Как наша проблема стала нашим хобби, профессией и источником заработка. Часть 3

Как наша проблема стала нашим хобби, профессией и источником заработка. Часть 3

И 15 лет назад мы слышали о том, что:

  • хочешь того, чего у тебя никогда не было - делай то, что ты никогда не делал;
  • терпение и труд - все перетрут;
  • не попробуешь - не узнаешь;

Но когда за понимание этих истин заплатил полтора десятка собственных лет тщетных попыток, то хочется эти фразы еще раз записать где-то на самом видном месте.

Для тех, кто не читал первые две части нашей истории

Часть 1 и часть 2. Огромное спасибо всем за многочисленные отзывы, предложения и поддержку.

Нас двое. Меня зовут Константин, а моего друга Дмитрий. Мы вместе закончили МФТИ в 2004 году. Потом я работал в ИТ ("Лаборатория Касперского", "Авито", "Яндекс"), а Дмитрий в консалтинге и финансах ("PwC", "Disney", "Промсвязьбанк"). Все время мы хотели "сделать что-то свое". Что мы только ни делали: SEO, математика для нанотехнологий, сайты, обучающие платформы. Мы не оставляли попыток с момента окончания института. Но все это ощущалось как что-то не то, не приносило сравнимого с офисной зарплатой дохода и заканчивалось одинаково неудачно. Хотя в офисах мы, наверняка, выглядели прокачанными парнями.

У всех, наверное, есть какие-то материальные мечты. Вероятно, нашей ошибкой было то, что мы выдали мечте еще и роль оперативного руководителя. Мы формулировали свою цель как что-то типа "построить бизнес", а самое часто используемое нами в разговорах слово было "доход". Все такие "бизнесы" умирали у нас, не родившись или вскоре после рождения.

Неожиданно наше последнее начинание, которое несколько лет назад произросло из наших личных проблем, а не из желания заработать и/или построить "бизнес, чтобы потом отдыхать", стало ощущаться именно как "то, что надо", и доход от него стал существенно выше, чем зарплата в офисе со всеми премиями.

Выстрелило только то, что совпало с нашими личными потребностями.

Второе отличие этого нашего начинания от предыдущих — это то, что мы все делаем самостоятельно. Как только выкинули из головы идею нанимать методистов, программистов, рекламщиков, преподавателей и т. д., то в нашем начинании не осталось неинтересных моментов. Получилось, что все, что мы делаем, нам интересно: математика, обучение, программирование, работа мозга, формирование привычек.

Нам интересно вообще все делать своими руками, но делать это так, чтобы каждое наше действие приводило к повышению эффективности нашей работы.

Под повышением эффективности мы понимаем возможность увеличивать количество учеников, которых мы можем обучать самостоятельно, не снижая качества обучения. Ниже я приведу некоторые цифры.

Как мы стали преподавателями

Закончив институт, мы полностью погрузились в "работу в офисах". Я начал с того, что стал разработчиком, а Дмитрий — финансовым аналитиком в консалтинге. Вечерами мы пилили свои неудачные проекты, ориентируясь на установки, которыми мы пропитывались и пропитывали других на работе. Сейчас поражаюсь нашему терпению.

В середине 10-х годов одной из моих обязанностей был найм продуктовых менеджеров в крупной ИТ-компании. В рамках этой задачи я участвовал в найме, строил методологию найма продуктовых менеджеров и модели повышения эффективности их работы. Дмитрий в это время взвалил себе на плечи обязанности финансового директора в логистической компании.

Примерно в это же время наши дети перешли в среднюю школу, и неожиданно обнаружилось, что к весне дети знают математику хуже, чем предыдущей осенью. Очевидное решение — взять дело в свои руки. Все делали на коленке. Сами придумывали им каждый день задачи, отвечали на вопросы. Обучение детей выправилось и пошло на лад.

Потом пришли дети знакомых. С ними ситуация повторилась.

Успешные ученики ведут себя так же, как успешные менеджеры

Внезапно обнаружилась связь между паттернами поведения успешных продактов и хорошо прогрессирующих учеников. Мы попытались сформулировать эти общие паттерны. Получились наборы привычек, приобретение которых резко повышает шансы на успех.

