Профессия: арт-директор в детском издательстве

Профессия: арт-директор в детском издательстве

Лилу Рами работает графическим дизайнером и арт-директором в издательстве Clever уже 11 год. Это было время роста, интересных вызовов и экспериментов и для Лилу, и для Clever: издательство прочно заняло нишу по производству лучших книг для самых маленьких, вышло на международный рынок, и продолжает знакомить российских детей с шедеврами современной мировой детской литературы. Книги, созданные Лилу и под её руководством, неоднократно получали престижные премии и награды. Но главное — многие книги стали любимыми у детей и родителей: их перечитывают, цитируют в семьях, а иллюстрации рассматривают снова и снова.

— Как всё начиналось и как складывалась ваша карьера? Что было самое сложное в начале, с какими трудностями сталкивается арт-директор через 10 лет работы?

— В издательство “Клевер” я пришла из журнального бизнеса, где уже была арт-директором журнала TotalFootball, и занималась графическим дизайном шестой год. Хотелось попробовать себя в новом деле, поэтому выбор пал на детские книги. Поначалу казалось, что ничего сложного меня не ждёт, но впоследствии оказалось, что детские книги намного сложнее взрослых журналов. Нужно учитывать больше разных факторов в работе, да и один журнал в месяц делать было проще, чем несколько десятков книг. Спустя 11 лет, сдаваемых в печать книг стало в разы больше, а как теперь работать с журналами ума не приложу.

С годами накопилась база иллюстраторов, с которыми мы сотрудничаем — разбудите меня ночью, я подберу вам художника под любой стиль, срок и бюджет. Выросла и команда. В первые месяцы мы работали чуть ли не втроём: я, главный редактор и младший редактор. Остальная команда была вне офиса или на складе. Сейчас только в моей дизайн-студии 8 человек, плюс десятки, если не сотни, иллюстраторов на фрилансе.

Самое сложное для меня сейчас — держать в голове огромный объём информации. Сотни проектов, обложек, художников, эскизов, а еще выбор книг, которые мы покупаем у иностранных издательств.

— Не у каждого получается прийти арт-директором в никому не известное издательство и буквально своими руками вырастить его до международной компании. В чём, на ваш взгляд, секрет такого успеха?

— Все всегда говорят про дружный коллектив, и в нашем случае это действительно так. Секрет успеха в том, что мы действительно любим то, что делаем. Не просто так девиз нашего издательства: «Сделать счастливыми наших детей».

С самого начала мы старались отличаться от конкурентов на рынке, делать что-то новое и интересное, выбирать современных авторов и художников, искать новые необычные форматы. Когда у нас вышла «Живая книга» многие крутили пальцем у виска, не понимая, какая это крутая книга-игра. Или ругали нас за серию «Давай обсудим» французского философа Оскара Бренифье, в которой выходили книги «Любовь и дружба», «Смысл жизни», «Большая книга характеров», «Вопросы о Боге».

Что касается дизайна, то тут секрет в том, что я стараюсь не повторяться и даже не копировать саму себя. Время от времени я пробегаюсь по книжным магазинам, по всем сайтам книжных издательств России, чтобы быть в курсе того, кто и что делает, а еще кто и что успел у нас скопировать, чтобы вовремя поменять дизайн новых проектов и не пересекаться с конкурентами.

— В чём вообще заключается сложность, а в чём драйв работы арт-директора? Над какими задачами приходится работать в широком смысле – как управленцу, как руководителю творческой команды?

— Самая большая сложность — это видеть картину целиком. Издательство становится все больше, проекты становятся все сложнее и интереснее. Я все ещё работаю руками, не только управляю командой, это не даёт моим навыкам “заржаветь”. Каждый год передо мной появляются новые вызовы: мы участвуем в выставках в России, открываем офлайн магазины, создаём коллекции, новые направления и совершенно новые для рынка продукты.

Кроме того, мы летаем на международные книжные выставки во Франкфурт и в Болонью, где в допандемийные годы успели принять участие со стендами издательства Clever. Там каждый день состоял из длинного списка тридцати минутных встреч с нашими европейскими партнерами, на каждой такой встрече мы отбирали книги для покупки прав, чтобы издавать их на российском рынке. Также я проводила встречи с художниками из разных стран, и собирала списки имен, с которыми хотелось посотрудничать в будущем.

Плюс ко всему, каждый день в издательство приходят сотни писем с предложениями издать готовую книгу или взять на работу иллюстратора. На их разбор уходит уйма времени, но иногда мы получаем подарки судьбы: не так давно, например, у нас вышла книга “Приключения улитки Элли в мире фруктов и овощей” — по ней малыши могут изучать цвета и знакомиться с разными, в том числе и экзотическими, фруктами и овощами.

Не менее успешный проект “Шмакодявки. Не совсем полная энциклопедия домашних существ: носкошмыги, тягуши, наросли и ля-ля-фоны” тоже нашел нас сам. Эта удивительная книжка научит малышей видеть необычное в самых простых вещах, поможет развить фантазию и креативное мышление.

Несомненно, лучшая награда за все труды — это выбор маленьких читателей и отзывы, которые мы получаем каждый день; профессиональная гордость, когда сдаём в типографию на допечатку тиражи распроданных книг, но также всегда радует и вдохновляет признание книжной индустрии. Особенно международные премии — так, например, наши «Пираты» стали бронзовым финалистом в 23 ежегодном конкурсе Ассоциации независимых издателей (2019 Independent Publisher Book Awards contest IPPY Awards) в категории детских интерактивных книг. А фотокнига “Clever Count” была названа одной из лучших настольных книг 2018 года по версии Children's Book Review!

— Какой из издательских проектов (книга, серия книг) у вас самый любимый и почему?

— Два моих самых любимых проекта это «Фрида Кало. История про художницу, которая нарисовала себя и свою жизнь», где я выступила соавтором текста, а книга получила премию Книга года 2019 и «Истории удивительных женщин. Истории для маленьких мечтательниц», в которой мы собрали 50 историй про великих женщин нашей страны и 50 современных художниц. Последний проект в моем личном рейтинге еще никто не переплюнул по уровню сложности. Рисовали мы его долго и кропотливо, подбирая для каждой героини лучших иллюстраторок.

Профессия: арт-директор в детском издательстве

— А не было ли у вас периодов «выгорания» на работе? Как справлялись?

— Впервые усталость, апатию и нежелание ходить на работу я почувствовала в журнале, в котором работала 6 лет и прошла путь от верстальщицы всей спорт-группы до арт-директора. Мне нравится то, что я делаю и обычно даже жесткие дедлайны или сотая переделка макета не приводили к такому. А тут все пошло не так — это заставило меня всерьёз задуматься о смене профессии. На это ещё наложилась смена коллектива, и я написала заявление, решив, что нужно взять большую паузу в работе.

Это был осознанный выбор — мне хотелось чего-то нового и сложного. Перед тем как выйти на работу, я действительно сделала небольшую паузу, слетала на море, провела время с семьей, занялась своим здоровьем и даже внешне изменилась. И самое главное — стала постоянно себе напоминать, что “маску сначала на себя”. Даже ставила напоминалки, чтобы вовремя выходить с работы или делать паузы, ходить на нормальные обеды, а также в настоящий отпуск, где нет телефона с кучей уведомлений.

Любой стресс на работе я считаю скачком роста. Если вовремя себя поймать и спасти, можно научиться находить баланс между работой и личной жизнью. Творческим людям это очень важно.

Не скажу, что сейчас никогда не чувствую усталости, но каждый раз, уходя в отпуск, на третий день начинаю скучать по книгам — нашла своё дело.

— Удаётся поддерживать work&life баланс? У вас маленькая дочка, муж – хватает времени на семью? Что можете посоветовать работающим мамам?

— Я вовремя ушла в декрет только из-за особенностей моей беременности, хотя мечтала, что буду работать до последнего. Мне казалось, что за время декретного отпуска вся рабочая жизнь пройдёт мимо меня и я сильно отстану от команды. Но этого не случилось. Дочке было три месяца, когда я стала брать проекты на фриланс, а еще через пару месяцев стала работать на полставки. Мне повезло не только с характером дочки, которая не плачет без серьёзного повода, но и с тем, что в соседнем доме живет моя мама, которая помогает мне с первого дня. Да еще и мы с мужем работаем из дома и в любой момент можем уделить внимание ребенку или друг другу.

Работающим мамам могу дать один, но на мой взгляд, самый важный совет: как в самолёте при чрезвычайной ситуации — маску надевайте сначала на себя. Не испытывайте вину за то, что вам приходится или хочется работать. Ребёнку нужна счастливая мама, пусть даже на пару часов в день.

Профессия: арт-директор в детском издательстве

Я всегда знала, что при всей моей любви к семье, не перестану работать. Не только потому что я хочу, чтобы у моей дочери перед глазами был пример женщины, которая выбирает себя и успешно строит карьеру, но и потому что знаю, что сойду с ума, сидя дома. Первые месяцы материнства мне это доказали — декрет это далеко не отпуск.

— Помимо основной работы у вас есть факультативные собственные проекты: интернет-магазин сувенирной продукции (футболки с вашими принтами) и телеграм-канал для женщин – где женщины могут найти подруг, получить помощь, поделиться своей историей. Расскажите, пожалуйста, подробнее о них, хватает времени на хобби-проекты?

— Все эти проекты не только приносят мне моральное удовлетворение, но и в том числе помогают не выгореть на основной работе.

Магазин был создан исключительно для того, чтобы покрыть мои расходы на благотворительность. Практически весь доход от продаж я переводила фондам, помогающим женщинам, попавшим в беду. Эта же тема стала ведущей в моем блоге в Инстаграм.

Считаю необходимым создавать, как можно больше площадок, где женщины могут получить поддержку и так как у меня в основном женская аудитория, я решила, что мне хватит ресурсов на то, чтобы заниматься и блогом, где я рассказывала о феминизме, помогала девушкам находить психологическую помощь, освещала многочисленные случаи домашнего насилия, похищения детей бывшими мужьями и просто занималась фем-просвещением.

66
2 комментария

Комментарий недоступен

Ответить

Среди детских книг встречаются настоящие шедевры именно с точки зрения иллюстраций. За книгу про Фриду - отдельное спасибо)

Ответить