Команда IT-продукта(ч2). Своя или аутсорс?

Приветствую! Это вторая часть статьи про продуктовую команду. В первой я рассказал о ролях и их зонах ответственности, а для текущей оставил ответ на один из главных вопросов - нанимать свою команду или воспользоваться сторонними услугами.

Команда IT-продукта(ч2). Своя или аутсорс?

Для начала разберем несколько аспектов, сильно влияющих на формирование команды.

Уровни

Как и во многих других профессиях, IT-специалисты делятся на уровни, или, на забугорном, - грейды. Очень часто они содержатся прямо в названии вакансии:

  • Trainee
  • Junior
  • Middle
  • Senior

Trainee - стажер. Скорее всего это его первая “работа” на данной позиции, а может и в жизни. Эффективность найма в небольшом количестве в перспективе полугода отрицательная, тк времени старших специалистов будет отнимать больше, чем приносить пользы. Часто работает за опыт, максимум за еду.

Нанимать стажеров имеет смысл большими группами, из которых в конце обучения можно будет пригласить на работу самых перспективных. Но это точно не стоит рассматривать стартаперу.

Junior - новичок. Работает на подхвате. Ему можно доверить простые задачи при сильном контроле. На них, с учетом невысокой стоимости работы, и несильной разнице во времени реализации с более опытными специалистами, он будет эффективен. Резюме: нанимать только при наличии более сильных товарищей в том же направлении. Эффективен в плане финансов, но не скорости.

Middle - крепкий середнячок с опытом 2-4 года. Он может самостоятельно делать большой спектр отдельных задач и даже небольшие проекты. Производительность и скорость значительно выше, чем у джуна. Накопленный опыт часто позволяет самостоятельно справляться с новыми задачами. Это основная “рабочая сила” IT-проектов.

Senior - опытный боец, за плечами которого от 5 лет работы. Он отлично знает свою технологию, решил огромное количество задач. Сложно представить, с чем не справится сеньор. Его ценность не только в скорости и качестве, но также в гибкости и понимании сути работы - выполнении бизнес-задач. Но стоит он огромных денег, а нужен не во всех ситуациях, поэтому к найму надо подходить обдумано.

В заключение блока, хочу заметить, что нет единого принципа оценки, в связи с чем в одной компании сотрудник мог быть сеньором, но, перейдя в другую, окажется мидлом. Также грейд зависит и от задач: если человек в рамках своего направления сделал много проектов в одной узкой области, он может считаться в ней сеньором, но, пересев на другую нишу, окажется мидлом.

Ситуация на рынке

Уже кратко затрагивал особенности рынка IT в прошлой статье, но хочу подробнее раскрыть эту тему.

В отличие от большинства сфер, где у работодателя куча резюме, и кандидат должен “продать” себя, в IT все наоборот. Чем выше уровень специалиста, тем больше очередь из компаний к нему выстроится, а, значит, уже вам надо будет продавать себя и продукт кандидатам.

Команда IT-продукта(ч2). Своя или аутсорс?

В этом есть как плюсы, так и минусы. Минусы понятны - конкуренция. Но плюс тоже очень значительный. Когда у человека в связи с высокой зарплатой закрыты все основные потребности, на первый план выходит самореализация. В купе с возможностью решать над чем работать, какую пользу приносить миру, человек может выбрать продукт с зарплатой на полсотни тысяч меньше просто потому что он ему интересен.

Способы формирования команды

Я выделяю 4 способа в порядке уменьшения сложности и увеличения стоимости:

  • Самостоятельно
  • С помощью стороннего HR-специалиста или агентства
  • Аутстаф
  • Аутсорс

Самостоятельно

Из названия очевидно, что все делаете сами: ищите, как-то собеседуете, как-то сами организуете процесс и тд.

Плюсы:

  • Самая минимальная стоимость команды

Минусы:

  • Максимальные риски при найме, управлении, мотивации и тд
  • Занимает очень много времени, и, следственно, на работу с продуктом остается мало.

