Я отучился на менеджера проектов. Есть ли смысл?

Закончил курс менеджера проектов на одной из платформ цифрового образования. Что это было? Есть ли толк? Что дальше? И причем здесь олень на стене?...

Собственно, главный вопрос для меня: что дальше. И если у вас есть опыт учебы или есть ответ на мой вопрос, посоветуйте, подскажите.

Оглядываюсь назад и не могу понять, была ли от учебы практическая польза. Получил ли я новые знания? Знаю ли я теперь что-то новое, чего не знал полгода назад?

Чтобы не быть необъективным, задал конкретный вопрос в группе своим сокурсникам:

Вы могли бы оглянуться назад и честно сказать, что реально узнали нового и чему научились из того, что не знали 6 мес. назад? Какие хард-скиллы получили? Ну кроме того, что это было очень крутое интеллектуальное упражнение.

Ученик волшебника, дж. менеджер проектов

Пыжусь-пыжусь, и что-то даже одно затрудняюсь назвать… Ну, не может же такого быть? Какие-то знания я должен был приобрести?

Вот некоторые показательные ответы...

  • Теперь имею достаточно полное представление об этой сфере и понимаю, что мне подходит, а что нет. Исходя из этого я могу попробовать себя в этом деле.
  • Получил общий обзор и понял, структуру работы ПМа. Хотя бы понимаю, с чего начинать проект, и что дальше делать, как процесс организовать и кого куда назначить, и как смету рассчитывать. В остальном поможет только опыт, собственные грабли в этой сфере и/или наставник из той же сферы.

Прессую дальше...

-- Интересно, но это общие слова. Хардов-то нет (в смысле не получили хард-скиллы). Возможно, специфика профессии такая. Только у ПМ это так. На всех других курсах харды ты получаешь во время обучения. Задумайтесь. Разве это не так? И тогда в чем конечная цель курса? Какую ценность для работодателя мы получаем по итогам? И если мы не узнали ничего нового, чем отличаемся от кандидата, который пришел с улицы? Почему у нас должно быть преимущество по сравнению с ним?

Пришли сокурсники с хардами:

-- Я бы выделил следующие хард-скиллы:

  • Знание этапов создания IT-продукта
  • Умение работать в программах таск-трекерах (например Jira)
  • Умение работать в программах-планировщиках (например, GanttPro)
  • Знание основных статей затрат и умение составлять сметы
  • Знание особенностей оформления ТЗ (включая ГОСТ).

Возражаю на это:

-- Не соглашусь. Что за этапы создания айти-продукта, и как они помогут на реальной работе? Немного работал в таск-трекерах. Что за умение там требуется? Чтобы создать задачу, надо указать заголовок, описание, срок и назначить задачу на исполнителя. Чему именно из этого мы научились? Составлять план работ, действительно, умеем. Не умели до этого? Прямо дожили до своих лет и никогда план не составляли? Про сметы не соглашусь. Используемая нами форма сметы больше нигде не применяется, в других местах сметы по-разному составляются, нет никакого стандарта составления смет, а значит, это не хард. ТЗ нас не учили составлять и ГОСТ мы не проходили. Формально составление задания и тем более по ГОСТ является хардом, нам его не давали, и не уверен даже, что он нужен.

Дискуссия продолжилась, и я еще к ней вернусь дальше, потому что там интересный поворот возник.

Но сейчас все-таки сформулирую свои переживания и ощущения от курса.

  • В целом это очень хорошее интеллектуальное упражнение. Если вам скучно, или вы не определились, чем хотите заниматься, попробовать курс стоит. Умение учиться -- отличный навык.
  • Есть ли в работе менеджера проектов хард-скиллы, и научили ли нас им? -- открытый вопрос для меня.
  • Однозначно я хорошо структурировал свои знания по ПМ, теорию дают в достаточном объеме.
  • Первый же опыт работы, рассказы других людей, прошедших трансформацию в менеджера проектов, и ответы других учеников все-таки наводят на мысль, что работа эта -- прежде всего про софт-скиллы и коммуникационные навыки. Нас им не учили, конечно, но общий обзор темы дали.
  • С моей точки зрения, полученный опыт обучения может в какой-то мере помочь пройти тестовые задания и кейсы на собеседовании, занести электронный диплом в список трофеев для резюме, но не выделяет нас из толпы прочих кандидатов. Предпочтение всегда будет на стороне сотрудника с хорошими софтами и знакомствами.
Я отучился на менеджера проектов. Есть ли смысл?

