«Такого стыда мы не испытывали»: как провалить эфир, а потом получить заказ на работу с Собчак

Сейчас SmartWebinar — успешный самостоятельный продукт, но разрабатывался он лишь как «вспомогательный инструмент» для онлайн-школы. Основатель и технический директор компании рассказали, как из курса на 30 человек создать кроссплатформенный сервис в облаке.

«Такого стыда мы не испытывали»: как провалить эфир, а потом получить заказ на работу с Собчак

Рассказывают основатель SmartWebinar Антон Ельницкий и технический директор Владислав Комиссаров.

Как мы создали первую платформу и немного не рассчитали затраты

Всё началось в 2013 году, когда мы открыли «Интернет университет» и запустили курсы по интернет-маркетингу. Затем добавился курс по запуску онлайн-школ. В первый поток на него записалось около 30 человек, и с каждым удавалось общаться лично. 20% учеников дошли до выручки в миллион рублей прямо во время обучения, и на следующий поток пришло 263 человека. Столько клиентов было уже невозможно обучать «по отдельности», поэтому возникла потребность в LMS-платформе (learning management system) для автоматизации образовательного процесса. Ею и стали «Антитренинги».

Знакомый предложил разработать такую платформу за 50% от выручки с курса. Наши курсы стоили около миллиона рублей, и мы решили, что за 500 тысяч рублей сможем разработать LMS своими силами. Правда, опыта масштабной разработки у нас не было, поэтому мы не смогли всё оптимально рассчитать и потратили на первую версию около 3 млн рублей. В 2014 году деньги на разработку кончились, и пришлось её временно заморозить. Через пару месяцев мы предложили подключиться к проекту знакомому разработчику Владу Комиссарову — он в одиночку переписал всю систему за сумму в 15 раз меньше, чем мы изначально потратили.

Полтора года LMS-платформа работала бесплатно, но потом обучающее направление перестало покрывать затраты на разработку. Мы начали брать деньги за использование системы и через два года вышли в ноль. С 2016-го сервис стал приносить прибыль, и мы увеличили команду: наняли маркетологов и дополнительных разработчиков, расширили отделы поддержки и продаж.

С тех пор выручка проекта росла на 50% каждый год, а с началом пандемии выручка IT-направления выросла на 50% за 2−3 месяца, обогнав обучающее. В 2020 году мы решили закрыть блок обучения и сконцентрироваться на IT.

Выручка «Антитренингов» за 2021 год составила 64 млн рублей. Сейчас мы впервые планируем привлечь внешнее финансирование, потому что без сильного партнёра или инвестора не сможем развиваться так же быстро, как раньше.

Основатель SmartWebinar Антон Ельницкий
Основатель SmartWebinar Антон Ельницкий

Как мы разработали собственную платформу для вебинаров

Мы долго проводили вебинары на популярной платформе, которой пользуются многие онлайн-школы, но нам не нравился её устаревший дизайн и сложный интерфейс. На вебинаре всегда присутствовал помощник, который, например, отвечал за показ баннеров, ведущих на продукт. Одному управлять всем в режиме онлайн было крайне сложно, и это раздражало. Тогда возникла идея создать продукт, которым приятно пользоваться, — и для собственного удобства, и для рынка.

Изначально мы не собирались зарабатывать на платформе для вебинаров. Мы хотели сделать её либо очень дешёвой, либо бесплатной и рассматривали как «фронтенд», который будет приводить клиентов к нашему основному продукту, «Антитренингам». Разработка заняла полтора года — ей занимались четыре инженера.

На платформе SmartWebinar можно проводить вебинары, где одновременно присутствуют до 100 тысяч зрителей. Доступна интеграция с CRM, сквозная аналитика, брендирование комнаты, модерация чата, защита от спама, а также удобная форма оплаты под трансляцией, чтобы зрители платили, не отрываясь от просмотра.