С помощью HR’а

Рекрутер снимет с вас бремя поиска кандидатов: вы предоставляете критерии и платите за нанятого сотрудника. Но собеседуете все равно сами.

Плюсы:

  • Низкая стоимость команды

Минусы:

  • Максимальные риски при найме, управлении, мотивации и тд.
  • Занимает очень много времени

Рекрутер поможет оптимизировать только первичный отбор резюме, но он не снизит риск нанять плохого специалиста.

Аутстаф

Это предоставление вам сотрудника определенного уровня на определенный период времени(обычно от пары месяцев). Чаще всего такую услугу оказывают компании, которые сами занимаются разработкой, как мы в Decart. Мы берем на себя поиск, собеседования, юридическую и бухгалтерскую работу, мотивацию, менторство, соцпакет, оплату отпусков и больничных.

Фактически, вы платите за время специалиста. При этом часть команды может быть вашей, а часть внешней. Менеджмент при этом остается на вашей стороне.

Плюсы:

  • Уверенность в уровне специалистов
  • Минимизация затрат времени на HR
  • Эффективность выше, чем в двух предыдущих вариантах
  • Менторство. Значимость данного пункта сложно переоценить. Если в собственной команде разработчик столкнется с проблемой, ему придется разбираться самому, на что он может потратить много времени, а результат будет в формате “лишь бы работало”. При заказной разработке у любого разработчика всегда есть ментор или как минимум очень опытные коллеги. Их помощь сэкономит деньги, время и улучшит качество реализации.

Минусы:

  • Высокая стоимость. Примерно в 2 раза выше, чем со своей командой
  • Менеджмент на вашей стороне

Аутсорс

Если при аутстафе вы нанимаете отдельных специалистов, то при аутсорсе - полноценную команду, которая работает по поставленным целям. Такая команда может закрывать:

  • Отдельные функциональные блоки проекта - подпроекты.
  • Определенные зоны ответственности - аналитику, дизайн, разработку, тестирование.
  • Весь проект под ключ.

Плюсы:

  • Максимальная среди всех других вариантов гарантия качественного результата. Не получили его - можно идти в суд.
  • Риски берет на себя компания-исполнитель.
  • Менеджмент берет на себя исполнитель, что почти всегда означает более высокую эффективность за счет отлаженных процессов.
  • Минимизация вашего времени.
  • Менторство.

Минусы:

  • Самая высокая стоимость. Совсем немного выше, чем при аутстаффе, но значительно выше остальных.
  • Самая высокая сложность замены исполнителя.

Как принимать решение

Для начала давайте разберем более-менее однозначные ситуации.

Команда IT-продукта(ч2). Своя или аутсорс?

Когда стоит собирать команду самому:

  • Вы сами работали в ИТ и имеете достаточно опыта. Но тогда зачем вы читаете эту статью?🤔 Если у вас есть знакомые из разных областей, понимание процессов и рисков, приоритет собственной команды значительно возрастает.
  • У вас на примете есть эксперт, которому можно предложить партнерство. В большинстве случаев один из вас будет отвечать за продукт и его продажу, а другой за техническую реализацию. Но в таком случае вам придется расстаться с долей в компании.
  • Суть продукта в технологических инновациях, уникальном подходе в маркетинге - том, что сложно скопировать. Такую экспертизу однозначно надо сохранять внутри компании.

В любом из этих случаев для формирования полноценной команды вы можете воспользоваться первыми тремя способами параллельно, ведь они не взаимоисключают, а наоборот хорошо дополняют друг друга.

Аутсорс будет в приоритете, если вы или ваша команда не обладаете компетенциями в разработке и управлении проектами. Эти зоны ответственности содержат огромное количество процессов и точек отказа, часть из которых однозначно сработает, что приведет к снижению эффективности работы команды. А ведь эффективность - ключевой параметр для выбора способа работы. Упрощенно его можно определить как отношение объема конечного результата с заданным качеством к финансовым и временным затратам. Иными словами, нельзя отталкиваться только от базовой стоимости.

