Как я потерял 1 миллиард долларов. Цена одного решения
Компанию, которую я основал в 2008-м, наконец купил стратегический инвестор. За несколько миллиардов рублей МТС стал владельцем Webinar, лидера российского рынка видеокоммуникаций. И это отличная сделка. Мы построили достойный сервис, в цене которого оправдан каждый рубль. В экосистеме МТС Webinar станет масштабнее благодаря синергии с другими продуктами компании. Мечта стартапера сбылась?
Нет. Только не для меня.
Когда мы начинали в 2008-м, мало кто из инвесторов и партнеров видел ценность в сервисе для видеоконференций. «Люди будут учиться за партами, а переговоры будут проходить в офисах. Никто на онлайн-общение не перейдет» — говорили мне постоянно.
Но я четко видел тренд. За семь лет, с 2001-го по 2008-й, число удаленных работников в США выросло вдвое и тренд уверенно шел вверх. Рабочий Skype стали отделять от личного, на Гоа и Бали каждую зиму становилось все больше людей с ноутбуками. И из каждого ноутбука постоянно звучал один и тот же звук входящего звонка в Skype.
Потребность была очевидна, а выбора хороших сервисов не было. Чтобы занять место на будущем рынке в $22.5 Bln, нужно было предложить части пользователей решение, подходящее для их задач лучше, чем Skype или Webex. Я пробивал эту позицию, убеждал и доказывал. В итоге оказался прав.
Примерно также думали и основатели Zoom. И слышали те же самые возражения, я уверен. Только Zoom начинал на американском рынке и поэтому смог стать мировым лидером. Наша команда стала строить бизнес в России и в итоге компанию купили по не самой высокой цене во время общего падения рынка.
Почему мы не начали сразу с американского рынка, когда была возможность? В 2009-м я поехал в Долину, оценил наши перспективы и решил сначала развиваться в России. Думал за пару лет сделать привлекательный бизнес и потом масштабировать на крупнейшие рынки.
Это была большая ошибка.
Пока мы развивались в России, оптимальный момент для старта нашего продукта на крупнейших рынках ушел. В нишу пришли другие компании и стоимость успешного входа на рынок кратно выросла. Кстати, эти компании сейчас стоят миллиарды.
GoToMeeting предлагает отличное решение для SMB. Компанию купил стратег за $1.8B в 2016-м. RingCentral, поставщик видеоконференций с VoIP, вышел на IPO и сегодня стоит $4,6В. Этот список можно продолжить еще на десяток пунктов.
Мы с кофаундерами потратили огромное количество сил и на создание нашей компании. В обмен получили несколько миллиардов рублей. А могли бы получить несколько миллиардов долларов, если бы начали на большом рынке. Потратили бы самый главный ресурс намного эффективнее.
«Попробуй хоть что то сделать...» - прокомментировал мой предыдущий пост Олег Тиньков. Там как раз было про то, что строить инновационный банк стоило на глобальном рынке, а не только в России.
Но задача не только сделать правильный бизнес. Важно сделать его на правильном рынке.
такая дешевая манипуляция в заголовке.
Тот факт, что компании-аналоги оцениваются в миллиард, не означает, что ты этот миллиард "потерял", потому что в свое время не вышел на западный рынок. Потерять можно только то, чем ты обладал - а не гипотетическую эфемерную сумму, которую ты себе нафантазировал
Комментарий недоступен
А что не так с условиями? Автор поста создал хороший продукт, которым пользуются тысячи компаний, и продал за миллиарды рублей, обеспечил себя и детей на всю жизнь. Всерьез обсуждать его влажные фантазии, что теоретически возможно гипотетически он мог бы продать его за миллирд долларов я не готов.
Или для кого-то является тайной, что российский рынок (как и любой "страновой" рынок) в десятки раз меньше глобального? Зато конкуренция ниже и есть более четкое понимание, как продавать соотечественникам - именно поэтому многие запускаются именно на своем, локальном рынке. А на глобальный не выходят по объективным причинам: нет компетенций, нет ресурсов, да банально языка не знают на достаточном уровне.
Комментарий недоступен
Сысоев, не?
Дуров, не?
Сысоев, не?