{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Я отучился на менеджера проектов. Есть ли смысл?

Закончил курс менеджера проектов на одной из платформ цифрового образования. Что это было? Есть ли толк? Что дальше? И причем здесь олень на стене?...

Собственно, главный вопрос для меня: что дальше. И если у вас есть опыт учебы или есть ответ на мой вопрос, посоветуйте, подскажите.

Оглядываюсь назад и не могу понять, была ли от учебы практическая польза. Получил ли я новые знания? Знаю ли я теперь что-то новое, чего не знал полгода назад?

Чтобы не быть необъективным, задал конкретный вопрос в группе своим сокурсникам:

Вы могли бы оглянуться назад и честно сказать, что реально узнали нового и чему научились из того, что не знали 6 мес. назад? Какие хард-скиллы получили? Ну кроме того, что это было очень крутое интеллектуальное упражнение.

Ученик волшебника, дж. менеджер проектов

Пыжусь-пыжусь, и что-то даже одно затрудняюсь назвать… Ну, не может же такого быть? Какие-то знания я должен был приобрести?

Вот некоторые показательные ответы...

  • Теперь имею достаточно полное представление об этой сфере и понимаю, что мне подходит, а что нет. Исходя из этого я могу попробовать себя в этом деле.
  • Получил общий обзор и понял, структуру работы ПМа. Хотя бы понимаю, с чего начинать проект, и что дальше делать, как процесс организовать и кого куда назначить, и как смету рассчитывать. В остальном поможет только опыт, собственные грабли в этой сфере и/или наставник из той же сферы.

Прессую дальше...

-- Интересно, но это общие слова. Хардов-то нет (в смысле не получили хард-скиллы). Возможно, специфика профессии такая. Только у ПМ это так. На всех других курсах харды ты получаешь во время обучения. Задумайтесь. Разве это не так? И тогда в чем конечная цель курса? Какую ценность для работодателя мы получаем по итогам? И если мы не узнали ничего нового, чем отличаемся от кандидата, который пришел с улицы? Почему у нас должно быть преимущество по сравнению с ним?

Пришли сокурсники с хардами:

-- Я бы выделил следующие хард-скиллы:

  • Знание этапов создания IT-продукта
  • Умение работать в программах таск-трекерах (например Jira)
  • Умение работать в программах-планировщиках (например, GanttPro)
  • Знание основных статей затрат и умение составлять сметы
  • Знание особенностей оформления ТЗ (включая ГОСТ).

Возражаю на это:

-- Не соглашусь. Что за этапы создания айти-продукта, и как они помогут на реальной работе? Немного работал в таск-трекерах. Что за умение там требуется? Чтобы создать задачу, надо указать заголовок, описание, срок и назначить задачу на исполнителя. Чему именно из этого мы научились? Составлять план работ, действительно, умеем. Не умели до этого? Прямо дожили до своих лет и никогда план не составляли? Про сметы не соглашусь. Используемая нами форма сметы больше нигде не применяется, в других местах сметы по-разному составляются, нет никакого стандарта составления смет, а значит, это не хард. ТЗ нас не учили составлять и ГОСТ мы не проходили. Формально составление задания и тем более по ГОСТ является хардом, нам его не давали, и не уверен даже, что он нужен.

Дискуссия продолжилась, и я еще к ней вернусь дальше, потому что там интересный поворот возник.

Но сейчас все-таки сформулирую свои переживания и ощущения от курса.

  • В целом это очень хорошее интеллектуальное упражнение. Если вам скучно, или вы не определились, чем хотите заниматься, попробовать курс стоит. Умение учиться -- отличный навык.
  • Есть ли в работе менеджера проектов хард-скиллы, и научили ли нас им? -- открытый вопрос для меня.
  • Однозначно я хорошо структурировал свои знания по ПМ, теорию дают в достаточном объеме.
  • Первый же опыт работы, рассказы других людей, прошедших трансформацию в менеджера проектов, и ответы других учеников все-таки наводят на мысль, что работа эта -- прежде всего про софт-скиллы и коммуникационные навыки. Нас им не учили, конечно, но общий обзор темы дали.
  • С моей точки зрения, полученный опыт обучения может в какой-то мере помочь пройти тестовые задания и кейсы на собеседовании, занести электронный диплом в список трофеев для резюме, но не выделяет нас из толпы прочих кандидатов. Предпочтение всегда будет на стороне сотрудника с хорошими софтами и знакомствами.

