Разработка приложения для детей: так ли это няшно, как кажется на первый взгляд

Спойлер: и да и нет.

Разработка приложения для детей: так ли это няшно, как кажется на первый взгляд

Всем привет! Меня зовут Антон Тен. Я основатель и креативный продюсер анимационной студии Papaton, счастливый отец двух детей, а также идейный вдохновитель Papaton Kids. В этой истории я хотел бы поделиться с вами личным опытом и мыслями по запуску приложения для детей. Возможно, это сэкономит вам время, деньги и нервы.

Идея огонь! Выстрелит!

Мои американские горки с запуском приложения для детей начались в 2015 году. Тогда после рождения дочери я окунулся в океан детских штук и удивился тому, сколько же мусора там плавает. Оказалось, что на рынке детских товаров и игрушек 90% — это никуда не годный и непродуманный продукт.

В этот момент меня посетила идея, что было бы круто создавать игры и товары для детей, за которые мне не будет стыдно. Так за ужином с любимой женой на свет появилось подразделение анимационной студии Papaton с приставкой Kids — Papaton Kids.

<i>Самый первый логотип Papaton Kids от Марко Иванчук и его обновлённая версия от <a href="https://www.instagram.com/didierbashev" rel="nofollow noopener" target="_blank">Дениса Башева</a></i>
Самый первый логотип Papaton Kids от Марко Иванчук и его обновлённая версия от Дениса Башева

В то время я работал креативным директором digital-агентства, поэтому революцию в мире развлечений для детей я решил начать с приложений. Имея опыт подготовки рекламных кампаний, я начал работу с изучения конкурентов.

За две недели исследований я выписал для себя список качественных приложений, которые меня вдохновляют и на которые я хотел равняться: это были приложения и больших студий, и инди-ребят. Вот список разработчиков-фаворитов:

Собирая этот список и изучая рынок, я представлял, что создатели приложений плавают в бассейнах удовольствия, признания и, вероятно, даже денег — их выводят в верхние позиции в App Store, о них пишут в прессе. Что ещё нужно, чтобы быть рок-звездой в мире игр и приложений?

Я так вдохновился, что каждую свободную от работы и спасения мира минуту думал о приложении. Экран моего телефона выглядел, как детский утренник: тигры, черепахи, собачки и другие няшки смотрели с экрана, а голос из телефона говорил: «Нажми на зелёный квадрат! Верно! Ты Молодец!».

<i>Экран моего телефона со скаченными приложениями</i>
Экран моего телефона со скаченными приложениями

Я покопался в этом безобразии и обнаружил одну особенность — все приложения были сделаны только для самостоятельной игры ребёнка. Предполагалось, что родитель остаётся в стороне, а ребёнок развлекается с устройством.

Позже от одного из разработчиков я услышал фразу: «Мы делаем продукты, которые позволяют родителям отдохнуть от детей — за это они нам и платят». Я понимаю, что это действительно необходимо, когда три ночи не спал из-за работы или вышел новый сезон «Чёрного зеркала». Но это не должно быть постоянным способом занять ребенка. Зачем мы тогда заводим детей? Чтобы потом их сдать бабушкам, сунуть планшет и продолжить заниматься своими делами? Я — нет.

Я считаю безумно важным и правильным, когда развитием и воспитанием ребёнка занимаются прежде всего родители. И очень здорово для малыша, когда в игре участвует вся семья. Я наблюдал за моей женой и её подругами, когда они что-то печатают, вырезают, клеят, мастерят, и всё сильнее проникался идеей создавать продукты для них и для таких, как они. Я понимал, что ориентируюсь на меньшинство, но в тот момент твёрдо решил, что хочу создавать именно для этой маленькой аудитории.

Продолжение: как мы дотянулись до звёзд и ударились о реальность

Идея для пилотного приложения пришла, как это обычно бывает, совершенно случайно. Во время отдыха с семьёй на море в номере отеля не было ночников. Я использовал фонарик сотового телефона для чтения книжки перед сном. И вот в один вечер я положил телефон на тумбочку фонариком вверх и случайно провёл над ним рукой.

