реклама
разместить

«Думать, что в сельском хозяйстве все по колено в грязи, — прошлый век»

Четыре молодых предпринимателя — о том, зачем сменили офис на ферму.

В 2020-х во всём мире фермерство перестало быть архаичным занятием и «уделом старшего поколения». Например, во Франции (местный агросектор считается одним из самых консервативных среди развитых стран) в молодёжных стартап-кампусах молодые программисты создают роботов — сборщиков урожая и «умные» ошейники, которые следят за показателями здоровья коров на пастбищах. А владельцы виноградников соревнуются за финансовую и маркетинговую поддержку местных акселераторов.

Российский агросектор, несмотря на прогресс в последние годы, только предстоит осовременить. Делать это собираются не только агропрофи, но и специалисты из смежных профессий — айтишники, экономисты, креативщики. Мы нашли четырёх сельхозпредпринимателей, которые отказались от перспективной карьеры, чтобы работать «в полях».

Артем Жаров

создатель «облачной» пасеки пчелошеринг.рф в лесу Кавказского предгорья

Я дизайнер сайтов и приложений. Пасека в моей жизни появилась не вместо работы, а параллельно с ней.

В 2016 году у нас с женой родился ребёнок, и нам захотелось уехать из Воронежа: присмотрели домик в лесу на холме — рядом с бывшими сельхозземлями и брошенными советскими конюшнями. К тому времени я много читал про агролесоводство и пермакультуру (способ строительства и выращивания продуктов с минимальным травмированием почв). Так что оставил на время основную работу и на сбережения разбил на гектаре земли сад-огород. Так жили 2,5 года: на обновление дома, постройку теплицы и другие бытовые нужды потратили за это время около 1 млн рублей.

С нами по соседству проживало много интересных людей — ремесленников, художников, скульпторов. И айтишников — один из них, Миша Клецкий, заведовал небольшой пасекой. Мы подружились и стали заниматься мёдом вместе. Миша отвечал за пчёл, я за продажи. Однажды мы подумали: почему бы продавать не просто мёд, а долю в улье или даже улей целиком? Обслуживание взяли на себя, а «акционерам» выдаём доступ к личному кабинету, где он может «играть в пасеку»: следить, сколько продукта принесли пчёлы, выбирать для него упаковки и кастомизировать этикетки.

Улей — нетривиальный подарок, и в 80–90% случаев именно в подарок их и покупают. Так что среди наших клиентов предприниматели, специалисты на руководящих должностях, айтишники, экоэнтузиасты — и, конечно, ценители настоящего мёда. Основное внимание мы привлекли предновогодней статьёй на vc.ru. Благодаря ей за месяц-полтора работы к нам пришло 60 клиентов и 30 партнёров-продавцов (в основном блогеры). Получили несколько инвестиционных предложений и нашли пасечников, которых сейчас подключаем к пчелошерингу по принципу франшизы. Мы продаём их ульи, занимаемся заказами, предоставляем тару. Они снимают отчёты о работе и о том, что происходит вокруг пасеки (для этого нужны видеокамеры и весы).

Мёд — стабильная «валюта», которая не подвержена рыночным колебаниям. Мой знакомый-пасечник продавал литр за $10 — и до, и после кризисов.

Войти в этот бизнес не так уж трудно: если пасека небольшая, справиться с ней можно самостоятельно. Но без любви к делу никак. Я числюсь арт-директором и продакт-дизайнером в ещё одном сельхоз-стартапе. Он выращивает овощи, но ни слова не пишет про вкус — только про лёгкость, транспортабельность, вид. А мне дороже заработка вкус мёда и здоровье пчёл. Поэтому бизнес-модель у нас не самая маржинальная.

Наша пасека стоит в лесу, и мы никуда её не перевозим. В отличие от других аграриев, которые, как только зацветёт подсолнечник, договариваются с фермерами и везут насекомых к цветам. Растений и, следовательно, нектара — пчелиного «корма» — там больше. Так что в итоге эти пасечники получают 40 кг мёда, а мы 20 кг. Но для насекомых такие транспортировки — стресс.

Параллельно с сельхозом я продолжаю работать на фрилансе. Увы, пока пчелошеринга недостаточно, чтобы прокормить троих детей. Нужно большое пчелохозяйство — ульев 700, а у нас пока в планах расшириться до 150. Да и дизайн оставлять не хочу: мне кажется, что в будущем он поможет мне что-то изменить в сельхозе — показать, что даже крупное хозяйство можно осовременить.

Никита Россов

владелец козьей фермы и сыроварни «Милаша» в иркутском селе Хомутово

Я человек не деревенский — учился на продюсера во ВГИКе и шесть лет работал видеооператором. А домашним хозяйством занималась моя семья: после того, как мама вернулась с гастротура по французской сыроварне, мы купили участок и с 2012 года разводили коз, а сыр варили на кухне. Сельское хозяйство трудно «поднять», но зато это крайне устойчивый бизнес. Индустрия услуг и развлечений нередко страдает от кризисов, а потребность в еде будет всегда.

Чтобы удержать производство на плаву, приходилось брать кредиты, но к 2018 году долги накопились непомерные, поэтому я вызвался помочь. Искал ярмарки для сбыта сыра, устроился на подработку, чтоб платить по займам. Участвовал в конкурсах на гранты и смог на выигранные деньги купить сыродельную ванну и взять помещение под цех в аренду. Сельхоз постигал самостоятельно: ездил на отраслевые форумы, изучал чужие производства и правила сертификации, общался с ветеринарными службами. Параллельно учился ухаживать за козами, готовить сено, варить сыр.

В 2019 году на одном из сибирских молодёжных форумов «Байкал» я познакомился с представителями школы экологического предпринимательства. А уже там мне предложили съездить на берлинский фестиваль по целям устойчивого развития — за счёт принимающей стороны. Вернулся вдохновлённый и решил перестроить наше производство по европейской модели — когда завод реализует свою продукцию через небольшой магазинчик прямо при заводе. В 2021 году мы открыли дополнительную точку продаж, запустили экскурсии по производству с готовкой и дегустацией. А в 2022 году смогли купить дополнительное оборудование и теперь за смену производим не 25 кг сыра, а 40 кг.

Кстати, продюсерские навыки мне более чем пригодились: я сам делаю визитки и буклеты, а ещё снимаю видеоконтент. Вместе с товарищем-режиссером Артемием Кушнарёвым мы придумали социальный проект и одновременно отличную PR-кампанию для предприятия — это авторская передача о востребованных специальностях в сёлах Иркутской области «Моя профессия». Это десятиминутные выпуски, которые с 2021 года показывают вместе с программой «Вести» на областных каналах «Россия 1» и «Россия 24». На редакторов я вышел сам — всё-таки выпускник ВГИКа, но на то, чтобы «продать» идею, потратил полгода.

Олег Бармин

создатель ИТ-пасеки мояпасека.рф в горах Адыгеи

В университете я изучал экономику и управление в машиностроении, а бизнесом занимаюсь с 15 лет. В Северодвинске разбирал на помойке запчасти от подводных лодок, заправлял коптильней, автомойкой, шиномонтажом, в 21 год открыл автомобильный салон. К 2008 году оборот компании достиг почти $100 млн, но тогда же постепенно подбирался мировой финансовый кризис. Банки ужесточили требования по кредитам, а гасить я их уже не мог. В итоге остался без денег, с $3,5 млн долга и приставами у порога.

Позже переехал в Москву и устроился в наём маркетологом — чтобы учиться бизнесу у крупных корпораций и в будущем построить что-то своё в этом же направлении. О перипетиях писал в LiveJournal (а в 2016 году выпустил даже книгу) и там же благодаря подписчикам собрал деньги, чтобы открыть цветочный магазин на дизайн-заводе «Флакон», в котором первые три года и жил.

Тогда же мой знакомый захотел заниматься мёдом и попросил меня помочь ему с маркетингом. Сначала у нас была просто пасека, но постепенно мы расширялись, продавали мёд с орешками, крем-мёд, бальзамы для губ. Когда понял, что могу больше не работать «на дядю», оставил офис (за это время успел поработать в пиаре Rambler, директором по маркетингу LiveJournal и руководителем службы социальных медиа и коммуникаций в «Билайне»).

Мы как раз перевезли пасеку из Александрова в Адыгею и сняли огромный цех, чтобы заниматься промышленным производством мёда для торговых сетей. Но те хотели покупать дешёво, при этом качество им было почти безразлично. Так что в мае 2021 года мы придумали проект «Моя пасека», чтобы клиент мог сам участвовать в бизнесе и получать брендированный мёд: он арендует пчёлам жилище, а мы отвечаем за товар, который он потом может продавать.

С 2012 года наша пасека стабильно росла, но в 2021-м из-за погоды потеряли половину ульев. Сейчас постепенно восстанавливаемся. Мы доделали личный кабинет, где можно проверить остатки мёда, выбрать упаковку, этикетку и скоро возьмёмся за приложение, в котором будет биржа обмена мёдом: чтобы, например, половину своего рапсового мёда можно было обменять на чей-то акациевый.

Параллельно с пасекой я заведую рекламным агентством Agenda Media и строю цифровую деревню Barminhof в Калининграде. У нас с женой там дом в лесу. Поставили интернет-станцию, выкупили пять гектаров земли, открыли бар с меню из фермерских продуктов: говядины, свинины, баранины, осетра, птицы, сыра, овощей, фруктов. Неподалёку есть улитковая ферма.

