошибкой. Одна из задач эксперта, работающего с командами — поделиться своим опытом в том числе в данном аспекте. Скорректировать питч, провести репетиции, помочь расставить акценты, выделив сильные стороны решения и усилив потенциально слабые.

Как и где найти ментора для хакатона?

Как правило, организаторы хакатона самостоятельно приглашают экспертов и менторов из числа зарекомендовавших себя профессионалов высокого уровня. Этому свидетельствуют их публикации, участие в конференциях, достижения в отрасли и прочие признаки. При этом эксперты проходят проверку бэкграунда: что-то вроде собеседования. Поэтому к работе с командами отбираются самые компетентные представители отрасли. Одним словом – лучшие.

Эксперт может выполнять в том числе и роль ментора. Обычно это неразрывные понятия на практике.

С какого момента лучше участвовать в хакатонах?

Можно начинать со старшей школы, а иногда даже раньше. Здоровая соревновательная среда очень полезна для развития! Но нужно понимать, что условия соревнований между участниками должны быть равные. Иначе состязание может подавить инициативу и креативность участника. Именно по этой причине отдельно существуют хакатоны для детей, в том числе с более мягкими условиями.

Помимо этого, существуют конкурсы не только в формате хакатона, где можно представить на номинацию проект, над которым ученик работал, например, последний год. Подобные мероприятия могут проводиться на базе вузов. Например, университет «Иннополис» активно проводит подобные мероприятия.

Какие советы вы можете дать участникам?

Главное - не бояться принимать участие в хакатонах, независимо от бэкграунда и уровня подготовки. Учитесь, делитесь опытом. Генерируйте и развивайте даже самые необычные идеи. Всегда рассчитывайте на победу, а в случае неудач — извлекайте уроки.

Команды получают задание вместе со стартом конкурса. Не нужно заранее делать гипотезы о возможной задаче. Зная кейсодержателя, не пытайтесь заранее продумывать сценарии – это вводит сознание в состояние «тоннеля». Лучше выплеснуть весь свой креатив в виде мозгового штурма на хакатоне. В то же время грамотный тайм-менеджмент – залог успеха.

Хакатон – крайне напряженный ивент. Процедура награждения – самый острый момент. Нужно сохранять уважение к соперникам как в случае, когда вы победитель, так и в случае, когда кто-то оказался в этот раз сильнее.

Ну и, конечно, нельзя недооценивать соперников независимо от уровня собственной подготовки.

0
2 комментария
Денис Пешехонов

Я многократный участник (и призёр) хакатонов, как русских, так и зарубежных. Моя команда выиграла одну из номинаций на самом первом Цифровом Прорыве, например. Ещё выигрывали Яндекс, VK, Volvo, участвовали в Junction.

Есть моменты в статье, с которыми я согласен: в команде действительно очень важен лидер и важно хорошее распределение компетенций. Команды из 2 человек действительно имеют сильно меньше шансов по сравнению с командами из 3-4.

Но есть вещи, с которыми я бы поспорил:

1. На фактически реализованный проект смотрят очень мало. Можно прикрыть моками данные, можно заюзать внешние решения. Я знаю случаи, когда хакатон выигрывали люди, просто соединившие две готовые чужие библиотеки. Питч решает прям очень много, к сожалению. Многие хакатоны это не конкурс разработчиков, а конкурс специалистов по презентации.

2. После хакатона проекты никому не нужны практически никогда. Многие компании (в том же Цифровом Прорыве) на хакатон представляют просто вымышленную задачу, чтобы оценить разработчиков. Я из сотен случаев знаю 1-2, когда проект хоть куда-то дальше шёл, но и там обычно всё печально.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда