Внедрение «1С: УНФ»: когда нужно больше гибкости

«1С:УНФ» — замечательная программа для малого бизнеса, закрывающая большой спектр потребностей в управлении. Она позволяет планировать и работать с финансами, товарами, заказами, производством, складом. Она позволяет не только учитывать проводимые операции, но и планировать их наперед, а также проводить анализ, сравнивая полученные результаты с запланированными. В ней есть модуль CRM, есть каналы коммуникаций с клиентами и внутренние коммуникации, есть планировщик задач и учет загрузки сотрудников. Но...

Но, как и любой стандартный продукт, "1С:УНФ" не может учесть всех нюансов бизнеса и потребностей компаний. Сегодня на рынке можно найти немало специалистов и фирм, предлагающих услуги по доработке программного обеспечения от фирмы "1С". Но, как правило, все они решают конкретные потребности конкретного заказчика и именно теми методами, которые просит заказчик. На наш взгляд, это не совсем правильный подход. Вот три истории модификации "1С:УНФ" и что из этого получилось.

Первая история началась с небольшой компании, занимающейся производством под заказ мягкой мебели. Они производят диваны, кресла, оттоманки и пуфы. Ассортимент продукции не очень большой, менее ста наименований, но зато имеется большое разнообразие обивочных тканей и отделочной фурнитуры.

Основой любого нормального производства являются технологические карты, в которых указываются используемые материалы и операции с ними. Такой подход позволяет правильно планировать закупку нужных материалов и загрузку сотрудников. Но когда мы начали планировать создание технологических карт с учетом всей линейки используемых материалов, то оказалось, что необходимо создать более ста десяти тысяч технологических карт для того, чтобы отобразить всю линейку продукции. И это была еще не окончательная цифра, так как ассортимент тканей постоянно меняется.

И тогда мы создали механизм, позволяющий указывать необходимые материалы прямо в заказе. В результате для каждого изделия использовалась, так называемая, базовая технологическая карта, а информация об изменяемых материалах бралась из заказов покупателей напрямую. Механизм включался в настройках "1С:УНФ" при необходимости и не менял свойств и механизмов самой программы, а только дополнял их.

Вторая история случилось с заказчиком, производящим жалюзи. Номенклатура его производства совсем небольшая, всего четыре десятка наименований. Казалось бы, организовать справочник технологических карт - спецификаций не составит труда. Но все оказалось не так просто. Если взять жалюзи шириной два метра и высотой один метр и сравнить их с жалюзи шириной один метр и высотой в два, то площадь изделия будет совершенно одинаковой, а вот расход материала будет совершенно разным. Связано это с конструктивными особенностями. А учитывая, что размеры жалюзи измеряются до миллиметра и имею большой диапазон длин и высот, да еще и материалы для них применяются разные - количество возможных спецификаций измерялось уже сотнями тысяч.

В этом случае мы также использовали механизм выбора материала в заказе покупателя, но добавили к нему еще один механизм - динамические спецификации. Смысл решения в том, что мы отказались от идеи хранить все данные по материалам для всех возможных вариантов изделий в справочники, а стали это делать в специальном документе, прикрепляемом к заказу покупателя. Расчет по материалам производился автоматически и хранился вместе с заказом, где его легко было найти. Гигантский справочник технологических карт нам не понадобился.

Третья история тоже связна с мебелью, производимой на заказ. Но в этот раз нам нужно было решить задачу хранения всех вариантов отделки. При позаказном производстве мебели даже в одинаковых моделях может быть разный шпон, разная фурнитура, изменения параметров и наличие дополнительных элементов. Таких вариаций на одно изделие может быть до полутора десятков. И для разных моделей набор дополнительных опций тоже разный.

Тогда мы создали дополнительный справочник, который присоединили к справочнику номенклатуры. Справочник формировался самими пользователями для каждой номенклатуры по-отдельности и позволял формировать самы разные варианты дополнительных опций номенклатуры. Мы его так и назвали - "дополнительные опции".

Со временем мы объединили все три доработки в одно расширение функционала. При этом, мы нисколько не нарушили стандартный функционал "1С:УНФ". А потом мы добавили возможность в настройках программы включать или выключать наши доработки при необходимости. Мы расширили функционал программы для нужд позаказного производства. При этом, базовый функционал "1С:УНФ" остался прежним.

Сейчас мы работаем над тем, чтобы при необходимости можно было бы включать дополнительные опции номенклатуры в печатные формы. А еще мы собираемся передать нашу разработку в компанию "1С" с тем, чтобы ее включили в типовую конфигурацию, так как, на наш взгляд, созданные нами механизмы совершенно необходимы любому позаказному производству.

Внедрение «1С: УНФ»: когда нужно больше гибкости
Начать дискуссию