Хочется показать, что сельское хозяйство в России давно не такое, как в 1990-х. В Финляндии уже тогда все поля были как по линейке, а яйца и булочки на полках магазинов — всё своё, не привозное. И занимались этим стильно одетые парни лет 30–40 — на хороших тракторах. Мы тоже так можем.

Илья Смирнов

основатель фермы «Российские альпаки» в Москве

Альпак мы с семьёй завели сперва как домашних животных — на заднем дворе загородного дома. Нашего отца — у него свой бизнес — удивляло, что в России их особо не разводят, вот и захотели «задать тренд» и купили 5 альпак. Они стоили $3000–5000 — это примерно 150 тысяч при тогдашнем курсе. Сами ухаживали за ними, кормили, лечили. Если мать-альпака не давала молоко, читали, как поить детёныша из бутылочки. В общем, учились по ходу дела.

Со временем стали звать соседей на экскурсии, раздавать листовки. Когда поняли, что интерес есть, переехали по инициативе отца на территорию побольше: задумали превратить это дело в бизнес. Два моих старших брата перемещаться не захотели, поэтому сейчас фермой занимаемся я, отец и мой одногруппник Максим. На экскурсии в неделю приезжают 200–300 человек. В основном это ярые путешественники, как видно из их аккаунтов, и молодёжь. Они же иногда просят провести на ферме мероприятия, например, свадьбы.

У владельцев мини-зоопарков с лисами, енотами и кроликами посетителей больше. Мы на новогодних праздниках встретили 2000–3000 гостей, они — по 10–12 тысяч. Но у нас и философия иная: мы не туристическая точка — мы клуб любителей альпак.

Помимо проведения экскурсий, мы продаём также шерсть: 1000 рублей за 100 г ниток (среди россиян много увлечённых людей, в том числе тех, кто вяжет). А ещё компост — 250 рублей за два литра, но это совершенно не приоритетное для нас направление. Просто навоз альпак — хорошее удобрение. В будущем хотим производить корма для сельскохозяйственных животных — кур, кроликов: уже готовим установки, думаем над упаковками и, наверное, скоро попробуем выйти на маркетплейсы.

К ручному труду я привык. Мы с братьями с детства много времени проводили за городом: чистили снег, стригли газон, откачивали канализацию, подпиливали деревья, прибирали курятник. Но думать, что в сельском хозяйстве все по колено в грязи, — прошлый век. В бизнесе всё больше креативной молодёжи. Конечно, офисная работа чуть менее пыльная, но я по ней не скучаю. У меня больше разнообразия: могу лечить животных, заниматься документами, снимать видеоролики для соцсетей. Одно наше шуточное видео собрало 12 млн просмотров.

Вести бизнес на земле — построить теплицы с салатом романо или открыть козью ферму — не то же самое, что копаться в ней голыми руками. В агроотрасли растёт число цифровых решений. Например, платформа «Своё» от Россельхозбанка. По сути, это целая ИТ-экосистема для аграриев: с новостями, маркетплейсом, а ещё государственными, банковскими и бизнес-сервисами (чтобы сертифицировать продукцию, взять кредит и автоматически составить документ). С ней проще начать дело с нуля — даже если в прошлом работал маркетологом или иллюстратором.

На площадке «Своё Фермерство» можно выкупить оборудование — комбайны, системы полива, целую модульную ферму (и разместить её прямо на дачном участке) или найти и нанять разнорабочего. Для тех, кто не знает, какую морковь и в каком регионе сажать, есть услуги анализа почвы и онлайн-подбора производителей семян.

Не нужно долго думать над тем, где продать урожай, — для этого есть маркетплейс «Свое Родное». В 2021 году сайт посетило более миллиона уникальных пользователей, более 9000 поставщиков, и было продано более миллиона товаров. Кстати, там же можно закупиться мясом, сырами и овощами от региональных фермеров — если у вас своё загородное кафе посреди леса.

6262
реклама
разместить
13 комментариев

просто никто не показывает, как на самом деле в грязи коровники убирают
ферма без экскрементов - это пчелиная ферма) для совсем юных предпринимателей подобный инфошум может создать впечатление, что фермерство сродни майнкрафту, но это же не так
это тяжелый труд

17

может айтишники из статьи смогут это все оптимизировать и автоматизировать, чтобы тяжелый труд стал не тяжелым ;-)

5

Комментарий недоступен

4

Здесь должно было быть видео про русский киберпанк.

7
Раскрывать всегда
Массовое кидалово. История про собеседование.

Когда-то я работал в СтеклоДоме и из пары человек мы быстро выросли в инхаус на 10+ человек.
Нанимаем верстальщика. Посмотрели анкеты, тестовые задачи. Назначаем встречу. Приходим я и разработчик Антон. На месте дожидается HR. Встреча, допустим, в 16-00.
Сидим, заготовили вопросы, ждём. 16-00. Тишина. 16-10 тишина.