Все остальное будет получено опытным путем на рабочем месте, и скорее всего, именно уже этот опыт будет иметь реальную ценность для работодателя.

В завершении хочу сказать, что, к сожалению, хотя весь курс к нам относились с уважением, под конец решили записать в идиоты :-(

Когда я задумался над этой заметкой, я написал в общей студенческой группе, что собираю информацию для статьи. Такое неконтролируемое паблисити не могло не обеспокоить наших кураторов.

Поэтому... в группу пришло сразу два интересных человека. Один по-настоящему интересный, это наставник курса. С ним завязалась содержательная беседа (скорее спор) о том, есть ли какой-то практический толк от учебы.

Он аргументированно пытался мне доказать, что толк есть, и что необходимые харды мы получили. Многое из написанного им прочитал и впитал с большим интересом. В конце концов я же могу быть неправ?

Тон общения, впрочем, оставлял желать лучшего. Вместе с желанием меня переубедить, была еще такая легкая тональность пренебрежения и девальвации личности. Ну кто я такой, чтобы спорить со взрослым и опытным дядей?

Мне показалось, что было в этом что-то такое, чтобы снизить ценность нашего обсуждения, вообще моего права задаваться такими вопросами. Зачем мутить воду? Зачем вносить сомнения в стройные ряды учащихся? Ну то есть я думал, что мне показалось.

Однако, в беседе был и еще один человек. Сначала немного не понимал, кто это. Аргументы не то чтобы самые сильные, речь не такая уж связная. Что-то мне это напоминало, но все не мог понять, что именно.

Просто какой-то странный теневой студент (только с именем, это важно, без фамилии), который вдруг бросился рьяно защищать курсы. Несколько дней я следил за ним, старался вежливо отвечать, получше понять его точку зрения.

А потом разговор зашел про поиск работы. И тут случилось интересное. Вдруг он заявил (а из контекста понятно, что работу он нашел только что -- это будет важно понимать для нашего разговора с ним), что за последнее время у него было два десятка интервью на протяжении всего нескольких недель.

Меня очень удивил такой результат на падающем рынке. Откуда человек без опыта смог получить такое количество теплых и горячих контактов. Мне сначала это было искренне интересно, поэтому я стал расспрашивать его подробнее.

Его аргументация про учебу интересовала меня уже в меньшей степени. Хотелось понять, что он такое делает или пишет, чтобы получать такое количество собеседований.

И тут в его картине мира стали появляться трещины. Наш мистер Икс (бесфамильный) стал больше времени брать на ответ, как будто больше задумывался, не говорил ничего конкретного, отвечал уклончиво.

Но в итоге выяснилось, что речь идет не о сейчас, а о начале февраля, когда рынок был еще повеселее, что интервью было не два десятка, а два--три места, просто в каждом из них было по несколько собеседований с разными специалистами. По итогам он получил два офера и работает на новом месте уже две недели.

И тут до меня стало доходить, что мне впаривают классическую, по учебнику, воронку поиска работы: ну там, десять откликов, 3 собеседования, несколько оферов. Но делают это как-то неприкрыто тупо и без смазки.

Да еще и с поправкой на то, что мы уже 70 дней находимся в эпохе специальной военной операции, и никто сейчас в таких объемах не ищет джунов.

Тогда я смекнул, что мистер Икс прогнал стандартную легенду с прошлого года, но забыл внести в нее правки в соответствии с новой реальностью.

А когда он понял, что ляпнул что-то не то, пошел согласовывать новую легенду (этим вызваны задержки в ответах и смена показаний) и уже дальше пытался говорить в новой парадигме.

Одним словом, мне подсунули чучело, комментатора, который должен поднимать моральный дух учеников. Почему у них все должно получиться? Ну как, вот же есть живой студент, у которого все получилось! Просто делай все по учебнику, и будет тебе счастье.

Задумайтесь :-) Вместо реальной помощи в поиске работы они запускают в хату подсадного, который, вроде бы, призван повышать моральный дух учебного состава.

Почему вроде бы? Да, потому что на самом деле, когда выпускник таких курсов столкнется с новой реальностью рынка труда, его ждет жесточайшее разочарование. Ни о каких заявленных 70--80% трудоустройства, с моей скромной точки зрения, сейчас речь уже не идет.