Четкое представление о том, по каким критериям отбирают людей на работу в ИТ, и понимание, что основа именно этих же привычек закладывается у наших детей прямо сейчас, нас хорошо взбадривали.

Для систематизации формирования привычек и обучения мы выработали методику, а за ней и формат обучения (который, как ни странно, получился очень непохожим на всем привычный). Для того, чтобы работать точней и автоматизировать рутину, стали писать поддерживающий сервис. Сосредоточились на преподавании только математики.

Опытным путем были определены правильные привычки. Сформулирована методика формирования таких привычек. Спроектирован формат обучения для обеспечения работы методики. Создан сервис для поддержки формата обучения.

Работа в офисе была резко завершена (как же приятен был тот момент...).

Как меняли методику

Сначала преподавали как все. Очные уроки и немного домашней работы. Потом дистанционные уроки и побольше домашней работы. Но все это плохо сочеталось с выводами о том, какие привычки нужно формировать у учеников.

Анализируя эффективность различных способов помещения теоретических фактов в голову ученика, мы нашли один, сравнимых с которым по эффективности мы не видели. Мы подводили учеников с помощью последовательности задач к ощущению того, что ему недостает какой-то информации для решения очередной задачи. Ученик формулировал соответствующий вопрос. Мы в ответе на этот вопрос либо задавали наводящий вопрос, либо просили вспомнить задачу, которую уже решали с ним, либо давали прямую подсказку, либо показывали шаг решения и т. п. Другими словами, мы отдавали информацию (в том числе теорию) только в тот момент, когда ее ждали ученики. Это значительно более эффективно, чем сначала рассказать теорию, а потом просить решать задачи, например.

Такой подход

  • работает только при возможности ответить ученику в любой момент времени;
  • позволяет подносить только достаточно дробные факты;
  • максимально эффективен в случае наличия у ученика привычек, поддерживающих такой процесс обучения.

Мы адаптировали наш контент под такой формат, и дело пошло. Это позволило нам отменить обычные занятия, к которым мы были прикованы, но обязало нас отвечать ученикам в любой момент. Все это повлекло также и изменения поддерживающего сервиса. Время на ученика скорее выросло, но открылась дорога к его системной оптимизации.

Далее мы стали моделировать и провоцировать последовательностью задач конкретные вопросы от учеников, чтобы предсказывать вопросы и быть хорошо к ним готовыми. Это еще повысило качество обучения и снизило время на ученика.

Составили рекомендации, как формулировать вопросы, и добавили в задачи моменты, тренирующие задавание вопросов учеником. Время на ученика упало еще раз. С повышением качества обучения.

А также стали систематизировать формирование нужных привычек.

Таких тонких моментов десятки. Они влияли на методику и формат занятий. Как только мы поняли, что все эти изменения ведут к повышению качества и снижению нашей основой метрики "время на ученика", то ломать старые подходы к обучению мы стали намного смелее.

Какая методика у нас получилась

Системный успех в обучении — это:

  • правильные привычки (про нашу систему привычек, которую мы формируем у учеников можно подробно почитать в нашем телеграмм канале, наличие многих из них мы проверяли при приеме на работу продактов);
  • соответствующие целям контент и среда;
  • много работы.

Хребет системы формирования привычек — это последовательность, в которой конкретный ученик получает задачи. Задачи ученику поступают ежедневно. В каждой теме задачи начинаются с элементарных, и от задачи к задаче сложность растет минимально. Большинство учеников сами делают эти небольшие шаги, которые на дистанции в 20-30 задач складываются в самостоятельное усвоение какой-нибудь теоремы, и ученику остается только узнать ее название. Если что-то не получается, то в любой момент ученик может задать нам вопрос. И это для нас шанс эффективно передать необходимые знания, а для ученика построить крепкие нейронные связи решения с контекстом проблемной ситуации. Эффективность определяется тем, что такой ответ ученик от нас ждет, он будет решением его текущей проблемы.

Такой последовательностью задач мы доводим ученика до целевых задач, т. е. до задач того уровня, которые ученику нужно свободно решать. 90% задач мы придумываем самостоятельно. Оставшиеся 10% — это целевые задачи (как на экзамене).

По каждой задаче мы собираем данные, знаем, какие вопросы задают, и на большой их процент у нас готовы ответы. Точнее, мы знаем, какие вопросы нужно задавать, чтобы освоить материал, и делаем задачи такими, чтобы все эти вопросы были заданы.