Все остальное будет получено опытным путем на рабочем месте, и скорее всего, именно уже этот опыт будет иметь реальную ценность для работодателя.

В завершении хочу сказать, что, к сожалению, хотя весь курс к нам относились с уважением, под конец решили записать в идиоты :-(

Когда я задумался над этой заметкой, я написал в общей студенческой группе, что собираю информацию для статьи. Такое неконтролируемое паблисити не могло не обеспокоить наших кураторов.

Поэтому... в группу пришло сразу два интересных человека. Один по-настоящему интересный, это наставник курса. С ним завязалась содержательная беседа (скорее спор) о том, есть ли какой-то практический толк от учебы.

Он аргументированно пытался мне доказать, что толк есть, и что необходимые харды мы получили. Многое из написанного им прочитал и впитал с большим интересом. В конце концов я же могу быть неправ?

Тон общения, впрочем, оставлял желать лучшего. Вместе с желанием меня переубедить, была еще такая легкая тональность пренебрежения и девальвации личности. Ну кто я такой, чтобы спорить со взрослым и опытным дядей?

Мне показалось, что было в этом что-то такое, чтобы снизить ценность нашего обсуждения, вообще моего права задаваться такими вопросами. Зачем мутить воду? Зачем вносить сомнения в стройные ряды учащихся? Ну то есть я думал, что мне показалось.

Однако, в беседе был и еще один человек. Сначала немного не понимал, кто это. Аргументы не то чтобы самые сильные, речь не такая уж связная. Что-то мне это напоминало, но все не мог понять, что именно.

Просто какой-то странный теневой студент (только с именем, это важно, без фамилии), который вдруг бросился рьяно защищать курсы. Несколько дней я следил за ним, старался вежливо отвечать, получше понять его точку зрения.

А потом разговор зашел про поиск работы. И тут случилось интересное. Вдруг он заявил (а из контекста понятно, что работу он нашел только что -- это будет важно понимать для нашего разговора с ним), что за последнее время у него было два десятка интервью на протяжении всего нескольких недель.

Меня очень удивил такой результат на падающем рынке. Откуда человек без опыта смог получить такое количество теплых и горячих контактов. Мне сначала это было искренне интересно, поэтому я стал расспрашивать его подробнее.

Его аргументация про учебу интересовала меня уже в меньшей степени. Хотелось понять, что он такое делает или пишет, чтобы получать такое количество собеседований.

И тут в его картине мира стали появляться трещины. Наш мистер Икс (бесфамильный) стал больше времени брать на ответ, как будто больше задумывался, не говорил ничего конкретного, отвечал уклончиво.

Но в итоге выяснилось, что речь идет не о сейчас, а о начале февраля, когда рынок был еще повеселее, что интервью было не два десятка, а два--три места, просто в каждом из них было по несколько собеседований с разными специалистами. По итогам он получил два офера и работает на новом месте уже две недели.

И тут до меня стало доходить, что мне впаривают классическую, по учебнику, воронку поиска работы: ну там, десять откликов, 3 собеседования, несколько оферов. Но делают это как-то неприкрыто тупо и без смазки.

Да еще и с поправкой на то, что мы уже 70 дней находимся в эпохе специальной военной операции, и никто сейчас в таких объемах не ищет джунов.

Тогда я смекнул, что мистер Икс прогнал стандартную легенду с прошлого года, но забыл внести в нее правки в соответствии с новой реальностью.

А когда он понял, что ляпнул что-то не то, пошел согласовывать новую легенду (этим вызваны задержки в ответах и смена показаний) и уже дальше пытался говорить в новой парадигме.

Одним словом, мне подсунули чучело, комментатора, который должен поднимать моральный дух учеников. Почему у них все должно получиться? Ну как, вот же есть живой студент, у которого все получилось! Просто делай все по учебнику, и будет тебе счастье.

Задумайтесь :-) Вместо реальной помощи в поиске работы они запускают в хату подсадного, который, вроде бы, призван повышать моральный дух учебного состава.