Выпускника ждет долгий и печальный период ядерной зимы, то есть поиска работы без особых шансов на успех. Пытаясь поддержать студентов, тем самым курсы оказывают им медвежью услугу.

И тогда это и есть для меня главный итог этих курсов. Мне казалось, что на протяжении всего обучения к нам относились с уважением, пытались прислушаться, услышать, помочь... Для чего? Чтобы в конце так дешево разменять на платного подсадного комментатора?

Стыдитесь, господа, если это лучший подарок, который вы готовы предложить выпускникам. Ученье свет, но тьма окружает нас и сгущается.

0
173 комментария
Написать комментарий...
Миша Магадан
Закончил курс менеджера проектов на одной из платформ цифрового образования. Что это было? Есть ли толк? Что дальше? И причем здесь олень на стене?...

90% всех курсов за деньги может заменить самообразование в интернете. А уж если ещё и книжки подходящие поискать...

Ответить
Развернуть ветку
Упоротый кролик

Это называется люди платят за свою лень.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Roman Galchenko

Уважаемый, больше ни кому не говорите этой ереси.

Про ошибки тоже найдёте в интернете?

Когда будете самообразовываться в интернете, пробный кейс сами себе подыщите? Ну вымысле такой, чтобы затронул все области знаний в управлении проектами.

Когда будете проходить этот пробный кейс, сами себя моськой ткнёте в ошибки?

И я вам могу задать ещё тысячу таких вопросов, которые поставят вас в тупик.

Теперь из опыта.

Пробник «РП» может стоить существенно дорого даже самого дорого курса. РП без опыта - это утопия управления чем либо отличным от струи из своего полового хуя - сразу проваленный проект, просранное бабло, разгневанный заказчик и т.д.

Отсюда вывод - у РП должен быть наставник. Не бывает успешных РП без не менее успешных наставников.

Далее. Курсы РП ради того, чтобы «поменять вид деятельности» - это тупик!

Это так не работает! Жил-был сантехник, прошёл курс управления проектами и стал вдруг и внезапно руководителем ИТ проекта по допиливанию бэкэнда банковского софта. Серьезно?

Как это работает?

Жил был сантехник, починял сначала унитазы на фрилансе, потом нашёл в сантехнике своё призвание. Начал делать отопление, заказы поперли, взял подмастерье, потом ещё одного, потом уже бригада сформировалась, через год бригад уже 3-4 штуки, открыли направление штукатурки.

И вот в моменте когда стало 3-4 бригады бывшему сантехнику имеет смысл идти проходить курс управления проектами. Т.к. любая методология управления проектами - это про то, что под проектом понимается целый набор знаний в различных областях.

Сможет ли сантехник управлять проектами в ИТ прослушав курс управления проектами, например по методологии РМВоК? Да, но при соблюдении условия, что у него уже был релевантный опыт в стройке и именно прорабом, те, в его распоряжении была команда не менее 5-10 человек. Те, речь идёт об управленце, который реально руководил людьми и взаимодействовал с заказчиком, либо сам был заказчиком.

Может ли сантехник стать РП прослушав курс, если он в одну каску починял унитазы под эгидой местного ЖЭКа. Скорее всего нет.

ЗЫ: никогда не занимайтесь самообразованием на начальных этапах вхождения в новую область! Ошибки на этом этапе приведут к очень большим проблемам уже через год. А через два года будет стоить неимоверных усилий и бабла все исправить.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Сергей Я

Платят обычно (даже лучше так - имеет смысл платить) за обратную связь, помощь, домашки, общение с сокурсниками и помощь с трудоустройством. Естественно, далеко не везде все эти пункты есть или они стоят хотя бы рубля.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergey Shumakov

Почему 90%? Как считали?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ted

Когда-нибудь у нас поймут, что менеджер НЕ МОЖЕТ быть первой профессией в специальности...

Это профессия для людей С ОПЫТОМ работы в данном направлении на рядовой должности

Человек для начала должен иметь хороший опыт работы на тех должностях, которыми ему предстоит руководить. И только после этого, он уже может получать дополнительную профессию менеджер к основной своей специальности, где его и научат руководить и вести бумаги. Без этого - это все не имеет смысла

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Неистово плюсую. Зачем учиться на разработчика? Это долго, скучно, грустно и тяжело. Лучше сразу на их начальника, манагера))

Ответить
Развернуть ветку
19 комментариев
Shoo

Ну, давайте представим, что есть вот условный менеджер проекта.
У него в команде разработчики, девопсы, аналитики, датасаентисты, куаки.
Менеджеру, я так понимаю, надо в каждой из областей поработать?
А сколько? Годик хватит, или нужно минимум пять?

Когда-нибудь у нас поймут, что менеджмент это не «руководитель».

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff
Человек для начала должен иметь хороший опыт работы на тех должностях, которыми ему предстоит руководить

:facepalm:

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sarkis

Я часто набираю маркетологов, продактов и др. Для меня все эти сертификаты сомнительных курсов типа скилбокс или гикбрейнс в резюме скорее отрицательный сигнал. Заметил, что таких кандидатов кидаю в отказ не сильно вникая в резюме. У этих контор репутация шараги, которая разводит людей на деньги, думаю на подсознательном уровне это отношение транслируется и на соискателя.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

По моему субъективному опыту, стоит смотреть не на то, что там за курсы человек прошёл, а что он делал/делает сверх этих курсов.
Курсы - просто формат получения знаний.
Если человек просто прошёл учебную программу, получил бумажку и ждёт, что ему теперь деняг давать начнут - тут уже без разницы, что там за курсы за спиной, хоть скиллбокс, хоть гарвардский CS.
Если человек использует курсы, даже скиллбоксовские, как источник структурированной информации, а параллельно читает, копает вглубь и делает пэт-проджекты - то, скорее всего, перед вами кандидат с хорошим потенциалом, несмотря на сертификат сомнительных курсов.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Пришелец

Априори уже дает сигнал об умственных способностях кандидата.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Давыдов

"Заметил, что таких кандидатов кидаю в отказ не сильно вникая в резюме."
Делать вывод, не изучив резюме, на основе стереотипов и предубеждений, ну такое себе.
Я нанимаю разработчиков и тестировщиков. И хоть считаю скиллбоксы и пр.— курсами сомнительного качества, всегда просматриваю резюме и опыт кандидата. Единственное нет — это если курсы или буткампы заявлены, как единственный опыт кандидата.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Румянцева MEDIA

Я сейчас работаю SMM-менеджером (HoReCa), можно сказать, только вхожу в профессию. До того, как меня взяли SMM-щиком в компанию - год пришлось побегать по халтуркам (этим тексты написать, тем контент-план итд). В общем, все на практике и собственных ошибках. Но чувствую, что теоретические основы мне бы не помешали… Может посоветуете, куда пойти учиться, чтобы систематизировать знания и восполнить пробелы?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Аполлон Степанов

Я за много лет прошел какое-то нереальное количество курсов и образовательных программ. Значительная часть из которых касается бизнеса с разных сторон, управления продуктами и проектами.

Я могу сказать, что большинство из них просто какой то мусор и хлам. Для того, чтобы что-то начать понимать человеку с нуля, ему нужно годы учиться и разбираться, по сути самому.

Почему это происходит?? Для себя я нашел такой ответ. В России есть инерция времён СССР. Советские люди, с советским мышлением, советским подходом в экономике и управлении на фоне изменения ситуации пытаются учить жить других, когда сами толком ничего не понимают.

Посмотрите. Даже у крупных компаний толком успехов нет. В стране ни одного Единорога. Успехов продуктовых компаний толком нет.

На рынке есть очень небольшое количество людей (бизнеса) который что-то в этой жизни да понимает. И эти люди постоянно уезжают.

В связи с этим, откуда взяться нормальным преподавателям?? Им взяться неоткуда. Поэтому они и будут нести дичь, которую где-то там услышали или прочитали, но не поняли. Поэтому, Россия в плане образования касательно проектов и бизнеса много лет будет неэффективна.
_________
Теперь что касательно рекомендаций.

Если вы хотите РЕАЛЬНО разбираться, сделайте что-то своё. Только тогда вы поймёте причинно-следственные связи в разных смыслах этого слова.

Вы будете на проект смотреть по другому.

+ Разумеется вы должны понимать, что вы должны иметь квалификацию в проекте/продукте. Вы являетесь драйвером. Если вы не драйвер, то вы бесполезны.

PM/PO и пр. - это не колбаски Ганта рисовать и задачи ставить.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Максим Соколов

"PM/PO и пр. - это не колбаски Ганта рисовать и задачи ставить."

А про что же PM/PO?
И зачем эти ребята нужны?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Т.

бизнес образования в россии нет даже в университетах. откуда ему взяться на курсах.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Сергей

Устройся в студию. Если напишешь в личку дам контакты интересных ребят. Будет много опыта, дрочева, и не факт что много денег. Но как трамплин самое то.
P. S. Насчет трудоустройства естественно ничего не обещаю, но судя по тексту ты адекват - сам пройдешь.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Сергей, спасибо. Это интересно.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Чел 6 месяцев учился двигать задачки в джире, занижать оценки по задаче чтобы сотрудники постоянно перегарали, перерабатывали за бесплатно и делалали задачки дома, ставить задачи не по профилю сотрудника, докапываться до сотрудников с вопросами "когда будет готово", "почему так долго" и "не сделаешь к вечеру - уволю"?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nosov

Мой огромный практический опыт говорит мне, что ПМ в большинстве компаний - это макака, которая печеньки разрабам даёт, а после ночного релиза на такси развозит. Недавно был прикольный кейс: на одном из хакатонов вдруг пришел ПМ и начал тыкаться в команды разработчиков. Никуда не взяли, не смог себя продать, пришлось уйти.

Если не верите мне, задумайтесь, почему большинство курсов направлены на QA и PM? Возможно, потому, что порог входа низкий, а хард скиллов особо и нет.

Ответить
Развернуть ветку
Антон Кузьмин

Человек с «огромным опытом» не будет назвать людей макаками, даже если это ПМы)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вася Пражкин
Мой огромный практический опыт говорит мне, что ПМ в большинстве компаний - это макака, которая печеньки разрабам даёт

Сочувствую Вам, не довелось видать с нормальными ПМ поработать в нормальных местах.

Ответить
Развернуть ветку
Ирина Елсукова

у QA нет хард скиллов. Кажется, ваш "огромный практический опыт" (с) вообще не релевантен, если вы так о коллегах можете отзываться

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander
это макака

Эта как вы выразились "макака" прикрывает задницу команды да и вообще всей компании от заказчика. Может у вас заказчиков серьезных просто не было никогда? С нефтянкой работали? Вообще с Госами хоть какими-нибудь? Или с коммерсами с оборотом хотя бы от 10 ярдов? Да там без ПМа команда разбежится в слезах после первого же брифинга с заказчиком. А бегать акты подписывать, конкурсы запускать, подаваться на них кто будет? Тимлид с тонкой душевной организацией?

огромный практический опыт

непонятно в чем ваш огромный опыт, расскажите что ли

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Dima

У вас фиговый опыт, любой PM, PO или Lead - это менеджер, который делает все, чтобы команда работала эффективно, но это не начальник в классическом у нас понимание и не официант.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Молчин

Господа, читайте книги, общайтесь с практиками и ковыряйтесь в деле самостоятельно. Не перекладывайте свой потенциальный успех под чужую ответственность. Только так рождаются мастера своего дела.

Ответить
Развернуть ветку
Wera Ferat

Согласна с этим мнением, толку от этой писанины..
почему сразу же не ищите работу на фрилансе, чтобы набраться практики и опыта?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Иван Орлов

кэп

Ответить
Развернуть ветку
Rufina Sadykova

Спасибо за классную статью, задаваться этими вопросами действительно полезно. От себя скажу, что если изначально не было конкретной цели, допустим, конкретной желаемой вакансии, под которую вы записались на курс, то выхлоп будет соответствующий. То есть если знаешь куда идешь, обязательно в конце концов дойдешь, а курсы это катализатор. Если цели нет, или она размыта, то и результат размыт. Мой личный путь, который я выбрала - это искать пути дальнейшего развития карьеры, а потом уже под этот путь искать доп обучение. Потому что ПМ - это не цель, это скорее роль. Например, в разных отраслях нужны совершенно разные хард скилы, а роль ПМ это как доп нагрузка к основному образованию (имхо).

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Ну почему же. Хотел устроиться в компанию мечты, пока не получилось. Видимо, дело не в курсах...

Ответить
Развернуть ветку
Сергей

Знание как строятся айти проекты и какие есть этапы вполне себе хард-скилл. Может и не самый сложный, но тем не менее.