Чтобы не раздувать эту статью, просто дам ссылку на мою статью о нашем формате обучения на Дзене . Там мы также складываем свои мысли о методике эффективного обучения.

Что мы уже сделали

К началу весны 2022 года у нас на двоих было 100 учеников по математике (в основном это подготовка к профильному ЕГЭ по математике). Обучение стоит 3000 рублей в неделю. Расходы: хостинг 150 рублей в месяц и домен 100 рублей в месяц, налоги. Если ученик пришел с "Профи.ру", то его привлечение стоит в среднем 7000 рублей. Средняя продолжительность обучения сейчас 14 месяцев.

Новые ученики на 80% приходят по рекомендации, 20% выбирают нас на "Профи.ру".

90% учеников достигают своей цели (стандартные цели: 90+, 80+, 70+, 60+ баллов на ЕГЭ). Из тех, кто не достигает: 70% случаев — это те, кто не смог сформировать основные привычки, 30% — те, у кого мы неправильно определили (завысили) потенциал на старте.

Как сейчас выглядит наша работа

Каждый наш день выглядит вот так:

1. Утро 10:00 - 12:00: методирование (совершенствование методики и дидактики)

По "Скайпу" обсуждаем с Диманом прошедший день, проходим по всему объему вопросов и обсуждений, которые были с учениками по их заданиям за предыдущий день. Спорим о том, как лучше было объяснить что-то в той или иной ситуации, в чем был корень проблемы — в задачах, в объяснениях, в мотивации или еще в чем-то. Идем прямо по каждому чату с каждым учеником.

Предвижу вопрос: "А как вы будете проводить эту работу, если число учеников возрастет?". Ответ: "Каждая тема находится на своей стадии адаптации под наш формат обучения. Интенсивная работа идет над темами, которые генерируют много шероховатостей в обучении. На новую тему мы не заводим одновременно более 50 учеников. Так будет и в будущем. Аналитика и статистика не заменят работы с живыми сообщениями. Статистика начинает работать с момента, когда качество темы уже достаточно высокое."

На основании этого ежедневного обсуждения обновляем список проблем в контенте и их потенциальных решений. Какие задачи модернизировать, какие добавить, где переформулировать решения, как распределить подсказки, как лучше объяснять, как эффективнее комментировать различные ситуации и т. д. Это основная работа, и здесь генерируется основная ценность. Если контент с шероховатостями, то на ученика уходит много времени, так как приходится дообъяснять в ручном режиме, а результат при этом не максимальный. Отсюда особое внимание к средствам переработки контента. О средствах поддержки контента расскажу отдельно, если будут вопросы.

Обсуждаем, как облегчить и ускорить нашу работу — какие фичи добавить, например, к системе производства и облуживания задач и т. д. Также занимаемся приоритезацией: очень детально на две недели и в общих чертах на пару месяцев.

Это не единственный вид методической работы. Но ежедневных видов более нет.

2. 12:00 - 16:00: разработка

Я занимаюсь разработкой сервиса (добавляю новые фичи или правлю баги), а Диман делает задачи, в том числе по тому, что мы наобсуждали утром. Заканчиваем в 16:00.

Потом на тренировку, чтобы успеть до возрастания плотности вопросов от учеников. Интенсивность вопросов начинает возрастать с 17:00, достигая пика примерно в 20:00 и затухая к 24:00. Утром тоже есть вопросы, но обычно их на порядок меньше. Все вопросы ученики задают в Telegram'е. На следующий день утром именно по этим записям ведем разборы полетов.

Отвечая на вопросы учеников, мы сразу видим, по какой задаче вопрос, какие вопросы здесь обычно задают, данные о том, как нам реагировать на вопрос. В большинстве случаев достаточно короткой подсказки, иногда нужно открыть некоторое количество шагов решения. А иногда необходимо предложить ученику созвониться минут на 5.

Раз в неделю встречаемся с Диманом очно и обсуждаем чуть более долгосрочные задачи, гуляя по городу от турничков до турничков.

Находка: информатика

Наша основная цель — постоянно увеличивать число учеников, не снижая эффективности обучения для ученика, оставаясь для ученика "индивидуальным преподавателем", а не сервисом.

