Как запустить стартап с нуля. Гайд

Краткая инструкция для тех, кто задумывается о запуске стартапа или уже делает первые шаги в этом направлении.

Как запустить стартап с нуля. Гайд

Гайд поможет избежать самых распространенных ошибок. Подготовлено командой MOOVE by SKOLKOVO x MTS — образовательной программы, где на практике учат запускать цифровые продукты и развивать стартапы.

Шаг 1. Начните с себя

Развитие стартапа — путь длиною 5-7 лет. Чтобы выдержать эти долгие 7 лет, при выборе идеи для проекта нужно идти от себя. Что это значит? Что вы лично должны верить в идею, она должна драйвить именно вас. Начните с поиска понятной и близкой проблемы в своем окружении — среди друзей, знакомых, коллег и клиентов.

Если проблема вас цепляет и у вас есть экспертиза в этой теме, то можно развивать это направление. Если глобальной идеи нет, а есть лишь желание стать финансово успешным, то стартап не для вас. Быструю прибыль вы не получите, но столкнетесь с неопределенностью и трудностями. Если хотите только заработать, лучше займитесь франшизой с уже устоявшейся бизнес-моделью.

Шаг 2. Используйте простой инструмент

Опишите вашу идею через проверенные на множестве стартапов инструменты, например, в Lean Canvas, созданный Эшем Маурья (Ash Maurya). Так вы четко сформулируете видение идеи, распишете его по ключевым блокам и сможете понятно презентовать свою задумку любому человеку — эксперту, другу, потенциальному сотруднику или инвестору.

Шаг 3. Проверьте идею через экспертное интервью и конкурентный анализ

Определите основные ограничения идеи:

1. Нужно ли это рынку?

2. Можно ли ее технологически реализовать?

3. Можно ли зарабатывать долгосрочно?

Чтобы быстро ответить на эти вопросы и выявить ключевые ограничения, сделайте три вещи:

1) Найдите действующие аналоги на рынке и разберитесь, по какой бизнес-модели они работают. Составьте Lean Canvas, подробно разложите состав продукта, опишите путь клиента, определите модель монетизации. В этом помогут сервисы SimmilarWeb или SEMRush для сайтов, Sensor Tower или App Annie для анализа мобильных приложений. Чтобы еще лучше понять бизнес-модель, постарайтесь провести интервью с бывшими сотрудниками этих компаний.

2) Обязательно пообщайтесь с отраслевыми экспертами. Они понимают правила игры и факторы конкуренции, знают специфику отрасли, о которой вы можете не подозревать. Например, в какие новые ниши идут игроки, а в каких уже получили негативный опыт и не собираются возвращаться.

3) Проведите интервью с клиентами существующих решений. Это поможет разобраться, есть ли неудовлетворенный спрос. А если в текущих решениях всех все устраивает, то, может быть, стоит идти в другие клиентские сегменты. Обычно на эту работу команда из 2-3 человек тратит 1-1,5 месяца. Если на этом этапе вера в идею не умерла, вы нашли неудовлетворенный спрос и интересные рыночные ниши, то можно переходить к сборке своей бизнес-модели.

Шаг 4. Философия сборки бизнес-модели

Рекомендуем придерживаться методологии Lean StartUp, цель которой — постоянное улучшение продукта до идеала с учетом всех пожеланий клиента. По этой методике сначала вы создаете максимально простой продукт — таким, каким вы его видите. Затем получаете фидбек от целевой аудитории. Улучшаете продукт. Опять получаете фидбек, изучаете полученные данные и снова уходите на доработку.

Как это работает на практике. Обычно вы сразу предполагаете, что нужно потребителю, составляете презентацию с описанием своего решения и пытаетесь продавать. Затем получаете обратную связь, разбираете потребности клиентов и только тогда запускаете производство продукта. Таких итераций может быть множество. Важно не останавливаться и стремиться сформировать такое предложение, которое ответит запросам клиентов.

То есть сначала мы делаем демо продукта, сразу ищем клиентов и только потом дорабатываем реальный продукт (Demo-Sell-Build). Это авторский подход, разработанный Эшем Маурья. Классический подход предполагает, что сначала мы создаем продукт, потом делаем демо и продаем его (Build-Demo-Sell).