Сам работаю в зарубежной компании и вот что заметил. Здесь есть 2 вида менеджеров - engineering manager и product manager. Про продактов не будем, это несколько другое.

И вот вместо project менеджеров тут engineering менеджеры и они как правило сами разработчики/админы/девопсы в прошлом. То есть хард-скиллы у них инженерные. Но просто люди выбрали своим направлением развития менеджмент, а не разработку.

Если говорить про специфику, то на мой взгляд, для менеджера хард-скилл - это умение управлять людьми/коммуникациями. И проблема этого скилла в том, что на выделенных курсах его не получить. Вам нужно уметь разбираться в людях и работать с разными типами людей. Причём важно осознанное умение это делать. Как мотивировать человека, как решать конфликты в команде, какие этапы развития команды есть и как себя вести на разных этапах, когда нужно нанимать нового человека или увольнять старого, ораторское искусство, итд

Так что для менеджера проектов лучший хард-скилл - это его опыт работы с людьми примеров принимаемых им решений с обоснованием принятия и описанием последствий. Можно ли получить этот хард-скилл только на курсах? Пожалуй можно, только длительность курса и структура будут такими, что он будет очень похож на работу, за которую вы ещё и сами платите 😄

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
для менеджера хард-скилл - это умение управлять людьми/коммуникациями

Это обязательно, но для РП ещё крайне важно врубаться в договорные аспекты работы - акты, договора, документооборот, сроки, на что конкретно подписались, какие санкции за факапы по букве договора, когда какие расходы и поступления, ДДС, PnL и т.п. вот это вот всё.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Попова

Автор походу недавно откинулся))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Николай Емцев

Скромный жизненный опыт показывает, что нужно приходить в любую контору, где есть желаемая вакансия, и говорить: привет, я готов херачить и обучаться. Сначала платите чуть ниже рынка, а потом по результатам.

И так в процессе и обучаешься, и растешь и деньги получаешь. Красота!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Работодатель такой чешет голову и думает прт себя: «Он пришёл такой молодой, шутливый, а у меня не выполнит проект в срок, команду развалит, мудохаться с ним, новичком 💯 придётся, да еще и свалит, когда стаж для резюме нарастит. А мне что? Экономия на оплате труда? Да я потеряю больше. Это же не яму копать работа…» И откажет. Что тогда?

Я утрировано написал с целью дополнительно подискутировать о поиске первого места работы.

В этой сфере есть вообще какие-то стажёрские уровни? Чтобы можно было выполнять задачи, от провала которых ничего особо не зависело бы? В моем дилетантском понимании «менеджер» значит человек, который говорит что кому делать. А стажёр может кому-то ставить цели?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Максим Кабанов

Иду в "любую" контору и говорю, что готов работать за опыт, за бесплатно, не весь день, но по сумме часов в неделю будет минимум 30. Пока на 100 моих откликов, 30 отказов и 70 ожиданий. По теории вероятности кто-то с хорошим настроением предложит пообщаться, но это будет 100 или 10000 отказ хз.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexander

С PMом такой сценарий не прокатит, боюсь. Во-первых его косяки слишком дорого обходятся, во-вторых опытного PMа на разумные деньги найти довольно легко. Гораздо проще и дешевле чем опытного разраба, например

Нужно идти каким-то помощником РП, аналитиком, администратором проектов. Что-то такое. И з.п. будет конечно очень маленькой по-началу.

Ответить
Развернуть ветку
Julianna K.

Полностью поддерживаю статью. Написано очень вдумчиво и по делу. Я сама копирайтер/pr/smm (с реальной карьерой) уже 9 лет. Когда я смотрю на то, чему учат на курсах копирайтинга и smm диву даюсь, как можно за это брать 350 000 рублей. Все эти знания можно найти в Интернете, и никто работу после них не даст. Ну, прочитал ты 50 статей на эту тему. И что? Аня из 8 класса тоже прочитала. Она тоже молодец! Но и она работу не получит.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Литвак

Полгода учебы. Такое ощущение что обучатели не выдавали сквозных кейсов, отраслевой специфики. Что касается поиска работы, то это всегда продажа себя. Мало кто купит руководителя проекта. Но купят человека, который умеет решать задачи (используя проектную логику, пусть даже никому, никому! об этом не рассказывая). Проектность, проектное мышление – это чумовой ресурс, особенно в темные времена. Я знаю, о чем говорю, погуглите "дмитрий литвак управление проектами".
На мой взгляд, оптимальный для студента маршрут это не "Устроиться ПМ-ом", а "Решать задачи\проблемы бизнеса\проекта". И это не только про IT. Если интересует взлетная карьера в русском железно-занавесном IT, то не Project Management нужно было учить, а языки. А управление проектами как метод – штука универсальная. Очень хорошо, что вошли в тему. Теперь – welcome в любую практику ))).