Решили вы купить мешок картошки. Первый вариант, где вся картошка была как на подбор, стоил 100 уе, а второй, более мелкой, с глазками и частично сгнившей - 60 уе. Второй выгоднее, если смотреть только на стоимость. Но, купив его, вы потратите значительно больше времени на процесс чистки, а результата - количества почищенной картошки в кг - получите в 2 раза меньше, чем купив первый.

В IT ситуация примерно такая же. К нам компанию не раз обращались за аудитом отчаявшиеся предприниматели, которые пытались понять, почему бюджет расходуется с огромной скоростью, а результата нет. Об одном из таких случаев в ближайшее время выложу кейс своей коллеги.

Брать ли продакта?

Сначала коротко. Есть возможность - берите, это окупится.

Теперь подробнее. Идеальным вариантом я считаю сильную вовлеченность основателя, где он управляет бизнесом в целом, но всю “техническую” работу выполняет отдельный опытный специалист. С вами будут согласовывать все решения, при этом будут выстроены эффективные процессы, которые позволят за те же деньги получать больше пользы.

Попытка совместить в себе роль владельца бизнеса и продакта, не имея при этом опыта, с высокой вероятностью провалится: у вас не будет хватать ни времени, ни экспертизы.

О гибкости

Важно понимать, что решение о команде вы принимаете не раз и навсегда. В моей практике есть как случаи удачного перехода от своей команды разработки к внешней, так и наоборот - от внешней к собственной. Первый обычно случается при наличии проблем, о которых писал выше. Фокус основателя смещается от продукта к решению вопросов, касающихся качества и сроков, из-за чего развитие останавливается. Передавая эту зону ответственности внешней команде, снова появляется время на сам продукт. От внешней к собственной могут переходить, когда у основателя появилось понимание процессов разработки, гипотезы подтвердились и продукт приносит стабильную прибыль. Не все внешние команды могут дать достаточно гибкости, которая будет нужна для дальнейшего роста. Но в данном случае важно не сломать то, что работает. Вам помогут хорошие взаимоотношения с внешней командой, к которой вы сможете обратиться за формированием собственной команды и плавной передачей зон ответственности. Главное - без резких движений!

Консалтинг

Эту опцию я решил описать отдельно, тк она отлично подходит для всех видов работы с собственной командой. Плюсом консалтинга является высокая эффективность и широкий спектр применения.

Примеры проблем, которые может решить консалтинг:

  • Некому собеседовать специалистов на ключевые позиции
  • Некому выстраивать процессы
  • Низкая эффективность текущей команды
  • Низкое качество продукта
  • Менторство членов команды, помощь со сложными задачами

Список можно долго продолжать. Если у вас есть конкретная проблема, обращайтесь в личку.

Советы по самостоятельному найму и с помощью HR

  • Не собеседуйте сами людей на те позиции, в которых не разбираетесь. Если разработчик покажет проект, над которым работал, как вы проверите, что именно он там делал? Для собеседований лидеров направлений советую обращаться за помощью к независимой стороне. За уменьшение данного риска однозначно стоит заплатить, это окупится.
  • Не нанимайте новичков(trainee и junior) в качестве единственных(главных) специалистов в направлении. Я не раз сталкивался с ситуациями, когда об уровне разработчиков думали, а к менеджменту, дизайну или тестированию относились халатно. В итоге продукт получался некачественный, с плохо продуманным интерфейсом и низкой эффективностью расходования бюджета.

Советы по работе с аутстаффом

Помимо всех пунктов для самостоятельного найма, если менеджмент на вашей стороне, он должен быть сильным. Ведь стоимость команды возрастает примерно в 2 раза, а значит и стоимость ошибок.