Медленно идем

Летом 2021 года мы стали замечать, что мы двигаемся медленнее, чем того хотелось бы.

Быстро снижать "время на ученика" без потери качества нам мешает отсутствие точных данных о том, что менять в контенте. А контент нужно улучшать — еще много мест, где нам приходится дообъяснять. И увеличение числа учеников приведет к тому, что у нас будет время только на ответы на вопросы. Это неприемлемо, так как на развитие (работа над контентом, развитие самого сервиса, я уж молчу про продвижение, которое мы постоянно задвигаем) требуется тоже много времени.

Для получения таких данных нам нужно больше учеников, которые дадут четкие сигналы о том, что делать в темах, задачах, шагах решения для системного снижения времени нашего участия. Получается подобие порочного круга:

для эффективного изменения контента нужны ученики, а увеличение числа учеников при недоработанном контенте приводит к отсутствию времени на работу с контентом.

В математике мы не можем увидеть, как нам можно было бы действовать, кроме медленного итерационного улучшения контента. При этом важно, что мы принципиально не фильтруем учеников на входе по уровню знаний. Естественно, более сильные ученики задают меньше вопросов и дают меньшую нагрузку. Но если мы будем делать такую фильтрацию, то это исказит нашу систему, и для обучения обычных детей она постепенно станет непригодна. Поэтому важно следить за тем, чтобы ученики были самые разные.

А что ж мы так мучаемся, когда можно полегче...

На лето 2021 года мы готовили учеников только к математике (кроме своих). И в это время обратили внимание на экзамен по информатике и на программирование.

Причины нашего низкого темпа связаны с медленной модернизацией контента, которая, в свою очередь, обусловлена несколькими факторами.

1. Недостаточным объемом корректирующих контент данных.

Это, в свою очередь, приводит к неточным решениям. И бывает, что мы перелопачиваем одни и те же задачи по несколько раз.

2. Объемностью работы по модернизации решений задач.

В математике хорошее решение задачи бывает объемное, иногда более 10 шагов, каждый из которых — это абзац текста с графиками, выражениями и т. д. Если нам вдруг необходимо внести изменения в 20 задач, то это займет время.

Все тексты и графика решений генерируется скриптом этой задачи, который мы пишем. Поддержка скриптов занимает время, несмотря на все наши библиотеки функций и классов, фреймворки задачи, виджеты и другие приемы. Каждая задача — это скрипт, который генерирует методически идентичные условия задач и соответствующие этому условию решения, ответы и подсказки, стандартные вопросы от учеников и ответы на них.

  • Ученик большую часть времени без ущерба для качества своей работы может работать в системе (программировать), а не на листочке, как в математике. Данные от работы в системе мы можем обрабатывать с большей точностью и с намного более низкими трудозатратами. Чисто теоретически мы могли бы сажать учеников за компьютер и в математике, но мы рискуем потерять самое главное: "мы частные репетиторы".

Смещаем фокус на информатику

Мы решили сделать основной упор на информатику и программирование, развив нашу методику и поддерживающие ее системы за счет информатики, набив шишки на более простых ситуациях, чем те, которые встречаются в математике. Так мы планируем прощупать методику работы с экстремально низким временем на ученика и с высоким качеством.

По математике мы продолжаем идти тем же ходом, что и раньше. Этот "ход" позволяет нам каждый год увеличивать число учеников в среднем на 10-15, при этом немного снижая итоговую нагрузку. Первый год был адским. Работать с 10-15 учениками в таком формате было очень тяжело без того контента и сервиса, которые есть сейчас.

Отметим, что большая часть учеников, которые сейчас приходят на один предмет, начинают через некоторое время учиться и второму. Сейчас у нас примерно 15 учеников по информатике на двоих.

Что конкретно мы будем делать

Здесь я опущу продуктовую часть, сосредоточившись на решении наших методолого-технологических задач.

Для того, чтобы информатика дала нам описанные выше возможности, нам нужно подготовить систему и контент. Эту подготовку мы начали этой весной и планируем закончить к концу лета. Вот что сделано или будет сделано в этом направлении.

1. Контент

Составить основную последовательность задач по темам: условия, циклы, функции, массивы, строки, рекурсии и т. д. со всей обвязкой каждой задачи: решение, виджеты, подсказки и т. д.

Сложность от задачи к задаче будет увеличиваться на минимальную величину (отличный прием, который мы применяли в математике). Например, первые задачи — что-то типа этого (картинки — это задачи, которые генерируют наши скрипты, как видят их ученики):

Как наша проблема стала нашим хобби, профессией и источником заработка. Часть 3

Далее у ученика будет задача чуть-чуть более сложная, например:

Как наша проблема стала нашим хобби, профессией и источником заработка. Часть 3

Где-то в середине (и ближе к концу) может быть вот такая задача:

Как наша проблема стала нашим хобби, профессией и источником заработка. Часть 3

И в конце первой темы вот такие задачи:

Как наша проблема стала нашим хобби, профессией и источником заработка. Часть 3

Число задач в темах — 200—300.

К настоящему моменту уже сделали 70% всех задач.

2. Выбор языка разработки учеником

Сделать так, чтобы ученик сам выбирал язык, на котором он будет писать. Для этого мы сделали свой внутренний язык. Сделали транспиляцию (кажется, это так называется) в него и обратно из питона и паскаля для начала.

Не так важна сама возможность для ученика выбрать язык в любой задаче. Намного более важно следующее:

  • все задачи мы пишем один раз на своем языке, и потом они все доступны на всех языках, правила транспиляции которых мы добавили;
  • очень простая возможность добавлять новые языки;
  • вся методическая работа проходит на едином уровне, который мы полностью контролируем.

Это уже сделано.

3. Обучающая отладка

Наличие уровня, на котором мы можем анализировать код, который сабмитит ученик, позволяет не только анализировать ошибки ученика, но и нам сделать "обучающую отладку".

Другими словами, мы делаем возможным давать методические подсказки ученику прямо в тот момент, когда он отлаживает код своих задачек. Мы знаем задачу, мы видим, как он ее делает и что у него не так. Все эти ситуации достаточно стандартны. А то, что нестандартно, приводится к стандартному последовательностью задач. В большом числе случаев подсказку можно сделать автоматически и отправить ученику. Это позволит заменить наш трудоемкий процесс создания решения задач на просто подключение нашего процесса отладки. А также во многом автоматизировать поддержку, оставаясь для ученика человеком преподавателем.

Также это позволит нам автоматизировать собранные данные, на основании которых мы будем улучшать контент (новые задачи, выявление неэффективных задач, последовательность задач, подсказки и т. д.). Так как каждая задача — это у нас скрипт, который при выдаче ее ученику генерирует разные, но методически идентичные задачи, то процесс изменения задач хорошо управляем за счет библиотек функций, которые мы используем при разработке задач.

Все это позволит нам снизить время на ученика, что даст возможность взять больше учеников, сохраняя точность сбора данных. А это приведет к увеличению потока данных для принятия решения по контенту.

Сделать такую "отладку" потом и в математике, — вообще, интересная задача. Но сначала нужно получить опыт в информатике. Делаем.

4. Различные механики работы с ответами

Дидактика требует различных механик работы ученика. Например, в зависимости от целей и особенностей конкретной задачи, ученик должен иметь возможность либо посмотреть правильный ответ, если он до него дошел, а иногда ответ нельзя показывать, а можно только предлагать ввести и говорить верно или не верно. Также при решении задачи в нашей системе ученик может смотреть, что выводит его программа сейчас, а иногда эту возможность целесообразно блокировать. Также мы можем включать различные опции отладки в разных задачах.

Это сделано.

5. Бот

Сейчас мы общаемся с учениками прямо в личных сообщениях в Telegram'е. Пишем туда прямо своими пальцами. Скоро перейдем на бота, которого я напишу сразу после завершения работы над обучающей отладкой. Это позволит нам отправлять сообщения ученикам прямо из системы. Это еще снизит наше нецелевое использование времени.

Наша боль

Это каналы привлечения. Ранее у нас был Профи.ру и сарафан. Сейчас сарафан и Профи.ру. Что не устраивает:

  • Неуправляемость: не можем приглушить или наоборот прибавить газку. Так как маржа у нас 100% (не считая личного времени), то можем платить за лиды достаточно дорого. Но опыта в построении канала привлечения у нас нет.
  • Так как наша методика обучения не самая привычная, то мы сейчас можем брать только учеников, которым (или их родителям) жизненный опыт подсказывает, что именно так и нужно. Всем тем, которым жизненный опыт так не подсказывает, наше предложение непонятно. Но мы заметили, что если человек, которому наш подход непонятен, каким-то образом попадает на беседу с нами, то почти со стопроцентной вероятностью он будет у нас учиться. Невозможно же побеседовать со всеми, если мы хотим существенно увеличить число учеников. Да и не согласятся люди беседовать о чем-то непонятном просто так. Нужно их подготавливать.

Сколько-нибудь обоснованного плана в этом направлении пока нет. Не очень понятно, какой контент делать. А может, нужно вообще что-то другое. Над ним постоянно думаем. Покупать рекламу с Директа кажется нам совсем утопией, так как наш подход слишком нестандартный и конверсия будет мизерной.

Если кто что посоветует про продвижение — будем безмерно благодарны.

Пока завели телеграмм канал для накопления там записей о важных для эффективности обучения моментов и о нашей методике, завели Дзен и VK (Константин, Дмитрий). Кому интересно — подписывайтесь!

3030
70 комментариев

168 т. р. только за математику. Интересно, сколько сейчас денег надо, чтобы выучить ребёнка в наши дни. Или дело не в деньгах.

1

Лучше всего экономит деньги воспитание. Если приучили работать, то потребуется минимум. Если вырос лентяем, то будете платить всю жизнь)))

14

Брат в 11 классе занимался русским, математикой и немного информатикой. Математика стоила 2к/занятие, занятие было раз в неделю. Русский 1500/занятие, два раза в неделю, информатика раз в неделю 1500. Итого в неделю уходило 6500, месяц 26000, за учебный год потратили ~200.000. Поступал в ТОП универ, прошёл на бюджет и затраты на репетиторов окупились. После первого курса пошёл работать по специальности и за месяц работы окупает затраты на репетиторов.
Но он сам по себе умный, репетиторы нужны были скорее для работы над сложными задачами + дисциплина в подготовке.

3

Молодцы, приятно смотреть на оригинальный подход к проблеме!

4

Хорошая статья и хороший стартап, с учётом наличия🤝
С учётом наличия спроса на jobs to be done - чтобы ребёнок сдал экзамен с определённым результатом для поступления в ВУЗ, можно сделать следующее:
1. Определить, почему с вами учиться лучше, чем с обычным репетитором - создать позиционирование вашего подхода на основе выявленных преимуществ для клиентов. И ещё рассказать, зачем вообще сдавать экзамены хорошо, те какие выгоды получат для себя ученики и их родители, чтобы поработать с сомневающейся аудиторией.
2. Проалализировать ваш сайт. Насколько он хорош в плане продаж (информация на сайте, дизайн, что смотрят, куда нажимают, насколько легко вас найти в интернете по релевантным запросам)
2. Транслировать преимущества методики, через тексты, видео, вебинары, отзывы, результаты учеников.
3. Собирать трафик по запросам по подготовке к ЕГЭ. Это будет достаточно недорого и если раз бизнес модель ваша уже показала себя в деле, точно сработает. Параллельно с развитием сайта и сео продвижением к нему, можно начинать тестировать и улучшать методы рекламного продвижения. Запустить нативную рекламу через инфлюэнсеров на разные ЦА, таргет, контекст, контекстно-медийные сети.
Полагаю, вполне реально, привлечь большое количество дополнительных учеников в рамках существующей стоимости привлечения. Или если много учеников сейчас не нужно, снизить стоимость привлечения учеников.

Можем помочь, если пожелаете. Или можете сделать и сами, судя по всему, вы люди широких талантов 💪

Очень хочется, чтобы у нас было классное образование,так что буду болеть за вас)

3

Спасибо! Т.е. Вы предлагаете "статейное продвижение" (кажется так это раньше называлось) на начальном этапе? Размещать на внешних площадках? Сайта-то продажного у нас нет, но это дело поправимое...

Представляете как рухнет вся эта цепочка поставки программистов вместе с программистами и прочей околоайтишной тусовкой. Я думаю, что почти одномоментно, как пузырь, как и есть на самом деле.
Блин, дожить бы.
Хочу присутствовать.

2