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Kapustin

языки программирования или просто языки?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

:-)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Outlook, Word, Excel

MS Project ещё обязательно.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Ну не на курсах же нас этому научили? Я до этого умел :-(

Ответить
Развернуть ветку
htuNLiit

Вообще в работе не пользуюсь Outlook, Word, Excel и самое главное - телефоном.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Екатерина Попова

Вот в этом и есть ваша проблема, что вы думаете, что поставить задачу просто. Нужно поставить задачу так, чтоб всем участникам процесса было понятно, что делать, максимально подробно расписав все детали. Да, для этого придется вникать в функционал и технические детали, с чем у людей, набранных после курсов и просто с улицы большие проблемы. Они не хотят ни во что вникать, они же пришли за изи мани по рекламе курсов просто ставить задачки. Нормальные PM'ы получаются из бывших разработчиков и тестировщиков, в общем из людей с техническим бэкграундом, остальные же просто передасты, которые копируют и вставляют хотелки клиента.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Владимир Кондратьев

Из аналитиков получатся более лучше. Они как раз работают в командах и общаются с разными людьми: заказчиками, разработкой, тестированием, поддержкой и т.д. Плюс тоже ставят задачи и делают постановки.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Вся информация для старта в профессии ПМ общедоступна и бесплатна, а путь во взрослые ПМ начинается с администратора проектов - туда легко берут джунов/стажеров.

Курсы же продают своим слушателям ложную уверенность в том, что они после прохождения легко трудоустроятся.

Про содержание курсов из того, что я видел (в виде сливов) - моя жаба бы меня просто сожрала за то, что поленился найти все то же самое на ютубе/блогах/книгах. Да даже на vc по теме море разливанное.;)

ps У меня есть знакомая девачка, которая с отличием окончила курсы Яндекса по QA в марте. Понадеялась на обещания лучшим попасть в эту контору, но из-за известных событий их всех кинули. Сейчас пишет везде, где может - нулевой выхлоп. (Если кому нужен адекватный QA на стажировку, плз, напишите в личку).

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Не знал, что курсы можно закончить с отличием. Ждем вручения дипломов тогда.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Евгений

Ник без фамилии + стал медленнее отвечать = подсадной студент. Супер логика. Может вас обманули и вместо курса ПМ провели курс для начинающих детективов?

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Ну есть в этом теория заговора, конечно. Но, поверьте, там явно больше одного признака, что аккаунт левый. Да и опыт в выявлении фейков у меня небольшой есть. Да, дипломированный шерлок холмс.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Делинков

понятное дело, что без опыта вас не особо захотят брать на проекты
нужно соглашаться на любую работы и прокачивать свой скил

Ответить
Развернуть ветку
Никита Лукьянов

"Но делают это как-то неприкрыто тупо и без смазки."-когда без смазки это неприятно .Пишете вы конечно своеобразно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Надежда Барбина

Очень похоже на Я.Практикум. Т.к тактика реагирования описанная в посте 1 в 1. Только я с Data Science. Я его благополучно закончила и нашла работу. Но сам курс и методика подачи материала мне не зашла (теория убога и отвратительна, практика с ней не бьется, половину материала непонятно где, как и для чего применять. Но это на мой взгляд, многие писают от восторга и считают что теория в этом курсе от Я.Практикум просто божественна) и когда я пишу, что не всем зайдет методика обучения в Я.Практикум обычно адвокаты бренда начинают писать что я просто туповата и не понимаю их мега-методики.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Ужас какой. Но все-таки дата-сайенс, это хард-скиллы? Или нет?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Богдан В.

Вас таки взяли джуном или был бекграунд? Долго искали работу, если не секрет?)

