Я бы очень хотела построить заводик и делать там не только гранолу

Хочется дальше продолжить делиться историями, с кем из предпринимателей мы общались в 2021 и в 2022 году до времени Х. Потому что истории классные, люди настоящие и они сейчас продолжают работать и искать варианты, что делать, чтобы сохранить компанию. И это про характер, про ценности и принципы человека, который решил зайти на предпринимательский путь.

Интервью от 7 декабря 2021 год. Начинаем!

Елена Наумова, основательница лаборатории гранолы Granola.Lab, сменила тележурналистику на производство готовых завтраков и не прогадала. А беседовала с Еленой её коллега по цеху, тоже журналист – Мария Кунская.

Полную запись разговора с неподдельными эмоциями и ответами на блиц-опрос традиционно можно слушать в нашем подкасте https://music.yandex.ru/album/19416201

ОДНАЖДЫ Я ПРОСНУЛАСЬ С МЫСЛЬЮ, ЧТО НАДО ДЕЛАТЬ ГРАНОЛУ

Мария: Могу сказать, что с Леной знакомы уже давно, но долгое время не общались. Лена, как и я, - журналист и трудилась не на одном федеральном канале. Я читала о тебе и была восхищена твоим путем – решить всё поменять. Это было в 2015 году. Лена, как тебе всё это удалось?! Уйти из журналистики, начать предпринимательство с нуля, тем более, я знаю, у тебя в семье нет бизнесменов.

Я бы очень хотела построить заводик и делать там не только гранолу

Елена: На самом деле, это всё звучит солидно: бросила, пошла и начала свой бизнес, но это всё череда везения и случайностей. Ты, как человек, работавший на телевидении, знаешь, что это такая «секта» в хорошем смысле, из которой нельзя уйти, особенно если ты в кадре. Тебе искренне кажется, что за пределами телевидения жизни нет, все вокруг занимаются ерундой, а ты вершишь великие дела. В этой иллюзии ты живешь довольно долго. Я на 100% была телевизионным человеком, и все тяготы этой жизни меня не пугали, наоборот, видела в них какой-то кайф для себя и не представляла ни в какой другой профессии.

Это просто стечение обстоятельств. У меня был один удачный репортаж, после которого позвали работать на другой телеканал, в программу «Вести Москва». Оттуда меня пригласили уже на федеральный телеканал, где пообещали и предоставили очень хорошие условия и по зарплате, и по командировкам, но там я не нашла общего языка со своим непосредственным руководителем, и через семь месяцев меня попросили уволиться. Тогда я не была подкована в трудовом праве, хотя договор на тот момент меня защищал на 100%, и я не совершала ничего такого, из-за чего можно было уволить. Тем не менее, меня уволили, я не стала бороться за свои права и решила, что так тому и быть. Это был хороший период, потому что было лето, а в Москве это шикарное время года. Я решила поделать дела, о которых всегда мечтала, но не было времени: записалась в автошколу, на кулинарные курсы при одном очень хорошем ресторане высокой французской кухни, ходила в салоны красоты, музеи и ещё что-то из этой серии. Но всё это быстро наскучило.

Я вообще человек очень деятельный, и, видимо, эта пауза дала мне определенный толчок – однажды я проснулась с мыслью, что надо делать гранолу. Это правда так! Не было никакого плана. Изначально я подумала, что гранола – это такая фановая история на пару месяцев. Лето – низкий сезон на телевидении, все большие проекты запускаются в сентябре. Летом много людей, принимающих решения, находится в отпусках, поэтому я приняла решение пересидеть лето. А летом проходят маркеты и фестивали. Я очень люблю их атмосферу, всегда была тем человеком, который покупал у местных производителей. И решила, что окунусь в этот мир сама: делала гранолу дома, потом продавала ее на маркетах. Затем завела граноле инстаграм, и как-то всё закрутилось.

Бизнес по производству гранолы начался с участия в маркетах
Бизнес по производству гранолы начался с участия в маркетах

Мария: Я читала, что эта идея родилась у тебя летом 2015 года, а собственное производство запустилось уже в октябре. Потом всё шло, развивалось. А была ли ты готова к такому успеху? Не было ощущения, что ты не готова к тому, как быстро происходят в твоей жизни перемены?