Почему вроде бы? Да, потому что на самом деле, когда выпускник таких курсов столкнется с новой реальностью рынка труда, его ждет жесточайшее разочарование. Ни о каких заявленных 70--80% трудоустройства, с моей скромной точки зрения, сейчас речь уже не идет.

Выпускника ждет долгий и печальный период ядерной зимы, то есть поиска работы без особых шансов на успех. Пытаясь поддержать студентов, тем самым курсы оказывают им медвежью услугу.

И тогда это и есть для меня главный итог этих курсов. Мне казалось, что на протяжении всего обучения к нам относились с уважением, пытались прислушаться, услышать, помочь... Для чего? Чтобы в конце так дешево разменять на платного подсадного комментатора?

Стыдитесь, господа, если это лучший подарок, который вы готовы предложить выпускникам. Ученье свет, но тьма окружает нас и сгущается.

117117
173 комментария

Закончил курс менеджера проектов на одной из платформ цифрового образования. Что это было? Есть ли толк? Что дальше? И причем здесь олень на стене?...90% всех курсов за деньги может заменить самообразование в интернете. А уж если ещё и книжки подходящие поискать...

76

Это называется люди платят за свою лень.

34

Уважаемый, больше ни кому не говорите этой ереси.

Про ошибки тоже найдёте в интернете?

Когда будете самообразовываться в интернете, пробный кейс сами себе подыщите? Ну вымысле такой, чтобы затронул все области знаний в управлении проектами.

Когда будете проходить этот пробный кейс, сами себя моськой ткнёте в ошибки?

И я вам могу задать ещё тысячу таких вопросов, которые поставят вас в тупик.

Теперь из опыта.

Пробник «РП» может стоить существенно дорого даже самого дорого курса. РП без опыта - это утопия управления чем либо отличным от струи из своего полового хуя - сразу проваленный проект, просранное бабло, разгневанный заказчик и т.д.

Отсюда вывод - у РП должен быть наставник. Не бывает успешных РП без не менее успешных наставников.

Далее. Курсы РП ради того, чтобы «поменять вид деятельности» - это тупик!

Это так не работает! Жил-был сантехник, прошёл курс управления проектами и стал вдруг и внезапно руководителем ИТ проекта по допиливанию бэкэнда банковского софта. Серьезно?

Как это работает?

Жил был сантехник, починял сначала унитазы на фрилансе, потом нашёл в сантехнике своё призвание. Начал делать отопление, заказы поперли, взял подмастерье, потом ещё одного, потом уже бригада сформировалась, через год бригад уже 3-4 штуки, открыли направление штукатурки.

И вот в моменте когда стало 3-4 бригады бывшему сантехнику имеет смысл идти проходить курс управления проектами. Т.к. любая методология управления проектами - это про то, что под проектом понимается целый набор знаний в различных областях.

Сможет ли сантехник управлять проектами в ИТ прослушав курс управления проектами, например по методологии РМВоК? Да, но при соблюдении условия, что у него уже был релевантный опыт в стройке и именно прорабом, те, в его распоряжении была команда не менее 5-10 человек. Те, речь идёт об управленце, который реально руководил людьми и взаимодействовал с заказчиком, либо сам был заказчиком.

Может ли сантехник стать РП прослушав курс, если он в одну каску починял унитазы под эгидой местного ЖЭКа. Скорее всего нет.

ЗЫ: никогда не занимайтесь самообразованием на начальных этапах вхождения в новую область! Ошибки на этом этапе приведут к очень большим проблемам уже через год. А через два года будет стоить неимоверных усилий и бабла все исправить.

21

Платят обычно (даже лучше так - имеет смысл платить) за обратную связь, помощь, домашки, общение с сокурсниками и помощь с трудоустройством. Естественно, далеко не везде все эти пункты есть или они стоят хотя бы рубля.

8

Комментарий недоступен

3

Почему 90%? Как считали?

1

Когда-нибудь у нас поймут, что менеджер НЕ МОЖЕТ быть первой профессией в специальности...

Это профессия для людей С ОПЫТОМ работы в данном направлении на рядовой должности

Человек для начала должен иметь хороший опыт работы на тех должностях, которыми ему предстоит руководить. И только после этого, он уже может получать дополнительную профессию менеджер к основной своей специальности, где его и научат руководить и вести бумаги. Без этого - это все не имеет смысла

74