Ответить
Развернуть ветку
Олег Титов

Есть воронка продаж, если так можно выразиться, количество соискателей и количество вакантных мест. Очень занимательная статистика однако. Где то здесь приводил факт про тысячу откликов на место начинающего тестировщика. Как обстоят дела с менеджерами проектов не смотрел. Была в свое время такая идея. Но как сказал один знакомый программист, кто же тебя возьмёт без опыта где цена ошибки достаточно большая, фактически сумма проекта. Потому уже после должности директора не связанного с программированием ни стал даже рисковать учиться, хотя попытки устроиться на МП были.

Ответить
Развернуть ветку
RomanistHere

Уже несколько лет как около ИТ курсы продают идеи богатства, крутой жизни, востребованности. Что они не продают - уникальной информации. Как написали многие комментаторы, одна книга (ну или лазание по разным ресурсам в интернете) по данной тематике может дать гораздо больше.

В лучшем случае там будет нормальный препод, который имеет опыт работы в данной профессии в разных команиях (лучше 3+, чтобы как минимум одна была зарубежной) - у которого можно будет перенять какой-то ценный опыт.

P.S. Наверное советовал бы при выборе курсов смотреть не на отзывы о преподе ("он такой душка"), а именно на опыт, чего чел добился и насколько крута компания, в которой он работает.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Чего добился - ничего не гарантирует. Он банально может оказаться неспособным обучать других.

Ответить
Развернуть ветку
DN

Все в этой жизни делается не напрасно, но многое зря.

Ответить
Развернуть ветку
Богдан В.

Del

Ответить
Развернуть ветку
Злосчастный арбуз

ПМ без знания специфики проекта - горе для команды.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Dergilev

Как пострадавший от в/о в области менеджмента, сразу скажу, что любое управленческое образование должно идти вторым, после какой-то "базы".
Нельзя научиться управлять тем, чего не знал, не понимаешь и никогда не пробовал.
Да, сейчас сын Чайки или Кириенко ржут как кони шлепая голых секретарш, но это другая история.

Можно конечно вывезти на опыте, за пару лет ошибкой и фейлов, но мало кто такое вытерпит из нанимателей.

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff
Нельзя научиться управлять тем, чего не знал, не понимаешь и никогда не пробовал.

можно. по другому не бывает. иначе ваш потолок это 3 таких же гавнокодера на заказах по созданию лэндосов за 3 орешка. в той же нормальной команде разработке еще толпа людей типа бэкэнда, qa, ux/ui, аналитика, архитектура, девопс и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Artem Sovetnikov

Напишите уже название этого фигового курса где кашу в голову заталкивают

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Мне кажется, бренд здесь не имеет значение. С моей точки зрения, курсы не худшие.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
VISAMARKT

В среднем курс стоит 100 тыс. рублей (кому тяжело, предлагают взять кредит. Возможно с этого еще капает комиссия организаторам). В новом чате бесплатного марафона, присутствует около 600 человек. Если хотя бы 5% из них оформит подписку на курс, это 3 млн. рублей растянутые на 12 месяцев обучения. К слову, марафоны проводят ежемесячно.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин
Закончил курс менеджера проектов на одной из платформ цифрового образования

Фактически, подарили деньги псевдо-школам.

Работа ПМ сейчас - это по сути работа психолога на 50%. Остальные 50% - это по IT-технологии и управление ими.
Вырастить ПМ с нуля за полгода - это все равно что вырастить с уровня школы физика-ядерщика.

Ответить
Развернуть ветку
Dima

Господи, сколько слов и одна картинка оленя (:)

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Надо было гифки добавить, сил не хватило...

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
Зачем мутить воду?

Ну а зачем реально? Вы проблемы могли создать компании, саботировать группу, могли возвраты спровоцировать и так далее. Не нравится так сами и принимайте решение, зачем изнутри создавать волнения, вы вред так наносите.

Ответить
Развернуть ветку
Ученик волшебника
Автор

Эту мысль не понял. Могли бы раскрыть?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис

Многое зависит от личной инициативы, не ждать, когда вам на блюдечке преподнесут работу, а искать на разных проектах и тем самым увеличивать опыт.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рипер

Привет поздравляю Вас. Вы молодец! Давайте пообщаемся в ВК? Пишите https://vk.com/id624408365

Ответить
Развернуть ветку
170 комментариев
Раскрывать всегда