В эту же секунду Ди застыла взглядом на потолке — её привлекла тень от моей руки. Я тут же взял телефон и начал руками показывать ей разные фигуры, которые вспомнил: собаку, зайчика, птичку. На следующий день я взял лист бумаги, нарисовал на нём разные силуэты, вырезал, и вечером мы уже смотрели сказку про курочку рябу :)

В тот же день я подумал, что было бы круто сделать приложение для театра теней с музыкой, текстом и персонажами. Я поделился идеей со своими коллегами арт-директором Максимом Кулемзой и копирайтером Антоном Клеповым. Парни сходу поддержали мою идею, и мы сразу начали продумывать будущий театр теней.

Мы все обожали красивые картинки, поэтому выбор иллюстратора для приложения был мучительно долгим. Мы очень хотели авторские иллюстрации — с характером и не похожие ни на что другое. Сперва пробовали связаться с топовыми западными иллюстраторами, чьим творчеством мы вдохновлялись. Практически всем очень нравилась идея, и они даже готовы были пойти на суперскидки, но всё равно их косты в десятки тысяч евро были слишком велики для нас.

Так мы вернулись с небес на землю и почти отчаялись найти кого-то из соотечественников, подходящего под наши требования. Я даже порывался порисовать самостоятельно, размахивая «вакомом» по комнате, но вовремя вспомнил про Настю Мошину.

Разработка приложения для детей: так ли это няшно, как кажется на первый взгляд
Иллюстрации Насти
Иллюстрации Насти

С Настей мы были знакомы ещё до того, как она стала иллюстратором. Посмотрели её портфолио и единогласно решили, что Настя именно тот человек, кто был нам так нужен. В следующую минуту я уже писал Насте.

Разработка приложения для детей: так ли это няшно, как кажется на первый взгляд

И понеслась! :) Разработка приложения заняла у нас почти полтора года по разным причинам. Примерно на месяц я сам замораживал разработку, так как не был уверен в том, что делаю. В итоге всё же решил, что лучше закончить и сожалеть, чем не сделать этого. Потом у нас сменилось три разработчика — это отдельная боль, от которой ещё не изобрели лекарств.

Первые дизайны экранов приложения
Первые дизайны экранов приложения
Эскизы персонажей
Эскизы персонажей
Эволюция иконки приложения
Эволюция иконки приложения

Купить музыку для приложения на стоках нам не позволяла совесть, и поэтому было решено писать её с нуля. Это стало одной из самых невероятно крутых и дорогих фишек в приложении.

Всю музыку специально под каждую сказку, каждую кнопочку и каждого персонажика написала команда студии Daruma Audio во главе с Димой Новожиловым. Музыка написана под настроение каждой сказки и сюжет. Её можно слушать вечно! А если ещё подключить телефон к хорошей акустике, то восторг гарантирован.

Но разве мы могли ограничиться только музыкой и иллюстрациями? Не-е-е-т. После пары представлений через приложение мы поняли, что тексты сказок без адаптации дико неудобны для игры в театр теней. В большинстве из них много описаний, которые необходимы для сказки, но во время представления театра теней из-за них возникают нелепые паузы. В итоге Антонио перелопатил все сказки, засучив рукава.

<i>Те самые сокращенные сказки</i>
Те самые сокращенные сказки

Потом мы всё это перевели на английский два раза: с носителем сперва на британский, потом на американский английский. Я заморочился с анимациями каждой кнопки и плашечки, сделал ролики, по которым программисты потом реализовали анимацию.

Макс помер в Sketch, пока перелопатил дизайны и верстку для каждой сказки и всех экранов. Аниматоры делали множество версий персонажей и выгоняли их сотню раз для тестов. Такого садо-мазо мы ещё много сделали. Но не будем углубляться :)

Анимация экранов приложения

Когда мы собрали первую бета-версию, я решил попытать счастье и показать её дистрибьюторам в надежде, что они помогут с лончем, публикацией в магазине Apple и маркетингом. Да и вообще, говорят, что вместе веселее.