«Такого стыда мы не испытывали»: как провалить эфир, а потом получить заказ на работу с Собчак

Как мы привлекаем клиентов

Среди наших клиентов — «Лаборатория Касперского», «Медси», банк «Точка», «Like Центр» и Ксения Собчак. Мы сделали кроссплатформенную авторизацию на всех сервисах, поэтому большая часть пользователей SmartWebinar приходит с платформы «Антитренинги». На данный момент у нас зарегистрировано 3 млн аккаунтов, а на «Антитренингах» свои онлайн-школы размещают 1500 компаний.

На крупных клиентов мы часто выходим через своё сообщество для владельцев онлайн-школ «Инфоэлита», которое создали ещё в 2013 году. Это Telegram-чат, в котором мы обмениваемся опытом проведения больших вебинаров и делимся контактами.

С точки зрения продвижения мы планируем переходить на партнёрскую модель: дадим возможность зарабатывать организаторам вебинаров и техническим специалистам, которые будут привлекать к платформе новых пользователей.

Иван Бабков, директор по клиентскому сервису SmartWebinar 
Иван Бабков, директор по клиентскому сервису SmartWebinar 

Как мы пришли к облаку и научились онбордить 100 тысяч человек за две минуты

Сначала мы размещали инфраструктуру сервиса «Антитренинги» на выделенных серверах, и, пока пользователей было немного, этого хватало. Через четыре года мы поняли, что нас не устраивает отказоустойчивость провайдера: в какой-то момент из-за проблем на его стороне платформа не работала почти сутки. Тогда мы переехали на другой сервис и создали гибридную инфраструктуру: использовали выделенные серверы для баз данных и виртуальную инфраструктуру, которая может масштабироваться. При этом отказоустойчивость улучшилась, но масштабируемости всё равно не хватало.

У нас очень нетипичные нагрузки, связанные с онбордингом пользователей. Например, если вебинар начинается в 19:00, то в 18:55 подключается тысяча человек, в 18:59 — пять тысяч, а в 19:02 — 105 тысяч. Когда мы запускали менее масштабные курсы на 10−30 тысяч человек, платформа уже не справлялась на уровне PHP-FPM или WebSocket-сервера и приходилось масштабироваться вручную. Со временем повысились требования к онлайн-мессенджингу, и нам снова пришлось переезжать.

Мы рассматривали educated-серверы: они покрывали все запросы, но были слишком дорогими. Резервирование мощностей тоже не подходило: из-за особенностей нагрузки мы бы с такой моделью просто обанкротились. Поэтому остановились на Kubernetes: система масштабируется сама, а мы регулируем расходы в зависимости от того, пришёл крупный клиент или нет.

Так мы начали разворачивать инфраструктуру в Yandex Cloud. Уже перевезли все зоны в DNS Яндекса. Все сервисы, кроме «Антитренингов», разместили на managed MySQL и PostgreSQL — раньше использовали для этого свои серверы. В Yandex Container Registry храним контейнеры после билда: сервис позволяет быстро откатывать версии и закатывать новые. Один раз перед запуском большого вебинара тестировали инфраструктуру с помощью Yandex Load Testing.

Как мы потеряли первого крупного клиента и что после этого делали

Сейчас мы способны заонбордить 100 тысяч человек за две минуты. Но так было не всегда. Разрабатывая SmartWebinar, мы рассчитывали, что нагрузка будет расти постепенно и мы будем успевать добавлять серверы. Но прямо после запуска мы привлекли крупного клиента, который проводил вебинар на 35 тысяч человек, — тогда как пропускная способность сервиса составляла 10 тысяч человек. Мы постарались доработать платформу за два дня, остававшиеся до мероприятия, но всё равно не справились с нагрузкой и потеряли 60% аудитории того вебинара. Это произошло из-за неотлаженного процесса регистрации на вход. Запросы вставали в очередь, пользователи видели белую страничку и начинали её много раз обновлять, что перебрасывало их в начало очереди и ещё больше увеличивало время ожидания.

