От идеи до прототипа

Ровно два года назад впервые задумался заняться собственным стартапом. Последовательность действий примерно была такой: выбрать направление, найти единомышленников (команду), определиться с рынком, целевой аудиторией, запилить прототип, питч-дек, привлечь инвестиции и сделать MVP (минимально жизнеспособный продукт).

Критерием выбора направления было то что мне нравится, и то чем бы я хотел заниматься в долгосрочной перспективе.

Event-management

Организация мероприятии для меня всегда был интересным направлением. Кроме того ранее мне довелось проводить различные мероприятия. Направление было выбрано. Начал я с того, что делился идеей с коллегами, друзьями, задавал вопросы и собирал ответы, старался получить максимум обратной связи.

Проанализировав кучу сайтов, мобильных приложении и программного обеспечения (для физических лиц и для бизнеса), я не нашел ничего, что отвечало бы моему списку требовании. Критерии которые удовлетворили бы меня как пользователя были (и остаются) примерно такими:
- удобный выбор мероприятий на любой или почти любой вкус как с десктопа так и с приложения (кино, поиграть в теннис, устная практика английского, съездить на концерт и т.д.);
- ответственный организатор, у которого есть рейтинг, оценки, отзывы;
- возможность оплатить мероприятие онлайн.

Кроме ответственных организаторов проекта, не хотелось ограничиваться и дать возможность создавать мероприятия всем пользователям. Например, закрытое мероприятие с приглашением проверенных друзей “поход в горы на 8 человек” и взносом $ с каждого пользователя. Таким образом организатор мог бы планировать взносы и расходы заранее, купить составленный список походных припасов и даже заработать. Далее можно было фантазировать в сторону партнерства с билетерами концертов и даже с туристическими операторами: ticketsmaster, songkick, stubhub и т.д.

Учитывая, что вам все равно придется думать, думайте сразу масштабно.

Дональд Трамп

По многим параметрам Promatey (так назывался прототип), был на конкурентном рынке, но у него была своя стратегическая канва, сильно отличавшаяся например от моего любимого Facebook Events и менее любимого meetup. На картинке ключевая направленность проектов:

От идеи до прототипа

Далее было много анализа, исследовании и поиска информации. К примеру по данным аналитиков, мировой рынок организации мероприятии в 2012 году был оценен в 28 млрд $, и являлся одним из самых быстрорастущих рынков.

Frost & Sullivan Market Research 2012–2016
Frost & Sullivan Market Research 2012–2016

Мне повезло что за все годы работы, как на стороне заказчика, так и на стороне исполнителя, удалось подружиться с талантливыми людьми в разных сферах. Подумав 2–3 дня я смог собрать команду из специалистов, которым было бы интересно быть частью проекта, озвучил условия сотрудничества и мы начали разработку дизайна.

PROMATEY — мероприятия поблизости

главная страница
главная страница
страница мероприятия
страница мероприятия

Взвесив все за и против, я решил рискнуть и на этапе мокапов (прототипов дизайна) разработать pitch deck презентацию, разместить его на AngelList + разослать имейл рассылку по 10 проверенным контактам потенциальных частных инвесторов, 10 акселераторам и 10 инвестиционным фондам.

Основные виды инвестиции для стартапа

Хотелось понять заинтересованность, и конечно все письма я замерял на open rate % (на открываемость адресатом) и собрал небольшую статистику:

AngelList, F6S и подобные площадки для стартапов работают лучшим образом. Находясь там к вам могут постучаться с вопросами совершенно в любое время, как инвесторы напрямую, так и их скауты. Мне удалось сделать питч по видео одному из действующих инвесторов Dropbox, который разговаривал на мумбайском английском.

Частные инвесторы. Открываемость писем 5–10%. Связано это с тем что частные инвесторы предпочитают входить в проект по рекомендации (особенно сильно это развито в Штатах). Профайлы даже самых малоизвестных частных инвесторов заспамлены. Но если кто хочет попытать удачу то вот здесь можно найти имейлы большинства из них.