Трудно описать моё разочарование, когда дистрибьютор за 50% от прибыли предложил мне… ничего. В прямом смысле: «Разработчиков вам не дадим. Маркетинг оплачивайте сами. Мы поговорим с Apple, и возможно, ваше приложение попадёт на главную страницу, но его надо изменить вот так и вот так».

Мы подумали, что люди бредят, и решили запустить приложение самостоятельно. К слову, в итоге Apple нас всё же вывела на главную страницу, хоть и не так помпезно и круто, но то ли ещё будет.

<i>Скриншоты из App Store с фичерингом приложения</i>
Скриншоты из App Store с фичерингом приложения

24 февраля 2016 года мы наконец-то появились в App Store! В первый же день выхода попали на первое место в двух категориях. Как ужаленный, я писал Максу и Антону, бегал с телефоном к жене и просто светился от счастья.

<i>Топы двух категорий в первый день запуска</i>
Топы двух категорий в первый день запуска

После моей публикации в Facebook о топе в App Store знакомые в шутку спрашивали, выбрал ли я уже цвет нового Bentley. Я улыбался в надежде, что завтра всё же выберу. Но оказалось, что стоило рассматривать модель попроще — машинку из Hot Wheels за 300 рублей без доставки.

Разработка приложения для детей: так ли это няшно, как кажется на первый взгляд

Как выяснилось спустя пару дней, чтобы стать первым среди приложений в детских категориях, достаточно было 18 скачиваний в день. Представляете: 18, а не 100 или 10 тысяч! Если перевести всё это в деньги (мы ведь и зарабатывать планировали), то при наших вводных, максимум, на что можно было рассчитывать, — это 30 тысяч рублей в месяц. Конечно, при условии, что качать вас будут с таким же рвением, как и в первый день выхода. Так было у нас, но не знаю, как у других.

Apple трижды выводило наше приложение на главную страницу и 21 раз — на страницы категорий.

Разработка приложения для детей: так ли это няшно, как кажется на первый взгляд

О нас писали в различных онлайн-изданиях, блогах, мы даже попали в обзор на радио «Коммерсантъ FM» и телеканал ОТР.

<i>Отзывы в Instagram </i>
Отзывы в Instagram
Статья на «<a href="https://www.kommersant.ru/doc/3282486" rel="nofollow noopener" target="_blank">Коммерсантъ FM</a>»
Статья на «Коммерсантъ FM»
<i>Пик скачиваний после публикации о нас в <a href="https://www.facebook.com/mamaspapas.magazine/" rel="nofollow noopener" target="_blank">журнале Mamas &amp; Papas</a>. Самый скачиваемый месяц. Март 2016 года</i>
Пик скачиваний после публикации о нас в журнале Mamas & Papas. Самый скачиваемый месяц. Март 2016 года

Наш «Театр» получил второе место в конкурсах «Золотое приложение» и «Рейтинг рунета».

<i>Дипломы за вторые места</i>
Дипломы за вторые места

Жаль, что чувство рок-звезды достаточно быстро разбилось о статистику скачиваний. В итоге за всё время жизни приложения его скачали 887 раз.

<i>Статистика скачивания приложения за все время</i>
Статистика скачивания приложения за все время

Мы даже пробовали контекст, но это вообще были деньги в пустоту.

Почти, но не совсем конец

Полгода мы стойко пытались удержаться на Олимпе детских приложений и хотя бы частично окупить затраты на разработку. Но увы. В один день мы собрались с Максимом и Антоном в переговорке и решили, что пора идти по своим делам. Ребята пошли по своим, а я переключился на анимационную студию, которая требовала моего полного участия.

Я ещё пару раз пробовал оживить группы в соцсетях — мы даже запустили версию для Android, но это больше была попытка завершить начатое, чем реально изменить что-то.

Я знаю, что в нашем приложении есть проблема с самой механикой. Чтобы поиграть в «Театр теней», нужно:

  • скачать приложение;
  • выбрать сказку;
  • отправить себе выкройку героев и фона;
  • распечатать это дело;
  • вырезать ножницами;
  • и наконец, устроить представление!

И это о-о-очень длинный путь от желания поиграть и самой игры. К тому же не у всех есть дома принтер, а распечатать на работе многие банально забывали. Я понимаю, что надо было пробовать делать F2P-модель и подсаживать людей по чуть-чуть. Но то ли из-за жадности, то ли из-за глупости мы изначально твёрдо решили этого не делать. Я знаю, что проморолик не работал. Надо было показывать больше сюжетов с тем, как и что происходит в реале, снимать процесс игры и детей.

Производить качественное — это всегда значит инвестировать много денег. Я хочу давать детям красивые картинки, хорошую музыку, живую анимацию, увлекательные истории и приятные голоса. Одна наша сказка в среднем стоит порядка 35 тысяч рублей (и это лично для меня большинство людей работают по супернизкому ценнику).

В эту стоимость входит работа композитора, иллюстратора, дизайнера, аниматора, копирайтера и разработчиков. Сократить эту разработку до 3000-5000 рублей у меня рука не поднимается.

Как это обычно бывает, фейл и деньги — не самые главные участники истории. Самое главное, что это приложение познакомило меня с таким числом крутейших людей, что вряд ли это могло бы произойти без него. Я показывал незнакомым людям наш продукт, и они видели в нём что-то, что располагало их к нам. Они были готовы помогать советами, делиться опытом и связями.

Блогеры и издания бесплатно размещали заметки о нас, и это реально драйвило и заряжало! Да, идея, может, так себе, но людям нравилось, что мы сделали качественный и достойный продукт — это было важнее всего.

История в очередной раз подтверждает мою веру в то, что во всё, что мы делаем, нужно вкладывать частичку себя, иначе всё будет зря. Пока я писал эту статью, меня посетила мысль спросить тех, с кем мы тогда познакомились, и узнать, как у них дела.

Существует отдельная детская категория продуктов в App Store и Google Play, но мы в неё не попадаем, так как делаем продукты для родителей, а не для детей. Наша задача — это помогать родителям быть лучшими, легко справляться с рутиной и сохранять ценные детские воспоминания в одном месте.

Мы развивали все приложения как бесплатные до этого года, но весной решили, что пора переходить на модель подписок. Мы не хотим давать рекламу в наших сервисах, поэтому не продаём приватные данные наших пользователей, за что просим ежемесячный платёж. Вроде бы честная сделка.

Мы видим, что пользователи с удовольствием платят за то, что им нравится. Но при этом бывает сложно объяснить, в чём разница между контентом, который предоставляем мы по подписке, и бесплатным контентом наших конкурентов. Пользователи не понимают, что в бесплатных приложениях именно они и их личные данные являются товаром.

Но мы видим большой потенциал для роста. Всё больше людей готовы платить за полезные сервисы, и это прекрасно. Одна семья в США тратит около $80 тысяч на ребёнка за первые шесть лет его жизни, и в этом бюджете определённо есть немного места для ваших качественных приложений или развивающих игр.

Тим Райтер, сооснователь Hello Baby и Be Unicorn

Увы, мы приостановили разработку всех наших приложений и переключились на новый проект. Во-первых, для меня это было дорого — в создание игры я вкладывала больше, чем в маркетинг. А тут так не работает.

Во-вторых, родители чаще выбирают бесплатные приложения в сравнении с платными. Хотела бы я продолжить? Однозначно да, потому что это очень интересный процесс.

Саша Крю, генеральный директор Lil City

Мы перестали заниматься детскими приложениями. В первую очередь потому, что продали компанию (в 2015 году Fox&Sheep приобрела Bubl). Но в целом рынок детских продуктов сильно просел несколько лет назад. Старая модель перестала работать, а новая пока не придумана. Это косвенно видно по активности бывших лидеров рынка.