Елена: У меня нет ощущения успеха, это какая-то иллюзия. Да, сейчас я достаточно далеко ушла от стартовой точки, но ощущения, что достигнут успех и всё хорошо, - нет. Я думаю, что предпринимательство – это такие адские качели: сегодня у тебя всё хорошо, завтра кассовый разрыв, сегодня всё супер, есть заказы и клиенты, завтра тебе вернули партию по какой-то причине, и ты раскачиваешься на этих качелях дальше. Просто, может быть, в 2015 году их не было, в 2016, когда мы более-менее вышли на рынок, эти качели были ещё очень маленькие, кассовые разрывы по 100 тысяч, а сейчас они – несколько миллионов. То есть проблемы другого уровня. Нет такого, что я достигла какого-то успешного успеха, сижу на вершине и думаю, как и куда потратить деньги. Это продолжающийся процесс. Кроме того, в нашей сфере есть много классных предпринимателей, которые показывают, как можно: например, ребята, запустившиеся чуть позже и выбравшие более простую финансовую модель, сейчас представлены в большем количестве сетей, чем мы. Я, скорее, всегда смотрю с позиции того, как можно сделать ещё лучше.

Мария: Тем не менее я назову эту цифру: в 2020 году вы выпекли 260 тонн гранолы, и сейчас ты уже распространяешь свою продукцию в 16 городах России и за рубежом.

Елена: Думаю даже, что городов может быть больше. У меня нет точного подсчета, потому что есть региональные дистрибьюторы, которые могут продавать в разных городах. Но мы точно представлены во всех крупных городах. И сейчас мы работаем не только под своим брендом, но и являемся производителями гранолы для других. В какой-то момент встал вопрос рентабельности производства, когда я начала покупать печи, появилась немаленькая арендная плата, и чтобы производство окупалось, оно должно было работать. Тогда продажи нашего бренда не позволяли обеспечивать мощность, и появилась идея white label или ещё это называется «собственная торговая марка» или СТМ. Сейчас ориентировочно 60% нашего сбыта – это СТМ. У нас есть четыре крупных клиента, мы не размениваемся на мелкие заказы, просто нет таких возможностей. А на различных маркетплейсах (wildberries, озон) мы широко представлены под собственным брендом, и там есть доставка по всей России.

НЕСМОТРЯ НА ВСЕ СЛОЖНОСТИ, Я ВЫБИРАЮ БЫТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ

Мария: Мы познакомились примерно 10 лет назад в Красноярске, я вспоминаю тебя как такую озорную, смешную, уверенную в себе девчонку. Потом ты переехала в Москву и мне интересно сейчас, что тебя больше изменило: Москва или предпринимательство? Потому что сейчас ты звучишь как очень уверенная московская бизнесвумен.

Елена: Думаю, это просто опыт и время. Безусловно, переезд в Москву был меняющим этапом. Это было очень непросто, особенно когда я столкнулась с протестом со стороны моих родных. Уезжала я немного в стрессовом состоянии из-за того, что все окружающие были против. У меня нет каких-то классических убеждений на тему того, что Москва – это какие-то каменные джунгли, где нужно выживать, и тебя никто не ждет. Совершенно нет, для меня Москва – любимый и доброжелательный ко мне город. За все 11 лет, что я здесь живу, со мной не происходило ничего супер-плохого. Безусловно, когда в 21 год ты оказываешься в Москве и половину своей зарплаты отдаешь за аренду комнаты, это интересный опыт. Но мне и здесь несколько повезло, потому что переезжала я не одна, а с лучшим другом, а потом к нам приехал ещё один друг, и мы стали жить все вместе такой студенческой общагой.

На счёт бизнеса стоит сказать, что изначально это не было осознанным выбором. То, что происходит сейчас – осознанно, да. А тогда, в 2015 году, я, как слепой котенок, барахталась, куда-то шла и не понимала, что меня ждёт впереди. Сейчас, несмотря на все сложности, которые есть, я понимаю, что выбираю быть предпринимателем. Это на 100% отвечает моему темпераменту, моим желанием, и это меня устраивает, хотя часто бывает непросто.

Мария: У меня сложилось ощущение от тебя, что ты борец. Делаешь свой бизнес, пробежала полумарафон, в какой-то степени покорила Эльбрус, отучилась в «Сколково», летала в США и там проходила обучение в отношении предпринимательства… ух!

Елена: Если честно, на Эльбрус я всё-таки не поднялась до конца, но хочу это сделать следующим летом. Что касается полумарафона, да, я пробежала полумарафон в 2018 году, но сегодня утром на пробежке еле осилила 6 километров. Действительно у меня есть черта характера, когда что-то взбредёт в голову, нужно срочно это сделать, но регулярности в тренировках не хватает. Вообще, да, много всего было за это время, но ещё дело в том, что я окружила себя людьми, которые занимаются чем-то подобным. Я сейчас в таком комьюнити предпринимателей, с которыми мы довольно близко общаемся. И когда ты слышишь, что один из них пробежал триатлон, другой поехал на Килиманджаро, третий поднялся на какой-то вулкан в Исландии, четвёртый учится управлять самолетом, ты думаешь: «Блин, наверное, мне тоже что-то такое надо».