Шаг 5. Создайте MVP

MVP — Minimum Viable Product, «минимально жизнеспособный продукт». Это самая ранняя, но уже рабочая версия продукта. Ее можно презентовать клиентам и запускать первые ручные продажи.

Главная цель — подтвердить, что продукт работает и решает проблему. Для этой задачи подойдет простое решение — чат-бот или несложное приложение. Только после подтверждения гипотезы можно переходить к масштабированию и финальной доработке продукта.

Для создания MVP можно использовать low-code платформы, конструкторы и сервисы для быстрой сборки мобильных приложений (Glide, Adalo, FlutterFlow), чат-ботов (BotFather, Integromat, ChatForma, AirTable), web-приложений (Tilda, AirTable, Integromat, Collabza). По запросу “low-code” в сети можно найти множество материалов на эту тему.

Шаг 6. Найдите партнера

Параллельно с остальными шагами ищите co-founder, сооснователя стартапа. Оптимальным считается состав с тремя мета-ролями:

  • Предприниматель: видит рыночные возможности, ведет за собой и команду, и инвесторов. Это человек, который горит своей идеей и вдохновляет окружающих.
  • Технолог: создает решение (технологию), которое закроет проблему клиентов.
  • Организатор: выстраивает процессы внутри, ставит и реализует цели, контролирует P&L (Profit and Loss) план.

В реальности чаще всего один человек берет на себя сразу две роли. Совместить три профиля физически невозможно, поэтому важно понять, какие задачи вы можете закрыть сами. И искать человека с подходящими компетенциями на оставшуюся роль.

Стартапу не подходят обычные наемные сотрудники. Вас ждет длинная дистанция, поэтому вы должны быть уверены в своем партнере, а он должен чувствовать вовлеченность в процесс и комитмент. Поиск партнера для стартапа можно сравнить с браком: важно не только дополнять друг друга как профессионалам, но и одинаково смотреть на мир, иметь общие ценности, единое видение проекта и путь его развития.

Будьте готовы к тому, что идея не сохранится в исходном виде. Ее ждут многократные преобразования и развороты.

Разворот (pivot) — существенное изменение одного или нескольких элементов бизнес-модели, нацеленное на достижение плановых показателей эффективности. Трансформация может затронуть любую часть бизнес-модели: ценностное предложение (функциональность продукта или новые клиентские сегменты), саму технологию, операционную модель, стратегию выхода на рынок (каналы) или схему монетизации. В постоянном поиске нового решения и своей бизнес-модели и заключается суть стартапа.

Стартап — это сложная, но удивительная возможность изменить этот мир к лучшему. Верьте в себя и настраивайтесь пройти этот путь до конца.

Больше полезных материалов ищи в телеграм-канале.

1515
9 комментариев

Шаг 0. Переедьте в нормальную страну

13
Ответить

Зачем это здесь? Какой-то корпоративный рерайт

3
Ответить

Для галочки сммщику Сколково за зарплату отчитаться😆 Как обычно, ни одного стартапа, только разговоры..

5
Ответить

— Коллеги, не начинайте с себя. Это большая ошибка. Начинать надо с оценки рынка. А дальше брать классическую канву Остервальдера и разложить бизнес-план по ней. Канву Эшем Маурья используют после подтверждения MVP, ибо она ориентирована на продукт.
— Про поиск кофаундеров хорошо написано здесь https://vc.ru/flood/8246-moreynis-part11

2
Ответить

Согласен на все 100%.

Если объем рынка небольшой, да ещё и перегретый - на нём просто изначально нет никакого смысла ничего запускать.

В России есть тысячи предпринимателей, которые тянут из года в год свои бизнесы на очень маленьких локальных рынках, добиваясь очень посредственных результатов и роста продаж сопоставимого с инфляцией.

Причём ребята в целом трудолюбивые, но не понимающие этих простых основ. Через пару лет после старта и ежедневного тяжелого труда они прикипают к своим микробизнесам (хотя почему-то гордо именуют себя малым и средним бизнесом) и им уже жалко начать что-то новое и глобальное просто потому что жалко признать, что столько жизненных и финансовых ресурсов было потрачено на бесперспективный рынок.

1
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить
2
Ответить