{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я потерял 1 миллиард долларов. Цена одного решения

Компанию, которую я основал в 2008-м, наконец купил стратегический инвестор. За несколько миллиардов рублей МТС стал владельцем Webinar, лидера российского рынка видеокоммуникаций. И это отличная сделка. Мы построили достойный сервис, в цене которого оправдан каждый рубль. В экосистеме МТС Webinar станет масштабнее благодаря синергии с другими продуктами компании. Мечта стартапера сбылась?

Александр Альперн и Дмитрий Грин в передаче "Точка Зрения" 4 октября 2012 года

Нет. Только не для меня.

Когда мы начинали в 2008-м, мало кто из инвесторов и партнеров видел ценность в сервисе для видеоконференций. «Люди будут учиться за партами, а переговоры будут проходить в офисах. Никто на онлайн-общение не перейдет» — говорили мне постоянно.

Но я четко видел тренд. За семь лет, с 2001-го по 2008-й, число удаленных работников в США выросло вдвое и тренд уверенно шел вверх. Рабочий Skype стали отделять от личного, на Гоа и Бали каждую зиму становилось все больше людей с ноутбуками. И из каждого ноутбука постоянно звучал один и тот же звук входящего звонка в Skype.

Потребность была очевидна, а выбора хороших сервисов не было. Чтобы занять место на будущем рынке в $22.5 Bln, нужно было предложить части пользователей решение, подходящее для их задач лучше, чем Skype или Webex. Я пробивал эту позицию, убеждал и доказывал. В итоге оказался прав.

Примерно также думали и основатели Zoom. И слышали те же самые возражения, я уверен. Только Zoom начинал на американском рынке и поэтому смог стать мировым лидером. Наша команда стала строить бизнес в России и в итоге компанию купили по не самой высокой цене во время общего падения рынка.

Почему мы не начали сразу с американского рынка, когда была возможность? В 2009-м я поехал в Долину, оценил наши перспективы и решил сначала развиваться в России. Думал за пару лет сделать привлекательный бизнес и потом масштабировать на крупнейшие рынки.

Это была большая ошибка.

Пока мы развивались в России, оптимальный момент для старта нашего продукта на крупнейших рынках ушел. В нишу пришли другие компании и стоимость успешного входа на рынок кратно выросла. Кстати, эти компании сейчас стоят миллиарды.

GoToMeeting предлагает отличное решение для SMB. Компанию купил стратег за $1.8B в 2016-м. RingCentral, поставщик видеоконференций с VoIP, вышел на IPO и сегодня стоит $4,6В. Этот список можно продолжить еще на десяток пунктов.

Мы с кофаундерами потратили огромное количество сил и на создание нашей компании. В обмен получили несколько миллиардов рублей. А могли бы получить несколько миллиардов долларов, если бы начали на большом рынке. Потратили бы самый главный ресурс намного эффективнее.

«Попробуй хоть что то сделать...» - прокомментировал мой предыдущий пост Олег Тиньков. Там как раз было про то, что строить инновационный банк стоило на глобальном рынке, а не только в России.

Но задача не только сделать правильный бизнес. Важно сделать его на правильном рынке.

0
261 комментарий
Написать комментарий...
Alex Alpern

Всем привет! Меня зовут Александр Альперн. В далёком 2008-м мы с Сергеем Ивановым создали компанию Webinar, о которой идёт речь в этом посте. За последние несколько дней я встретил немало людей, которые подумали, что я или Сергей написали эту статью, поэтому считаю важным поделиться несколькими фактами:

1. Автор данной статьи - Дмитрий Грин (он же Скрипников до 2012г.)
2. Webinar был основан мной (Александр Альперн) и Сергеем Ивановым в 2008г. Дмитрий - основатель COMDI, с которой мы сделали M&A аж в 2012г. Осенью 2012г. Дмитрий был уволен, а летом 2014г. компания полностью выкупила его акции, т.е. его доля с этого момента составляла 0.00 (ноль) %, таким же было его вовлечение в бизнес и столько же Дмитрий заработал от сделки с МТС.
3. К описанной сделке c МТС автор статьи не имеет никакого отношения и сам узнал о ней из новостей.

Всем мира, добра и правды 😊

P.S. И спасибо VC, что убрали моё фото из статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Мэттью Грин
Автор

Саша, привет!

Очень рад твоему комментарию. Понимаю, что ты хочешь, чтобы восторжествовала справедливость, я тебя полностью поддерживаю.

Давай по фактам:

1. МТС купил группу компаний “Webinar”, а не просто компанию “Webinar”, которую основал ты и Сергей.

2. Группа компаний “Webinar” была образована при слиянии 2-х компаний твоего Webinar и моего Comdi. Условия сделки - 50/50. У нас был классический merge, а не acquisition.

3. Я вышел из операционного управления группы компаний в 2012 году, после обычного конфликт основателей, меня и тебя. Ты назваешь это "увольнение". После “увольнения” с 2012 по 2014 год я был в совете директоров группы компаний Webinar.

4. В 2014 году я сделал экзит на раунде в 7,2 mln$ как физическое лицо. Кстати, по сходной оценке, которая заявляется сейчас в новостях о сделке с МТС.

Бонус:
5. А теперь сюрприз: я сделал экзит при сделке с МТС. Как совладелец юридического лица, доля которого была продана при сделке. Могу раскрыть детали, но приватно, лично для тебя, Саша.

Саша, вопрос: что делал 8 лет, чтобы НЕ увеличить оценку с 2014 года и продать контору в 2022 за 3 копейки?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Коновалов

теперь понятно почему ты грустишь!!)))
похайпить не удалось в итоге на сделке, тк пришли люди и рассказали всю правду по сделке...

ну ты и завернул конечно историю успешного успеха!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
258 комментариев
Раскрывать всегда