Я стараюсь быть в окружении людей, к которым хочется стремиться. Наверное, каждый в какой-то момент должен ответить себе на вопрос: «Ты хочешь быть лучшим из худших или худшим из лучших?». Я для себя ответила на него однозначно, когда переехала в Москву. Это не значит, что в Красноярске я была лучшей, не подумай, это достаточно образное выражение. Просто я совершенно точно поняла, что хочу постоянно к чему-то стремиться, и чтобы рядом были люди, которые тоже этого хотят. Фраза, которую я вынесла из «Сколково» – «если ты самый умный в комнате, значит, ты не в той комнате». Мне это очень нравится, и на данном этапе как-то так получилось, что ребята вокруг меня думают о каких-то совсем космических штуках. Я очень радуюсь быть среди них, и мне нужно до них допрыгивать, несмотря на мой высокий рост (смеется).

РАБОТАЮ НАД ТЕМ, ЧТОБЫ ХОТЬ ЧТО-ТО РАБОТАЛО БЕЗ МЕНЯ

Мария: Расскажи о своих мечтах и рабочих планах.

Елена: Рабочие планы связаны с оптимизацией производственных процессов и производства. Я сейчас очень глубоко погрузилась в эту тему, потому что на данном этапе у нас очень много ручного труда, а сохранять его при таких масштабах производства просто неперспективно и не имеет смысла. Необходимо думать о покупке оборудования, переезде куда-то за пределы города, потому что здесь очень высокая аренда, так что все мои действия сейчас направлены на то, чтобы как-то это организовать. Я думаю и общаюсь о раунде с инвесторами, чтобы привлечь больше инвестиций, а дальше все будет зависеть от того, с кем мы решим идти рука об руку. Есть несколько вариантов развития событий, и я очень рассчитываю на один из них. Я бы очень хотела построить заводик и делать там не только гранолу, но и другие классные продукты.

Кроме того, я стала заниматься собой и своим телом, моя задача – заниматься спортом регулярно, чтобы это приносило свои плоды, потому что, знаешь ли, возраст.

У меня нет материальных мечт из серии купить квартиру или дом, куда-то съездить, - это всё для меня какие-то цели. Я хочу, чтобы Гранола больше зарабатывала, и я могла бы реализовать какие-то свои желания типа подняться на Эльбрус, съездить на Килиманджаро, месяц пожить в Калифорнии.

И, конечно, хотела бы настроить процессы управления так, чтобы не нужно было сильно погружаться в операционку. На данный момент я слишком погружена внутрь, и это не позволяет много думать о стратегии, новых продуктах и каких-то глобальных вещах. Сейчас я ежедневно решаю большое количество приземленных вопросов, которые не должна решать на самом деле, поэтому сейчас работаю над тем, чтобы хоть что-то могло работать без меня.

Мария: Ты не боишься в один момент стать настолько сильной? Потому что Килиманджаро, Эльбрус, свой бизнес, деньги… Вы, предприниматели, – такие сильные женщины!

Елена: А почему ты считаешь, это что-то плохое? Ты имеешь в виду, что может возникнуть какая-то проблема в отношениях?

Мария: Да

Елена: Для мужчин, с которыми я сейчас как-то коммуницирую, это скорее плюс. На мой взгляд, патриархальная концепция того, что женщина слабая, канула в Лету. Давно уже все говорят о партнёрских отношениях, что бы это ни значило. Очень классно, когда встречаются два сильных человека и выбирают быть вместе не потому, что один слабый и без другого не сможет, а потому что они не хотят быть друг без друга. Я стремлюсь к такому. Не могу сказать, что я очень сильная в отношениях, довольно часто выбираю не проявлять инициативу и быть девочкой, чтобы за мной поухаживали, открыли дверь. Всё зависит от ситуации и обстоятельств, но, мне кажется, что быть сильной – это единственный выбор для любой женщины. Зависеть от человека, как бы сильно ты его ни любила, — это очень уязвимая позиция.

Мария: Спасибо тебе за такой ответ!

ОШИБКИ МОИХ СОТРУДНИКОВ – ЭТО ТОЖЕ МОИ ОШИБКИ

Мария: Интересная тема: когда-то ты была наёмным сотрудником, сейчас ты нанимаешь. Какая у тебя команда, сколько в ней человек, какие есть сложности? Может быть, ты поняла что-то, о чем не думала раньше?

Елена: Во-первых, поняла, что очень сложно понять что-то о человеке на этапе собеседования. Я такой интуитивный работодатель и обычно после беседы с человеком предлагаю ему поработать две недели или месяц, а дальше уже смотрю по обстоятельствам. На старте очень тяжело что-то окончательно решить, нужно давать людям время как-то себя проявить.