Массовое кидалово. История про собеседование.
1616
77
33
11
Минцифры определило порядок оплаты сбора за интернет-рекламу — «не позднее пятого числа третьего месяца квартала, следующего за платёжным периодом»

Контролировать платежи будет Роскомнадзор.

Фото РБК
1515
33
Господи, как же задолбали 😡
Как мы разработали инди-игру со сложным геймплеем, которую практически невозможно пройти

Нетипичная боль клиента – страшно умная команда. Рассказываю, как мы создавали игру по мотивам внутренней корпоративной культуры компании. А потом ещё и заказ DLC получили.

11
11
Феномен BYD. Как китайский профессор вырастил автомобильного монстра

За 30 лет BYD прошёл путь от небольшого производителя аккумуляторов до главной автомобильной компании Китая. BYD растёт в полтора раза каждый год, обогнал Tesla и дышит в спину Toyota и Volkswagen. Разбираемся, за счет чего этот китаец так разогнался.

Бывший инженер из Пекинского университета Вань Чуаньфу презентует очередную партию своих моделей на разный вкус, цвет и кошелек (ну ладно, цвет тут один). Кстати, машина посередине с откидными дверями вам ничего не напоминает? <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Ftime.com%2Fcollection%2Ftime100-companies-2023%2F6284873%2Fbyd-titan%2F&postId=1890459" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank"><i>Оригинальное фото тут</i></a>, спасиб
2323
99
33
22
11
11
Instagram* разрешил ускорять Reels

Аналогичная функция есть в TikTok.

Источник фото: Instagram
55
11
Открыть пункт выдачи заказов и не совершить 6 ошибок, которые приведут к долгам и закрытию бизнеса

В этой статье собрал основные ошибки предпринимателей при открытии ПВЗ Wildberries, OZON и Яндекс Маркет. Но для других бизнесов статья тоже будет полезной.

Открыть пункт выдачи заказов и не совершить 6 ошибок, которые приведут к долгам и закрытию бизнеса
1111
Как проверить электронную подпись: пошаговая инструкция

Электронная подпись (ЭП) уже стала привычным инструментом в нашей цифровой жизни. В статье узнайте о быстром и лёгком способе проверки ЭП, который пригодится каждому пользователю

Как проверить электронную подпись: пошаговая инструкция
11
«День в стиле Ghibli»: в соцсетях превращают мемы, фотографии политиков и фильмы в аниме

Способность воссоздавать стиль Хаяо Миядзаки заметили у нового генератора картинок в ChatGPT.

4040
1616
1212
33
33
Это лучшая реклама студии Ghibli, которую можно придумать. Пошел пересмотрю принцессу Мононоке.
KFC выпустила рекламу, в которой человек стал куриным крылышком после крещения в подливке, — теперь сеть обвиняют в богохульстве и пропаганде каннибализма

Кампания для британского рынка ориентирована на зумеров.

Кадр из ролика
7878
1212
88
66
55
11
11
Если честно - отвратительно на мой взляд Идёт отсылка к крещению и т.п.
реклама
разместить
Закрыть офлайн-магазин, выйти на маркетплейсы, открыть офлайн-магазин: история бренда Sonno Home

Бренд Sonno начал продаваться в офлайн-магазине, но неудачно: продаж не было. В статье расскажем, как удалось переосмыслить бизнес и заработать 18 млн в первый год работы с маркетплейсами, несмотря на все трудности.

Закрыть офлайн-магазин, выйти на маркетплейсы, открыть офлайн-магазин: история бренда Sonno Home
4242
Как клиентский сервис влияет на отношение покупателей к компании

Исследование разработчика онлайн-сервисов для бизнес-коммуникаций MANGO OFFICE

Как клиентский сервис влияет на отношение покупателей к компании
1515
Победителей почти нет, меньше остальных могут потерять Tesla и Ford: аналитики — о пошлинах Трампа на импорт машин и запчастей в США

Акции американских, европейских и азиатских концернов на фоне новостей падали на 2-6%.

Крупнейшие импортёры автомобилей в США. Источник: Bloomberg
1111
11
Трамп полный идиот. Автоиндустрия США за 50 лет сильно интегрировалась с канадской и мексиканской. В договорах о свободной торговли между этими тремя странами всё прописано так чтобы сохранялся баланс 50/50. Трамп просто сжёг миллиарды которые американские компании инвестировали в заводы в Канаде и Мексике. Кроме заводов утеряны специалисты которые явно не поедут в сша, по крайней мере из Канады. А с Мексики их трамп не пустит. Канада является не только крупным производителем комплектующих но одним из самых больших производителей оборудования для автопромышлености. Так что цены на машины в ближайшее время вырастут