Советы по аутсорсу

Подход к аутсорсу кардинально отличается. Здесь нужно сделать один правильный выбор.

Команда IT-продукта(ч2). Своя или аутсорс?

Найдя в поисковиках компании по интересующим вас запросам вроде “разработка MVP”, изучите их сайты. Ведь сайт IT-компании - ее лицо. Если он вам не нравится, важно понять почему. Если это дело вкуса, ничего страшного, но если он устаревший, неудобный или нелепый, стоит задуматься.

Не только клиент выбирает компанию, но и компания клиента. Примерно четверть людей, обращающихся к нам за разработкой стартапов, не имеют на руках ничего кроме идеи. Исполнителю выгодно, чтобы продукт клиента выстрелил, ведь это означает увеличением объема работ и хороший кейс в портфолио. Поэтому, если человек не удосужился сформулировать хотя бы основные аспекты своей идеи, вероятность взлета в глазах исполнителя сильно уменьшается. При наличии более инициативных и продумывающих свои идеи лидов, с высокой вероятностью выберут их. Поэтому я настоятельно советую заразить аутсорс-компанию вашей целью. Так вы сможете найти лучшего партнера, разделяющие ваши идеи.

Следующий важный пункт - кейсы. Не ищите точно такие же проекты, как у вас, это слишком узкий фокус. Изучите те, что имеют точки соприкосновения с вашими потребностями. Брендинг и большие дизайн-проекты покажут вам, как компания работает с позиционированием, проектированием интерфейсов и визуалом. Проекты по автоматизации раскроют отношение к эффективности процессов. Большие проекты по разработке дадут понимание, с какими масштабами может работать компания. Вишенкой на торте конечно будет разработка продуктов.

Но также важно смотреть и на проекты со знаком минус. Не стоит для разработки продуктов рассматривать компании, основой портфолио которых являются одностраничные или корпоративные сайты. Также лучше обойти стороной тех, кто использует для своих проектов CMS(Bitrix, Wordpress и пр.). Если о целесообразности их использования для проектов можно подискутировать, то для продуктов они не подходят. CMS предназначены для создания более-менее типовых проектов с заранее определенными требованиями. Но они лишены гибкости - одного из столпов продуктовой разработки. Соответственно, если компания в основном разрабатывает на CMS, вы потеряете важное конкурентное преимущество.

Итак, вас заинтересовали несколько компаний, пора с ними связываться. На что обратить внимание?

  • Насколько вам комфортно общаться с тем, кто обрабатывает вашу заявку. Объясняет ли он непонятные места, подходит индивидуально или работает по шаблону, понимает ли вашу идею. Если да, это еще ни о чем не говорит. Но вот если ответ нет, стоит задуматься, будет ли дальше лучше.
  • Узнайте цели компании и поймите, как ваш продукт в них встраивается. Заработать денег - плохо, создавать крутые продукты, меняющие мир, - хорошо. Вам надо найти не исполнителей, а партнеров. Важно, чтобы вы разделяли цели друг друга и находили взаимовыгодные пути сотрудничества.
  • Кто будет руководить разработкой вашего продукта внутри компании. Попросите сейлз-менеджера созвониться с ним по видео и расскажите о своей идее. Наблюдайте, как он задает вопросы, может ли взглянуть на продукт под другим, отличным от вашего, углом, интересен ли ему продукт. Этот человек будет вашей правой рукой на протяжении месяцев или даже лет. Важно, чтобы он при этом закрывал ваши слабые стороны и привносил свежий взгляд.

Выводы

Принятие решения о реализации своей командой или аутсорсной - очень важный аспект создания продукта. От его выбора зависит итоговый результат, а значит и успех продукта. Надеюсь, мои советы сделают ваше решение хотя бы немного проще. Оставшиеся вопросы можем обсудить в комментариях или в личке. Удачи в начинаниях!

55
1 комментарий

Спасибо, было интересно!

1