Вообще, найм людей – не моя сильная сторона, но так получается, что все люди, которые приходят к нам в команду, работают в ней довольно долго. Правда, недавно у меня был небольшой пересмотр команды, и ушло несколько ключевых сотрудников: где-то мы оба поняли, что человек отдал всё, ему уже неинтересно, в каком-то случае я поняла, что это не совсем то, что нужно Граноле и требуются другие компетенции. Также поняла, что каким бы человек ни был профессионалом, если он некомфортен для меня как для работодателя, за него не стоит держаться. Раньше у меня была иллюзия, если человек классно работает, то нестрашно, если он токсичный для команды. Сейчас я всё же выбираю комфорт и спокойствие.

Когда была в найме, не осознавала, насколько в нашей стране не защищен работодатель, как любой сотрудник, который отработал у тебя две-три недели или месяц, может испортить тебе жизнь. За шесть лет существования бизнеса бывали и такие ситуации. Уволить человека – это, вообще, очень сложно. В нашей стране, на мой взгляд, все эти процессы устроены довольно странно: ты должен хорошенько договориться с человеком, предложить ему 150 выплат, даже несмотря на то, что он плохо работал. В США тебя могут уволить просто одним днём. Я не за такую категоричность, но, по крайней мере, за то, чтобы облегчить этот процесс для работодателей.

Мария: Давай поговорим про «Сколково». Что тебе дало это обучение и как, вообще, всё удалось? Что бы ты рассказала другим?

Елена: Попасть туда не сильно сложно, но стоит она не дёшево. Я получила грант на обучение. Вся информация есть на сайте школы, там же можно подать заявку и выбрать что-то для себя. Я училась на двух программах: «Стартап-академия» и «Экспортёры».

Я пришла туда в 2017 году, когда занималась Granola.Lab всего два года, и на тот момент у меня не было предпринимателей в окружении. Там как-то так подобралось, что все ребята примерно на одном уровне, где-то на старте. Мы очень классно сдружились, до сих пор общаемся. Некоторые из них – мои друзья, которые мне помогают, а я по возможности помогаю им. Бизнес-окружение – это очень важная штука, как я уже говорила.

Потом я поступила на программу «Startup Leadership», которая существует во всех крупных городах. Когда её открыли и в Москве, я решила туда пойти. Это некоммерческая программа, она не очень дорого стоит, но туда тоже нужно подать заявку и тоже пройти отбор. Сейчас я много общаюсь именно с этим комьюнити. Там 90% IT-предприниматели, то есть я немножко сбоку, но все равно мне очень интересно. А ребята удивленно слушают про мои проблемы с реальным (я имею в виду физическим) бизнесом, потому что у них всё связано, в основном, с компьютерными технологиями, а у меня фура застряла на МКАДе :)

Мария: Как ты думаешь, а кому не подойдет предпринимательство?

Елена: Совершенно точно не подойдёт тем, кто не готов брать ответственность за свои поступки. Быть предпринимателем – это просто быть человеком, который готов совершать ошибки. Мне кажется, что все мои шесть лет бизнеса просто сплетены из каких-то моих непониманий, ошибок и неправильных поступков, но обычно я не отчаиваюсь: падаю, встаю и иду дальше. Тем не менее, я понимаю, где я накосячила и что нужно за это платить. Плюс понимаю, что ошибки моих сотрудников – это тоже мои ошибки, потому что чувствую себя ответственной за них. Возможно, я не организовала работу так, чтобы человек не допустил этой ошибки, не проконтролировала или не объяснила, - я беру ответственность за все процессы.

Я не жду поддержки от государства. За всё время существования нашего бизнеса мы получили только одну субсидию, и то с таким трудом, что, когда в этом году о ней объявили опять, решила, моё время этого не стоит. Спасибо, нам будет проще это заработать.

Возвращаясь к вопросу предпринимательства, мне кажется, это не сможет быть человек с пессимистическим настроем. Я как-то всегда была оптимистом и до сих пор стараюсь верить, что всё наладится, пусть и через какие-то тернии. В бизнесе и так бывает очень много тяжелого, поэтому, если не верить в себя, лучше просто уйти в найм и об этом не беспокоиться. И в какой-то степени мне помогает мой журналистский опыт. Я работала корреспондентом, а хороший корреспондент любознателен. Ему искренне всё интересно, и мне действительно интересно в этом разбираться, искать новые пути и лазейки.

Над текстовой версией интервью работали:

P.S. Если дочитали до конца, дайте нам пожалуйста обратную связь в комментариях: зашел ли материал, формат, гость и все-все. Буду вам очень-очень благодарна. Всех обняли и готовим следующее интервью)

реклама
разместить