Приложения для детей — это рынок, который сам по себе не очень велик и не очень много денег приносит (если мы говорим про ощутимый доход хотя бы сотни тысяч евро). Зарабатывают в основном: брендовые приложения и раскрученные серии вроде «Тока Боки».

Олег Ставицкий, генеральный директор и сооснователь Bubl

Как же заработать на приложении для детей

Мне на этом заработать не удалось, поэтому я вряд ли могу озвучить формулу успеха. Но судя по моему опыту в этой сфере, нужно или придумывать что-то абсолютно новое, как сказал Олег выше, и это уже двигать и взращивать, или же забивать на всё свои праведные мысли и без эмоций рассматривать бизнес именно как бизнес. Сразу считать, как и когда ты вернёшь вложенные деньги, и не париться на тему качества и морали, ибо это всё отодвигает в итоге от финальной цели.

Ещё можно купить лицензию на какого-нибудь раскрученного персонажа — тоже очень рабочая история, но стоит, конечно, как самолёт, и не даёт гарантий. Нами же двигало желание попробовать себя в этой сфере и просто сделать что-то действительно для души, чтобы потом можно было гордиться тем, что это было сделано именно так, а не иначе. И нам это удалось!

Создавать приложение для детей — это очень круто! Видеть малышей, которые играют в наш театр с открытым ртом, — бесценно. Читать отзывы мам о том, как им оно нравится, как их детям нравится наш продукт — вдохновляет покруче речей Тони Роббинса.

Разработка приложения для детей: так ли это няшно, как кажется на первый взгляд

В итоге в приложение я вложил порядка 700 тысяч рублей, а заработал 110 тысяч. До текущего дня приложение лежало в App Store и даже не падало дальше 20-го места в категории «Книги». Сегодня приложение более недоступно ни в одном из магазинов.

Но это ещё не конец истории. Я был бы не я, если бы дал глупым показателям себя обмануть и не попробовал сделать ещё раз по-своему наперекор всем прогнозам и предсказаниям. В следующий раз я расскажу, во что же это всё вылилось.

Stay tuned!

Разработка приложения для детей: так ли это няшно, как кажется на первый взгляд
4343
43 комментария

Антон, очень круто!
Исполнение приложения, изложение статьи — выше всяких похвал.

Исходя из перечисленных проблем с механикой, я думаю, можно сделать основным продуктом печатный театр теней в коробочке, а приложение — вспомогательным. И что-то подсказывает, что вы так и поступили :)

13
Ответить

Спасибо! Приятно! Вообще это первая в моей жизни статья, поэтому я вдвойне рад, что понравилось. И отвечая на вторую часть вашего сообщения – ;)))

Ответить

Если финансы поют романсы, а очень хочется сделать качественное приложение для самых маленьких, почему бы не организовать студенческий кружок, где за идею под одной крышей готовы работать молодые талантливые педагоги, разработчики, дизайнеры и композиторы?
При этом молодежь ноет, что без опыта работы по специальности никуда не берут - по мне, отличный шанс наполнить себе и другим портфолио.

2
Ответить

Максим, студенты на то и студенты, что качественно делать они не могут просто в силу отсутствия опыта. Вы же не пойдете делать сложную операцию/ремонт или еще что-то, что требует качественного решения к студентам? Эта формула лучше подходит, если действительно хочется попробовать, но денег на хороших специалистов нет, но есть время возиться со студентами и учить их, пытаться получить нужный результат.

3
Ответить

На фото к статье ведущий тестировщик? 🙂

2
Ответить

Да-а-а-а! И не только приложений, но и нервной системы периодами ;)

2
Ответить

Антон, с удовольствием наблюдал за развитием твоего приложения, рад что не останавливаешься на достигнутом! Хочу пожелать только удачи в этом не простом деле

2
Ответить