Акселераторы. Открываемость писем 85–90%. Бизнес модель акселераторов заточена для того чтобы найти толковые стартапы и помочь им вырасти. У них есть специальные сотрудники которые занимаются скаутингом (разбором писем и переговорами). За 10–20% как правило вы получаете до 100 000 $ и 3 месячную поддержку (приглашение от Амстердама до Долины на всю команду, менторство, возможность выступить перед инвесторами). Лучшее что запомнилось мне, это XRC Labs из Нью-Йорка. Парень по имени Gabe, после переговоров, настойчиво приглашал на акселерацию с января по март на 3 месяца, при условии вывода прототипа в онлайн.

- Инвестиционные фонды. Открываемость писем 45–55%. Размер доли может доходить до половины или 60%. Инвестиции до 1 млн $. Как правило эти институты инвестируют на этапе MVP (минимально жизнеспособный продукт) и чаще после первых инвестиции акселератором или частным инвестором.

Можно рассмотреть краудфандинг или народное финансирование как альтернативное решение. Здесь к сожалению личного опыта у меня не было. Но могу предположить, что вывод проекта на краудфандинг может дополнительно мотивировать к запуску прототипа или даже к запуску минимального рабочего продукта. Потому что каждый $ вложенный в проект, это по сути инвестиции, которые проект по хорошему должен оправдать. Я бы не рекомендовал запускать локальный проект на краудфандинг, по причине большого давления (слишком мало успешных проектов и слишком много безуспешных). Если для запада это нормальная практика, и люди начинают делать следующий проект, то у нас как правило боятся признать поражение, продолжают тратить ресурсы и не могут начать новое. Таких провальных примеров очень много. Большинство проектов доживают на уровне безубыточности, а еще больше тех, которые несут большие убытки и закрываются. Многие знакомые разработчики проходили через такие стартапы и перечислять их можно часами. А вот успешные проекты можно посчитать на пальцах. Но об этом в другой статье.

Все вышеописанные показатели и результаты были достигнуты без рабочего прототипа. Только презентация + прототип дизайна сайта.

Возможно ли получить инвестиции без прототипа?

Если вас незнают и на вас не показали пальцем, то это невозможно. Инвесторы не идут на такой риск, потому что нет прототипа = нет команды. А люди (команда) в стартапе самое главное. Если есть команда, почему бы не сделать прототип. Так думают абсолютно все, особенно инвесторы, и правильно делают.

Нужно извлечь урок из опыта и получить максимум выгоды. В следующий раз допустить такую же ошибку будет сложнее. А цель будет на шаг ближе.

1919
12 комментариев

Интересно узнать на каких условиях собрали команду?! Что пообещали, как задекларировали?

2
Ответить

-давай ко мне в команду работать за 0 руб
-не, не пойду
-тогда я расскажу твоей жене что ты чпокал нашу секретаршу/секретаря
-ок. Когда начинать?

7
Ответить

Идея для стартапа: встречатель выпускников. Не знаю как, но он должен решать проблему: чтоб из 20 человек готовых к встрече в итоге приходило не 4-5, а побольше.

3
Ответить

У нас, на 2Event.com похожий функционал запрашивают для приложений бизнес-клубов.
Тоже закрытая дружелюбная тусовка.
Им тоже надо геолокацию посетителей и активные напоминания: СМС и Телефонные автозвонки.
И тоже высокая дружелюбность и терпимость к таким напоминаниям.

1
Ответить

Комментарий недоступен

3
Ответить

А я не понял, чем Timepad плох?

3
Ответить

Мне понравилось что и как вы описываете привлечение внимания к проекту через общедоступные площадки.

Пожалуйста, равейте эту мысль. Покажите ваш профиль, презентации. Покажите чего с этими материалами добились.

Это офигенный мануал!

2
Ответить