Следующий крупный заказ — мероприятие Ксении Собчак на несколько десятков тысяч человек — прошёл успешно. Мы заранее развернули 30 серверов «с запасом», однако обслужили вебинар с помощью одного сервера. Это показывает, насколько сильно мы оптимизировали систему, но на самом деле нагрузка на всего один сервер легла случайно: после тестирования мы забыли убрать в конфиге ограничение, которое запрещало масштабирование основной инфраструктуры. По всем подсчётам, мы должны были упасть — и упали бы, если бы не оптимизировали саму бизнес-логику процесса. У нас есть собственное решение, которое позволяет кешировать страницу для ввода телефона и имени, а после её заполнения пользователь попадает в комнату ожидания, где уже видит трансляцию с YouTube. Благодаря кешированию получается статичный документ — это позволяет не падать при любом количестве пользователей.

Перед любым крупным мероприятием на облачной платформе стоит проанализировать, где у вас могут быть узкие места и заранее расширить их. Преимущество облака в том, что вы можете обслужить нагрузку, которая в 50 раз превышает среднюю, не покупая и не настраивая сервера. Достаточно на время арендовать столько мощностей, сколько вам потребуется для конкретной задачи.

Новый сервис и «умные» чаты: что планируем делать дальше

В апреле мы выиграли грант фонда Бортника. Потратим его на доработку искусственного интеллекта в чатах вебинаров. На масштабных вебинарах сообщений приходит гораздо больше, чем мы отображаем: смартфон просто повиснет, если мы попытаемся показать все 10 тысяч сообщений, которые присылают в секунду. Сейчас мы выдаём случайные пять сообщений в секунду, а с помощью ИИ сможем анализировать их содержание и показывать более ценные. Плюс это поможет в борьбе со спамом и будет полезно для техподдержки: если человек сообщает о проблеме, ИИ будет автоматически связывать его со специалистом. Сейчас такая фильтрация выполняется в ручном режиме и на один вебинар требуется около десяти модераторов. Автоматизация позволит сократить их количество до одного, сэкономив бюджет и повысив качество.

«Такого стыда мы не испытывали»: как провалить эфир, а потом получить заказ на работу с Собчак

А ещё мы планируем запустить новый сервис — конструктор маркетинговых воронок. Начнём разрабатывать его в конце 2022 года.

Подписывайтесь на блог Yandex Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

2020
8 комментариев

Тоже на миллиард?

3
Ответить

Ну, кстати, написано интересно, даже вдохновляет. Мы в своё время тоже пытались раскрутить стартап по платформе для вебинаров (только научпоп), но, к сожалению, не срослось:) Здорово, что у кого-то получилось, успехов!

1
Ответить

Сложно сейчас придумать/предложить функционал, который:
- либо заберет клиентов у лидеров
- либо вовлечет в работу новых пользователей которые раньше не пользовались

Для нас это не был основным продуктом, пока платформа курсов генерировала выручку мы смогли себе позволить полтора года работать над продуктом без выручки от него.

И окончательная судьба платформы еще не решена. Конечно она всегда может быть "придатком" доп функцией для пользователей платформы курсов.

Но в идеале забрать забрать клиентов самого популярного но морально устаревшего сервиса Bizon. Планируем это делать с помощью более современного интерфейса, внедрения инноваций, большего диалога с клиентом, построения сети партнеров, зарабатывающих бОльшую часть выручки от привлеченных на платформу школ/спикеров.

2
Ответить

Те кто работают в сфере обучения воронкам продаж стыд действительно не испытывают.

Ответить

Подтверждение номера телефона смс при регистрации, зачем??

Ответить

Несколько причин:
1) регистрационные спам-атаки. были ситуации, когда за день прибегало 80 000 регистраций ботов. и потом сложно чистить, ломает работу отдела продаж
2) для отдела продаж нужны рабочие телефоны
3) для использования некоторых функций нужен проверенный телефон. например вход по смс, или смс оповещения о событиях.

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить